Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:
Обществознание: учебник для 10 класса: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvo_10_klass.docx | 32.44 КБ |
ktp_obshchestvo_10_klass.docx.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артезианская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы: Зам. дир. по УВР Руководитель МО
_____________/Немкеева Г.В./ ____________/Бошева Т.В./ ___________/Cевтинова А.В./
Приказ№1 Протокол№1
«___»___________2018г «___»____________2018г «___»______________2018г
Рабочая программа
по обществознанию
в 10 классе
( базовый уровень)
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель: Горяева Мария Андреевна
КК: без категории
п. Буровой 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса обществознания 9 класса
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
- статьи 12 ФЗ от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказов Министерства образования Российской Федерации:
- от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
- от 6.10. 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 17.12.2010 года № 1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- от 19 декабря 2014 года № 1598 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- от 06.12.2017 года № 08-2595 « О направлении информации по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации»;
- норм СанПин, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- примерной программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов базового уровня авторов Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.
- Приказа Министерство образования и науки Республики Калмыкия от 18.06.2018г №999 «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- учебного плана МКОУ «Артезианская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:
Обществознание: учебник для 10 класса: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю).
Изучение обществоведения (как части обществознания) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Содержание учебного курса
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук.
Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Как философия помогает постигать общество.
Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Тема 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей
Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.
Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность и межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,
места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни
общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела/урока | Часы | Дата | НРК | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
1 | Повторение тематических блоков «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера» | 1 | ||||
2 | Повторение тематического блока «Экономика» | 1 | ||||
3 | Повторение тематических блоков «Политика», «Право» | 1 | ||||
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (20 ч) | ||||||
4 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их классификация | 1 | §1-2 | |||
5 | Философия как общественная наука | 1 | §3 | |||
6 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | 1 | §3 | |||
7 | Моральная философия эпохи Средневековья | 1 | §3 | |||
8 | Социально-философские идеи Нового времени | 1 | §3 | |||
9 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе | 1 | §3 | |||
10 | Экономические воззрения А. Смита | 1 | §3 | |||
11 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | 1 | §3 | |||
12 | Русская философская мысль XI-XVIII века | 1 | §4 | |||
13 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | 1 | §4 | |||
14 | Философские искания XIX века | 1 | §4 | |||
15 | Марксистское учение об обществе | 1 | §4 | |||
16 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | 1 | §4 | |||
17 | М. Вебер о специфике социального познания | 1 | §4 | |||
18 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенциализма | 1 | §4 | |||
19 | Цивилизационный путь России: продолжение споров | 1 | §4 | |||
20 | Общественные потребности и мир профессий | 1 | §5-6 | |||
21 | Мотивы выбора профессии | 1 | §5-6 | |||
22 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля | 1 | §5-6 | |||
23 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 | Обзор §1-6 | |||
Тема 2. Общество и человек (20 ч) | ||||||
24 | Наука о происхождении человека. Становление общества | 1 | §7 | |||
25 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | 1 | §8 | |||
26 | Человек – биосоциальная система | 1 | §8 | |||
27 | Мышление и деятельность. Мышление и язык | 1 | §8 | |||
28 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества | 1 | §9 | |||
29 | Общественные отношения | 1 | §9 | |||
30 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества | 1 | §10 | |||
31 | Изменчивость и стабильность | 1 | §10 | |||
32 | Традиционное общество | 1 | §11-12 | |||
33 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация | 1 | §11-12 | |||
34 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур | 1 | §11-12 | |||
35 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций | 1 | §13 | |||
36 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия | 1 | §13-14 | |||
37 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | 1 | §15 | |||
38 | Участники исторического процесса | 1 | §15 | |||
39 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса | 1 | §15 | |||
40 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития | 1 | §15 | |||
41 | Свобода как познанная необходимость | 1 | §16 | |||
42 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество | 1 | §16 | |||
43 | Зачет по теме «Общество и человек» | 1 | Обзор §7-16 | |||
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (10 ч) | ||||||
44 | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы | 1 | §17 | |||
45 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность | 1 | §17 | |||
46 | Создание и освоение ценностей | 1 | §18 | |||
47 | Духовная жизнь общества | 1 | Духовная сфера жизни в РК | §18 | ||
48 | Труд как вид человеческой деятельности | 1 | §19 | |||
49 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство | 1 | §19 | |||
50 | Политика как деятельность | 1 | Политическая власть в РК | §20 | ||
51 | Власть и властная деятельность | 1 | §20 | |||
52 | Легитимность власти | 1 | §20 | |||
53 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | Обзор §17-20 | |||
Тема 4. Сознание и познание (18 ч) | ||||||
54 | Бытие и познание. Познание как деятельность | 1 | §21 | |||
55 | Чувственное познание: его возможности и границы | 1 | §21 | |||
56 | Сущность и формы рационального познания | 1 | §21 | |||
57 | Свойства и критерии истины | 1 | §22 | |||
58 | Виды истины | 1 | §22 | |||
59 | Истина и заблуждение | 1 | §22 | |||
60 | Миф и познание мира | 1 | Мифы и легенды калмыцкого народа | §23 | ||
61 | Народная мудрость и здравый смысл | 1 | §23 | |||
62 | Познание средствами искусства | 1 | §23 | |||
63 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания | 1 | §24 | |||
64 | Дифференциация и интеграция научного знания | 1 | §24 | |||
65 | Основные принципы научного социального познания | 1 | §25 | |||
66 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук | 1 | §25 | |||
67 | Сознание индивидуальное и общественное | 1 | §26 | |||
68 | Теоретическое и обыденное сознание | 1 | §26 | |||
69 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности | 1 | §27 | |||
70 | Развитие самопознания и формирование личности | 1 | §27 | |||
71 | Зачет по теме «Сознание и познание» | 1 | Обзор §21-27 | |||
Тема 5. Личность и межличностные отношения (33 ч) | ||||||
72 | Понятие «личность» | 1 | §28 | |||
73 | Индивид и индивидуальность | 1 | §28 | |||
74 | Структура личности | 1 | §28 | |||
75 | Периодизация развития личности | 1 | §29 | |||
76 | Возраст и становление внутреннего мира | 1 | §29 | |||
77 | Социальное поведение. Структура направленности личности | 1 | §30 | |||
78 | Жизненные цели. Социальные установки | 1 | §30 | |||
79 | Коммуникация или общение. Средства общения | 1 | §31 | |||
80 | Невербальное общение | 1 | §31 | |||
81 | Особенности общения в современном мире | 1 | §31 | |||
82 | Две стороны взаимодействия | 1 | §32 | |||
83 | Стратегия взаимодействия в процессе общения | 1 | §32 | |||
84 | Общение в юношеском возрасте | 1 | §32 | |||
85 | Общение как понимание | 1 | §33 | |||
86 | Как происходит восприятие | 1 | §33 | |||
87 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 1 | §33 | |||
88 | Малые группы. Классификация малых групп | 1 | §34 | |||
89 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития | 1 | §34 | |||
90 | Межличностная совместимость | 1 | §35 | |||
91 | Групповая сплоченность. Конформность | 1 | §35 | |||
92 | Положение личности в группе | 1 | §36 | |||
93 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах | 1 | §36 | |||
94 | Особенности семьи как малой группы. Психология семейных отношений | 1 | §37 | |||
95 | Гендерное поведение. Воспитание в семье | 1 | §37 | |||
96 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах | 1 | §38 | |||
97 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп | 1 | §38 | |||
98 | Структура и динамика межличностного конфликта | 1 | §39 | |||
99 | Поведение личности в конфликте | 1 | §39 | |||
100 | Как успешно разрешать конфликты? | 1 | §39 | |||
101 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | 1 | Обзор §28-39 | |||
102 | Повторение и обобщение по курсу | 1 | Краткое повторение изученного материала | |||
Всего | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...