презентация к уроку "Содержание и формы духовной деятельности"
презентация к уроку по обществознанию (11 класс)
презентация куроку по обществознанию 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_formy_duhovnoy_deyatelnosti.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Объяснить понятия и термины: Духовная деятельность, Духовные ценности, Духовный мир, Духовное самоопределение личности, Аксиология, Секуляризация.
План урока. Создание и освоение ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.
Объясните как вы понимаете смысл данных понятий ? Перед вами два слова. «ДУХ» и «ДУХОВНЫЙ»
Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности . Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой — затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.
ДУХ- идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полное воплощение в человеке. Духовное- особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся такие ценности как свобода, вера, любовь, творчество.
Создание и освоение духовных ценностей Духовная деятельность имеет ту же структуру как и иная деятельность. ЦЕЛЬ-СРЕДСТВА - РЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТ- формирование духовных ценностей.
Что такое духовная деятельность? Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью , а ее продукты — духовными ценностями.
Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей.
Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних.
Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию . Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право. . Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания.
Роль ценностей в жизни человека? Ценности вносят смысл человеческой жизни. Вносят оценочный характер. Вносят порядок в деятельность человека.
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Шпагу для дуэли, меч для битвы. Слово для любви и для молитвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя Выбираю тоже как умею Ни к кому претензий не имею Каждый выбирает для себя
Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.
Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определённых понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности широко распространяются на ценности социума Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться: Здоровье Любовь, семья, дети, дом Близкие, друзья, общение Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы Материальное благополучие Духовные ценности, духовный рост, религия Досуг — удовольствия, хобби, развлечения Творческая самореализация Самообразование Социальный статус и положение в обществе Свобода ( свобода выбора, свобода слова и т. д.) Стабильность
Особенности духовных ценностей В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. К этому можно добавить, что обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений, даже разных исторических эпох. Могли бы вы сами привести примеры духовного общения поверх пространственных и временных барьеров? Другой важный вывод, который сделали философы, заключается в том, что содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.
Особенности духовных ценностей К этому можно добавить, что обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений, даже разных исторических эпох. Могли бы вы сами привести примеры духовного общения поверх пространственных и временных барьеров? Другой важный вывод, который сделали философы, заключается в том, что содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание мультимедийных презентаций, как одна из форм контрольно-оценочной деятельности обучающихся
Материал содержит статью и презентацию. Рассматривается виды мультимедийных презентаций и их методы применения в процессе обучения....
Презентация по теме "Формы исследовательской деятельности на уроках английского языка"
В данной презентации я попыталась показать, как, изучая язык, через самые простые приемы шаг за шагом дети учатся анализировать и делать выводы...
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе
Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...
Презентация как форма проектной деятельности.
Одной из форм проектной деятельности является «Создание мультимедийных презентаций»....
Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Краткий анализ практической деятельности....
Презентация как одна из форм контрольно - оценочной деятельности обучающихся в рамках промежуточной аттестации в профильной школе.
В условиях модернизации российского образования наиболее пристальное внимание уделяется двум основным процессам – информатизации образования и профильному обучению. Эти п...
презентация выступления на педсовете "Форма организации внеурочной деятельности - ГПД"
Одной из форм внеурочной деятельности является организация работы групп продленного дня. Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для у...
- Мне нравится (4)