Технологическая карта урока "Главные вопросы экономики"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Бозылева Олеся Викторовна

Разработка урока по обществознанию по ФГОС 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_voprosy_ekonomiki.odt33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 8 классе «Главные вопросы экономики»

Предмет: обществознание

Класс: 8

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  Автор: Лоренс Питер.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

Задачи учебного занятия:

  • Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
  • Расширить знания о роли экономики в жизни общества.
  • Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Научатся:  описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы  решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1).Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;   систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

2).Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;

в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3). Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Вид: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, парная (групповая), фронтальная.

Ход учебного занятия:

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Планируемые результаты. УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться применять полученные знания в знакомой и измененной ситуациях, эти умения им пригодятся не только в школе, но и в жизни.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Настраиваются на изучение нового материала.

1мин

Личностныестремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Актуализация и мотивация  знаний и умений

Осуществляет проверку д/з.

1. фронтально по вопросам:

- Что такое потребности?

- Виды потребностей?

- Приведите примеры.

- Как называются средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности?

- Какие бывают блага?

С. 91 учебника  зад. 1 – устно

- Как следует использовать блага?

- Всегда ли человек рационален в использовании благ? Приведите примеры? К чему это может привести?

Предлагает  развить проблемную ситуацию: «Вы -  предприниматель, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить

Предлагает  определить тему и цели урока.

Отвечают на вопросы,  определяют возникшие трудности.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их.

Формулируют тему урока и цели.

9 мин

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные  цели и задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные:

применение ранее полученных знаний;

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Предметные: Овладение умением изучать информацию

Изучение нового материала

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Что производить?

   

Как ?                        Для   кого?

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам):  Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

Знакомит с понятием экономическая система, видами экономических систем.

Экономическая система — это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам) :  в ходе работы с учебником заполнить таблицу в  тетради

Вопросы для срав-нения

Традиционная эконо-мика

Командная эконо-мика

Рыноч-ная эконо-мика

Смешанная экономика

Характерные черты

примеры

 Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

— Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Записывают тему урока в тетрадь, зарисовывают схему.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам), отвечают на вопросы.

Делают записи.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам)  заполняют таблицу.

1 ряд — традиционная экономика

2 ряд — командная экономика

3 ряд — рыночная экономика

Отвечают на вопросы

2мин

5мин

2мин

9мин

Познавательные:

смысловое чтение, умение анализировать, создавать, применять учебный текст для решения проблемных вопросов; характеризовать особенности решения главных вопросов экономики давать определение понятиям;

 информационно – коммуникационные:

Информационные: Поиск и организация хранения информации

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Коммуникативные:работать индивидуально и в паре, находить общее решение и уметь вести диалог с напарником

Регулятивные:корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: Овладение умением изучать и преобразовывать учебную текстовую информацию в графическую форму (в виде сравнительной таблицы)

Осознание и осмысление полученной информации

Какая экономическая система лучше? 

Говорит о смешанном типе э.с. большинства стран мира.

Предлагает учащимся   выполнить задания 1 в в учебнике пар. 12 стр.99, рубрика « в классе и дома»

Отвечают на вопросы учителя, подходят к выводу о том, что основные типы экономических систем имеют свои достоинства и недостатки, в большинстве современных государств распространена смешанная экономическая система.

Выполняют задания

делают выводы по теме урока

7 мин

Регулятивные:корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательныесамостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

  1. прочитать §12, вопр. Устно,
  2.  зад. 3 с.100 учебника

Записывают домашнее задание по выбору.

1мин

Личностныепонимают значение знаний для человека и принимают его.

Рефлексия

Предлагает оценить степень своей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему

Определяют степень  своей активности на уроке по пятибалльной шкале и сдают учителю. По желанию анализируют свою деятельность на уроке.

3мин

Коммуникативные:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Приложение для учителя.

Типы экономических систем

Тип

Характеристика

Пример

Традиционная экономика

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)

Командная экономика

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.

В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии

Рыночная экономика

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени

Смешанная экономика

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Человек и экономика"

Урок обществознания для  учащихся 11 класса  с применением деятельностного подхода в обучении....

Технологическая карта по теме "Дух предпринимательства преобразует экономику"

Данная карта позволит организовать самостоятельную, поисковую  деятельность ученика на уроке....

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"

Урок составле в соответствии с ФГОС второго поколения...

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"...

Технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны". 9 клас

План конспект к уроку по теме "Воссановлени  экономики после войны"....