Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_bryanskiy_kray_9_kl_.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»
Актуальность
В школьную программу Брянской области введены курсы «История Брянского края» и «Основы православной культуры и светской этики». Они позволяют ученикам познавать историю своей малой Родины, осваивать духовные ценности. С 2015 учебного года в 5 классе введен новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры России». Он ликвидирует незнание основ духовной жизни учащихся; знакомит с азами мировых религий, историей православия России .Однако духовным страницам нашего края уделено очень мало внимания, а краеведческий материал важен и интересен. В этом курсе будут затронуты религиозные и культурные моменты истории Унечского района.
Цель курса:
1)Показать картину духовной жизни жителей Унечского района на протяжении многовековой истории;
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с малоизвестными событиями истории Унечского края;
- Дать наиболее полное представление о различных сторонах духовной и культурной жизни жителей Унечского района;
- Удовлетворить познавательные интересы обучающихся;
- Отработать умение и навыки обработки исторической информации, духовной литературы;
- Показать важность духовного развития людей отдельного региона и роль в жизни Отечества.
- Сформировать у учащихся черты патриота и гражданина России;
Место курса в образовательном процессе.
Элективный курс «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района» призван актуализировать исторические знания и умения учащихся, помочь сформировать целостную картину духовно-религиозной жизни страны. Курс расширяет содержание предметов: «История России», «История Брянского края», «Основы православной культуры и светской этики».
На изучение курса отводится 34 часа в 9 классе.
В процессе обучения учащиеся должны:
1) Уметь работать с исторической литературой и источниками.
2) Знать фактический материал по данному курсу.
3) Давать характеристику различных исторических и религиозных событий.
4) Уметь систематизировать и сравнивать исторические факты.
5) Толерантно воспринимать религиозную информацию.
Формы контроля.
Элективный курс предполагает формы текущего и итогового контроля обучающихся. Наиболее важными являются задания творческого и аналитического характера; написание исследовательских работ и рефератов, музейная работа, творческие проекты, участие в различных конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п п | Тема урока | Содержание урока | Организация учебной работы |
1. | Вводное занятие. Язычество. | Постановка целей и задач курса. Расселение северян, радимичей, полян. Курганы и верования племен. | Вводная лекция, проблемное задание. Работа с картографическим материалом. |
2. | Принятие христианства в нашем крае. | Распространение христианства. | Лекция. Работа с картографическим материалом. |
3. | Христианские и языческие обряды. | Свадьба. с. Красновичи. Отношение к хозяйству, скоту. Поверья. | семинар |
4. | Сказания и легенды края на религиозные сюжеты. | Местные мифы, сказки, былины о борьбе с нечистой силой. | Урок-конференция |
5. | Языческие и мифологические верования | Праздники масленицы, Купала, Святки. | «Круглый стол» |
6. | Черниговская губерния. Административное деление. | Мглинский, Суражский, Стародубский уезды. История населённых пунктов. | Лекция. Работа с картографическим материалом. |
7. | Села-владения Киево-Печерской Лавры | Лыщичи, Ст. Гута, Робчик, Шапочка | семинар |
8-9 | Храмы Унечского района | Храмовое строительство. Храмовое убранство. Строительство храмов в Белогорщ и Красновичах. | Работа с иллюстративным материалом. Презентация. Проект. |
10. 11. | Храмы города Унеча | Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Свято-Никольское подворье, часовня (центральное кладбище) | Урок-конференция |
12. 13. | Престольные праздники Унечского района. | Городские и сельские престольные праздники. Обычаи и обряды. Праздники сел Рюхово и Найтоповичи | Семинар Проект. |
14. | Церковные праздники. | Крещение Господне, Пасха, Преображение Господне | Проект. |
15 | Советская власть и религия на унечской земле. | Борьба с религией, атеизм, разрушение храмов. | «Круглый стол» |
16 17 | Возрождение православия. | Ситуация 1990-х годов. Реставрация храмов и восстановление приходов | Лекция. Проблемное задание. |
18 | Святитель Феодосий Угличский | Черниговский Чудотворец и его роль в управлении епархией | Виртуальная экскурсия «По местам Ф. Угличского» |
19. | Церковные деятели Дмитрий Дудко и Леонид Шпиньков | Подвижничество священнослужителей | Лекция с элементами беседы. |
20. 21. | Святые источники района (Рассуха, Куровщина, Коржовка, Семешково, Нежданово) | Легенды о появлении источников; правила поведения у источника, благоустройство | Презентация Исследование |
22. 23. | Исторические личности П.В.Завадовский А.В.Гудович | Первый министр просвещения- с. Красновичи; В. Гудович – генерал-фельдмаршал с. Ст. Ивайтёнки | Работа с архивным материалом. Презентация. Проект |
24. 25. | Собирательницафольклора М. Н.Косич и А. И. Покорский | Рассуха- имение Хутор Аннинск - имение | Работа с иллюстративным материалом. Презентация. |
26. 27 | Обрядовая культура села Унечского района | Шулаковка–Успение Пресвятой Богородицы, | Урок-конференция |
28.29. | Старинные игры района | Красновичи»У шея», «Чекирда», «Кольцо», Парора»; Шулаковка «Шихо», «Кот»; Лизогубовка «Куклы», «Апука». | «Круглый стол» |
30. 31. | Старинные кулинарные рецепты Унечского района | Рассуха (кулаги, варенина), Березина (драники, гречневые блины, лапша), Шулаковка( баба, кулеш, содники) | «Круглый стол» |
32-34 | Резервные уроки на свободную тему. Итоговый урок | Туристические поездки по району и области. Посещение церквей. Беседы ч верующими людьми и священниками. Участие в церковных праздниках. Собирание информации. Создание аудио- и видеопродукции на культурологические темы. Написание творческих работ. Практическая помощь верующим. | Практическая работа. Конференция.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"
Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...
Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о. Леонтия
Данная статья может быть отнесена к преподаванию истории ,краеведения,МХК....
Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Проблемы изучения музыки религиозной традиции в современной школе
Слово «образование» происходит от слова «образ» (лик), что само по себе указывает на направление духовного совершенствования личности.Однако, мы, учителя оказались в сложном положении. Очень хорошо по...
"Семья и семейные ценности в различных религиозных традициях"
Технологическая карта урока по ОДНКНР....
Система творческих заданий в рамках курса духовно-нравственного воспитания образовательной программы «Истоки» (из опыта работы)
В рамках курса " Слово и образ России"обучающимся предлагаются разные виды творческих заданий:создание генеалогического древа,сравнительная характеристика разных видов искусства по определен...