Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Фроленкова Марина Михайловна

Рабочая программа по  обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования 2012 г., примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне. М., 2015. и авторской программой  «Обществознание». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. О.Б.Соболева. – М.: Вентана-Граф, 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ob-vo_10_kl_soboleva.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

            «Кузьмичская средняя школа» муниципального образования –

Ершичский район Смоленской области

                        _______________________________________________

Рассмотрено                                                                                  Утверждаю

Руководитель ШМС                                             Директор

__________Ю.А.Михеенкова                               школы                          М.М.Фроленкова

Протокол №      от                                                « _____»_______________2018г

                                  Рабочая программа

                           Обществознание____________________

                                                      название учебного предмета, курса

                                                                                    Ф.И.О. учителя     Фроленкова М.М..

                                                                                                     _______________________

                                                                       Квалификация     учитель высшей категории     

                                                                                                      _______________________                   

                                             Класс, в котором изучается          10 класс   2018-2019

                                            учебный предмет, учебный год     _______________________

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Рабочая программа по  обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования 2012 г., примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию на базовом уровне. М., 2015. и авторской программой  «Обществознание». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. О.Б.Соболева. – М.: Вентана-Граф, 2017г.

                                          Место предмета в учебном плане

Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов (базовый уровень)-  2 часа в неделю (34 учебные недели),

для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов (базовый уровень) -  2 часа в неделю (34 учебные недели).

Всего курс «Обществознание» в 10-11 классах - на 136 учебных часов.

                                                                    УМК

 Рабочая программа ориентирована на использование учебников по истории  для 10-11 классов издательства «Вентана-Граф»:

 1.Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / под общ. ред. Г.А.Бордовского. – М.: Вентана - Граф, 2018. – 320 с.

 2.О.Б.Соболева. Обществознание. Программа. 10-11 классы. – М.; Вентана – Граф, 2017/ /Рекомендовано Министерством образования и науки РФ/.                           

Планируемые  результаты освоения предмета (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты освоения образовательной программы по обществознанию:

1) Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по обществознанию:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы по обществознанию:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

                               Основное содержание учебного предмета                                                   

X класс 68ч

 Глава І. Введение. Человек как часть природы и общества (10часов)

Глава ІІ. Социальная сфера жизни общества (24 часа)

Глава III. Духовная сфера жизни общества (23 часа)

Глава IV. Проблемы современного общества (11 часов)

Введение.

Тема1 Человек как часть природы и общества (10часов)

Человек как биосоциальное существо Проблема происхождения человека. Сложная и противоречивая природа человека. Человек как объект познания. Мыслители прошлого о человеке. Человек, индивид, личность.

Многообразие человеческой деятельностиМногообразие видов и форм деятельности человека.Потребности и интересы человека. Поведение человека. Целенаправленный и активный характер поведения: непроизвольное и произвольное поведение. Этапы формирования и развития личности.

Сознание и познаниеРазум, сознание и мышление. Бессознательное. Самосознание. Сущность и структура познания. Знание и истина. Критерии истины.

Тема 2. Социальная сфера жизни общества (24 часа)

Общество как социальная система Общество как сложная, динамическая, открытая, саморазвивающаяся социальная система. Социальная

система и социальная структура. Подсистемы общества. Системные характеристики общества. Целостность общества. Элементы общества. Социальные институты. Многообразие общественных отношений.

Социальная структура общества Социальная структура общества. Теория социальной стратификации. Виды социальной стратификации.

Страты и классы. Социальная структура современного западного мира. Социальная структура современного российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры в постиндустриальном обществе.

Социальные группы Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Социальные лифты. Люмпены и маргиналы, их роль в общественном развитии. Показатели социальной мобильности. Открытые и закрытые общества. Динамика социальной

мобильности в РФ. Общественное существование человека. Социальные группы. Первичные и вторичные группы. Малые и большие группы. Членство в малой группе.

Молодёжь как социальная группа Молодежь как социальная группа. Молодежь в современном обществе. Социальные роли в юношеском возрасте. Проблемы молодежи. Молодежная политика государства.

Социальные институты Понятие «социальный институт». Потребности человека и социальные институты. Процесс институционализации. Характеристики и функции социальных институтов. Виды социальных институтов. Социальные институты, нормы и ценности. Взаимодействия социальных институтов

Семья и брак Семья. Брак. Виды семьи и брака. Функции семьи. Проблемы и перспективы развития семьи. Государственная политика в области развития семьи.

Социальные нормы Происхождение и развитие социальных норм. Основные виды социальных норм. Отклоняющееся поведение. Причины отклоняющегося поведения. Свобода и ответственность. Виды отклоняющегося поведения и его роль в жизни общества. Проблемы

табакокурения, наркомании и алкоголизма.

Социальный контроль. Виды санкций. Социализация как двусторонний процесс.

Социализация индивида Социализация индивида. Этапы социализации. Нарушение социализации. Агенты социализации. Социальное зеркало.

Социальные статусы и роли Социальные статусы человека. Предписанные и достигаемые статусы. Личный и социальный статус.

Престиж и авторитет. Статусный набор. Главный статус личности. Несовпадение статусов. Социальная роль. Ролевое поведение. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальный конфликт Понятие «конфликт». Виды конфликтов. Структура конфликта. Социальный конфликт. Основные причины

социальных конфликтов. Формы протекания социальных конфликтов. Способы разрешения конфликта. Зависимость последствий конфликтов от способов их разрешения. Роль социальных конфликтов в современном мире.

Этнические общности. Национальные отношения Виды этнических общностей и их развитие в истории. Нация как высшая форма развития этноса. Этнические общности и расы. Современные тенденции развития национальных отношений. Виды национального

противостояния: этноцентризм, национализм, шовинизм, геноцид, расизм. Национальные конфликты в современном мире. Национальная интеграция. Конституционные принципы национальной политики РФ. Национальные проблемы современной России и регионов.

Тема 3. Духовная сфера жизни общества (23 часа)

Что такое культура? Трудность определения феномена «культура». Функции культуры. Преемственность (традиции) и новаторство в культуре. Культура и творчество. Культура и антикультура.

Типология культуры. Молодёжные субкультуры. Классификации культуры. Национальная, региональная и мировая культура. Народная,

элитарная и массовая культуpa. Доминирующая и субкультура. Молодежные субкультуры. Субкультура и контркультура. Диалог культур.

Что такое духовная культура? Материальная и духовная культура. Индивидуальный и общественный аспекты духовной культуры

Художественная культура Художественная культура. Искусство, как органическая часть культуры. Искусство — специфическая форма человеческого сознания. Искусство и духовный мир человека. Функции искусства. Роль искусства в современном мире.

Философия. История философской мысли Философия. Философия и другие формы духовной культуры. Материализм и идеализм. Диалектика и метафизика. Функции философии. Рассмотрение проблем человека и общества в истории философской мысли.

Религия. Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма. Сущность веры и религии. Структура религии. Религиозные организации. Секта. Опасность сектантства. Религиозные отношения. Атеизм. Теории происхождения религии. Первые формы религии.

Национальные и мировые религии. Буддизм, христианство, ислам. Новые религиозные движения. Функции религии в обществе. Роль религии в общественном развитии. Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные отношения в современном мире.

Мораль Мораль, этика, нравственность. Структура морали. Оценка поступка. Внутренние регуляторы поведения человека.

Мировоззрение и менталитет Составляющие духовного мира человека. Свобода и ответственность личности. Границы свободы.

Мировоззрение. Типы и уровни мировоззрения. Менталитет. Типология менталитета.

Роль науки в общественном развитии Наука. Особенности научного познания. Структура научного познания. Виды наук. История науки.

Научная революция. Сущность и этапы научно-технической революции. Роль научного знания в современном мире. Свобода творчества и моральная ответственность ученого.

Образование Образование в истории человечества. Функции образования. Ступени образования. Современные тенденции в развитии образования. Образование в жизни современного человека

Современная культура

Тема 4. Проблемы современного общества (11 часов)

Динамика развития общества Формации и цивилизации. Понятие общественно-экономической формации. Понятие цивилизации.

Теории локальных цивилизаций. Линейно-стадиальные теории цивилизаций. Цивилизация и культура. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Социальная динамика и социальные изменения. Социальные процессы, их формы и типы. Социальное развитие и его характеристики. Основные пути развития общества. Эволюция и революция. Революция и реформа. Типы и факторы социальной динамики. Основные направления развития общества: прогресс, стагнация, регресс. Проблема прогресса в социальной мысли XVIII-XX вв. Критерии общественного прогресса. Противоречия социального прогресса. Научно-технический прогресс и его противоречия. Гуманистические критерии социального прогресса.

Россия и мир. Особенности современного развития Общество на современном этапе развития Информационная (компьютерная) революция. Отрицательные последствия информатизации и компьютеризации общества. Процессы глобализации. Глобальные проблемы человечества. Антиглобализм. Угрозы современной цивилизации. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Проблема сокращения экономической отсталости развивающихся стран. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Проблема предотвращения военных конфликтов. Угроза терроризма. Проблема сохранения природы человека. Тенденции и перспективы развития современного общества. Особенности современного российского общества. Тенденции и перспективы развития российского общества. Пути преодоления угроз и вызовов современной цивилизации.

                                    Формы и виды учебной деятельности

  • конспектирование
  • групповая работа
  • творческие задания
  • самостоятельная работа
  • составление конспекта, рецензии, реферата
  • исследование
  • взаимопроверка, самопроверка
  • тестирование

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой (работа с текстом):

  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности(наблюдение за различными объектами):

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Анализ проблемных ситуаций.

 Методы обучения:

  • Источник получения знаний: наглядные, словесные, практические.
  • Характер познавательной деятельности:   объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
  • Активные методы обучения: метод проблемного обучения, программированного обучения, интерактивного обучения (проекты, дискуссии, игровой метод, тренинг).

                                      Методы и формы контроля:

Содержанием контроля в современной школе является комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования: формируются знания, обще учебные и предметные  умения и навыки, развиваются творческие способности, оценочные суждения.

Виды контроля

  • Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый.
  • Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы.
  • Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы.
  • Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года.

Методы контроля

  • ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль знаний и умений,

      практическая проверка, тестовый контроль

Формы контроля

  • фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль

                    Учебно – методическое   обеспечение:

1.Методическая литература для учителя  Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана –Граф, 2016г.

2.Лабезникова А.Ю. ЕГЭ – 2015. Обществознание: 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / под ред. Е.Л. Рутковской. – М.: Издательство «Экзамен» 2017 – 383 с.

3.ЕГЭ – 2017. Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. О.А. Котова, т. е. Лискова. -Москва: АСТ: Астрель, 2017. - 285с. (Федеральный институт педагогических измерений).

4.Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 93 с.

5.Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А.Фомина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 207 с.

6.Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор.

              Календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 кл -68ч

Тема урока

Домашнее задание

1

Введение

Тема1.  Человек как часть природы и общества

2

Человек как биосоциальное существо

§ 1

3

Человек как биосоциальное существо

§ 2

4

Многообразие человеческой деятельности

§ 3

5

Многообразие человеческой деятельности

§ 3

6

Сознание и познание

§ 4

7

Сознание и познание

§ 5

8

Феномен человека( уроки-практикумы)

§ 6

9

Феномен человека( уроки-практикумы)

§ 6

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек как часть природы и общества»

Тема 2. Социальная сфера жизни общества

11

Общество как социальная система

§ 7

12

Социальная структура общества

§ 8

13

Социальная структура общества

§ 8

14

Социальные группы

§ 9

15

Молодёжь как социальная группа

§ 10

16

Социальные институты

§ 11

17

Семья и брак

§ 12

18

Семья и брак

§13

19

Многообразие социальных институтов (урок-семинар)

§14

20

Многообразие социальных институтов (урок-семинар)

§14

21

Социальные нормы

§15

22

Социальные нормы

§15

23

Социализация индивида

§16

24

Социализация индивида

§16

25

Адаптационные стратегии личности в изменяющемся обществе. (Практикум).

§17

26

Адаптационные стратегии личности в изменяющемся обществе. (Практикум).

§17

27

Социальные статусы и роли

§18

28

Социометрия. Урок-практикум

§19

29

Социометрия. Урок-практикум

§19

30

Социальный конфликт

§20

31

Социальный конфликт

§20

32

Этнические общности. Национальные отношения

§21

33

Человек в социальной среде. Урок-практикум

§22

34

Повторительно-обобщающий урок  по теме "Социальная сфера жизни общества"

Тема 3. Духовная сфера жизни общества

35

Что такое культура?

§23

36

Типология культуры 

§24

37

Молодёжные субкультуры. Урок- семинар

§25

38

Молодёжные субкультуры. Урок- семинар

§25

39

Что такое духовная культура?

§26

40

Художественная культура

§27

41

Художественная культура

§27

42

Философия

§28

43

История философской мысли

§29

44

История философской мысли

§29

45

Религия

§30

46

Религия

§30

47

Мораль

§31

48

Мораль

3§1

49

Мировоззрение и менталитет

3§2

50

Роль науки в общественном развитии

§33

51

Роль науки в общественном развитии

§33

52

Образование

§34

53

Образование

§34

54

Современная культура

§35

55

Человек в мире духовной культуры. Урок-практикум

§36

56

Повторительно-обобщающий урок по теме " Духовная сфера жизни общества

Тема 4. Проблемы современного общества

57

Динамика развития общества

§37

58

Динамика развития общества

§37

59

Россия и мир. Особенности современного развития

§38

60

Россия и мир. Особенности современного развития

§38

61

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века

§39

62

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века

§39

63

Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Урок-семинар

§40

64

Социальное развитие современной России, мира, вашего региона.

§41

65

Социальное развитие современной России, мира, вашего региона.

§42

66

Итоговая промежуточная аттестация. Тестирование

67

Работа с источником. Итоговый урок-практикум

§43

68

Повторительно-обобщающий урок по теме "Проблемы современного общества"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...