Рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 5 класс УМК Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogolyubov_fgos_5.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического объединения образовательного учреждения
председатель МО /Гусева Е.И. / / Кузнецова Е.В./
протокол № 1 приказ №
от « » августа 2017 г. от «31» августа 2017 г
Рабочая программа
учебного курса ООО по обществознанию
5 класс
Составитель: Павлинова Г.А.,
учитель истории и обществознания
квалификационная категория – высшая.
2017
Пояснительная записка
Учебная программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе ФГОС основного общего образования, программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 5 – 9 классы, без изменений и дополнений.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Для реализации программы используются
Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.; Просвещение, 2015.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2015.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. - М. : Просвещение, 2014.
Количество часов на год по программе 34.
Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.
Контрольных работ 5.
Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса. В классе обучаются 16 учащихся. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения. Они отличаются организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.
Так же в классе можно выделить группу обучающихся, которые не имеют всего необходимого к уроку, часто не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы индивидуальные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.
Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание материала.
Для выявления и корректировки уровня усвоения материала в ходе уроков используются мини-тесты, карточки, оценки за которые выставляются в классный журнал выборочно, так как целью в данном случае является создание ситуации успешности и повышения мотивации к изучению курса обществознания.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные контрольные работы, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и другие.
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок образования понятий | Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров |
3. Урок практической работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений |
5. Урок с использованием ТСО | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемой эпохе, участниках исторических событий |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный материал), преобразующая деятельность (новый материал), творческая деятельность (новый материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
уметь:
выделять главную мысль, составлять план;
описывать изучаемый социальный объект;
сравнивать социальные объекты или источники;
характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни, изученных социальных объектов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Ученик научится:
- понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем;
- формировать представление о деятельности человека;
- характеризовать свои потребности и способности;
- проявлять личностные свойства в основных видах деятельности;
- раскрывать основные черты духовного мира человека;
- определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха;
- определять, в чем состоят особенности межличностных отношений;
- анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах;
- определять, что такое культура общения человека;
- анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ;
- отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения;
- определять, что такое культура общения человека;
- сохранять достоинство в конфликте;
- отличать добрые поступки от злых; - определять понятия «нравственность» и «безнравственность»;
- определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами;
- строить свои взаимоотношения с другими людьми;
- анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям;
- пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;
- подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт;
- работать в группах и парах;
- работать с текстом учебника;
- анализировать схемы и таблицы;
- высказывать собственное мнение, суждения;
- решать логические задачи;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
-формулировать собственную точку зрения;
-осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;
- давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению;
- преобразовывать извлечѐнную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять еѐ в виде письменного текста;
- публично выступать.
Основное содержание курса
Введение. (1 ч)
Тема «Человек» (4 ч)
Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Основные понятия: «общество», «человек», «индивидуальность», «личность», «сознание», «потребности»;
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/ понимать:
- значение понятий: «общество», «человек», «индивидуальность», «личность», «сознание», «потребности»;
- знать какие качества характеризуют личность;
- основные, характерные черты подросткового возраста;
- что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности;
Уметь:
- работать с текстом учебника;
- приводить примеры;
- давать оценку поступкам с позиции норм морали;
- приводить примеры потребностей человека;
- выделять главные мысли в тексе учебника.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения
Тема «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Основные понятия: «экономика», «семья»;
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
- значение понятий: «экономика», «семья»;
Уметь:
- характеризовать семью как малую группу;
- выделять главные мысли в тексе учебника;
- уметь характеризовать свое домашнее хозяйство.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Тема «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Основные понятия: «дружба», «товарищество»;
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
- значение понятий: «дружба», «товарищество»;
Уметь:
- работать с текстом учебника;
- приводить примеры, основанные на жизненном опыте;
- отстаивать собственную точку зрения;
- сравнивать виды межличностных отношений;
- выделять главную мысль в тексте учебника.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Тема «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Основные понятия: «труд», «способности», «творчество», «трудовая деятельность»;
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
- значение понятий: «труд», «способности», «творчество», «трудовая деятельность»;
- как оценивается труд в обществе;
Уметь:
- работать с текстом учебника;
- выделять главную мысль в тесте учебника;
- приводить примеры , основанные на жизненном опыте.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения
Тема 5. «Родина» (9 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Основные понятия: «патриот», «федерация», «государство», «субъект», «гражданин», «референдум», «нации», «национальность», «многонациональное государство».
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
- значение понятий: «патриот», «федерация», «государство», «субъект», «гражданин», «референдум», «нации», «национальность», «многонациональное государство»
Уметь:
описывать основные государственные символы и знать их значение;
- знать свои права, как гражданина.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения
Итоговое повторение (1 ч)
Тематическое планирование курса обществознание 5 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | теория | семинары | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | |||
2 | Человек | 4 | 4 | |||
3 | Семья | 7 | 4 | 1 | 1 | 1 |
4 | Школа | 7 | 5 | 1 | 1 | |
5 | Труд | 5 | 3 | 1 | 1 | |
6 | Родина | 9 | 5 | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 22 | 4 | 3 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...