Тестово -диагностический контроль по обществознанию
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Обеспечение уровневогоподхода к оценке планируемого результата освоения программы учебного курса " Обществознание". В данной разработке представлена техноогия составления контрольно- измерительных материалов с позиции уровневого подхода к оценке планируемых результатов освоения программы учебного курса " Обществознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovo-diagnosticheskiy_kontrol_obshchestvoznanie.docx | 254.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная п. Малиновский
Тестово-диагностический контроль уровня сформированности планируемых результатов обучения по обществознанию.
Шатохина Наталья Сергеевна
учитель истории и обществознания
МБОУСОШ п. Малиновский
ХМАО-Югры.
2016 г.
Малиновский
Тестово-диагностический контроль уровня сформированности планируемых результатов обучения по обществознанию.
Одним из направлений федерального компонента государственного стандарта общего образования является формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности, получение опыта этой деятельности.
Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека внутреннюю активность личности, ее потребности, способность к самосовершенствованию, самоактуализации.
Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга.
Изменение подхода к контрольно-диагностическим средствам позволяет судить о результатах развития детей по итогам обучения и разрешать противоречия между требованиями государственного стандарта и реальным уровнем развития детей.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур, в том числе выполнения тестовых работ (как правило, тематических).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предметам «Обществознание», «История». Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
К оценке достижений учащихся целесообразно подходить с позиции оценивания, основанной на принципах компетентности. Ее отличительной чертой является ориентация системы оценивания не только на результат учебного труда, но и на сам процесс учебной деятельности.
Принципы оценивания:
- Определенность – ученик до начала работ знает и понимает критерии оценки;
- Объективность – оценка не вызывает разногласий между учеником и учителем;
- Вариативность – предлагается различные уровни выполнения работы.
Уровни оценивания результата учебного труда и процесса мыслительной деятельности при тестово-диагностическом контроле:
- Ученический – отработка формируемых знаний (задания части А);
- Алгоритмический – воспроизведение усвоенной информации, выполнение типовых заданий по алгоритму (задания части В);
- Преобразующий – выполнение усложненных заданий с применением нескольких алгоритмов, использование ряда мыслительных операций; (работа с учебной и научно-популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания; проведение исследования и формулировка вывода, моделирование и построение гипотезы; умение самостоятельно моделировать ситуации, составлять задачи и на их основе получать новые знания, Объяснять события и изучаемые факты на основе имеющихся знаний, предсказывать следствия из теорий; измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков; чтение различных схем, исторических карт) (задания части С);
- Эвристический – выполнение нестандартных заданий, установление межпредметных связей, владение комплексом мыслительных операций (анализ информации, диаграмм, графиков; умение давать ответ в свободной форме; использование научных понятий и терминов для объяснения окружающих явлений; соотнесение различных точек зрения на явления и события, высказывание собственной версии их смысла; умения видеть скрытые возможности изучаемых объектов; умения учитывать и анализировать множество обстоятельств, на первый взгляд ничем не связанных; умения прогнозировать развитие ситуации; умения изменять качества окружающего пространства; умения видеть и понимать назревшие реальные проблемы; составление графических, логических и творческих заданий) (задания части С - эссе).
Тестово-диагностический контроль проводиться после изучения каждого раздела курса (например, в 10 классе при изучении курса обществознания - «Познание окружающего мира», «Экономическая сфера», «Политическая система общества» и др.). Каждый контроль состоит из обязательного ученического уровня и любых других уровней: алгоритмического, преобразующего, эвристического, каждый из которых оценивается отдельно. При выставлении оценки учащемуся учитывается все уровни, и оценка выставляется в пользу учащегося. Например, если учащийся выполнил ученический уровень на «удовлетворительно», алгоритмический на «хорошо», то общий результат оценивания будет «хорошо».
По результатам контроля составляется диагностическая таблица, в которой фиксируется продвижение учащихся в освоении учебных компетенций:
ФИО | ученический уровень | алгоритмический уровень | преобразующий уровень | эвристический уровень |
+ | + | |||
+ | + | |||
+ | + |
Диагностические таблицы предоставляют учителю возможность:
- Определить, какие затруднения испытывают учащиеся каждого класса;
- Увидеть развернутую характеристику учебной деятельности каждого ученика;
Данная процедура оценивания направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных достижений и соответствует структуре Г(И)А.
Пример тестово-диагностический контроль уровня сформированности планируемых результатов обучения к разделу «Познание окружающего мира».
В данном примере представлена подборка заданий разного уровня оценивания результата учебного труда и процесса мыслительной деятельности.
Ученический уровень
А1. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1) выводы, полученные научным путем 3) исчерпывающее знание о предмете
2) суждения, лишенные субъективных оценок 4) экспериментально установленные факты
А2. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
1) объяснительная 2) прогностическая 3) социальная 4) мировоззренческая
А3. Мышление образами – обязательная составляющая познания
1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского
А4. В последние годы резко возросло число пользователей Интернетом, что вызывает интерес у разработчиков сайтов, тематика которых должна отвечать запросам разных групп населения. В связи с этим в 2002 г. было проведено исследование запросов ученых-обществоведов. Данные исследования представлены в диаграмме. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
- Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочно-библиографическая информация.
- Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает новостная информация.
- Максимальное количество обращений связано с исследовательскими сайтами.
- Среди интересов ученых-обществоведов сайты, связанные с развлечениями, находятся на первом месте.
А5. Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания
1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского
А6. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
- отражение внешних признаков познаваемого объекта
- теоретическое обобщение результатов наблюдения
- формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
- Построение предположений, основанных на опыте.
А7. Только в процессе научного познания происходит
- объяснение объективно действующих законов
- применение знаний на практике
- отрицание предыдущих достижение познавательного процесса
- формирование целостного образа мира
А8. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Процесс постижения человеком законов развития природы и общества называется?
1) воспитание; 2) обучение; 3) познание 4) искусство.
А10. Примером какого знания служит утверждение: «Закон что паутина – шмель пролетит, а мошка застрянет»?
1) теоретического; 2) астрологического; 3) житейского; 4) мифологического.
А11. Знание о том, что объем воды, вытесненной телом при погружении, равен объему погружаемого тела, было получено путем?
1) научного эксперимента; 3) теоретического анализа;
2) предположения (выдвижения гипотезы); 4) божественного откровения.
А12. Природу добра и зла исследует область научного знания?
1) этика; 2) эстетика; 3) психология; 4) логика
А13. Выберите верное высказывание?
1) истинные знания – те, которые разделяет большинство людей;
2) в процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения;
3) только те знания, которые соответствуют моральным нормам, истинны;
4) знания, полученные в результате эксперимента, истинны по определению.
А14. Назовите черты, отличающие науку от искусства?
1) отражает мир в образах; 3) оказывает эмоциональное воздействие;
2) предполагает строгую систему доказательств; 4) не выдвигает гипотез.
А15. В познании общества, в отличие от познания природы,
1) не выдвигается гипотез 3) истина имеет относительный характер
2) не используется метод моделирования 4) объект и субъект познания совпадают
А16. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А) Главный критерий истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б) Главный критерий истины – это экономность и полезность знания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А17. Только научное знание
1) предполагает непосредственное наблюдение;
2) не требует системы доказательств;
3) основано на иррациональной вере;
4) предполагает выдвижение и обоснование гипотез.
А18. Особенностью социального познания является?
1) нацеленность на поиск истины;
2) стремление постичь законы общественного развития
3) различие субъекта и объекта познания;;
4) осуществление эксперимента.
А19. Примером какого знания служит утверждение: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»?
1) научного; 2) астрологического; 3) житейского; 4) мифологического.
А20. Утверждение о том, что возрастание скорости движения молекул тела влияет на изменение его температуры, является?
1) выражением народной мудрости 3) обобщением житейского опыта;
2) научным выводом; 4) суждением на уровне здравого смысла.
Алгоритмический уровень
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице «Методы познания»
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях. |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории. |
В2. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) образность и оригинальность отражения объективной реальности
3) констатация протекания отдельных событий
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
В3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
В4. Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) Государство | 1) социальная |
Б) Семья | 2) духовная |
В) Банковская система | 3) политическая |
Г) Образование | 4) экономическая |
В5. Запишите слово, пропущенное в схеме «Подсистемы общества»
В6. Вставьте пропущенное слово.
«Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называется __________ истиной».
В7. Вставьте пропущенное слово.
«Знания являются результатом ____________ деятельности человека, общества в целом».
В8. Вставьте пропущенное слово.
«Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель ____________ познания».
В9. Найдите в приведенном ниже списке черты общества как системы динамичной.
- обособление от природы
- отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
- способность к самоорганизации и саморазвитию
- выделение из материального мира
- постоянные изменения
- возможность деградации отдельных элементов
В10. Установите соответствие.
Характеристика истины | Вид истины |
А) достоверное знание, не зависящее от мнения и пристрастия людей | 1) объективная истина |
Б) исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективной истины | 2) относительная истина |
В) знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности | 3) абсолютная истина |
Г) ограниченное знание об объекте в каждый данный момент | |
Д) информация, соответствующая действительному положению вещей |
В11. Запишите слово, пропущенное в схеме «Научное познание»
В12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
В13. Ниже приведен ряд понятий- Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука». Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
1) Эксперимент, 2) гипотеза, 3) догадка, 4) метод, 5) наблюдение, 6) исследование.
B3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».
А) целостность В) общество Д) социальные блага Ж) культура И) социальные институты
Б) система Г) сфера Е) производство З) деятельность
Преобразующий уровень
С1-4. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление – глубоким, а опыт – точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много <…>
Почему же у нас так мало достоверных знаний? <…> в одних случаях вовсе не изучалось то, что надлежало знать, в других случаях в исследованиях не было ни отбора, ни плана, ни цели, ни метода; без конца нагромождали слова, а знание вещей отставало <…>
Каковы бы ни были факты, они составляют подлинное богатство философа. Но один из предрассудков рациональной философии заключается в убеждении, будто тот, кто не может сосчитать своих денег, никогда не будет богаче того, у кого только один экю. К несчастью, рациональная философия главным образом сопоставляет и связывает факты, имеющиеся в ее распоряжении, и гораздо меньше внимания уделяет тому, чтобы собирать новые факты.
Собирать и связывать факты – два очень трудных занятия; поэтому философы и распределили их между собой. Одни посвящают свою жизнь собиранию материалов – это полезная и трудоемкая работа; другие, гордые зодчие, спешат их использовать. Но время доныне опрокидывало почти все сооружения рациональной философии.
Мы выделили два вида философии: философию экспериментальную и рациональную. У одной глаза завязаны, она всегда идет ощупью, берется за все, что попадает ей под руку, и в конце концов натыкается на драгоценные вещи. Другая собирает этот драгоценный материал и старается разжечь из него факел; но до настоящего времени этот мнимый факел служил ей хуже, чем ее сопернице поиски наощупь; это и не удивительно. Опыт бесконечно умножает свои поиски и действует непрерывно; он неизменно ищет явления, в то время как разум ищет аналогии. Экспериментальная философия не знает ни того, что ей попадется, ни того, что получится из ее работы; но она работает без устали. Наоборот, рациональная философия взвешивает возможности, выносит суждения и умолкает; она самоуверенно заявляет: «свет нельзя разложить»; экспериментальная философия прислушивается к ней и молчит целые века, затем она вдруг показывает призму и говорит: «свет разложим». (Д. Дидро)
С1. О каких трех средствах познания говорит автор? Как он характеризует роль каждого из них?
С2. Какие причины недостаточного количества достоверных знаний выделяет автор? Назовите три причины.
С3. Д.Дидро поднимает важный для научной мысли XVIII в. вопрос о соотношении экспериментальной и рациональной философии. В чем состоит подход автора к этому вопросу? Сформулируйте три положения, отражающие этот подход.
С4. Объясните смысл высказывания Д. Дидро о том, что факты «составляют подлинное богатство философа». Предположите, какие условия необходимы для того, чтобы на основе фактов были получены объективные знания. (Назовите любые два условия.)
С5. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
С6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании.
Эвристический уровень
С7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С7.1. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян).
С7.2. «Наука – это организованное знание» (Г.Спенсер).
С7.3. «Религия, искусство и наука – это ветви одного и того же дерева» (А. Эйнштейн).
Тестово-диагностический контроль уровня сформированности планируемых результатов обучения к разделу «Развитие общества».
А1. Понятию «Общественный прогресс» противоположно понятие:
1) социальная революция 2) общественный регресс 3) общественное развитие
А2. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:
1) прогрессом 2) революцией 3) регрессом 4) эволюцией
А3. Определите, что можно отнести к причинам изменения общества:
1) внешние факторы, воздействия природной среды
2) стремление людей к новому, более совершенному
3) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества.
А4. Основу экономики страны А. составляет сельское хозяйство. Семьи сообща владеют землей и работают на ней. Значительную роль в управлении обществом играют церковь и армия. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционное 2) индустриальное 3) информационное 4) постиндустриальное
А5. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?
1) динамичная система 3) формы и способы взаимодействия людей
2) весь материальный мир 4) этап исторического развития человечества
А6. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство
2) создание основного продукта в сельском хозяйстве
3) завершение промышленного переворота
4) высокоразвитая инфраструктур
А7. Что свойственно обществу традиционного типа?
- преобладание сельского хозяйства в экономике
- высокий уровень развития промышленности
3) распространение компьютерных технологий
4) интенсивное развитие науки и техники
А8. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?
- аграрное 2) индустриальное 3) традиционное 4) постиндустриальное
А9. В каком обществе существует сословное деление общества, сильны религиозные традиции:
1) аграрное 2) индустриальное 3) традиционное 4) постиндустриальное
А10. N — небольшое островное государство, в котором активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса, появляются новые города. К какому типу относится общество N?
- аграрное 2) индустриальное 3) традиционное 4) постиндустриальное
А11. Верны ли следующие суждения:
А. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального.
Б. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступала промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?
1) появление парламентской демократии 3) замена ручного труда машинным
2) ведущая роль информационных технологий 4) преобладание религиозных ценностей
А13. В стране В. активно развивается наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) постиндустриальному
А14. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу обществ относится страна П.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
А15. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся бются за свои политические и социальные права. К какому типу относится общество Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) постиндустриальному
А16. К. – небольшое островное государство, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготовляют себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главы которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество П.?
1) аграрному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
А17. Что из приведенного ниже характеризует переход к постиндустриальному обществу?
1) складывание свободной рыночной экономике
2) резкий рост социального неравенства
3) развитие средств массовых коммуникаций
4) формирование демократического государства
А18. Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общины
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
А19. Верны ли следующие утверждения:
А. Исторический процесс – это сближения наций и народ, постепенно стирающий традиционные границы, превращающий человечество в единую систему;
Б. Исторический процесс – это последовательная череда событий, в которых проявилась деятельность многих поколений.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно А и Б 4. оба суждения неверны.
А20. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что
1) отдельные сферы и институты остаются неизменными
2) история имеет циклический характер: «все возвращается на круги своя»
3) менее совершенные формации сменяются более совершенными
4) общество постоянно воспроизводит прежние формы и структуры
А21. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
Б. В индустриальном обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно А и Б 4. оба суждения неверны.
А22. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно А и Б 4. оба суждения неверны.
А23. Что характеризует общество как динамичную систему?
1) взаимодействие элементов 3) неизменность элементов
2) обособленность элементов 4) наличие элементов
А24. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?
- Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
- В стране проживает многонациональное население.
- Слабо развита сеть услуг.
- Верховная власть в стране передается по наследству.
А25. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни по инициативе власти, не уничтожающее основ общественного строя, - это
1) реформа 2) контрреволюция 3) стагнация 4) революция
А26. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогресс 2) революция 3) контрреформа 4) эволюция
А27. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Сегодня существует угроза выживания человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно А и Б 4. оба суждения неверны.
В1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «глобализация». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Интернационализация, сепаратизм, Евросоюз, Интернет-сети, Всемирный банк, мировые рынки.
В2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
С1. Прочитайте текст и выполните задания С1.1 – С1.4.
Сейчас мы находимся в самом начале процесса глубоких изменений и должны сами позаботиться о том, как направить его дальнейшее развитие… Человек подчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле… Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад. И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире… Эта трансформация человеческого существа и составит человеческую революцию, благодаря которой, наконец, обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы. В противном случае им так и суждено зачахнуть, не расцветши и не оставив после себя ничего, кроме невообразимой и недоступной разуму помеси добра и зла… Для меня наибольший интерес представляют три аспекта, которые, на мой взгляд, должны характеризовать Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию. Душа гуманизма – в целостном видении человека во все периоды его жизни – во всей ее непрерывности. Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна встать целостная человеческая личность и ее возможности… в наше время цели практически любых социальных и политических действий направлены, как я уже говорил, почти исключительно на материальную и биологическую стороны человеческого существования… такой подход оставляет в стороне главное достояние человека – его собственные нереализованные, невыявленные или неверно используемые возможности. А между тем именно в их развитии заключено не только возможное разрешение всех проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления рода человеческого. (А. Печчеи)
С1.1. Какие задачи, по мнению А. Печчеи, стоят перед человеком, «подчинившим себе планету»? Укажите любые три из них.
С1.2. Двумя цитатами из текста подтвердите веру А. Печчеи в человека и его возможности.
С1.3. Какие аспекты Нового Гуманизма автор считает важнейшими? Используя содержание текста, свои знания и социальный опыт, поясните связь каждого из них с проблемой выживания человечества.
С1.4. А. Печчеи называет человека «главным арбитром жизни на Земле». Согласны ли вы с такой оценкой роли человека? Используя содержание текста, свои знания и социальный опыт, приведите три аргумента в подтверждение своей позиции.
С2. Прочитайте текст и выполните задания С2.1–С2.4.
Вопрос, «как измерять» общественный прогресс, никогда не получал однозначного ответа… Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и, как таковому, ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса.
И все же господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к казалось бы единственно возможному решению вопроса: главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества…
…Интегративным… критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела, синтезирующий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10-12 лет ниже, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к снижению, соответственно, должен решаться вопрос и о степени прогрессивности. Ибо, как сказал А. Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, то есть производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса. (по С.Э. Крапивенскому)
C2.1. Укажите три критерия общественного прогресса, названные автором.
C2.2. В чём автор видит содержание общественного прогресса? Какой путь достижения прогресса он называет?
C2.3. Опираясь на слова А. Вознесенского, содержащиеся в тексте, приведите три доказательства противоречивости общественного прогресса.
C2.4. Используя текст и знания курса, предположите, почему средняя продолжительность жизни может считаться универсальным критерием общественного прогресса, «синтезирующим в себе все остальные». Приведите два объяснения.
С3. Прочитайте текст и выполните задания С3.1 – С3.4.
Ключи от будущего
XXI век глобализации и информатизации не только открывает новые возможности экономического роста, социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под силу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, социальной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключевой элемент государственной стратегии.
Осознание необходимости ответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии,.. Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально-экономических гарантий населению является не только условием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но и фактором ее экономического роста.
...Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.
Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т.е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальные функции.
Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положении населения... Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% расходной части федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляют всего 27,5% (в США на социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением. Л.Ф. Лебедева
С3.1. Автор подчеркивает противоречивость процессов глобализации и информатизации общества в XXI веке. Найдите два подтверждения этому выводу.
С3.2. В тексте отмечено значение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста в стране. Подтвердите четырьмя примерами это влияние.
С3.3. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.
С3.4. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации.
С4. Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.
С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С5.1. «В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его» (Д. Сантаяна).
С5.2. «Прогресс в материальном положении неизбежно и в весьма значительной степени делает человека лучше. Но за известным пределом, когда приходит богатство, он становится вреден» (А. Камю).
С5.3. «Человечество страдает, наполовину раздавленное бременем прогресса, которого оно достигло» (А. Бергсон).
С5.4. «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).
Литература и источники.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» // http://www.fipi.ru/view/sections
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» // http://www.fipi.ru/view/sections
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» // http://www.fipi.ru/view/sections
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 года по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» // http://www.fipi.ru/view/sections
- Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю.Лазебникова, М.Ю.Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011. Обществознание / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ)
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012. Обществознание / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ)
- Цейтлина Е.Ю., Ярославцева М.Ю. Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся в экономико-математическом лицее №29 г. Ижевска Удмуртской республики.// Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников./Отв.ред. А.Б.Бакурадзе. – М.: АПКиППРО, 2005. – С. 4 - 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Входной диагностический контроль при переходе учащихся с I ступени обучения на II
Предлагаемые тестовые задания позволяют быстро и эффективно оценить уровень знаний учащихся по математике за курс начальной школы...
Диагностический контроль по теме "Односоставные и неполные предложения"в 8 классе
Контроль. Заполнить таблицу удобно...
Тестовые материалы для текущего контроля по обществознанию в 10 классе (УМК Л.Н.Боголюбова, базовый уровень)
Предлагаются контрольно-измерительные материалы для осуществления контроля по основным разделам курса обществознания в 10 классе (УМК Л.Ф.Боголюбова, базовый уровень)...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
тестовые диагностические работы по алгебре, 10 класс, УМК Мордкович А.Г. и др.
Проверочная работа по теме: «Длина дуги (введение)»Проверочная работа по теме: «Радианная и градусная мера угла»...
Тестовый контроль по обществознанию в 10 классе по теме Духовная сфера жизни общества
Материал для проведения контроля знаний по обществознанию обучающихся 10 класса по теме Духовная сфера жизни общества....
Тестовые диагностические задания
Задания пригодятся практикующим дефектологам, для уточнения зоны актуального развития...