Тестовые материалы для текущего контроля по обществознанию в 10 классе (УМК Л.Н.Боголюбова, базовый уровень)
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс) по теме

Александрова Лариса Владимировна

Предлагаются контрольно-измерительные материалы для осуществления контроля по основным разделам курса обществознания в 10 классе (УМК Л.Ф.Боголюбова, базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контролирующее тестирование «Духовная культура» - 10 класс

1 вариант

  1. Картины Пикассо многие искусствоведы считают малопонятными широкий публике, рассчитанными на узкий круг знатоков, и поэтому относят их к произведениям

1) экранной культуры     2) народной культуры     3) массовой культуры     4) элитарной культуры

  1. Найдите в приведённом списке пример моральной оценки деятельности человека.

1) на человека наложено обвинение по решению суда

2) деятельность человека осуждается соседями по дому

3) работнику объявлена благодарность администрацией предприятия

4) за свою деятельность человек премирован по месту работы

  1. Элитарная культура в отличие от массовой

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды

2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира

3) имеет развлекательный характер

4) создаётся квалифицированными мастерами

  1. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1) выявление закономерностей развития природы и общества

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

3) отражение мира в художественных образах

4) использование понятий и теоретических положений

  1. Что отличает науку от других форм культуры?

1) вера в сверхъестественные силы

2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3) выражение субъективного отношения к миру

4) предложение законченной мировоззренческой системы

  1. О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей?

1) гуманизации            2) информатизации   3) гуманитаризации       4) интернационализации

  1. Установите соответствие между особенностью и соответствующей ему областью культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А. постижение окружающего мира как объективной реальности

1. мораль

Б. эстетическое освоение окружающего мира

2. искусство

В. ценностное освоение окружающего мира

3. наука

Г. выявление закономерностей развития природы и общества

Д. чувственное отражение реальности

  1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подерите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А. показ многосерийного телевизионного сериала

1. народная

Б. произведение фестиваля фольклорных коллективов

2. массовая

В. празднование масленицы

Г. завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д. концерт эстрадной музыки

  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «мораль». Найдите два термина, «выпадающих» их общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальная норма   2) санкции   3) эксперимент    4) гипотеза  5) добрый поступок   6) свободный выбор

  1. Найдите в приведённом ниже списке черты, отличающие искусство от других форм культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1. образность
  2. логичность изложения
  3. обоснованность
  4. системность
  5. достоверность
  6. эмоциональность
  7. субъективность восприятия
  1. Найдите и запишите номер понятия, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

       1) эксперимент,    2) моделирование,    3) научный метод,    4) наблюдение,    5) анализ


2 вариант

  1. В наиболее общем виде мораль – это

1) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения

2) наука о правилах хорошего тона

3) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе

4) законодательно закреплённые нормы поведения людей

  1. Комплекс понятий «прекрасное», «безобразное», «образ», «вдохновение» характерен для

1)  науки     2) искусства     3) образования    4) морали

  1. Одним из обязательных элементов религии является

1) научная аргументация истинности религиозных догматов

2) законодательство о свободе совести

3) вера в существование сверхъестественного

4) религиозный характер школьного образования

  1. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1)  элитарной      2)  народной      3) массовой           4) национальной

  1. К признакам элитарной культуры относят

1) ориентацию на извлечение прибыли                     3) нацеленность на социальную борьбу

2) навязывании упрощённых «версий жизни»           4) доступность узкому кругу знатоков

  1. В стране А. система образования учитывает потребности детей с ограниченными физическими возможностями – они могут выбирать программу обучения, которое проводится в образовательных учреждениях или на дому. Какую тенденцию образования в стране А. иллюстрирует данный пример?

1) интернационализацию     2) гуманизацию     3) гуманитаризацию     4) информатизацию

  1. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подерите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

А. образность

1. наука

Б. логическая целостность

2. искусство

В. художественный язык

Г. чувственно-эмоциональное отражение мира

Д. обоснованность

  1. Установите соответствие между особенностью и соответствующей ему областью культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А. трансляция ток-шоу

1. народная

Б. фестиваль фольклорных коллективов

2. массовая

В. празднование дня Ивана Купалы

Г. завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д. скандал с участием рок-звезды

  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите и укажите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

1)  Субъективность,      2) образность,       3) научность,        4) яркость,     5) эмоциональность,       6) обоснованность,       7) символичность.

  1. Найдите в приведённом ниже списке черты, отличающие науку от других форм культуры. Запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

1) образность

2) логичность изложения

3) опора на символы

4) обоснованность

5) системность

6) достоверность

7) эмоциональность.

  1. Найдите и запишите номер понятия, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

       1) долг,    2) совесть,    3) патриотизм,    4) моральное сознание,    5) порядочность


Ответы и критерии:

Вариант 1

Вариант 2

1.

4

3

2.

2

2

3.

2

3

4.

3

1

5.

2

4

6.

1

2

7.

32132 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

21221 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

8.

21112 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

312 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

9.

34

36

10.

167 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

2456 (2 балла, 1 балл если одна ошибка)

11.

3

3

ИТОГО

14 баллов:

0-6 баллов – «2»

7-9 баллов – «3»

10-11 баллов – «4»

12-14 баллов – «5»

Преподаватель                              Александрова Л.В.



Предварительный просмотр:

Контролирующий тест «Общество и человек» - 10 класс

Вариант 1

Часть 1

1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1) государством           2) обществом        3) цивилизацией       4) племенем

2. Целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

1) игра            2) творчество          3) труд        4) учёба

3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной            3) ценностно-ориентировочной

2) учебно-познавательной                     4) социально-преобразовательной

4. Относительную истину отличает то, что она

1) имеет определенные ограничения            3) не была теоретически обоснована

2) не подтверждена эмпирически               4) получена ненаучным способом

5. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности           3) целями деятельности

2) субъектами деятельности          4) средствами деятельности

6. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познавательного объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдения

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

7. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом этой деятельности являются

1) игровые умения младших школьников       3) компьютеры, за которыми ведётся обучение

2) старшеклассники, проводящие занятия      4) компьютерные игры

8. Свойства человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, выступая субъектом социокультурной жизни, характеризуют его как

1) индивида                2) индивидуальность            3) организм           4) личность

9. Верны ли суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А      2) верно только Б     3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

10. Форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений, представляет собой

1) восприятие    2) представление     3) понятие       4) суждение

11. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, представляет собой

1) понятие     2) представление      3) восприятие      4) ощущение

Часть  2

12. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания. Ответ представьте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.

1) суждение    2)  понятие    3) ощущение    4) восприятие   5) воображение   6) представление

13. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию "структура деятельности". Найдите и запишите номера терминов, «выпадающих» из общего ряда.

1) субъект  2) объект  3) цель  4) статус   5) нормы   6) средства  7) результат

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение    2) представление   3) суждение    4) восприятие   5) форма познания

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) труд    2) игра    3) учение    4) вид деятельности   5) познание

16. Найдите в приведённом ниже списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира.

1) теоретическое обоснование               4) использование специальных понятий

2) экспериментальная проверка             5) сложность усвоения

3) эмоциональный образ


Контролирующий тест «Общество и человек» - 10 класс

Вариант 2

Часть 1

1. Что из приведённого характеризует общество как систему?

1) обособление от природы           3) сохранение связи с природой

2) постоянное развитие               4) наличие сфер и институтов

2. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

1) потребности        2) деятельность       3) действие     4) поведение

3. Военачальник планирует предстоящий парад войск. Субъектом данной деятельности является (-ются)

1) войска     2) боевая техника     3) площадь для парада   4) военачальник

4. Относительная истина – это знание

1) ложное       2) неполное    3) непроверенное    4) необоснованное

5. Социальной потребностью человека является потребность в

1) пище и воде    2) общении     3) физическом движении     4) воздухе

6. Что отличает познавательную деятельность?

1) получение практически полезного результата

2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека

3) необходимость совместных действий с другими людьми

4) направленность на получение новой информации

7. Из перечисленного ниже научными знаниями являются

1) данные расписания движения электропоездов        3) законы термодинамики

2) правила пожарной безопасности                      4) нормы международного гуманитарного права

8. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) описание научных фактов                   3) описание экспериментальных данных

2) проведение наблюдений                    4) выдвижение гипотезы

9. Верны ли суждения о социализации?

А. К агентам первичной социализации относят родителей человека.

Б. Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни.

1) верно только А        2) верно только Б        3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

10. Человек как один из людей:

1) индивид             2) индивидуальность            3) гражданин            4) личность

11. Постановление Правительства РФ о передаче пенсионных накоплений в управление частных пенсионных фондов представляет собой пример деятельности

1) социально-преобразовательной                      3) материально-производственной

2) прогностической                                      4) ценностно-ориентировочной

Часть  2

12. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания. Ответ представьте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.

1)  ощущение  2)  понятие    3) суждение      4) восприятие   5) умозаключение   6) представление

13. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите и запишите номера терминов, «выпадающих» из общего ряда.

1) порядочность 2) сообразительность; 3) законопослушность; 4) трудолюбие 5)начитанность 6) быстрота реакции.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) наблюдение    2) эксперимент   3) метод    4) анкетирование   5) интервьюирование

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) цель    2) мотив    3) средства    4) структура деятельности    5) результат

16. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3) способность к самоорганизации и развитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов


Ответы:

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

1.

2

4

2.

3

2

3.

2

4

4.

1

2

5.

4

2

6.

2

4

7.

2

3

8.

4

4

9.

2

3

10.

3

1

11.

4

1

12.

346

235

13.

45

26

14.

5

3

15.

4

4

16.

1245

356

Сумма баллов

18

Все задания, кроме 12,16 оцениваются одним баллом. Задания 12,16 – 2 балла, если одна ошибка – 1 балл.

Критерии оценивания:

0-8 – «2»

9-12 –«3»

13-15 –«4»

16-18 –«5»

Преподаватель                                     Александрова Л.В.



Предварительный просмотр:

Контролирующий тест «Политическая сфера» - 10 база

Вариант1

1. Отличительным признаком правового государства является

1) наличие национальной валюты     2)  суверенитет   3) разделение властей  4) институт президентства

2. Какое понятие используют для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?

1) гражданское общество                       3) социальное государство

2) правовое государство                        4) общественная организация

3. Взаимная ответственность государства и личности, партнёрские отношения власти и общества отличают государство

1) правовое     2) суверенное     3) республиканское    4) федеративное

4. К сфере гражданского общества относится деятельность

1) парламента     2) союза писателей     3) прокуратуры    4) вооружённых сил

5. Верны ли следующие суждения об отличиях выборов от референдума?

А. Референдум в отличие от выборов предполагает открытое голосование граждан.

Б. Любой референдум в отличие от выборов может назначаться только правительствам государства.

1) верно только А     2) верно только Б     3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

6. Только при мажоритарной избирательной системе, в отличие от пропорциональной,

1) голосование проходит тайно

2) в день голосования политическая агитация запрещена

3) всегда высока избирательная активность

4) побеждает кандидат, набравший большинство голосов

7. Политическая партия, для которой характерно формирование вокруг группы лидеров, аморфность организации и отсутствие фиксированного членства, называется

1) кадровой      2) оппозиционной    3) либерально-демократической    4) массовой

8. Что из перечисленного необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) многообразие политических учений, идеологий, партий

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

9. Каждые 5 лет в стране Н. проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признаётся партия, набравшая большинство голосов избирателей. Какой из приведённых ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?

1) в парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии

2) количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партией на выборах

3) избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу

4) в стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа

10. Верны ли суждения об избирательной системе РФ?

А. В России регулярно проводятся демократические выборы.

Б.  В России выборы президента происходят по пропорциональной системе, а выборы депутатов Государственной Думы РФ - по мажоритарной.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

11.Что отличает государство от других институтов политической системы?

1) право на взимание налогов                         3) выдвижение политических лидеров

2) наличие политической власти                    4) формулирование целей развития общества

12.К внешним функциям государства относится

1) поддержание правопорядка                                 3) правовое обеспечение экономической жизни

2) участие в военно-политических блоках             4) развитие образования, науки, искусства

13.Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации

2) совокупность форм взаимодействия между социальными группами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) совокупность различных по своему содержанию политических идей

14.Что определяет особую роль государства в политической системе общества?

1) наличие политического лидера                    3)  разработка политических программ

2) защита частных интересов                           4)  исключительное право издавать законы

15.Что является элементом культурной подсистемы политической системы?

1) правовые и политические нормы                                             3) государство, политические партии

2) сложившиеся взаимодействия социальных групп                  4) политические идеологии

16.Коммуникативный компонент политической системы включает:

1) идеологические принципы                        3) политические нормы

2) формы взаимодействия партий                4) политические организации

17. Найдите в приведённом ниже списке черты отличия государственной власти от других видов власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти

2) право использовать силу в пределах государства

3) действие на основе прав от имени всего общества

4) существование единого политического центра принятия управленческих решений

5) способность одной стороны влиять на поведение другой стороны

6) легальная возможность использовать разнообразные средства, в том числе и принудительные

18. Найдите в приведённом ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработка и принятие законов

2) выдвижение политических лидеров

3) оппонирование правительству

4) контроль над денежной системой

5) формирование правоохранительных органов

6) представление определённых групп общества

19. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокая правовая культура граждан

2) верховенство права в обществе

3) наличие Конституции - основного закона государства

4) гуманность и справедливость законов

5) обязательная реализация принципа разделения властей

6) правоохранительная деятельность государства

20. Ниже приведён ряд терминов.  Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политический институт».  Найдите и запишите номера терминов, выпадающих их этого ряда.

1) партии;       2) общественно-политические движения;       3) семья;       4) государство;   5) бизнес;   6) парламент.

21. В стране Z государственные лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; их власть конституционно ограничена. Государство Z включает в себя 5 уездов, обладающих некоторой политической самостоятельностью. В стране Z реализуются принципы гражданского общества и

политической конкуренции, права и свободы личности провозглашены высшей ценностью государства. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих

формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).


Вариант 2

1. Что отличает правовое государство?

1) господство исполнительной власти                            

2) контроль над деятельностью средств массовой информации      

3) наличие единой общеобязательной идеологии

4) реализация на практике принципа разделения властей

2. Эксперты-политологи установили, что в государстве Т. реализуется принцип политического плюрализма. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) слаженная работа государственных органов

3) регулярное проведение выборов на альтернативной, демократической основе

4) наличие сильного политического лидера

3. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил, ставит целью реализовать их путём завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство                      3) политическая партия

2) профессиональный союз                4) парламентская фракция

4.  Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ     3) назначение глав регионов

2) принятие законов                                    4) ведение внешней политики

5. Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему?

1) создание общенационального избирательного округа

2) тайное голосование граждан на избирательных участках

3) предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

4) голосование за кандидатуры конкретных политиков

6. В государстве А. депутаты парламента избираются по одномандатным округам. Каждый кандидат встречается с избирателями и пытается убедить их в перспективности своей политической программы. Какая избирательная система установлена в государстве А.?

1) демократическая     2) мажоритарная      3) пропорциональная     4) смешанная

7. Политическая партия, выступающая с критикой деятельности правительства страны, предлагает свою альтернативную программу развития государства. Этот факт позволяет рассматривать её как

1) демократическую    2) оппозиционную    3) либерально-демократическую   4) массовую

8. В стране Р. часть мест в парламенте выделяется кандидатам, набравшим абсолютное большинство голосов на выборах; часть - кандидатам, выдвинутым от политических партий. Такой порядок характеризует избирательную систему страны Р. как

1) пропорциональную    2) альтернативную   3) мажоритарную   4) смешанную

9. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политической партией называют любое зарегистрированное объединение граждан.

Б. По отношению к закону различают легальные и нелегальные политические партии.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

10. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Оппозиционные партии в тоталитарном обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства и предлагают свои варианты политики.

Б. По отношении к власти партии делятся на кадровые и массовые.

1) верно только А     2) верно только Б     3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

11.Что отличает государство от других институтов политической системы?

1) монопольное право на издание законов            3) следование правовым нормам

2) наличие политической власти                            4) формулирование целей развития общества

12.К внутренним функциям государства относится

1)формирование и служба пограничных войск          3) правовое обеспечение экономической жизни

2) участие в военно-политических блоках                   4) развитие международного сотрудничества

13.К организационному (институциональному) компоненту политической системы относят

1) политическую традицию                            3) программу политической партии

2) общественно-политическое движение      4) политическую информацию

14.К нормативному компоненту политической системы относят

1) политическую традицию               3) политическую идеологию

2) государство                                     4) политическую элиту

15.Основной политический институт, который отличается наивысшей концентрацией политической власти, устанавливает суверенитет в определённых территориальных границах, обладает рядом исключительных прав, называется

1) правоохранительными органами   3) правящей партией  

2) государством                                   4) правительством

16.Особая роль государства в политической системе заключается в том, что государство

1) может защищать интересы граждан                     3) имеет политического лидера

2) обладает правом взимать налоги с населения     4) разрабатывает политические учения

17. Найдите в приведённом ниже списке функции политической системы в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) определение целей, задач, путей развития общества

2) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей

3) формирование планово-централизованной экономики

4) установление единой официальной идеологии

5) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе

6) контроль над соблюдением законов.

18. Найдите в приведённом ниже списке позиции, характеризующие пропорциональную избирательную систему, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государства делится на избирательные округа

2) избиратели голосуют за личность кандидата

3) государство представляет собой единый избирательный округ

4) избиратели голосуют за политическую партию

5) в день голосования запрещена политическая агитация

6) победившим является кандидат, набравший большинство голосов

19. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) тайная подача голосов

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов

6) регистрация избирателей на избирательных участках

20. Ниже приведён ряд терминов.  Все они, за исключением двух, обозначают подсистемы политической системы. Найдите и запишите номера терминов, выпадающих их этого ряда.

1) пропорциональная;        2) институциональная;         3) нормативная;    4) мажоритарная;                5) коммуникативная;   6) культурная.

21. В государстве Z все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, государству принадлежит монополия на представление информации в СМИ. Глава государства избирается членами единственной в стране партии. Государство Z состоит из 7 провинций, не обладающих политической самостоятельностью. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы

государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).


Ответы:

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

1.

3

4

2.

1

3

3.

1

3

4.

2

1

5.

4

1

6.

4

1

7.

1

2

8.

1

4

9.

2

2

10.

1

4

11.

1

1

12.

2

3

13.

1

2

14.

4

1

15.

4

2

16.

2

2

17.

2346

1256

18.

236

34

19.

1245

1345

20.

35

14

21.

3 балла (критерии ниже)

Сумма баллов

26

Критерии оценивания задания 21

Вариант 1

Вариант 2

В правильном ответе должны быть правильно названы и конкретизированы следующие элементы:

1) форма правления – республика;

2) форма государственного устройства – федерация (федеративное государство);

3) политический режим – демократический

Правильно названы и конкретизированы три составляющие формы государства – 3 балла.

Правильно названы две-три составляющие, две из которых конкретизированы – 2 балла.

Правильно названы одна-три составляющие, одна из которых конкретизирована. ИЛИ Составляющие формы государства не названы, конкретизированы две-три составляющие формы государства – 1 балл.

Названы только одна-три составляющие формы государства. ИЛИ Составляющие формы государства не названы, конкретизирована одна составляющая формы государства. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов.

В правильном ответе должны быть правильно названы и конкретизированы следующие составляющие:

1) форма правления – республика;

2) форма государственного устройства – унитарное государство;

3) политический режим – тоталитарный

Правильно названы и конкретизированы три составляющие формы государства – 3 балла.

Правильно названы две-три составляющие, две из которых конкретизированы – 2 балла.

Правильно названы одна-три составляющие, одна из которых конкретизирована. ИЛИ Составляющие формы государства не названы, конкретизированы две-три составляющие формы государства – 1 балл.

Названы только одна-три составляющие формы государства. ИЛИ Составляющие формы государства не названы, конкретизирована одна составляющая формы государства ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный –0 баллов.

Критерии оценивания:

0-12 –  «2»

13-18 – «3»

19-22 – «4»

23-26 – «5»

Преподаватель                                     Александрова Л.В.



Предварительный просмотр:

Контролирующий тест «Социальная сфера»

 Вариант 1

  1. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется

1) малой       2) формальной       3) большой     4)  референтной

  1. К признакам семьи как социального института относят:

1) проживание взрослых детей совместно с родителями             3) выполнение репродуктивной функции

2) справедливое распределение домашних обязанностей            4) главенство женщины в семье

  1. Проявлением позитивного отклоняющего поведения является

1) участие в выборах         2) занятия спортом             3) учёба в университете       4) деятельность изобретателя

  1. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальные санкции наряду с социальными нормами являются важным механизмом социального контроля.

Б. Социальный контроль осуществляет семья, социальные группы и организации.

1) верно только А       2) верно только Б        3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

  1. Какой признак отличает молодёжь как социальную группу?

1) однородность, отсутствие дифференциации              3) сходные черты поведения

2) общность политических убеждений                           4) единство уровня доходов

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий приведённого ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Традиции; 2) обычаи; 3) социальные нормы; 4) нормы морали; 5) нормы права.

  1. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми

 Б. В Российской Федерации правовые последствия порождает только факт юридической регистрации брака

1) верно только А                      2) верно только Б                      3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

  1. Выход на сцену известного певца сопровождались бурными аплодисментами. Это пример

1) следования правовым нормам                    3) изменения социального статуса

2) применения неформальных санкций         4) отклоняющегося поведения

  1. Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в

1) предоставлении определённого статуса                           3) составлении и использовании семейного бюджета

2) рациональной организация досуга                                    4) создании благоприятного психологического климата

  1. Семья Н. состоит из четырёх человек. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального типа?

1) В семье чётко разделены обязанности: муж - кормилец, жена - домохозяйка

2) Глава семьи работает директором продовольственного магазина

3) В состав семьи входит мать, отец и два сына

4) Семья проживает в собственном загородном доме

  1. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса - общность территории.

Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения его территории политико-государственными границами.

1) верно только А                        2) верно только Б                        3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

  1. Назовите понятие, соответствующее определению "Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов".
  2. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества (несколько вариантов)

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

  1. В семье Борисовых нет чёткого разделения обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Все члены семьи часто собираются вместе, рассказывают о событиях, обсуждают возникшие проблемы и принимают совместные решения. К какому типу можно отнести семью Борисовых? Укажите два признака, по которому вы это определили? Назовите ещё один, не упомянутый в условии задачи признак семьи данного типа.
  2. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

Вариант 2

  1. В обществоведении под социальной стратификацией понимают

1) наличие в обществе различных сфер

2) разделение общества на группы, занимающие различное положение

3) социальную поддержку малообеспеченных групп населения

4) повышение социального статуса

  1. К. родился в Берлине, его прабабушка и прадедушка уехали из России сразу после революции 1917 года. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это признак общности

1) демографической       2) территориальной      3) конфессиональной    4) этносоциальной

  1. За добросовестный труд Ольга была награждена орденом. К числу других формальных позитивных санкций относят

1) вручение грамоты      2) комплименты     3) аплодисменты     4) славу

  1. Принадлежность к семье К. предоставляет её членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

1) эмоционально-психологическую              2) воспитательную                  3) защитную           4) социально-статусную

  1. Среди студентов ВУЗов был проведён анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности

1) демографической      2) этнической       3) профессиональной          4) экономической

  1. Отклоняющееся поведение

1) не соответствует принятым в обществе нормам             3) не имеет осознанных мотивов

2) всегда нарушает нормы права                                           4) всегда влечёт негативные последствия

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами человека.
Б. Выполнение социальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

1) верно только А                  2) верно только Б                    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

Б. Семья регулирует и контролирует поведение членов семьи.

1) верно только А           2) верно только Б                   3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

  1. Для молодёжи как особой социальной группы характерно

1) стремление к сохранению достигнутого статуса                3) позитивное отношение к новациям

2) наличие большого жизненного опыта                                 4) отсутствие социального оптимизма

  1. В каждой семье осуществляется моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями разных поколений. О какой функции семьи идёт речь?

1) эмоциональной поддержки                             3) социализация подрастающего поколения

2) духовного общения                                         4) первичного социального контроля

  1. Признак этнической социальной общности

1) сословное деление       2) единое гражданство      3) язык и культура     4) религия и мораль

  1. Назовите понятие, соответствующее определению «Любая реакция со стороны общества на поведение человека или группы».
  2. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная

2) восходящая  

3) миграция  

4) горизонтальная

5) нисходящая

6) межпоколенная

  1. Семья Ивановых состоит из четырёх человек: мама, папа, сын и дочь. Муж – индивидуальный предприниматель, он обеспечивает семью, жена занимается воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Все вопросы, связанные с решением семейных проблем, муж решает единолично. К какому типу можно отнести семью Ивановых (по разным основаниям)? Обязательно укажите признаки, по которым вы это определили?
  2. Многочисленные межнациональные конфликты вызваны выступлениями национальных меньшинств: сикхов в Индии, тамилов в Шри-Ланке, басков в Испании. Опираясь на обществоведческие знания, укажите возможные причины этих выступлений.


Вариант 3

1.        В обществоведении под социальной стратификацией понимают

1)        наличие в обществе различных сфере

2)        разделение общества на группы, занимающее различное положение

3)        социальную поддержку малообеспеченного населения

4)        повышение социального статуса

2.        Социальное неравенство проявляется, в частности, в неравенстве

1)        способностей      2) интересов       3) ценностей         4) доходов

3.        К функциям семьи относится

1) социализация личности                                                             3) установление системы школьного образования

2) определение минимального размера оплаты труда               4) определение размеров коммунальных платежей

4.        К какой социальной структуры характерны такие элементы, «городские жители» и «сельские жители»?

1)        этнической     2) территориальной        3) классовой        4) профессионально-образовательной

5.        Семья инженера К. Приехала в Москву из Сибири. Сын поступил в гуманитарный университет, и родители решили поменять место жительства.  Какое социальное явление иллюстрируется данным примером?

1)        социальная дифференциация               3) социальная мобильность

2)        социальная стратификация                  4) социальное неравенство

6.        В семье Н. принято по субботам покупать продукты питания на всю следующую неделю Это пример проявления функции семьи

1) социального контроля                              3) эмоционально-психологической

2) социально-статусной                                4) хозяйственно-экономической

7.        Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

Б. К формам отклоняющегося поведения относят алкоголизм, преступность.  

1) верно только А                               3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

8.        Правило "Безбилетный проезд пассажира в общественном транспорте влечёт наложение штрафа на нарушителя" относится к нормам

1) этическим                   2) эстетическим               3) правовым             4) техническим

9.        Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится

1) лестный отзыв товарищей                        3) предоставление дополнительного выходного дня

2) вручение памятного порядка                   4) премирование

10.        Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы способствуют поддержанию целостности и стабильности общества.

Б. Социальные нормы не только фиксируются в письменной форме, но и сохраняются в виде неписанных традиций и обычаев.

1) верно только А                2) верно только Б                      3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

11.        Какой признак не относится к нации как этнической общности?

1) национальное самосознание       2) общее хозяйство     3) кровное родство     4) общая территория

12.        Назовите понятие, соответствующее определению «исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания».

13.        Продюссер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)        малая группа

2)        неформальная группа

3)        большая группа

4)        референтная группа

5)        профессиональная группа

6)        формальная группа

14.        После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

15.        С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.


Ответы:

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.

2

2

2

2.

3

4

4

3.

4

1

1

4.

3

4

2

5.

3

2

3

6.

3

1

4

7.

3

3

3

8.

2

3

3

9.

3

3

1

10.

1

4

3

11.

3

3

3

12.

племя

санкция

нация

13.

146 (2б, если одна ошибка – 1б)

134 (2б, если одна ошибка – 1б)

156 (2б, если одна ошибка – 1б)

14.

Тип семьи – демократическая (партнёрская)

Признаки: справедливое распределение домашних обязанностей, совместное обсуждение проблем

Дополнительный признак: эмоциональная поддержка друг друга. (3б)

Тип семьи – нуклеарная (супружеская пара и их дети), традиционная (патриархальная) – муж глава семьи, чёткое распределение домашних обязанностей.

Явление: вертикальная восходящая мобильность. Фактор: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий социальный статус. В социологии данные факторы называют каналами социальной мобильности.

15.

Социальное явление: социальное неравенство

Факторы:

- уклад жизни и связанные с этим возможности доступа к образованию, профессиональной занятости (городское и сельское и население)

- разделение труда

- социальные роли (3б)

Правильный ответ может содержать причины:

1)несовпадение этнических и территориальных границ

2)ухудшение экономического положения

3)социальные противоречия

4)национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики

5)сохраняющиеся национальные и религиозные различия

груз прошлых национальных обид.

Модель ситуации: Сотрудник отдела рекламы использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, что увеличило объём продаж

Примеры санкций: премия, грамота, новая должность.

Сумма баллов

20

Критерии оценивания:

0-8 – «2»

9-12 – «3»

13-16 – «4»

17-20 – «5»

             Преподаватель                               Александрова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).

архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова базовый уровень

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова базовый уровень...

Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)

Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...