ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ "Долг и совесть"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiseskaya_karta_uroka_obshchestvoznaniya_8_klass.docx | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока | Долг и совесть | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Сформировать у учащихся представления учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Долг, совесть | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. Приложение 1 2. Чтение учащимися стихотворения. Приложение 2. 3.Свертывание информации (коллективная работа в течение 3 мин) Презентация –слайд 1 Презентация –слайд 2 | В начале урока проводится беседа: - Предположите, о каких категориях морали сегодня пойдёт речь? В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации - На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали: мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле. Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить? Что же остается самым главным в человеке? - Предположите, что назвал главным в человеке третий мудрец? - Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке. Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца. - Скажите, какая тема урока? Попробуйте сами поставить задачи на урок. 4.Постановка проблемы. Чтение истории учителем. Приложение 3 - Оцените поступок мужчины. - Был ли у него моральный выбор? Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему 5. Создает условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися целей урока. - Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? - Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? - Действительно ли невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. 1. Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема. 2. Запись темы в тетрадь: Долг 3.Перечисляют главные ценности. 4.Вызванные учащиеся читают стихотворение, учитель прикрепляет таблички со словами «Разум», «Воля» 5.Записывают в тетрадь, называют «Совесть». (Учащиеся записывают на стикерах самое главное в человеке (по их мнению) и прикрепляют к доске вокруг контура человека) 6.Запись в тетради Долг и совесть Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы Запись (на доске и в тетрадях) Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?» |
III. Изучение нового материала | 17 | Самостоятельная работа с текстом учебника: презентация – слайд 3, 4. презентация- слайд 5, презентация – слайд 6-7 3. Работа по учебнику с. 47- 48 презентация – слайд 8-9, 10-11 презентация – слайд 12-13 Беседа с учащимися Рассказ учителя 5. Объяснение учителя. презентация – слайд 14, 15, 16, 17 Работа над пословицей (если время позволит) 7. Словарная работа |
Воссоздание кластера по прочитанному «Происхождение долга» 2.Работа по учебнику с. 47. Подберите однокоренные слова к слову «долг». - А что каждый из вас должен? - А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ. - В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение? Какие два составляющих аспекта долга вы выделили? Воссоздание кластера 3. Долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности. Организация физминутки 4. Организация работы по группам Приложение 4 (притча) Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному. Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена.
5. Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент: а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? Краткий рассказ о Януше Корчаке 6.Просмотр видеофрагмента «Голос…» -Как вы поняли из фильма, что такое совесть? Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица) - Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание. - Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? (с другими людьми). Работа с определениями совесть. Ответы на вопросы: -Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете? -Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит? -Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает? -В чем разница постукивает и наслушивает? | 1.Запись пункта плана: Что такое долг: а) происхождение долга б) понятие долга в) стороны долга Кластер «Происхождение долга» 2.Самостоятельное чтение «Что такое долг» - Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность. Дают определение понятию долг 3.Запись в тетради: Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом. 4. Выполнение задание по вариантам: 1 гр. – с.47-48 общественный долг, 2 гр. факты– с. 48, 3 гр. – с.48-49 моральный долг Долг = обязанность + ответственность 5.Отвечают на вопросы по группам 1 группа: О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга 2 группа: Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте 3 группа: Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте 6.Приводят примеры (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.) 7.Запись пункта плана:
8.Запись определения: Совесть – глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах Работа в парах Фронтальная работа Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы и записи в тетради. Устные ответы. Записи в тетради Устные ответы Записи в тетради Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах презентация – слайд 18 | Направляет учащихся на разрешение проблемного вопроса Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»). - Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её. 2.Обобщение - Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока? - Обратимся ещё раз к ним | Проблема: «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?» На основе полученных в процессе урока знаний отвечают на вопросы, используя приём ПОПС –формула (по вариантам (1в. –долг, 2 в. –совесть или по желанию) | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Почему представленные события вы считаете политическими? 2. Какие политические силы в них участвовали? Какие интересы отстаивали? Два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») 1.Самоанализ полученных на уроке знаний. Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко, и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя. Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно. 2.Просмотр социального видеоролика. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Пишут синквейн Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) Без комментариев | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: с. 45-52, вопросы 1, 6; два задания на выбор, синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. – «Совесть») политических событиях текущей недели | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Ситуации
1.Друг поклялся всегда быть рядом - и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен был…
2.Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался. А должен был…
3. Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают, а ведь должны заботиться о них. Должны…
В теме урока ключевое слово, которое связывает все эти ситуации
Приложение 2
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку, слайд)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку, слайд)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
Приложение 3
Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?». - Оцените поступок мужчины.
- Был ли у него моральный выбор?
Приложение 4
Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я и не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.
Задания
1 гр.
О каком долге здесь идет речь? Краткая характеристика данного долга
2 гр.
Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Аргументируйте
3 гр.
Каким образом дети будут отдавать этот долг родителям? Аргументируйте
ВОЛЯ
РАЗУМ
СОВЕСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока обществознания а 8 классе "Долг и совесть"
Урок разработан в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс
Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс...
Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"
Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"...