Методические разработки уроков и проверочного материала по курсу Истории Отечества
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны Софьи Алекссевны. О писано время ее правления и мужание Петра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материал на конкурс «Я иду на урок истории», номинация «Урок истории»
Методическая разработка урока истории Отечества на 1 курсе (10кл) по теме: «Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья».
Автор: преподаватель истории Колледжа Университета Дубна Московской области НОЖЕНКО Марины Михайловны
Методическая цель: показ приемов индивидуального и дифференцированного подхода на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Образовательные цели: познакомить обучающихся с ситуацией в России после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Обозначить роль Софьи и стрельцов.
Развивающие цели: развивать умения анализировать, объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать факты; развивать навыки анализа исторических источников и иллюстративного материала; работать самостоятельно с интернет ресурсами для подготовки сообщений.
Воспитательные цели: пробудить у студентов чувство уважения и интереса к истории России; воспитывать нравственные, патриотические качества личности, чувство гражданского долга.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.
Вид урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.
Материальное обеспечение урока: мультимедиа, презентация учебного материала в форме слайдов и видеофрагментов. Раздаточный материал. Атласы.
Преподаватель заранее дал задание группе студентов по подготовке исторических портретов и поиску литературного материала из произведения А. Толстого «Петр Первый».
На перемене звучит музыка XYII века, на стенде репродукция гравюры «Москва XYIIвека».
Вводное слово преподавателя: На прошлом уроке мы вели с вами речь о третьем царе династии Романовых – о Федоре Алексеевиче. Так давайте же вспомним его и время его правления. Прошу выйти к доске желающих ответить письменно одного студента о внутренней, другого о внешней политике царя Федора. Пожалуйста, мел, доска. (если желающих нет, следует заранее определить 2-х отвечающих).
А мы с вами совместными усилиями вспомним личность этого царя. (Идет опрос по цепочке:
- чьим сыном был Федор? Кто отец, мама?
- Какой рок преследовал их детей?
- Как царь Федор получил престол?
- Что можно сказать об образовании царя?
- Что нам известно о личной жизни?
- Были ли у царя дети?
- Какова участь сына?
- Второй женой царя стала…
- Царь умер…
Пока ребята работают, мы с вами попробуем разгадать кроссворды (приложение №1) два варианта, преподаватель раздает их ребятам и предупреждает: кто разгадает первым, поднимаем руку. Если ребята у доски готовы- делают перекрестную проверку.
Итак, первые «победители » кроссвордов: проверяем: вариант №1(2), первое слово -…, второе-…, третье… и ключевое слово – Федор, спасибо, садитесь, оценка «5»,Молодец!
Вариант №2 проверяется по аналогии, если есть ошибки, преподаватель спрашивает у всех ли такой вариант ответа, корректируя и снижая оценку. Ключевое слово – Софья.
Переходим к проверке ответов ребят на доске: Проверяем внутреннюю политику. Есть замечания, дополнения? Если нет, то у меня вопрос: «Скажите, из всех реформ Федора, на Ваш взгляд, какая была самой важной и почему?» (В зависимости от правильности и полноты ответов преподаватель оценивает его).
Проверяем внешнюю политику. Есть замечания, дополнения? Скажите, а какой вывод можно сделать по решению конфликта с Речью Посполитой и Османской империей по Малороссийским землям? ( идет оценка ответа)
Итак, мы вспомнили с вами время правления царя Федора, а на сегодняшнем уроке мы рассмотрим тему: «Борьба за власть после смерти Фёдора. Царевна Софья.», записываем в рабочие тетради.
Итак, на 21-ом году жизни 27 апреля 1682 года умер царь Федор, не оставивший наследника. Встал вопрос – кому же передавать престол?
(идет показ фрагмента фильма)
Претендентов как минимум двое: родной брат Федора 16-летний Иван, но он слабоумен, и сводный брат – Петр, он здоров, но ему всего 10 лет, поэтому уже через несколько часов после смерти Федора патриарх Иоаким объявил царем десятилетнего Петра, а мать Наталью Кирилловну Нарышкину регентшей. Еще во время царствования Федора при дворе сложились два противоборствующих блока: за Милославских и за Нарышкиных, и теперь в выигрыше были вторые, но изворотливый и лишенный твердых нравственных понятий Иван Михайлович Милославский не собирался мириться. Не желала этого и сестра Петра 25-летняя Софья. В ход будут брошены стрелецкие полки, в рядах которых уже давно зрело недовольство из-за бесчинств и притеснений полковников. Они жаловались еще и при Алексее, но результатов не было. И, вот, в конце апреля 1682г. Сразу 16 из 20 московских полков подали челобитную с угрозами: если виновных не накажут, будет самосуд! И … недальновидная Наталья Кирилловна вместо расследования дела, с испуга, уступила стрельцам, уволив всех полковников и взыскав с них денежные претензии. Но стрельцы, почувствовав поддержку Нарышкиной, все равно устроили самосуд, вот тут и вступил Милославский: « Нарышкины и их бояре злоумышляют на царскую семью, хотят убить Ивана и Софью!» а утром 15 мая прошел слух, что Иван уже убит…
(идет показ второго фрагмента фильма)
Вот как в романе «Петр Первый» Алексей Толстой описывает этот бунт (приложение №2), 4 ребят читают текст по ролям.
Так были убиты Ромодановский, Языков, два брата Натальи Кирилловны Нарышкиной Афанасий и Иван, всего 67 человек, убийства продолжились и 16 и 17 мая. Места убитых заняли сторонники Софьи: сам Милославский возглавил Иноземный и Рейтарские приказы, Голицын – Посольский, а Хованский с сыном – Стрелецкий. Но не такой власти хотела Софья, поэтому она снова прибегнет к помощи стрельцов! Действуя через Хованских, Софья добилась новой челобитной: «Двух царей на царство! Первым –Ивана, вторым –Петра, а Софью регентшей!» Высшее духовенство и Боярская дума, боясь нового бунта стрельцов, 26 мая провозгласили их царями, 29 мая Софью регентшей. В стране двое царствие, для этого даже изготовят двойной трон с окошечком для подсказок, которым пользовалась Софья, ведь сами цари править не могли. Стрельцы же, почувствовав свою силу и значимость, практически стали диктовать свои условия Софье. В частности, требуя пересмотра вероисповедального вопроса, 5 июля в Грановитой палате в Кремле прошел диспут между православным духовенством и раскольниками. Кто помнит – кто такие раскольники? Почему такое название получили? При каком русском царе это было?
Здесь стрельцы позволили себе оскорблять и Софью и патриарха, особенно усердствовал Иван Андреевич Хованский – хвастливый, громогласный и бестолковый человек, не зря получивший прозвище «татаруй». Но не столько это, сколько слухи о том, что он потомок литовского князя Гедемина и сам хочет занять трон. Поэтому Софья и Милославский поняли, что Хованских надо убирать. 20 августа Софья с семьей выехала из Москвы в монастырь Саввы Сторожевского, а 13 сентября в село Воздвиженское, где Софья отпразднует свои именины. Под этим предлогом сюда съехались знатные бояре, приглашенные Софьей, они и решат судьбу Хованских – смертная казнь! И по пути сюда они и были убиты. Софья шлет грамоту стрельцам, о казни изменщиков Хованских, но на стрельцов опалы и гнева нет. Но бунт все равно начался, Софье со сторонниками пришлось искать защиту в Троицкой лавре, призвав собирать дворянское ополчение. Так Софья снова прибегла к военной силе. Стрельцы проиграли, просят прощения, за них ходатайствует патриарх Иоаким, тогда Софья берет с них клятву повиноваться ей и новому стрелецкому начальнику Федору Шакловитому. Так закончилось время, получившее в истории название «хованщина», длившаяся с мая по октябрь 1682г. Модест Петрович Мусоргский посвятил ему одну из своих опер «Хованщина». Слушаем.
Так к власти пришла царевна Софья. Чаще всего образ Софьи мы привыкли видеть глазами Алексея Толстого, который представляет ее как неутомимую интриганку, честолюбивую и любвеобильную особу, всеми правдами и неправдами мешавшей своему брату Петру. Какова же на самом деле многоликая Софья? Галерея портретов. Ребята подготовили нам устные зарисовки, оставленные ее современниками, историками и литераторами. Я прошу вас разделить тетрадь на 2 части, слева поставьте «-« , а справа «+» и по мере высказываний ребят, постарайтесь кратко фиксировать черты ее характера. Итак, внимание, работаем! Идет чтение ребятами, приготовленного ими материала. (приложение №3)
Что же мы увидели? Какие положительные черты характера вами отмечены? Кто готов? Пожалуйста…
А какие черты вы отнесли к недостаткам? Кто готов? Пожалуйста, отвечаем…
Ничего необычного вы не заметили? (разница взглядов и очень большая) Как вы думаете, почему это могло произойти? … После предположений ребят учитель обобщает вывод: что то, что касается современников, то, сколько людей, столько и мнений, а вот то, что оценки разные, явно говорят о том, что Софья была женщиной неординарной, умной, интересной, она выбивается из общей когорты безликих царевен, практически монашек.
Ее современник, поэт и философ Симеон Полоцкий посвятил ей панегирик. (приложение №4)
Что же начнет делать Софья?
2 ноября она вернулась в Москву, но никакого расследования по стрелецкому бунту она не проводит. Как вы думаете почему? ( они были не заинтересованы, т.к. тогда могла бы открыться причастность их к прошлым бунтам)
Зато проходит межевание земель в пользу дворянства, увеличиваются их права и привилегии. Как вы думаете, почему? (она регентша, ее положение не твердо, без поддержки богатых не удержать власть)
Во всем этом важную, если не важнейшую роль стал играть Василий Васильевич Голицын, 19 октября назначенный главой правительства.
Вот как о Голицыне в романе Владимира Соловьева «Царь-девица» пишет автор: (приложение №8) по его научению Софья смягчает политику и по отношению к простому народу и даже беглым:
- если за человеком был долг, его определяли годами работ, без жестокости, без разлуки с семьей;
- если вдовы и дети оставались должниками за умершего главу семьи, а имения у них нет, то долг прощался;
- за возмутительные слова, не смерть, а битье кнутом и ссылка;
-за убийство мужа жену раньше закапывали живьем в землю, а теперь… просто отсекали голову;
-она сокращает количество государственных отрядов, ведущих сыск беглых крестьян. Правда, раскольников снова будут преследовать и сжигать.
И, наверное, одно из самых важных дел во внутренней политике страны -это открытие в 1687 году Славяно-греко-латинской академии, первого ВУЗ страны!
Довольно насыщенной будет и внешняя политика страны в это время: откройте атласы на странице 13.
В 1684 году Австрия, Речь Посполитая и Венеция образовали Священный союз против Османской империи, они хотели привлечь и Россию, но камнем преткновения стал Киев, т.к. по Андрусовскому перемирию 1667г к нам отошла Левобережная Украина и Киев на правом берегу, но только на 2 года. Время уже прошло и поляки требовали его возврата, а Россия отдавать не хотела. Шли переговоры, они возобновлялись 39! Раз, и, если бы не давление Австрии, наверное, ничем бы и не завершились, но в 1686 г был подписан «вечный мир» с Польшей и мы вступили в Антитурецкую лигу, в надежде на то, что нашла сильных союзников, обезопасив себя от нападения Крыма и турок, но…союзники потребовали вступить в войну . и 100тыс.войско во главе с Голицыным- человеком неопытным в военно-стратегических делах, в мае 1687г двинулось на юг. Уже тогда ходило множество слухов по поводу того, Софья отправила именно его. Многих бояр раздражало то, что она советуется во всем именно с ним, раздражала его ученость, поговаривали и о том, что у Софьи появился новый фаворит… но так или иначе к середине июля, объединившись с войском казаков украинского гетмана Самойловича, они вступили в степи. Страшная жара заставила передвигаться по ночам, снизив темп, растянув время в пути: кончался фураж, провиант, питьевая вода, поэтому стали пить воду из луж, рек, озер, что привело к массовым эпидемиям, а тут еще и пожары: крымские татары подожгли степь и… Голицын не дойдя до Крыма повернул назад. Однако Софья встретила его как победителя, но авторитету был нанесен серьезный удар. А союзники настаивают на новом походе, и в феврале 1689г Голицын снова повел войска. К маю достигли татарских земель и вступили в бои, дошли до Перекопа, но на сам полуостров Голицын побоялся вступать, крымский хан предложил 2 бочки золота, Голицын согласился и ушел, но хан обманул, золото было только сверху, а в бочках медь. Но Софья снова приняла его как победителя, хотя за время его отсутствия завела нового фаворита – Федора Шакловитого. Несмотря на явные неудачи в походах они все же сыграли свою роль- мы заставили турок перебросить часть своих сил с польских и австрийских земель, облегчив участь нашим союзникам. Это было первое участие России в коалиции европейских государств, что свидетельствует о возросшем авторитете нашей страны.
Более удачным было подписание Нерчинского договора с Китаем в 1689году. Откройте атлас на странице 14, найдите на Амуре острог Албазин. Здесь гарнизон в 450 человек с тремя пушками и 4 ядрами 10 месяцев держали оборону крепости от нападок китайцев, а когда те узнали, что идут дополнительные русские силы, согласились подписать мир: мы договорились о границе, подписали торговый и дипломатический договор.
Пока Софья занималась делами государственными и амурными, Петр с матерью жил то в селе Воробьево, то в Коломенском, но больше в Преображенском, где и происходило мужание Петра, через потехи во всем, Петр рос, а Софья явно недооценила его контакты с Немецкой слободой, да и потешные войска тоже, а напрасно. Но о том, как будут развиваться события дальше, мы поговорим с вами на следующем уроке.
А в заключении, я хочу сказать, что мы заканчиваем с вами изучение века XYII, вошедшего в историю под названием «бунташного» века. Это век кризиса традиционных устоев, привычного уклада жизни, изменения самосознания: смута, церковный раскол, бунты и даже крестьянская война, время, когда формировалось рациональное восприятие мира, со сменой ценностей и идеалов, когда стала ясной отсталость России и взоры обращаются на Запад. Так формировалось позитивное отношение к будущим реформам Петра и здесь нельзя не сказать о вкладе Софьи и Голицына, которые вольно или невольно смогли разрешить две крупные внешнеполитические проблемы: Польша и Турция, дав возможность Петру «прорубить окно в Европу» в Балтике, провести серьезную модернизацию страны. Заканчивается Средневековье, начинается Новое время… (звучит метроном)
Задание на дом параграф 37 с. 285-287. Урок окончен.
1. | |||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||
4. |
| ||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||
!!!!!!!! |
КРОССВОРД №1
- Имя первой жены царя Федора Алексеевича
- Передача государственных постов по происхождению и знатности рода, отмененную Федором
- Русская мера веса, равная 16,38 кг
- Противник протопопа Аввакума по церковной реформе, приведшей к расколу церкви
- Государственное дело, имевшее целью сбор статистических данных, проведенное в России в 1676 году.
КРОССВОРД №2
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
!!!!!! |
- Фамилия первой жены царя Алексея Михайловича
- Фамилия наставника и учителя царя Федора Алексеевича
- Любое крупное преобразование в стране
- День, введенный Судебником 1497 года, ограничивший переход крестьян от одного хозяина к другому
- Высшее сословие феодалов Руси 1Х- ХУ11 вв.
Приложение №2 Стрелецкий бунт в описании А. Толстого «Петр Первый»
Автор: в палату быстро вошли Софья, Василий Васильевич Голицын и Хованский.
Софья: Народ гневается, знать есть за что, ты бы с братьями вышла к народу, царица… Они бог знает что кричат, будто детей убили… уговори, посули им милости, а то, того гляди, во дворец ворвутся…
Автор: Говорила, а белые зубы её постукивали, зеленые глаза мерцали радостным возбуждением. Матвеев шагнул к ней:Красное крыльцо!
Наталья Кирилловна: Нет! Владыко! Не позволю… Боюсь!
Автор: И вот, дверь распахнулась и все увидели царицу Наталью Кирилловну…взглянув на тысячи, тысячи глаз, упертых на нее, царица пошатнулась, но подняла Петра, Матвеев держал второго мальчика – постарше.
Матвеев: Кто лгал, кто лгал, что и царя и царевича задушили…Глядите, вот царь Петр Алексеевич- здоров и весел, а вот и царевич Иван. Оба живы божьей милостью.
Автор: в толпе стали переглядываться, шептать: «Оне, оне самые, обману нет.»
Матвеев: Идите спокойно по домам, если есть какие жалобы, - присылайте челобитников…
Автор: С крыльца спустились Хованский и Голицын. Кладя руки на плечи стрельцам и простым людям, уговаривали разойтись, но говорили будто с усмешкой. В толпе стало нарастать недовольство, всё злее кричали голоса, с крыльца сбежал Михайло Долгорукий – холёный, надменный – сын стрелецкого начальника- закричал на стрельцов, размахивая нагайкой, крича: «Псы, холопы, прочь отсюда!» Попятились было стрельцы перед свистящей нагайкой, да не те времена!
-Да ты, то кто? Щенок! Бей его, ребята. – и пошли на него с копьями… растопыренное тело Долгорукого полетело и скрылось в толпе.
- Бей Матвеева! Любо! Любо! – рычала толпа. Царица взмахнула руками, прильнула к Матвееву, царевич Иван упал и заплакал. Круглое лицо Петра исказилось, перекосилось, он вцепился в Матвеева, но стрельцов уже не унять. Они оттощили Петра как котенка, и тело Матвеева полетело вниз на копья.
Приложение № 3
Французский философ Жан Жак Руссо:
«Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо… с прекрасной наружностью соединяла она множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием».
Русский историк Николай Михайлович Карамзин:
«Софья занималась литературой, писала трагедии и сама играла их в кругу приближенных. Мы читали одну из ее драм, и, думаем, что царевна могла бы сравниться с лучшими писательницами всех времен».
Русский историк Сергей Федорович Платонов:
«Софья… как натура сильная и страстная тесной серьезной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем Василием Васильевичем Голицыным».
Русский историк Николай Иванович Костомаров:
«она отличалась от других замечательным умом и способностями… иноземцам она казалась вовсе некрасивою и отличалась тучностью»
Русский историк Никита Иванович Павленко:
«… коварная и честолюбивая Софья Алексеевна, мечтавшая водрузить на свою голову царскую корону».
Русский историк и литератор Константин Валишевский:
«эта принцесса с честолюбием и жаждою власти, нетерпеливая, пылкая, увлекающаяся с твердостью и храбростью соединяла ум обширный и предприимчивый».
Русский историк-романист В.С. Соловьев:
«Софья представляла Русский историк собой особый тип русской женщины- статной, с роскошными волосами и удивительными ярко-синими глазами».
Русский писатель Алексей Толстой:
«смолоду некрасивая, выглядевшая старше своих лет, излишне полная телом, никакого намека на талию… крупнокостная, с огромными ладонями и ступнями, с одутловатым лицом, короткой шеей, уходящей в плечи… длинный широкий нос, на переносице глубокая морщина, тонкие губы, маленькие невыразительные глаза и жидкие волосы».
Французский дипломат Ла Невиль:
«Насколько талия царевна была широка, коротка и толста, настолько ум ее был проницателен, тонок и остер».
Русский дипломат Андрей Матвеев:
«ей свойственно высокоразумие, хитрость, зависть, сластолюбие и любочестие…»
Немецкий дипломат Штралегберг:
«царевна была умна и прекрасна…»
Петр Первый:
«Жаль, что при великом уме своем имеет она великую злость и коварство».
Современники:
Князь Борис Иванович Куракин:
« .. по своей особливой склонности к амуру, она назначила Василия Голицына первым министром и вместе с ним начала правление со всякою прилежностью и правосудием, будучи великого ума и великой политики».
Иван Ряпин:
«эта безобразная уродина, с вытаращенными глазами, безбожно черненными бровями, одутловатым лицом и лохматыми волосами».
Английский капитан Перри:
«она имеет пленительную улыбку, а когда начинает говорить, старообразное лицо ее волшебно меня и окружающие уже не видят ее недостатков, увлеченные ее умом и притягательной силой .»
Приложение №4
Симеон Полоцкий
«О благороднейшая царевна Софья»
Ищеши премудрости выну небесныя
По имени твоему жизнь твою ведеши
Мудро глаголиши, мудро даеши.
Ты церковные книги обвыкла читати
И в отеческих свитцех мудрость искати.
Увидевши ж, ясно и книга писалася новая,
Я же «Венец веры» реченная,
Возжелала ту еси сама созерцати
И еще в черни бывшу прилежно читати,
И, поднявши полезну в духовности быти,
Велела еси чисто ону устроити.
Предварительный просмотр:
Урок обобщения по теме « 2 мировая война».
Учебная группа Пр-210
23 апреля 2012 г.
Цели урока:
1.Образовательные: изучение истории Второй мировой войны, обобщение и систематизация полученных знаний по этой теме.
2. Воспитательные: воспитание чувства национального самосознания и патриотического долга, а главное, чувство сострадания и благодарности к ветеранам войны и погибшим.
3.Развивающие: сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода, составить воспоминания родственников по теме «Моя семья в годы ВОВ»
Оборудование: видеоматериалы о защитниках в годы ВОВ, Дубна прифронтовая, карта "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", и Вторая мировая война, компьютер, телевизор, DVD и видеомагнитофон.
Оформление: выставка книг о второй мировой войне, выставка рефератов, сообщений ребят по теме «Моя семья в годы ВОВ», портреты полководцев.
На перемене звучат песни военных лет.
- Сегодня у нас завершающие уроки по теме второй мировой войны, войны, которая унесла десятки миллионов человеческих жизней, стерла с лица Земли тысячи деревень, городов и сел…Война, о которой поэтесса Юлия Друнина, сама участница Великой Отечественной войны, написала такие строчки:
«Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву, и, тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…»
- через несколько дней – 9 мая- весь мир будет отмечать великий праздник- День Победы (звучит песня «Этот день Победы»). Это действительно, праздник со слезами на глазах. Ведь не было в нашей стране семьи, которая не потеряла бы во время войны своих близких. О потерях населения СССР за время второй мировой войны спорят до сих пор: И. Сталин заявлял, что они равнялись 7 млн.; Н. Хрущев говорил о 20 миллионах погибших; в докладе М. Горбачева в мае 1990 года прозвучало: “Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей”. Однако есть основания считать, что они были значительно большими: к началу войны население СССР составило 197 100 000 человек, естественный прирост населения за 1941–1945 гг. 15 400 000 человек, т.е.к 1946 году население СССР должно было равняться 212 500 000 человек.
Однако в это время оно равнялось лишь 168 500 000 человек, следовательно, возможно, что потери населения за время войны 44 000 000 человек, часть из них умерло естественной смертью, поэтому сегодня принято считать потери цифрой в 27 миллионов советских людей.
– Последствия войны еще долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих поколений. Конечно с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение числа потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допускать упрощенного взгляда на итоги кровавой битвы, ставить под сомнение подвиг советского народа, вынесшего все тяжелейшие испытания войной.
-На протяжении нескольких лет студенты нашего колледжа записывают воспоминания своих бабушек и прабабушек, о том, где и как жила их семья в эти лихие годы. В вашей группе такие воспоминания сдали ____ человек. Я предоставляю слово студентам 1 курса Цух Елене и Елисееву Антону, подготовившим сообщение на основании этих воспоминаний. (идет выступление)
- Наш город в самом начале войны оказался в прифронтовой зоне, послушайте сообщение, подготовленное______________________
(идет показ фрагмента фильма о Дубне).
- Ну а теперь, давайте общими усилиями вспомним сначала международную обстановку накануне войны: (идет беглый опрос по действиям Италии, Японии и Германии; «Политики умиротворения» и попытки создания системы коллективной безопасности; переговорном процессе с Англией и Францией, Германией и подписанными договорами).
- Итак, 1 сентября 1939года Германия, воспользовавшись «секретным протоколом», напала на Польшу и началась 6-летняя война. Сейчас на экране будут появляться даты, события или картинки событий, те из вас, кто знает ответ, поднимает руку и по моей команде отвечает, договорились? (идут слайды презентации, студенты отвечают, если ответа нет, вступает преподаватель Презентация №1)
- Наконец наступило 2 сентября 1945 года, день, когда капитуляцию подписала милитаристская Япония. Вторая мировая война закончилась…
-А мы с вами, вспомнив историю всей войны, преступаем к контрольной работе: есть варианты на «3», «4» и «5», вы заранее определились, и уже сидите так, как решили. Поэтому сейчас, открываем тетради для контрольных работ, на полях пишем дату – 23.04.12, Контрольная работа №6, Вариант №… каждый из вас получит персональное задание, не забудьте указать оценку, на которую пишите. Просьба: тестовые задания сразу проставить номера вопросов по порядку возрастания и отвечать. На не тестовые задания - должен быть дан развернутый ответ на поставленный вопрос. (раздаю задания с 5=»4=»3) В вашем распоряжении 20 минут. Работаем!
(в зависимости от того, останется время или нет, предложить задать вопросы, совместными усилиями ответить на них)
- Завершить сегодняшний урок я хотела бы обращением к Вам: с каждым годом участников этой войны становится все меньше и меньше, практически Вы - последнее поколение, которое видит их живыми. Так давайте ценить и уважать их, чтить память тех, кто отдал свои жизни, защитив нас с вами. И 9 мая все придем на братскую могилу, придем с цветами и поблагодарим ветеранов, возложим цветы на могилы погибших. (Включаю презентацию№2)
Начертала война на трагических плитах
Имена… имена… имена…
Вы навек рождены, Вы в веках не забыты-
Если Родина-мать СПАСЕНА!!!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”
Объявляется минута молчания. Метроном.
Приложение №1
Опрос по цепочке:
- Назовите фамилию фашистского диктатора, пришедшего к власти в Италии?
- На какую страну совершила она нападение?
- Как отреагировала Лига наций?
- И в результате, что произошло с Эфиопией?
- Где воевала Италия вместе с Германией?
- Кто противостоял им?
- Чем закончились эти бои?
- В какой блок вступила Италия в 1937 году?
- Какая еще страна была атакована Италией накануне войны?
- Что за страна стала вести агрессивную политику на Востоке?
- Где было создано государство Маньчжоу-Го?
- Что значит марионеточное государство?
- На какое еще государство совершила нападение Япония?
- Где и когда это произошло?
- Чем закончилось это нападение?
- Какое еще нападение совершила Япония?
- Где и когда это произошло?
- Чем закончилось это нападение?
- Наконец, Германия: кто и когда пришел к власти здесь?
- Что такое аншлюс?
- Какие действия предпримет Германия сразу после прихода к власти Гитлера?...
- Что значит милитаризация экономики?
- Кто входил в Антикоминтерновский пакт?
- Кто предложил проведение политики умиротворения?
- В чем ее суть?
- Что стало возможным благодаря этому?
- Но на этом Германия не остановилась, какая страна была следующей?
- Какой вопрос и кем обсуждался на Мюнхенской конференции?
- Какое решение на ней было принято?
- Что предложила наша страна, чтобы обезопасить мир?
- В чем смысл этой системы?
- Почему она не была принята?
- Какие положительные результаты все же можно назвать?
- Между какими государствами начались интенсивные переговоры в марте-августе 1939г.?
- Чем они завершились?
- Почему?
- Какой выход найдет Сталин?
- Кто прилетел в Москву в августе 1939г?
- Какие договора были подписаны между СССР и Германией 15 августа?
- В чем суть торгового договора?
- Какой еще договор был подписан?
- В чем его суть?
- Что значит «секретный протокол»?
- Что получил СССР по этому договору?
- Что досталось Германии?
- Какой договор был подписан в сентябре 1939г.?
- В чем его суть?
- Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Предварительный просмотр:
ТЕСТ № 1 «3»
- Назовите место обитания монголо-татарских племен в 12 в. а) от реки Волги до Лены б) от озера Балхаш до Урала
в) от озера Байкал до Великой Китайской стены
- Какое решение было принято на курултае в 1235 году а) великим ханом избрали Темучина б) идти на Запад к Волжской Булгарии в) провозгласили мировое господство
- Назовите русское княжество, подвергшееся нападению Батыя самым первым: а) Московское б) Киевское в) Рязанское
- Под каким названием вошло в историю сражение со шведами Новгородского князя Александра Ярославича а) Невская битва б) Куликовская битва в) Ледовое побоище
- Выберете из предложенного все, что обязана была делать Русь по отношению к Золотой Орде: а) платить дань б) поставлять воинов в) поставлять священников г) выкупать ярлыки на княжение д) регулярно поставлять ремесленников е) держать карательные отряды во главе с баскаками на своей территории
- По имени какого Московского князя династия Рюриков получит другое название ( допишите его ) а) Даниила б) Юрия в) Ивана г) Василия
- Назовите имена богатырей, чей поединок, согласно летописи, состоялся перед боем 8 сентября 1380г. а) Пересвет и Челубей б) Мамай и Ягайло в) Дмитрий и Челубей
- При каком князе произойдет подчинение Новгородских земель Москве а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Иван 3
- Когда состоялось знаменитое «Стояние на р.Угре» а) Мамай во время Куликовской битвы в 1380г. б) Ахмат, пытавшийся поставить Русь в прежнюю зависимость, в 1480 в) Биргер, пытавшийся окатоличить Русь еще в 1240 г.
10. Как назывался первый общерусский свод законов, принятый
в 1497 г. а) «Русская правда» б) «Поучение» в) «Судебник»
ТЕСТ № 2 «3»
- Какой образ жизни вели монголо-татарские племена а) оседлый, занимаясь растениеводством б) кочевой, занимаясь скотоводством в) полукочевой, занимаясь всем понемногу
- Какие реформы провел Чингисхан, создавая свою армию а) создал пехоту б) ввел десятичную систему деления в) создал артиллерию г) создал разведку д) создал личную гвардию е) изобрел стенобитные и камнеметные машины
- Какой город во время первого походы Батыя на Русь задержал его на 7 недель, за что и получил имя: а) Новгород – «крепкий орешек» б) Козельск – «злой город» в) Рязань – «пепелище»
- С чьими войсками встретился Новгородский князь Александр Ярославич на льду Чудского озера, и чем этот бой закончился: а) Ливонскими рыцарями – победой русских б) Шведскими феодалами – победой шведов в) Тевтонскими рыцарями – победой немцев
- Кого из русского населения монголо-татары освободили от уплаты дани и почему: а) ремесленников б) священников в) хлебопашцев г) купцов д) воинов
- Назовите имя первого Московского князя, сына Александра Невского, получившего эти незавидные земли по наследству: а) Даниил б) Юрий в) Иван г) Василий
- Назовите союзника Мамая, который спешил ему на помощь, но так и не успел : а) Литовский князь Ягайло б) Крымский хан Тоштамыш в) Литовский князь Ольберг
- При каком Московском князе началась «Большая феодальная война», вылившаяся в многочисленные военные походы и ослепление друг друга: а) Иван 1 б) Василий 1 в) Василий 2
- Что такое «Юрьев день», появившейся в новом своде законов это: а) узаконенный религиозный праздник - 26 ноября б) день, запретивший переход крестьян от одного хозяина к другому, ограничив его 14 днями в) день, который полностью запретил переход крестьян, введя в России крепостное право.
10. Какой князь получил титул Великого князя всея Руси:
а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Иван 3
ТЕСТ № 3 «3»
- Укажите качества, которые монголо-татары ценили и уважали: а) храбрость б) мужество в) отвага г) честь д) ум
- Расставьте в хронологии страны, которые Чингисхан стал завоевывать: а) гос-во Хорезмшахов б)Северный Китай в) Крым г)Приазовье д)Северный Иран е) Половецкие земли
- До какого города в ходе первого похода Батыя на Русь монголо-татары не дошли буквально 100 верст: а) до Новгорода б) до Киева в) до Москвы
- Сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 году вошло в историю под названием: а) Крестовое сражение б) Невская битва в)Куликовская битва г)Ледовое побоище
- На территории Руси монголо-татары держали карательные отряды во главе которых стояли: а) темники б) сотники в) баскаки г) десятники д) тысяцкие
- Чье время правления получило в истории название «Время тишины великой»: а) Даниила б) Юрия в) Ивана
- За какое сражение Московский князь Дмитрий получил имя Донского: а) за бой со шведами б) за бой с крестоносцами в) за бой с монголо-татарами
- Назовите участников «большой феодальной войны», имевшей место с 1423 по 1453гг. : а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Василий Косой д) Дмитрий Шемяка
- Что такое «Система кормлений»: а) общерусский свод законов б) заработная плата наместников и волостелей
в) узаконенная система питания русичей
10. Чьим сыном был Иван 4 Грозный: а) Василия 1 и
Соломонии Сабуровой б) Василия 2 и Софьи Палеолог
в) Василия 3 и Елены Глинской
ТЕСТ № 4 «3»
- Укажите качества, которые монголо-татары презирали: а) слабость б) смелость в) храбрость г) старость
- Назовите страну, которую Чингисхан не смог завоевать после победы на реке Калке: а) Россия б) Болгария в) Волжская Булгария г) Китай д) Чехия
- Что потребовал хан Батый, нападая на Рязань, от жителей города: а) десятину во всем б) сложить оружие в) открыть ворота
- Назовите имя руководителя шведского войска, напавшего на Новгородские земли в 1240 г. : а) Байрон б) Беринг в) Биргер г) Бюргер
- Укажите обязанности, стоявших на русских землях, карательных отрядов монголо-татар: а) перепись населения б) сбор дани в) выдача ярлыков г) наказание
- Чего добился Московский князь Иван Калита от Орды: а) вывода карательных отрядов б) отмены дани в) отмены ярлыков г) отмены поставки воинов д) отмены ига
- Почему спустя всего 2 года после победы на Куликовом поле Русь снова была вынуждена платить дань: а) Мамай снова напал на Русь б) на Русь напал Тоштамыш в) на Русь напал Тимур
- За что Московский князь Василий 2 получил имя «Темный» а) т.к. был смугл и темноволос б) т.к. был ослеплен братом в) т.к. имел «темное прошлое»
- Судебник, принятый при Иване 3, ввел правила обращения в холопство, назовите их: а) самопродажа б) женитьба без договоренности в) крупный денежный долг г) дети
10. Кому оставил в наследство Иван 3 Московский престол:
а) сыну Ивану Молодому б) внуку Дмитрию в) сыну
Василию 3 г) жене Софье Палеолог
ТЕСТ № 1 «4»
- Назовите место обитания монголо-татарских племен в 12 в. а) от реки Волги до Лены б) от озера Балхаш до Урала
в) от озера Байкал до Великой Китайской стены
- Какое решение было принято на курултае в 1235 году?
- Назовите русское княжество, подвергшееся нападению Батыя самым первым: а) Московское б) Киевское в) Рязанское
- Под каким названием вошло в историю сражение со шведами Новгородского князя Александра Ярославича?
- Выберете из предложенного все, что обязана была делать Русь по отношению к Золотой Орде: а) платить дань б) поставлять воинов в) поставлять священников г) выкупать ярлыки на княжение д) регулярно поставлять ремесленников е) держать карательные отряды во главе с баскаками на своей территории
- По имени какого Московского князя династия Рюриков получит другое название?
- Назовите имена богатырей, чей поединок, согласно летописи, состоялся перед боем 8 сентября 1380г. а) Пересвет и Челубей б) Мамай и Ягайло в) Дмитрий и Челубей
- При каком князе произойдет подчинение Новгородских земель Москве?
- Когда состоялось знаменитое «Стояние на р.Угре» а) Мамай во время Куликовской битвы в 1380г. б) Ахмат, пытавшийся поставить Русь в прежнюю зависимость, в 1480 в) Биргер, пытавшийся окатоличить Русь еще в 1240 г.
10. Как назывался первый общерусский свод законов, принятый
в 1497 г. ?
ТЕСТ № 2 «4»
- Какой образ жизни вели монголо-татарские племена а) оседлый, занимаясь растениеводством б) кочевой, занимаясь скотоводством в) полукочевой, занимаясь всем понемногу
- Какие реформы провел Чингисхан, создавая свою армию?
- Какой город во время первого походы Батыя на Русь задержал его на 7 недель, за что и получил имя: а) Новгород – «крепкий орешек» б) Козельск – «злой город» в) Рязань – «пепелище»
- С чьими войсками встретился Новгородский князь Александр Ярославич на льду Чудского озера, и чем этот бой закончился?
- Кого из русского населения монголо-татары освободили от уплаты дани и почему: а) ремесленников б) священников в) хлебопашцев г) купцов д) воинов
- Назовите имя первого Московского князя, сына Александра Невского, получившего эти незавидные земли по наследству.
- Назовите союзника Мамая, который спешил ему на помощь, но так и не успел : а) Литовский князь Ягайло б) Крымский хан Тоштамыш в) Литовский князь Ольберг
- При каком Московском князе началась «Большая феодальная война», вылившаяся в многочисленные военные походы и ослепление друг друга?
- Что такое «Юрьев день», появившейся в новом своде законов это: а) узаконенный религиозный праздник - 26 ноября б) день, запретивший переход крестьян от одного хозяина к другому, ограничив его 14 днями в) день, который полностью запретил переход крестьян, введя в России крепостное право.
10. Какой князь получил титул Великого князя всея Руси?
ТЕСТ № 3 «4»
- Укажите качества, которые монголо-татары ценили и уважали.
- Расставьте в хронологии страны, которые Чингисхан стал завоевывать: а) гос-во Хорезмшахов б)Северный Китай в) Крым г)Приазовье д)Северный Иран е) Половецкие земли
- До какого города в ходе первого похода Батыя на Русь монголо-татары не дошли буквально 100 верст?
- Сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 году вошло в историю под названием: а) Крестовое сражение б) Невская битва в)Куликовская битва г)Ледовое побоище
- На территории Руси монголо-татары держали карательные отряды, кто стоял во главе их?
- Чье время правления получило в истории название «Время тишины великой»: а) Даниила б) Юрия в) Ивана
- За какое сражение Московский князь Дмитрий получил имя Донского?
- Назовите участников «большой феодальной войны», имевшей место с 1423 по 1453гг. : а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Василий Косой д) Дмитрий Шемяка
- Что такое «Система кормлений»?
10. Чьим сыном был Иван 4 Грозный: а) Василия 1 и
Соломонии Сабуровой б) Василия 2 и Софьи Палеолог
в) Василия 3 и Елены Глинской
ТЕСТ № 4 «4»
- Укажите качества, которые монголо-татары презирали?
- Назовите страну, которую Чингисхан не смог завоевать после победы на реке Калке: а) Россия б) Болгария в) Волжская Булгария г) Китай д) Чехия
- Что потребовал хан Батый, нападая на Рязань, от жителей города?
- Назовите имя руководителя шведского войска, напавшего на Новгородские земли в 1240 г. : а) Байрон б) Беринг в) Биргер г) Бюргер
- Укажите обязанности, стоявших на русских землях, карательных отрядов монголо-татар.
- Чего добился Московский князь Иван Калита от Орды: а) вывода карательных отрядов б) отмены дани в) отмены ярлыков г) отмены поставки воинов д) отмены ига
- Почему спустя всего 2 года после победы на Куликовом поле Русь снова была вынуждена платить дань?
- За что Московский князь Василий 2 получил имя «Темный» а) т.к. был смугл и темноволос б) т.к. был ослеплен братом в) т.к. имел «темное прошлое»
- Судебник, принятый при Иване 3, ввел правила обращения в холопство, назовите их.
10. Кому оставил в наследство Иван 3 Московский престол:
а) сыну Ивану Молодому б) внуку Дмитрию в) сыну
Василию 3 г) жене Софье Палеолог
ТЕСТ № 6 «4»
- Какой образ жизни вели монголо-татарские племена?
- Какие реформы провел Чингисхан, создавая свою армию а) создал пехоту б) ввел десятичную систему деления в) создал артиллерию г) создал разведку д) создал личную гвардию е) изобрел стенобитные и камнеметные машины
- Какой город во время первого походы Батыя на Русь задержал его на 7 недель, и какое получил имя?
- С чьими войсками встретился Новгородский князь Александр Ярославич на льду Чудского озера, и чем этот бой закончился: а) Ливонскими рыцарями – победой русских б) Шведскими феодалами – победой шведов в) Тевтонскими рыцарями – победой немцев
- Кого из русского населения монголо-татары освободили от уплаты дани и почему?
- Назовите имя первого Московского князя, сына Александра Невского, получившего эти незавидные земли по наследству: а) Даниил б) Юрий в) Иван г) Василий
- Назовите союзника Мамая, который спешил ему на помощь, но так и не успел .
- При каком Московском князе началась «Большая феодальная война», вылившаяся в многочисленные военные походы и ослепление друг друга: а) Иван 1 б) Василий 1 в) Василий 2
- Что такое «Юрьев день», появившейся в новом своде законов?
10. Какой князь получил титул Великого князя всея Руси:
а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Иван 3
ТЕСТ № 7 «4»
- Укажите качества, которые монголо-татары ценили и уважали: а) храбрость б) мужество в) отвага г) честь д) ум
- Расставьте в хронологии страны, которые Чингисхан стал завоевывать с 1211 года.
- До какого города в ходе первого похода Батыя на Русь монголо-татары не дошли буквально 100 верст:
- Сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 году вошло в историю под названием: а) Крестовое сражение б) Невская битва в)Куликовская битва г)Ледовое побоище
- На территории Руси монголо-татары держали карательные отряды во главе которых стояли?
- Чье время правления получило в истории название «Время тишины великой»: а) Даниила б) Юрия в) Ивана
- За какое сражение Московский князь Дмитрий получил имя Донского?
- Назовите участников «большой феодальной войны», имевшей место с 1423 по 1453гг. : а) Василий 1 б) Василий 2 в) Василий 3 г) Василий Косой д) Дмитрий Шемяка .
- Что такое «Система кормлений»?
10. Чьим сыном был Иван 4 Грозный: а) Василия 1 и
Соломонии Сабуровой б) Василия 2 и Софьи Палеолог
в) Василия 3 и Елены Глинской
ТЕСТ № 8 «4»
- Укажите качества, которые монголо-татары презирали?
- Назовите страну, которую Чингисхан не смог завоевать после победы на реке Калке: а) Россия б) Болгария в) Волжская Булгария г) Китай д) Чехия
- Что потребовал хан Батый, нападая на Рязань, от жителей города?
- Назовите имя руководителя шведского войска, напавшего на Новгородские земли в 1240 г. : а) Байрон б) Беринг в) Биргер г) Бюргер
- Укажите обязанности, стоявших на русских землях, карательных отрядов монголо-татар.
- Чего добился Московский князь Иван Калита от Орды: а) вывода карательных отрядов б) отмены дани в) отмены ярлыков г) отмены поставки воинов д) отмены ига
- Почему спустя всего 2 года после победы на Куликовом поле Русь снова была вынуждена платить дань:
- За что Московский князь Василий 2 получил имя «Темный» а) т.к. был смугл и темноволос б) т.к. был ослеплен братом в) т.к. у него было «темное прошлое»
- Судебник, принятый при Иване 3, ввел правила обращения в холопство, назовите их:
10. Кому оставил в наследство Иван 3 Московский престол:
а) сыну Ивану Молодому б) внуку Дмитрию в) сыну
Василию 3 г) жене Софье Палеолог
ТЕСТ № 1 «5»
- Назовите место обитания монголо-татарских племен в 12 в.
2. Какое решение было принято на курултае в 1235 году?
3. Назовите русское княжество, подвергшееся нападению Батыя
самым первым.
4. Под каким названием вошло в историю сражение со шведами Новгородского князя Александра Ярославича?
- Назовите суть зависимости Руси от Орды:
- По имени какого Московского князя династия Рюриков получит другое название.
- Назовите имена богатырей, чей поединок, согласно летописи, состоялся перед боем 8 сентября 1380г.
- При каком князе произойдет подчинение Новгородских земель Москве?
9.Когда и при ком состоялось знаменитое «Стояние на р.Угре»?
10. Как назывался первый общерусский свод законов, принятый
в 1497 г.?
ТЕСТ № 2 «5»
- Какой образ жизни вели монголо-татарские племена?
2. Какие реформы провел Чингисхан, создавая свою армию?
3. Какой город во время первого походы Батыя на Русь задержал его на 7 недель, за что и получил имя?
4. С чьими войсками встретился Новгородский князь Александр Ярославич на льду Чудского озера, и чем этот бой закончился?
5. Кого из русского населения монголо-татары освободили от уплаты дани и почему?
6. Назовите имя первого Московского князя, сына Александра Невского, получившего эти незавидные земли по наследству.
7.Назовите союзника Мамая, который спешил ему на помощь, но так и не успел.
8.При каком Московском князе началась «Большая феодальная война», вылившаяся в многочисленные военные походы и ослепление друг друга.
9.Что такое «Юрьев день», появившейся в новом своде законов?
10.Какой князь получил титул Великого князя всея Руси?
ТЕСТ № 3 «5»
- Укажите качества, которые монголо-татары ценили и уважали.
- Расставьте в хронологии страны, которые Чингисхан стал завоевывать с 1211г по 1223гг.
- До какого города в ходе первого похода Батыя на Русь монголо-татары не дошли буквально 100 верст?
- Сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 году вошло в историю под каким названием?
- На территории Руси монголо-татары держали карательные отряды во главе с кем?
- Чье время правления получило в истории название «Время тишины великой»?
- За какое сражение Московский князь Дмитрий получил имя Донского?
- Назовите участников «большой феодальной войны», имевшей место с 1423 по 1453гг.
9. Что такое «Система кормлений», при ком она была
введена?
10. Назовите имена отца и матери Ивана 4 Грозного.
ТЕСТ № 4 «5»
- Укажите качества, которые монголо-татары презирали.
2.Назовите страну, которую Чингисхан не смог завоевать после победы на реке Калке .
3.Что потребовал хан Батый, нападая на Рязань, от жителей города?
4.Назовите имя руководителя шведского войска, напавшего на Новгородские земли в 1240 г.
5.Укажите обязанности, стоявших на русских землях, карательных отрядов монголо-татар:
6.Чего добился Московский князь Иван Калита от Орды?
7. Почему спустя всего 2 года после победы на Куликовом поле Русь снова была вынуждена платить дань?
8. За что Московский князь Василий 2 получил имя «Темный»?
9.Судебник, принятый при Иване 3, ввел правила обращения в холопство, назовите их.
10. Кому оставил в наследство Иван 3 Московский престол?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса
Методическая разработка урока «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса. У...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
Данное мероприятие позволило школьникам приобрести базовые навыки, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...
Методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс. Контрольное тестирование по теме «Русь в 9– 13 веках».
Данная методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс, может быть использована в качестве котрольного тестирования по теме " Русь в 9-13 веках"....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...
Комментарии
извинения
Это мой первый опыт загрузки материала, поэтому так получилось, что аннотация к первому вложению, а ко второму уроку ее нет, также как и к проверочной работе. еще раз, извините.