Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к родному краю, малой и большой Родине. Представленный материал может быть использован и для проведения внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 5 классе на тему «Любовь и уважение к Отечеству | 662 КБ |
lyubov_k_rodine.doc | 662 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе на тему «Любовь и уважение к Отечеству».
Цели урока: познакомить учащихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу; усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, живущим в России; осознать, что, христианское отношение к Родине - священная обязанность каждого человека; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Слово учителя:
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
- Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
- Здравствуй, Родина моя!
- Добрый день, дорогие ребята. Догадались ли вы, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Да, мы будем говорить о Родине, об отношении к ней не только православных, но и каждого человека.
Так с чего же начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра.
Итак, какие ассоциации вызывает у вас это слово? Что оно для вас значит?
- Составление кластера
Ответы учащихся
- Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, то есть с «малой» Родины.
«У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…» (В.Степаненко) (Слайд 1)
Для всех нас «малой» родиной является Чувашская Республика. Это удивительный край, о котором сложено столько замечательных и проникновенных строк:
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам – и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Богат наш край легендами, сказаниями, песнями, добрыми традициями; богат он и народными умельцами. Недаром говорят, Чувашия – край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок. И почти в каждом народном произведении мы находим отклик былых событий, отголосок истории народа.
Я предлагаю вам совершить экскурсию по родным и милым сердцу каждого из нас местам.
4. Презентация (слайды 2-15)
5. Чтение стихотворения
«Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой!
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой.
Самая любимая
Ты, страна родная,
Нет другой на свете
Родины такой!
В сердце ты у каждого,
Родина- Россия!
Белые берёзки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
- О какой родине говорится в нем? (О России).
Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это – Россия. (Слайды 16-20)
Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
6. Физкультминутка «Отдохнём?!» (Звучит песня С.Ротару «Родина моя»)
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
И, откинув одеяло,
По планете зашагало.
7. Работа с материалом учебника
Вопросы:
Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?
Что такое любовь?
В чем проявляется служение?
Что по силам вам, детям? Что вы можете сделать для других?
С чего начинается Россия?
Что значит «любить свою родину»? Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше?
8. Выполнение заданий:
Задание 1.
Прочитай отрывок стихотворения русского поэта ХIХ века Якова Полонского
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Все отрицать готовы, – мы
Еще не оскудели сердцем;
Еще мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать...
Без нас забыли бы славян, –
Мы жизнь несли на их могилы...
Расшатывая вражьи силы,
Мы не считали наших ран...
Мы за геройские деянья
Не ждали злата и сребра...
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья...
И если перст Господний вновь
Нам цель великую укажет,
Что делать – сердце нам подскажет
И христианская любовь!..
Россия, веру призови!..
В сей день торжественный и
славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви...
1. Какие черты русского характера переданы в стихотворении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, что ожидает Россию в будущем?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Все страны граничат друг с другом, и только одна Россия
граничит с Богом».
Задание 2. Закончите пословицы
Родимая сторона – мать, чужая – … (мачеха).
Где кто родится, там и … (пригодится).
Всякому мила своя …(сторона).
Без корня и полынь не …(растет).
На родной стороне и камешек …(знаком).
Родина – мать, умей за нее …(постоять).
- Вспомните о святых защитниках Родины. Как вы думаете, какие символы были для них олицетворением родной земли, Отечества? Что помогало им победить? (Слайды 21-22)
9. Беседа о символах России
- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.
( Слайды 23-25)
- Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело – сине – красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента Российской Федерации.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
-Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном коне.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог,
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России друг свободный.
Орёл – символ непобедимости и силы. Значит, символ показывает, что Россия - сильная страна. Но почему 2 головы? Орёл, охраняя государство, смотрит и на запад и на восток. Корона на голове – символ законности, означает, что страна живёт по законам чести и справедливости.
- Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
Символы говорят о величии нашей страны, объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.
10. Творческая работа – составление синквэйна.
11. Домашнее задание – заполнить лист – написать эссе
Почему Родину называют матушкой?
Выполнил(а)______________________
Класс__________
12. Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы классу:
Чему вы сегодня научились? Что возьмете с урока в свою копилку?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно сегодня понравилось?
- Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята! (Слайд 26)
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе на тему «Любовь и уважение к Отечеству».
Цели урока: познакомить учащихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу; усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, живущим в России; осознать, что, христианское отношение к Родине - священная обязанность каждого человека; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Слово учителя:
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
- Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
- Здравствуй, Родина моя!
- Добрый день, дорогие ребята. Догадались ли вы, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок? Да, мы будем говорить о Родине, об отношении к ней не только православных, но и каждого человека.
Так с чего же начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра.
Итак, какие ассоциации вызывает у вас это слово? Что оно для вас значит?
- Составление кластера
Ответы учащихся
- Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, то есть с «малой» Родины.
«У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…» (В.Степаненко) (Слайд 1)
Для всех нас «малой» родиной является Чувашская Республика. Это удивительный край, о котором сложено столько замечательных и проникновенных строк:
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам – и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Богат наш край легендами, сказаниями, песнями, добрыми традициями; богат он и народными умельцами. Недаром говорят, Чувашия – край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок. И почти в каждом народном произведении мы находим отклик былых событий, отголосок истории народа.
Я предлагаю вам совершить экскурсию по родным и милым сердцу каждого из нас местам.
4. Презентация (слайды 2-15)
5. Чтение стихотворения
«Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой!
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой.
Самая любимая
Ты, страна родная,
Нет другой на свете
Родины такой!
В сердце ты у каждого,
Родина- Россия!
Белые берёзки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
- О какой родине говорится в нем? (О России).
Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это – Россия. (Слайды 16-20)
Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
6. Физкультминутка «Отдохнём?!» (Звучит песня С.Ротару «Родина моя»)
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
И, откинув одеяло,
По планете зашагало.
7. Работа с материалом учебника
Вопросы:
Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?
Что такое любовь?
В чем проявляется служение?
Что по силам вам, детям? Что вы можете сделать для других?
С чего начинается Россия?
Что значит «любить свою родину»? Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше?
8. Выполнение заданий:
Задание 1.
Прочитай отрывок стихотворения русского поэта ХIХ века Якова Полонского
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Все отрицать готовы, – мы
Еще не оскудели сердцем;
Еще мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать...
Без нас забыли бы славян, –
Мы жизнь несли на их могилы...
Расшатывая вражьи силы,
Мы не считали наших ран...
Мы за геройские деянья
Не ждали злата и сребра...
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья...
И если перст Господний вновь
Нам цель великую укажет,
Что делать – сердце нам подскажет
И христианская любовь!..
Россия, веру призови!..
В сей день торжественный и
славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви...
1. Какие черты русского характера переданы в стихотворении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как ты думаешь, что ожидает Россию в будущем?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Все страны граничат друг с другом, и только одна Россия
граничит с Богом».
Задание 2. Закончите пословицы
Родимая сторона – мать, чужая – … (мачеха).
Где кто родится, там и … (пригодится).
Всякому мила своя …(сторона).
Без корня и полынь не …(растет).
На родной стороне и камешек …(знаком).
Родина – мать, умей за нее …(постоять).
- Вспомните о святых защитниках Родины. Как вы думаете, какие символы были для них олицетворением родной земли, Отечества? Что помогало им победить? (Слайды 21-22)
9. Беседа о символах России
- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.
( Слайды 23-25)
- Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело – сине – красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента Российской Федерации.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
-Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном коне.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог,
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России друг свободный.
Орёл – символ непобедимости и силы. Значит, символ показывает, что Россия - сильная страна. Но почему 2 головы? Орёл, охраняя государство, смотрит и на запад и на восток. Корона на голове – символ законности, означает, что страна живёт по законам чести и справедливости.
- Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
Символы говорят о величии нашей страны, объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.
10. Творческая работа – составление синквэйна.
11. Домашнее задание – заполнить лист – написать эссе
Почему Родину называют матушкой?
Выполнил(а)______________________
Класс__________
12. Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы классу:
Чему вы сегодня научились? Что возьмете с урока в свою копилку?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно сегодня понравилось?
- Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята! (Слайд 26)
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методические разработки уроков и проверочного материала по курсу Истории Отечества
В материале дана информация о сложном в жизни Российского государства периоде, когда умер царь Федор Алексеевич, не оставив наследников. Раскрывается роль стрельцов и сестры Петра 1 и Ивана У царевны ...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
Данное мероприятие позволило школьникам приобрести базовые навыки, обеспечивающих успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....