№ п/п |
Раздел (модуль), тема |
Сро ки |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Материально-техническая база ЭОРы |
Форма организа-ции образов. процесса |
Планируемые результаты обучения
|
предметные | метапредметные | личностные
|
Вводная часть. 2 часа |
1 | Введение. Как работать с учебником? |
| Раскрывать значение терминов: обществознание, сферы жизни общества |
| Фронтальная, индиви-дуальная | Объяснять, что такое обществознание и зачем его необходимо изучать в школе
|
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность. Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | Личностные УУД: осознавать мотивацию учения
|
2 | Сферы жизни общества
Мозговой штурм |
| Презентация «Общество. Сферы жизни общества» | Индиви-дуальная, групповая парная | Определять понятия общество, сферы жизни общества |
Что такое человек? (сфера культуры). 12 часов |
3
| Загадка человече-ской природы
|
| Объяснять теории происхождения человека на Земле. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных | Схема «Две природы человека» (с. 22, учебник) . схема «Отличия деятель-ности человека от поведения животных», схема «Основные отличия человека от животного», схема «Основные теории происхождения человека» | Фронтальная, индиви-дуальная, парная, групповая
| Определять понятия биосоциальная природа человека, антропогенез. Называть отличия человека от животного |
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Познавательные УУД: устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов | Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренче-ские позиции
|
4 | Среда обитания человека
|
| Называть две среды обитания человека, определять их связь | Схема «Связь природы и общества» | Фронтальная, индиви-дуальная, парная | Определять место общества в природе как целостной развивающейся системы. Анализировать взаимосвязь природы и общества, их взаимное развитие. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям |
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Познавательные УУД: устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов
| Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренче-ские позиции
|
5 | «Волшебст-во» челове-ческого сознания |
| Объяснять отличия свойств сознания. Рассказывать о структуре человеческого сознания по схеме. Представлять ученические мини проекты по теме урока
| Презентация «Человек, индивид, личность» Рассмотрены следующие пункты: 1. Человек с точки зрения человека, 2. Индивид, 3. Индивидуаль-ность,4. Подходы к изучении лич-ности | Фронтальная, индиви-дуальная, парная, групповая
| Определять признаки понятия «сознание» и его структуру; критически оценивать информацию о понятиях «индиивид» и «личность». Решать учебно-жизненные задачи |
6 | «Волшебст-во» челове-ческого сознания Предметный проект |
|
7 | Разнообра-зие челове-ческих дел
Урок - погружение |
| Объяснять понятия самореализация, общение, познание, труд. Участвовать в коллективном разговоре о будущей профессии | Сравнительная таблица «Основ-ные виды деятель-ности» (помогает организовать самост. работу по заполнению сравнительной таблицы). Схема «Человеческая деятельность», схема «Мотивы деятельности» (способствует более глубокому пониманию темы) | Фронтальная, индиви-дуальная, групповая
| Определять значение самореализации личности, сущность деятельности в жизни человека. Систематизировать цели и особенности видов деятельности. Решать учебно-жизненные задачи
|
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Познавательные УУД: устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Познавательные УУД: устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов
|
Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
|
8-9 | Сложность человеческого характера |
| Объяснять по схеме характеристику индивидуальных качеств личности. Рассказывать об особенностях поведения человека в соответствии с его характером | Схема «Индивидуальные качества личности» (с. 52, учебник) | Индиви-дуальная, групповая парная
| Определять качества характера, анализировать их отличие от физических качеств и умственных способностей. Определять понятие «характер». Решать учебно-жизненные задачи |
10 | Богатство человеческого духа
|
| Раскрывать значение понятий: духовность человека, мировоз-зрение, личностные цели | Схема «Пирамида потребностей по Маслоу», «Мировоззрение, его виды и формы» | Определять значение сущности духовной жизни человека. Систематизиро-вать информацию о структуре мировоззрения. Определять понятие мировоззрения. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами
|
11 | Взгляд человека на мир
Предметный проект
|
| Определять разные виды мировоззрения, пояснять их отличия. Высказывать собственную позицию о своем мировоззрении | Схема «Мировоззрение, его виды и формы» | Определять научное, обыденное, мифологи-ческое, религиозное, философское мировоззрение. Определять и объяснять своё отношение к нравственным и религиозным ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами |
12 | Выбор человека между доб-ром и злом
Учебный проект |
| Раскрывать значение понятий: совесть, нравственность, мораль. Участвовать в обсуждении вопроса о нравственном выборе человека | Схема «Нравственный выбор человека» (с. 78, учебник) | Определять понятия «этика», «мораль», «нравст-венность», «совесть». Выявлять соотношение добра и зла в системе человеческих ценностей. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами |
13 | Проблема смысла жизни человека
|
|
| Определять понятие смысла жизни и своего отношения к нему. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами |
14 | Повторно-обобщаю-щий урок «Общий взгляд»
|
|
|
| Обобщить представления о том, что такое человек. Сделать вывод о том, что означает выражение «искусство быть челове-ком». Определять и объяс-нять своё отношение к нравственным нормам и ценностям. Решая учебные варианты жизненных задач в моделях межличностного общения, уметь делать выбор в соответствии с моральными нормами |
Человек человеку – друг или волк? (социальная сфера). 7 часов |
15 | Создание отношений между людьми
|
| Раскрывать значение понятий: малая группа, межличностные отношения, социальная группа. Характеризовать позитивное и негативное воздействие человека на группу | Презентация «Межличностные отношения» Презентация «Малая группа» | Фронтальная, индиви-дуальная, групповая парная
Фронтальная, индиви-дуальная, групповая парная
| Определять понятие «межличностные отно-шения», «малая группа». Определять роль личности в группе
|
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) ,обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД: организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
|
Личностные УУД: аргументирован-но оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
|
16 | Объедине-ния разных людей
|
| Презентация «Социальная структура общества». «Социальные группы» (интерактивная схема) | Определять понятия «социум», «общественные (социальные) отношения», «социальные общности», «социальные группы», «образование» |
17 | Встречи и ссоры разных людей Театральное творчество |
| Давать характеристику разным видам конфликтов. Объяснять способы выхода из конфликта | Презентация «Конфликт» | Определять понятия «общение», «конфликт», «межличностный конфликт». Выявлять проблемы межличностного конфликта и возможности предотвращения конфликта или пути выхода из него |
18 | Правила совместной жизни людей
|
| Характеризовать разные виды социальных норм. Называть методы социального контроля | Таблица «Какие бывают нормы?» (с. 118, учебник) Презентация «Социальные нормы и откло-няющееся пове-дение». Схема «Универсальность социальных нор | Определять понятия: нормы, социальный контроль. Выявлять проблемы отклоняющегося поведения
|
19 | Умение быть самим собой
|
| Раскрывать значение понятий: социализация, личность. Доказывать важность социализации в жизни человека | Схема «Социализация личности» (с. 127, учебник) | Определять понятие «социализация личности». Выявлять проблемы становления личности |
20 | Начало мира людей – семья Предметный проект
|
| Составлять список функций семьи. Высказывать собственную позицию о значении семьи в жизни человека | Презентация «Семья - как малая группа» | Определять понятия «семья» и «здоровый образ жизни». Выявлять функции семьи
|
21 | Повторно-обобщаю-щий урок |
|
|
| Определять основные поня-тия темы «Социальная сфера». Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами |
Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики) 4 часа |
2223 | Производство всего, что нам необходимо
Мозговой штурм |
|
Раскрывать понятия: потребности, производ-ство, торговля, деньги, ресурсы. Называть отличия натурального и товарного хозяйства.
Объяснять механизм обмена товарами и услугами | Схема «Пирамида потребностей по Маслоу» Презентация "Деньги. Их функции" | Фронтальная, индиви-дуальная, групповая парная | Определять понятия «экономика», «потреб-ность», «блага», «потреб-ление», «деньги», «цена», «производство». Выявлять взаимосвязь потребностей и экономического производства |
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
| Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор |
24 | Обмен вещами и услугами
|
| Презентация «Ограниченность ресурсов» (несколько слайдов) | Определять понятия «ресурсы», «обмен», «товар», «услуги», «торговля», «реклама», «собственность». Выявлять взаимосвязь потребностей и экономического производства |
25 | Повторно-обобщаю-щий урок |
|
|
| Систематизировать информацию о проблемах производства и потребления экономических благ. Определять и объяснять своё отношение к общепринятым нормам. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами |
Зачем нужна власть? (сфера политики). 6 часов |
26 | Суровая необходи-мость власти |
| Характеризовать виды власти. Объяснять отличия ветвей власти. Раскрывать понятия: нормы поведения, мораль, право, правовые нормы, правонарушение, проступок, преступление. Объяснять как работает система права
| Схема «Виды власти» Схема «Власть, её виды» | Индиви-дуальная, групповая парная
Фронтальная, индиви-дуальная, групповая парная
| Определять понятия «власть», «политическая власть», «права», «свободы», «обязанности», «ответственность». Выявлять взаимосвязь прав и обязанностей. Определять роль граждан в управлении государством. Определять и объяснять своё отношение к правовым ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами |
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные УУД: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Познавательные УУД: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно
|
Личностные УУД: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
|
27-28 | Законы писаные и неписаные |
| Схема «Нормы, регулирующие общественные отношения» Таблица «Срав-нение морали, обычаев, права» Схема «Виды нормативно – правовых актов» Схема «Признаки правовых норм» Презентация «"Конституция РФ»Схема «Виды правонарушений» | Определять понятия «власть», «политическая власть», «права», «свободы», «обязанности», «ответственность». Выявлять роль Конституции в системе права. Определять и объяснять своё отношение к правовым ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами |
29 | Сложность устройства государства
|
| Презентация «Форма гоудар. устройства» | Определять понятия: «суверенитет», «политический режим», «форма правления», «территориальное устройство». Определять основы конституционного строя РФ. Определять и объяснять своё отношение к правовым ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами |
30 | Слова и дела патриота
|
| Составлять схему логической связи понятий личность, общество, государство. Приводить примеры из истории, литературы, жизни о патриотических поступках людей | Материалы СМИ о проявлении патриотизма. Анкета «Патриотизм» | Определять, что такое «патриотизм». Определять и объяснять своё отношение к патриотическим ценностям. Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с патриотическими нормами
|
31 | Повторно-обобщаю-щий урок Игра |
|
|
| Систематизировать информацию о проблемах социализации личности. Определять и объяснять своё отношение к общечеловеческим ценностям (нравственным, гражданским, патрио-тическим). Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами |
32-33 | Повторно-обобщаю-щий урок по модулю 1(2) «Общий взгляд» |
|
|
|
34 | Защита проектов «Как устро-ен мир людей?» Предметный проект |
| Представлять результаты проектной деятельности |
|
|
|
35 | Итоговый урок контроля |
|
|
|
| Определять понятия и термины курса. Решать учебно-жизненные задачи в разных сферах общест. отношений |