Урок обществознания в 9 классе на тему "Гражданское право"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Урок обществознания на тему "Гражданское право" включает : презентацию,учебные задачи, статьи гражданского кодекса, конспект урока,самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданское право | 2.65 МБ |
учебые задачи | 17.44 КБ |
статьи гражданского кодекса | 18.86 КБ |
plan_konspekt_nast_garzhd_pravo_9_kl.docx | 29.29 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданское право – это отрасль частного права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. 1. Понятие гражданского права
Источники гражданского права: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ 2.Конституция РФ 3. Гражданский Кодекс, состоящий из 4 частей (всего 1551 статья) от 30 ноября 1994 г. 4. Гражданский процессуальный Кодекс от 30 октября 2002 года, устанавливающий правила рассмотрения гражданских споров в судах общей юрисдикции 4. Подзаконные акты (указы, постановления, нормативные акты) 5.Иные источники
имущественные или личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности свободы заключения договоров их участниками недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права. Принципы гражданских правоотношений
Элементы гражданских правоотношений Объект правоотношений Содержание правоотношений Субъект правоотношений
Права и обязанности , которые касаются непосредственных участников данного правоотношения Содержание гражданских правоотношений
2. Субъект и объект гражданского права Участники гражданских правоотношений: физические и юридические лица, государство, субъекты РФ, муниципальные образования. Объекты гражданских правоотношений: вещи, деньги, услуги, информация, интеллектуальная собственность, здоровье…
Субъекты гражданского права Граждане (физические лица) Юридические лица Государство
Физическое лицо – это гражданин Российской Федерации, иностранного государства либо лицо без гражданства, обладающий от рождения правоспособностью, а в силу возраста и субъективных качеств – дееспособностью. Физическое лицо
лица, имеющие гражданство иностранцы апатриды ( лица без определённого гражданства ) бипатриды (лица с двойным гражданством) Физические лица
Граждане (физические лица) Гражданская правоспособность – возможность иметь указанные в законах права и обязанности: Право на частную собственность – владение движимым и недвижимым имуществом Гражданская дееспособность – осознанная способность своими действиями осуществлять гражданские права. До 6 лет – полностью недееспособный 6-14 – в целом недееспособный (распоряжение карманными деньгами) 14-18 – частичная дееспособность (распоряжение заработанными средствами, но родители несут ответственность) 18 – полная дееспособность
Коммерческие и некоммерческие организации, имеющие в собственности или управлении обособленное имущество, имеющие возможность от своего имени вступать в гражданские правоотношения (предприятия, объединения, учреждения, общественные организации, иностранные фирмы, религиозные организации) Признаки юридических лиц: Имущественная самостоятельность Ответственность по своим обязательствам Наличие учредительных документов, регистрации Юридические лица
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства – организации, обладающие властными полномочиями. Выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами властными полномочиями. Государство (публично-правовые образования)
Объекты гражданских правоотношений: материальные и нематериальные Вещи Услуги Результаты интеллектуальной деятельности Деньги Жизнь Здоровье Доброе имя Информация Честь и достоинство Исключение: объектами сделок не могут быть – отдельные виды оружия, ядерная энергия, сильнодействующие яды,
3. ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Имущественные отношения Вещные отношения – это отношения, связанные с обладанием субъектами гражданского права теми или иными вещами (имуществом); Обязательственные отношения – это отношения, связанные с переходом имущественных благ от одних лиц к другим. Личные неимущественные Связанные с имущественными : авторство на изобретение, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, полезные модели, а также на произведения науки, литературы или искусства и т.д. Эти отношения не поддаются денежной оценке, но связаны с имущественными. Несвязанные с имущественными : защита чести и достоинства , деловой репутации, прав организации на фирменное наименование. Эти отношения неотделимы от участников, их нельзя измерить денежными суммами.
Возникают по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому: новая изготовленная вещь купля-продажа дарение мена наследование приватизация Ответственность по поводу права владения Основания возникновения права собственности
Практические выводы Поскольку вы в своей жизни будете постоянными участниками гражданских отношений, важно научиться видеть свои действия с позиции гражданского права и грамотно их оценивать Все гражданские правоотношения основаны на равноправии. А значит, вы обладаете равными правами с другими участниками правоотношения: будь то гражданин, предприятие или государство Важно научиться защищать свои права, и делать это надо, не опускаясь до крика и взаимных оскорблений. Спокойно и с достоинством
Предварительный просмотр:
3адача №1. Марина и Ольга заключили договор займа на сумму, равную одному минимальному размеру оплаты труда. Договор они заключили в письменной форме и хотели удостоверить его у нотариуса. Однако муж Марины считает, что нотариус не будет удостоверять такой договор, потому что закон не предусматривает необходимость не только нотариально удостоверять договор займа на сумму, не превышающую в 10 раз минимальный размер оплаты труда, но и заключать такой договор в простой письменной форме. Будет ли нотариус удостоверять такой договор?
3адача №2. «Если ты, Оля, сдашь вступительные экзамены и поступишь в институт, я подарю тебе золотые часы!» - сказала Ирина Борисовна. «Бабушка, договор, который содержит обещание подарить что-то в будущем, должен быть заключен в письменной форме, так требует закон», - сказал Ирине Борисовне внук Егор. «Ну, будем мы еще бумагу переводить! Считай, что мы и так с Олей договорились», - ответила Ирина Борисовна. Заключен ли договор в данном случае?
3адача №3. Сидорова обнаружила на скамейке около своего дома оставленный кем-то зонтик. Владелец зонтика ей был неизвестен, установить его не удалось. Сидорова заявила о находке в милицию. Зонтик остался у нее. Через девять месяцев к Сидоровой пришла некто Юровская и потребовала вернуть зонтик, заявив, что оставила его прошлым летом, отдыхая на скамейке около дома Сидоровой. Тот факт, что это был ее зонтик, она доказала, указав на его особые приметы.
- Как поступить Сидоровой?
- Кто является собственником спорного зонтика?
3адача №4. Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия доверенности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более пяти лет, поэтому автомобиль по праву приобретательной Давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.
- Как суд должен разрешить данный спор?
- Каковы условия для приобретения права собственности по праву приобретательной давности?(см. ГК РФ)
Задача 5 Супруги Розанова и Адамов купили земельный участок площадью 20 соток в г. Калуге и оформили его на имя Адамова. Через два года они выстроили на этом земельном участке дом и оформили его на имя Розановой. Через пять лет после этого Адамов был помещен на длительное лечение от алкоголизма в психиатрическую больницу. Во время его отсутствия Адамова, без его согласия, Розанова продала дом Пахомову и купила однокомнатную квартиру в многоквартирном доме. Выйдя из больницы, Адамов подал в суд иск к Розановой, в котором просил суд признать сделку последней недействительной. 1. Требовалось ли согласие Адамова на продажу дома Розановой?
2. Требовалось ли согласие Адамова – собственника земельного участка, на котором стоит дом, на продажу этого дома?
3. Какой срок исковой давности для иска о признании сделки Розановой по продаже дома недействительной?
4. Подлежит ли иск Адамова удовлетворению? Если да, то по какому основанию?
Предварительный просмотр:
Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Статья 808. Форма договора займа 1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.
2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
Статья 572. Договор дарения 1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
2. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.
Статья 574. Форма договора дарения
1. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.
2. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
3. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации
Статья 227. Находка
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
2. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
3. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
4. Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.
5. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.
Статья 228. Приобретение права собственности на находку
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее
2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.
Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
- Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.
- Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.
Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.
Гражданский кодекс РФ
Статья 234. Приобретательная давность
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. *234.1.2)
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Предварительный просмотр:
Тема: Гражданское право
Тип урока: «Урок открытия новых знаний»
Цель урока – формирование представления о значительной роли гражданских правоотношений в сложной и многогранной системе правовых социальных отношений, выяснение в совместной деятельности учеников и учителя сущности гражданского права, особенностей гражданских правоотношений и гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Задачи:
- личностные – развивать мотивацию к учебной деятельности,учить понимать границы собственного знания и незнания, ориентировать на выполнение правовых и морально-этических норм.
-метапредметные – учить управлять, контролировать и корректировать свою учебную деятельность, развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умение работать с учебным текстом, схемами и понятиями.
- предметные – расширять опыт получения и применения на практике правовых знаний из области гражданского права.
Структура урока:
Организационный момент
Императрицу Екатерину II один иностранный посол как-то спросил: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» «Я никогда не заставляю их делать то, что им невыгодно», - ответила императрица.
Согласитесь, что очень трудно заставить человека делать то, что он не хочет делать.
В обществе очень важными нормами являются нормы, ограждающие интересы отдельных лиц, как физических так и юридических.
Эти правовые нормы образуют определенную отрасль права.
Для начала давайте попробуем определить о какой отрасли права будет идти речь
Презентация
посмотрите на этот слайд, и скажите, что вы видите?
на самом деле это абсолютно разные картины, разные в том смысле что между их созданием прошло почти 20 лет, и да, действительно, это работы Малевича и другого художника Пола Билхода и Альфонса Алле. Сложно ли определить к какому автору какая картина относится? как вы думаете, в чем здесь мог состоять спор? Плагиат? и задание, сразу же, можно ли назвать картину написанную Малевичем позже плагиатом? нет, т.к. разный смысловой контекст.
А теперь другой пример, более бытовой, с которой каждый из вас сталкивался. Буквально на прошлой неделе ком мне подошла одна из учениц и рассказала, что давала своей однокласснице наушники для телефона. Сроком на один день. Когда день прошел, одноклассница возвращать наушники отказалась, сначала она говорила что забыла их дома, а потом оказалось что они сломаны. Скажите мне, вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией?
Вот две ситуации, что в них общего? Что стало предметом спора? (авторство и наушники, т.е. какое- то право или вещь)
Какие отрасли права вы знаете?
К какой отрасли права относятся эти две ситуации?
Сегодня мы с вами изучаем гражданское право. (Записываем тему в тетрадь).
Какой будет наша основная цель?
детальное рассмотрение гражданской отрасли права
Ребята, мы узнали с вами, что человек, живя в обществе, должен соблюдать определенные правила и нести ответственность за свои поступки и действия, это в полной мере отражает отрасль гражданского права, ведь все мы являемся гражданами государства.
Актуализация знаний.
Прежде чем мы приступим к изучению темы, предлагаю заполнить таблицу «Знаю, Хочу узнать, Узнал», 3 минуты.
План урока:
- Что такое гражданское право (определение, законодательная база, принципы ГП)
- Что такое субъект и объект ГП.
- Практика.
На основе вышесказанного попробуем составить определение ГП, набросайте эскиз в тетради.
а теперь сверимся с определением ГП (слайд)
Естественно, что как и у любой отрасли права у ГП есть своя нормативная база, внимание на слайд
Скажите, может ли один гражданин иметь больше прав чем другой? В данном кабинете все ли наделены одинаковыми правами и обязанностями?
исходя из этого были установлены следующие принципы ГП (слайд) сформулируем кратко и запишем: 1. равенство всех участников ГП 2. свобода 3. неприкосновенность 4. защита гражданских прав
ПЕРЕХОДИМ ко 2 пункту нашего плана: Субъект и объект ГП
итак, субъекты ГП могут быть: (слайд)
ФЛ, ЮЛ, государство.
характеристика ФЛ
характеристика ЮЛ и государства
объект ГП
Вспомним о ситуациях описанных в начале урока Что было субъектом и объектом в первом случае?
вопрос, есть ли какие-либо непонятные моменты по этому пункту плана?
Закрепление-диагностика прочности знаний
заполнение таблицы графа «Узнал»
Решение задач по парам (4пары).
Подведение итогов.
Д.з.
Оценки.
3адача №1. Марина и Ольга заключили договор займа на сумму, равную одному минимальному размеру оплаты труда. Договор они заключили в письменной форме и хотели удостоверить его у нотариуса. Однако муж Марины считает, что нотариус не будет удостоверять такой договор, потому что закон не предусматривает необходимость не только нотариально удостоверять договор займа на сумму, не превышающую в 10 раз минимальный размер оплаты труда, но и заключать такой договор в простой письменной форме.
Будет ли нотариус удостоверять такой договор? [ ГК РФ, ст. 807, 808]
Гражданский кодекс РФ
Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Статья 808. Форма договора займа
1. Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.
2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
3адача №2. «Если ты, Оля, сдашь вступительные экзамены и поступишь в институт, я подарю тебе золотые часы!» - сказала Ирина Борисовна. «Бабушка, договор, который содержит обещание подарить что-то в будущем, должен быть заключен в письменной форме, так требует закон», - сказал Ирине Борисовне внук Егор. «Ну, будем мы еще бумагу переводить! Считай, что мы и так с Олей договорились», - ответила Ирина Борисовна.
Заключен ли договор в данном случае? [ГК РФ, ст.572, ст.574 п.2]
Статья 572. Договор дарения
1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
2. Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.
Статья 574. Форма договора дарения
1. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.
2. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
3. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации
3адача №3. Сидорова обнаружила на скамейке около своего дома оставленный кем-то зонтик. Владелец зонтика ей был неизвестен, установить его не удалось. Сидорова заявила о находке в милицию. Зонтик остался у нее. Через девять месяцев к Сидоровой пришла некто Юровская и потребовала вернуть зонтик, заявив, что оставила его прошлым летом, отдыхая на скамейке около дома Сидоровой. Тот факт, что это был ее зонтик, она доказала, указав на его особые приметы.
- Как поступить Сидоровой?
- Кто является собственником спорного зонтика? [ГК РФ, ст.227, 228, 229]
Гражданский кодекс РФ
Статья 227. Находка
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
2. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
3. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
4. Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.
5. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.
Статья 228. Приобретение права собственности на находку
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее
2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.
Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
- Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность - от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.
- Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.
Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.
3адача №4. Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия доверенности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более пяти лет, поэтому автомобиль по праву приобретательной Давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.Как суд должен разрешить данный спор?Каковы условия для приобретения права собственности по праву приобретательной давности?(см. ГК РФ)
Гражданский кодекс РФ
Статья 234. Приобретательная давность
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. *234.1.2)
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Задача 5 Супруги Розанова и Адамов купили земельный участок площадью 20 соток в г. Калуге и оформили его на имя Адамова. Через два года они выстроили на этом земельном участке дом и оформили его на имя Розановой. Через пять лет после этого Адамов был помещен на длительное лечение от алкоголизма в психиатрическую больницу. Во время его отсутствия Адамова, без его согласия, Розанова продала дом Пахомову и купила однокомнатную квартиру в многоквартирном доме. Выйдя из больницы, Адамов подал в суд иск к Розановой, в котором просил суд признать сделку последней недействительной. 1.Требовалось ли согласие Адамова на продажу дома Розановой?2. Требовалось ли согласие Адамова – собственника земельного участка, на котором стоит дом, на продажу этого дома?
3. Какой срок исковой давности для иска о признании сделки Розановой по продаже дома недействительной?
4. Подлежит ли иск Адамова удовлетворению? Если да, то по какому основанию?
Ответы:
1. Согласие Адамова на продажу дома Розановой требовалось. При продаже недвижимого имущества необходимо согласие второго супруга.
2. Согласие Адамова – собственника земельного участка, на котором стоит дом, на продажу этого дома требовалось в данном случае, т.к. Розанова и Адамов состоят в браке. Если бы они не состояли в браке, тогда бы согласие не требовалось.
3. Срок исковой давности для иска о признании сделки Розановой по продаже дома недействительной составляет 1 год. Данная сделка является оспоримой.
4. Иск Адамова подлежит удовлетворению на основании того, что сделка была совершена без согласия второго супруга.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока. Обществознание.9 класс.
Тема: « Гражданское право».
Тип урока: «Урок открытия новых знаний».
Цель урока – формирование представления о значительной роли гражданских правоотношений в сложной и многогранной системе правовых социальных отношений, выяснение в совместной деятельности учеников и учителя сущности гражданского права, особенностей гражданских правоотношений и гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Задачи:
- личностные – развивать мотивацию к учебной деятельности,учить понимать границы собственного знания и незнания, ориентировать на выполнение правовых и морально-этических норм.
-метапредметные – учить управлять, контролировать и корректировать свою учебную деятельность, развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умение работать с учебным текстом, схемами и понятиями.
- предметные – расширять опыт получения и применения на практике правовых знаний из области гражданского права.
Урок состоял из 6 этапов:
1.Организационный момент. На этом этапе старалась вызвать эмоциональный интерес, организовать внимание, подготовить к деятельности. Активизировала внимание с помощью исторического факта.
2.На следующем этапе - проведена проверка знаний,терминов.
3 этап-постановка цели . На этом этапе учащиеся сами сформулировали тему урока и его цель.
4.На следующем этапе обрабатывалась информация полученная в результате учебной презентации, проводилось обобщение пунктов плана. Элементы технологии критического мышления позволили выделить главное -ключевые слова к определению « гражданское общество».
5. На этапе закрепления изученного. Ребята решали обществоведческие задачи. Обобщили материал сделав практические выводы.
6. Рефлексия. заполнением в таблице графы «Узнал».
7. Информирование о домашнем задании. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы, развитием творческих способностей учащихся.
На уроке использовала методы исследовательский, проблемное изложение, объяснительно- иллюстративный.
Формы работы: работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная, практическая .
Считаю, что разнообразие материала, использованного на уроке, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока.
В ходе всего урока старалась создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Считаю что мне удалось достичь цели урока, через реализацию поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"
Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...
урок обществознания 9 класс "Право"
Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...
Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.
Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....
Урок обществознания по теме «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»
Урок обществознания по теме«Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в ...
Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...
"Защита прав потребителя" презентация и конспект урока обществознания, 9 класс
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.Цель урока: формирование понятий – потребитель, права потребителя; формирован...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....