Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"
план-конспект урока (10 класс) по теме
Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.
Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)
Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее
И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket._pravila_khoroshego_tona.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок CБО 10 класс. " Этикет. Правила хорошего тона”
Цель: Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.
Задачи
- коррекция и развитие логического мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике;
- закрепить представления о правилах поведения в гостях;
- формировать и развивать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.
Ход урока.
- Оргмомент. 5 мин.
Приветствие, готовность к уроку. Запись числа, организация внимания. Правильная рабочая поза. Настрой на работу.
- Объяснение новой темы
- А Вы любите ходить в гости?
Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)
Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее
И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.
Просмотр презентации "Национальные традиции гостеприимства у разных народов"
Уч. Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.
Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
Слайд У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
Слайд В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
А как мы принимаем дорогих гостей?
- За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю. Быть хорошим хозяином вовсе не просто. ( просмотр слайдов презентации)
- Иногда к тебе в гости приходят твои знакомые, которые раньше у вас никогда не были. Как вы думаете, их надо представить родителям?
Слайд Запомните!
- Младших нужно представлять старшим. Поэтому, пригласив своего товарища войти, ты говоришь: "Мамочка! Это мой друг Сергей Петров" или "Бабушка! Это моя подруга Светлана Попова", это делается для того, чтобы мама или бабушка имели представление о том, кто к тебе пришел и с кем ты дружишь. Но не забудьте, когда представляешь своих друзей, совсем не нужно делать дополнительные пояснения в таком роде: "Этот самый мальчик, который облил мой костюм чернилами" или "Это та девочка, у которой три тройки в четверти". Если ты хочешь сказать о них что-нибудь лестное - тогда другое дело.
- Если ты знакомишь сверстников, то сначала нужно представить вновь пришедшего, затем тех, кто уже давно находится в комнате. Но если среди присутствующих есть девочка, то мальчика представляют девочке. Люди, которых представляют друг другу, должны впоследствии здороваться.
- Прежде чем мы с вами решим, как должен себя вести гость, давайте послушаем стихотворение "Очень вежливый Индюк", Б. Заходер
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: "Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук.
И жена моя пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, осел,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо".
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло".
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости.
"Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!"
И добавил с высоты
Своего величия:
правила величия".
"Не усвоили скоты правила величия".
? - Почему к Индюку не пришли гости?
Слайд Правила, которые должен знать хозяин:
- Он должен быть приветлив, внимателен.
Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином?
Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в личную комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.
- Должен быть предупредительным (угадывать желание гостей), заранее подготовиться к встрече.
Что значит быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином?
- Это значит заранее подумать не только о том, чем вы хотите угостить своих друзей, но и чем займете их, а кроме того предупредительный хозяин угадывает желание гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.
- Быть щедрым и бескорыстным, не требовать благодарности и подарка.
Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином?
- Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.
Что значит быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином?
- Это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.
- Быть тактичным (не замечать промахов и ошибок), не ставить гостя в неудобное положение.
Что значит быть ТАКТИЧНЫМ хозяином?
- Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.
- Нельзя быть назойливым.
- Хозяин должен быть в нарядной одежде.
Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином?
- Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.
И наконец, что значит быть ВОСПИТАННЫМ хозяином?
- Это значит быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
Я думаю, что вы эти правила запомните и будете их выполнять.
10 простых правил для хозяев.
Улыбка - самое главное при встрече гостей!
Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.
Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.
За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей
Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе
Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.
Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.
Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.
3. Итог урока. Рефлексия по типу «Незаконченное предложение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол: «Правила хорошего тона»
«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...
Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.
Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет разностороннее развитие ли...
Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))
Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна общественная формация н...
Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"
Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона....
Беседа «Правила хорошего тона»
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»....
Правила хорошего тона
Описание основных правил поведения. Игра....
Правила хорошего тона
Правила хорошего тона...