Рабочая программа по Обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МОУ «Гимназия № 29»
_____________Смирнова И.Ф. ______________Марисова О.Ю.
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г.
«28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Обществознание» в 7А, 7Б классах
(базовый уровень)
Составитель: Рогочева Ю.В.
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск
Республики Мордовия
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета Обществознание. 7 класс» составлена на основании следующих документов:
1.Федерального общегосударственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию Минобразования РФ при реализации в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2015 № 253) на 2015-16 учебный год.
3. Рекомендательного письма Минобразования и науки РФ от 7.08.2015 г. № 08-1045.
4. Авторской программы основного общего образования по обществознанию (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание.6-11 классы Составитель А.Ф. Никитин.М.: Дрофа, 2010).
Программа соответствует учебнику Никитина А.Ф. «Обществознание 7» для образовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013 г. и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.
Согласно Федеральному базисному учебному плану, утвержденный приказом МО РФ №1312 от 9.03.2004, Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Республики Мордовия, учебному плану МОУ «Гимназия № 29» на 2015-2016 учебный год на изучение обществознания в 7 А, 7Б классах отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа в год.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.
Учитывая сложность восприятия обществоведческого материала, требования к итоговой подготовке по обществознанию, специфику класса произведены следующие изменения по количеству часов при изучении следующих тем: добавлен 1 час на повторение по теме: «Твои неотъемлемые права», а также добавлен 1 час на тему «Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации», добавлен 1 час на тему «Право на благополучную жизнь. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Деловая игра», 1 час на тему «Право на защиту: тюрьма. Условия пребывания в тюрьме или колонии Условия со держания в заключении несовершеннолетних соответствии с их правами. Лишение свободы — уголовное наказание за преступление. Заседание суда», 1 час на тему «Право на защиту: наркотики. Наркомания — чума ХХ века. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков. Конференция по проблемам ликвидации наркомании»; добавлен 1 час на повторение по теме «Под защитой права». Кроме этого, добавлен 1 час на тему «Суд. Смысл деятельности судов. Какие суды бывают? Как действует суд? Положение судей. Стоит ли бояться суда?», добавлен 1час на тему «Прокуратура. Чем занимается прокуратура? Структура прокуратуры», добавлен 1 час на тему «Органы внутренних дел. Милиция. Чем занимается милиция? Нужно ли помогать милиции?», добавлено 2 часа на тему «Знание своих прав и обязанностей. Умение ими пользоваться. Умение пользоваться правовыми знаниями в целом. Умение защищать себя с помощью права». Согласно рекомендательному письму Минобразования и науки РФ от 7.08.2014 г. № 08-1045 добавлено 3 часа по теме «Государственный бюджет РФ. Бюджет государства и семьи. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Банковская система России. Пенсионные программы». Также добавлен 1 час на повторение всего пройденного курса.
С учетом уровневой специфики 7А класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по обществознанию (базовый уровень).
Преобладающей формой текущего контроля служат:
- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты;
- устные опросы: собеседование.
Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ (тесты) по основным темам курса. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Курс «Обществознание» для 6 класса является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8-11 классов.
Цели изучения обществознания: работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во – первых, помогает им легче «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и в средней школе, а во – вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
В целом представленный материал дает возможность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятельному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значительности того пути, который пройден человечеством в познании тайн бытия, особенностей внутреннего мира человека и окружающей его действительности.
Умения и навыки:
1. учащиеся в основном должны читать и через чтение (и рефлексии по поводу прочитанного) усваивать содержание урока;
2. отвечают на вопросы для самопроверки (учитель корректирует ответы),
3. запоминают определения выделенных понятий ;
4. обсуждают предложенные в конце урока темы.
Реализация поставленных целей достигается в результате освоения следующего содержания обучения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Тема 1. Твои неотъемлемые права.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: обобщенное представление о правах человека и гражданина и отдельно о правах ребенка; что такое гражданин и государство, документы о правах ребенка, международные организации, защищающие права ребенка; что такое право и ответственность, ответственность моральная и правовая; знать определения: тоталитарное государство, бюджет, губернатор, казна, мэр, префект, присяга, таможня, декларация, конвенция, культура, республика, политика, вера, атеист, органы правопорядка, полиция, гуманность, достоинство, исправительные работы, обязательные работы, терроризм, предпринимательство, прибыль, эксплуатация.
• уметь: быть ответственными за свои поступки, выделять ответственность государства перед гражданином, выделять ответственность гражданина перед государством; работать с текстами документов по защите прав ребенка.
Тема 2. Под защитой права.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: первоначальные и в определенной мере упорядоченные знания о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества, значение права и правовой культуры, краткую характеристику современного российского законодательства; что такое суд, прокуратура, милиция; знать определения: бандитизм, разбой, надзор, ГИБДД, оперативники, потребитель.
• уметь: выделять специфику деятельности правоохранительной системы в нашем обществе, анализировать, сопоставлять факты.
Тема 3. Экономика.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: что такое экономика, деньги, функции денег, денежная масса, государственный бюджет, банковская система, пенсионные программы.
• уметь: показать значение экономики как важнейшей сферы жизни общества.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1.
ТВОИ НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА (19 часов)
Каждый человек хочет быть свободным! Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Проявления свободы.
Гражданин и государство. Права человека и гражданина. Ответственность государства перед гражданином. Ответственность гражданина перед государством.
Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.
Право на жизнь. Право на благополучную жизнь. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Право на свободу слова. Свобода слова — условие свободного развития личности. Право свободно высказывать свое мнение. Корректное использование этого права.
Право на объединение. Право на создание детских организаций. Нужна ли для этого помощь взрослых? Где уместно создавать эти организации?
Что такое свобода совести? Право мыслить и верить свободно. Чем отличается человек верующий от человека неверующего? Свобода в выборе веры. Приверженность вере отцов.
Право на защиту: задержание. Как вести себя в процессе задержания. Права задержанного. Права сотрудников правоохранительных органов.
Право на защиту: тюрьма. Лишение свободы — уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами.
Право на защиту: война. Война и дети. Дети — жертвы войны. Права ребенка во время войны. Призывной возраст. Закон защищает детей от войны.
Право на защиту: наркотики. Наркомания — чума XX века. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков.
Эксплуатация несовершеннолетних. Рыночная экономика и эксплуатация труда. Закон защищает детей от эксплуататоров.
Права и ответственность. Единство прав и обязанностей. Ответственность моральная. Ответственность правовая (юридическая).
ТЕМА 2.
ПОД ЗАЩИТОЙ ПРАВА (10 часов)
Суд. Смысл деятельности судов. Какие суды бывают? Как действует суд? Положение судей. Стоит ли бояться суда?
Прокуратура. Чем занимается прокуратура? Структура прокуратуры.
Органы внутренних дел. Милиция. Чем занимается милиция? Нужно ли помогать милиции?
Знание своих прав и обязанностей. Умение ими пользоваться. Умение пользоваться правовыми знаниями в целом. Умение защищать себя с помощью права.
ТЕМА 3.
ЭКОНОМИКА (3 часа)
Государственный бюджет РФ. Бюджет государства и семьи. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Банковская система России. Пенсионные программы.
Итоговое повторение – (2 часа)
На повторение и закрепление изученного материала.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | ТЕМА 1. ТВОИ НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА. | 19 | 1 |
2 | ТЕМА 2. ПОД ЗАЩИТОЙ ПРАВА. | 10 | |
3 | ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА. | 3 | |
4 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 3 | 1 |
ИТОГО | 35 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по обществознанию,
7А класс,
по учебнику А.Ф. Никитин. «Обществознание». М.: Дрофа, 2013
(в неделю 1 ч, всего - 34 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||||||||
Планируемая 7А 7Б | Фактическая 7А 7Б | ||||||||||||
1 1.1 | ТЕМА 1. ТВОИ НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ПРАВА. Каждый человек хочет быть свободным! Проявления свободы. | УИНМ | 19 1 | Работа с учебником, со словарем, выполнить задания на сообразительность | |||||||||
1.2 | Гражданин и государство. Права человека и гражданина. | УИНМ | 1 | Работа со словарем, работа с источниками: Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека | |||||||||
1.3 | Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. | К | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав ребенка, Конвенция о защите прав ребенка, работа со словарем | |||||||||
1.4 | Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Феде рации. Комиссия по правам ребенка. | К | 1 | Работа с учебником, работа со словарем, работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка | |||||||||
1.5 | Право на благополучную жизнь. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. | К | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка. Работа со словарем | |||||||||
1.6 | Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Деловая игра. | УЗУН | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка | |||||||||
1.7 | Право на свободу слова. Свобода слова — условие свободного развития личности. | УКИКЗ | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка, работа с заданиями на сообразительность | |||||||||
1.8 | Право на объединение. Право на создание детских организаций. | К | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка. Работа с учебником | |||||||||
1.9 | Что такое свобода совести? Право мыслить и верить свободно. | К | 1 | Работа с источниками: Конституция РФ, Декларация прав Ребенка, Конвенция о защите прав ребенка. Работа с учебником | |||||||||
1.10 | Право на защиту: задержание. Как вести себя в процессе задержания. Права задержанного. Права сотрудников правоохранительных органов. | К | 1 | Работа с учебником и со словарем, работа с заданиями на сообразительность | |||||||||
1.11 | Право на защиту: тюрьма. Условия со держания в заключении несовершеннолетних и соответствии с их правами. | К | 1 | Работа с учебником и со словарем, работа с заданиями на сообразительность | |||||||||
1.12 | Лишение свободы — уголовное наказание за преступление. Заседание суда | УЗУН | 1 | Работа с учебником, работа со словарем | |||||||||
1.13 | Право на защиту: война.. Права ребенка во время войны. Призывной возраст. | К | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | |||||||||
1.14 | Право на защиту: наркотики. Наркомания — чума ХХ века. Дети и наркотики | К | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | |||||||||
1.15 | Защита детей от наркотиков. Конференция по проблемам ликвидации наркомании | К | 1 | Подготовка учащихся к выступлениям на конференции (работа с дополнительной литературой, источниками СМИ и т.д.) | |||||||||
1.16 | Эксплуатация несовершеннолетних. | К | 1 | Работа с учебником, работа со словарем | |||||||||
1.17 18 | Права и ответственность. Единство прав и обязанностей. Ответственность моральная. Ответственность правовая (юридическая). | К | 2 | Работа с учебником, со словарем, работа по Конституции РФ | |||||||||
1.19 | Повторительно - обобщающий | УЗЗ | 1 | Зачет | |||||||||
2 2.1 | ТЕМА 2. ПОД ЗАЩИТОЙ ПРАВА. Суд. Смысл деятельности судов. Какие суды бывают? Как действует суд? | УИНМ | 10 1 | Работа с учебником | |||||||||
2.2 | Положений судей. Стоит ли бояться суда? | К | 1 | Работа с рубрикой «Проверь себя» | |||||||||
2.3 | Прокуратура. Чем занимается прокуратура? Структура прокуратуры | К | 1 | Работа с учебником, задания на сообразительность | |||||||||
2.5 | Органы внутренних дел | УИНМ | 1 | Работа со словарем, работа с рубрикой «Как вы думаете?» | |||||||||
2.6 | Милиция. Чем занимается милиция? Нужно ли помогать ей. | К | 1 | Работа со словарем, работа с рубрикой «Как вы думаете?» | |||||||||
2.7 | Знание своих прав и обязанностей. | К | 1 | Работа с рубрикой «Прочитай и обсуди» | |||||||||
2.8 | Умение пользоваться правовыми знаниями в целом. | К | 1 | Работа с рубриками «Прочитай и обсуди», «Проверь себя» | |||||||||
2.9 | Умение защищать себя с помощью права. | К | 1 | Работа с рубриками «Прочитай и обсуди» «Проверь себя» | |||||||||
2.10 | Повторительно – обобщающий урок по главе: « Под защитой права». | УЗЗ | 1 | Тест | |||||||||
3.1 | ТЕМА3. ЭКОНОМИКА. Государственный бюджет РФ. Бюджет государства и семьи. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. | УИНМ | 3 1 | Работа со словарем. | |||||||||
3.2 | Банковская система России. | К | 1 | Работа со словарем. | |||||||||
3.3 | Пенсионные программы. | К | 1 | Работа со словарем. | |||||||||
Контрольная работа за 2 полугодие | УОИСЗ | 1 | Тест | ||||||||||
Итоговое повторение по всему курсу | УКПЗУН | 2 | Зачет | ||||||||||
ИТОГО | 35 | ||||||||||||
Нормативно – правовая база
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Рекомендательное письмо Минобразования и науки РФ от 7.08.2014 г. № 08-1045
3. Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
4. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Перечень наглядных и дидактических материалов:
- Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов.
- Раздаточный материал (карточки, тесты).
Учебно-методическое обеспечение
Учебников «Обществознание» А.Ф. Никитин, М.: Дрофа, 2013г.
Учебные пособия для учителя
1.Граждановедение. 7 кл. А.Ф. Никитин, М., 2013г.
2.Тесты по обществознанию.
3. Конституция РФ.
4.Конституция Р.М.
5. Декларация прав человека.
6.Декларация прав ребенка.
7.Конвенция о правах ребенка.
Учебные пособия для учащихся
Алексеев С. с. Государство и право. М., 1996.
Бестужев-Лада И. в. Альтернативная цивилизация.
М., 1998.
БордюгоВ Г. А., Козлов А. А. История и конъюнктура. М., 1992.
Гуревич II С. Основы культуроведения. М., 1997.
Крутик А. Б., Пименова А. Л. Введение в предпринимательство. СП6., 1995.
Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
Мещеря Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание М., 1995.
Морозова С. А. Обществознание. СП6., 2001.
Мухаев Р. Т. Политология. М., 2000.
Мушинский В. 0. Азбукаполитики. М., 1998.
Панарин А. С. Введение в политологию.. М., 1994
Путешествие юного гражданина. Е.С. Королькова, М, 1997г.
Рассел Бертран. Словарь разума, материи, морали. Киев, 1996.
Сорокин II. А. Человек. цивилизация. Общество. М., 1992.
Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...