Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Игнашова Елена Валерьевна

Рабочая программа составлена к УМК  А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Программа включает в себя пояснительную записку и календано-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Рабочая программа МБОУ СОШ  № 6 по обществознанию  разработана на основе:

  • авторской программы курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5—9 КЛАССЫ» А.Ф. Никитина и Никитиной Т.И.
  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были в внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для VI-XI классов)
  • Федерального  компонента государственного стандарта общего образования (Обществознание), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для VI-XI классов);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказа от 08 06 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  и науки  РФ от 31 марта  2014 г. № 253»  
  • Письма МОиН РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Дрофа»  (А. Ф. НИКИТИН, Т. И. НИКИТИНА), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной и средней общеобразовательной школы.

Курс «Обществознание» для основной и средней общеобразовательной  школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.

Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Последовательность материала курса в данной рабочей программе по обществознанию определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5—9 классов.

Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап — 5—7 классы, второй этап — 8—9 классы.

Курс «Обществознание» для 5—7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание»  для 8—9 и далее 10—11 классов.

Общая логика распределения в нем учебного материала— линейно-концентрическая.

Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов,— антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах.

Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и далее в средней школе и, во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации— в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к  изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей  человека и гражданина;
  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной

Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- технология развития критического мышления

- компьютерные (ИКТ) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа развития универсальных учебных действий   на ступени основного общего образования направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Формирование универсальных учебных действий

  1. Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно- общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  1. Метапредметные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

5. Содержание программы учебного курса

8 КЛАСС (35 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

практические работы

1

Тема I. Человек. Духовный мир личности.

7

7

-

-

2

Тема II. Человек в обществе.

12

11

1

-

3

Тема III. Под защитой права

15

14

1

-

Итого

34

32

2

1

6. Учебно-тематическое планирование (прилагается)

7. Контрольно-измерительные материалы

При оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования также учитывается сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

 Обучение по обществознанию предполагает пятибалльную отметочную систему, выставление текущих, четвертных и годовых отметок. Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм.

Устные формы контроля: беседы, вопрос-ответ, решения заданий у доски с последующим комментарием и др.

Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала,

контрольные работы промежуточной и тематической проверки, самостоятельные работы,

дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

Критерии оценивания знаний обучающихся по обществознанию

 Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

 Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или

недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа,

самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо

из необходимых умений для раскрытия данного вопроса.

 Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не

раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог

показать необходимые умения.

 Оценка «2» может быть поставлена, если обучающийся, не может связно отвечать на

вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам. Совсем не

знает урока. Не ответил ни на один вопрос.

Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы

следующие умения:

  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и теоретических положений;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» может быть поставлена, если обучающийся, не может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам. Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии

проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный

опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на

бытовом уровне без аргументации. Если проблема не раскрыта или дана информация не в

контексте задания.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование обществознание (8 класс)

Название темы урока

Кол-во час

План реализации УУД

личностные

метапредметные

предметные

Тема I. Человек. Духовный мир личности (7 ч)

Человек, его личность и

деятельность. Поведение

1

Личностные результаты по теме I

Формировать в себе личность, воспитывать лучшие человеческие качества.

Учиться оценивать собственное поведение и при необходимости корректировать его.

Уважать не только свою, но и чужую свободу, знать не только свои права, но и права других людей, не нарушать их.

Формировать в себе чувство долга перед родными, близкими, друзьями, школой и своей Родиной.

Воспитывать ответственность за свои слова, дела

и поступки.

Обогащать свою внутреннюю культуру, стремиться стать

культурным человеком.

Учиться беречь культурное наследие нашей страны, чтобы

сохранить его для следующих поколений.

Беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, вести и пропагандировать здоровый образ

жизни.

Не допускать появления у себя вредных привычек, бороться

как со своими, так и с чужими пагубными пристрастиями.

Формировать свои планы на будущее, искать свое призвание; планировать шаги к достижению своей цели — овладение профессией и построение карьеры.

Воспитывать в себе такое качество гражданина и патриота

своей страны, как служение обществу и Отчизне

Метапредметные результаты

Формулировать собственное определение понятия «человек».

Обосновывать собственное мнение по поводу теорий происхождения человека.

Рассматривать, из чего конкретно складывается ваша учебная деятельность, ее цель, мотив, способ.

Характеризовать на конкретных примерах потребности человека

Характеризовать человека как существо социальное (общественное) и биологическое.

Описывать и сравнивать теории происхождения человека.

Объяснять, что такое личность.

Формулировать определение понятия «деятельность», из чего она складывается.

Классифицировать деятельность по видам.

Давать определение понятия «поведение» и сравнивать его

с понятием «деятельность».

Классифицировать группы потребностей.

Свобода — это ответственность

1

Формулировать собственное определение понятия «свобода», в чем вы видите ее проявление в своей жизни.

Обосновывать свое мнение, в чем проявляется ответственность человека, приводить конкретные примеры из жизни.

Рассказывать, как вы воспитываете в себе ответственность,

чувство долга. Корректировать свое поведение.

Приводить конкретные примеры, как вы выполняете свои

обещания.

Характеризовать понятие «свобода».

Давать определение понятия «ответственность».

Показывать, как связаны свобода и ответственность.

Объяснять, что такое чувство долга.

Человек культурный.

Искусство, культура, массовая культура

1

Обосновывать собственное мнение, что значит быть культурным человеком. Считаете ли вы себя таковым?

Рассказывать на конкретных примерах о материальной

и духовной культуре.

Работать с информацией, систематизированной в виде схем:

«Виды культуры», «Культура».

Приводить конкретные примеры элитарной и массовой

культуры.

Обосновывать свой ответ, как связаны внутренняя и внешняя культура человека.

Рассказывать, как вы обогащаете свою внутреннюю культуру

Характеризовать понятие «культура», что оно означало первоначально.

Классифицировать по разным основаниям виды культуры.

Характеризовать искусство как одну из форм культуры.

Объяснять, что такое элитарная и массовая культура.

Классифицировать на виды духовную культуру.

Культура и ее наследники. Культурное наследие

1

Аргументировать свое мнение, можно ли создать новую

культуру, разрушив до основания старую.

Рассказывать на конкретных примерах из жизни об отношении к культуре в последнее время в нашей стране.

Обосновывать собственное мнение, что может сделать каждый человек для сохранения культуры.

Рассказывать о своем участии в возрождении культуры нашей страны, своего родного края, города, села.

Рассказывать, почему нужно беречь культуру.

Характеризовать понятие «культурное наследие», что в него входит.

Объяснять, что означает диалог культур.

Культура тела. Здоровье,

спорт, физическое воспитание

1

Приводить примеры из жизни благотворного влияния занятий спортом на здоровье человека.

Рассказывать о том, как вы сами поддерживаете свое здоровье, каким видом спорта занимаетесь.

Используя информацию из разных источников, в том числе

Интернета, составить таблицу о состоянии здоровья современных школьников и сравнить данные с показателями  в 1930-е и 1950-е гг.

Обосновывать собственное мнение о том, как связаны в человеке тело и дух, биологическое, природное начало и духовное развитие.

Оценивать собственное физическое состояние, используя

тест К. Купера, характеризовать свое поведение по результатам и делать для себя выводы

Формулировать определение понятия «здоровье».

Характеризовать физическую культуру как часть общей

культуры общества.

Объяснять, что такое культура тела. Рассказывать о важности и необходимости физического воспитания школьников.

Враги души и тела. Алкоголизм, курение, наркомания, пьянство, СПИД

1

Показывать на конкретных примерах из жизни вред курения для здоровья человека.

Приводить конкретные примеры из жизни последствий алкоголизма.

Обосновывать собственное мнение о том, как влияет социальное окружение на втягивание подростка в пьянство, курение, наркоманию. Делать для себя выводы.

Участвовать в дискуссии в классе: «Я не буду пить и курить,

принимать наркотики, потому что...»

Рассказывать, как опасны пагубные привычки для жизни и здоровья человека.

Объяснять, чем опасны пьянство и алкоголизм и как с ними бороться.

Характеризовать последствия наркомании. Чем коварна эта болезнь?

Описывать опасность курения для здоровья курящего человека и его окружающих, приводить меры борьбы с ним.

Выбор жизненного пути.

Призвание, служение.

1

Рассказывать на конкретных примерах о людях, нашедших

свое призвание.

Описывать свои планы на будущее. Как вы думаете, какое у вас призвание?

Обосновывать собственное мнение, влияет ли образование на выбор жизненного пути.

Формулировать собственное определение понятия «миссия»

Объяснять, какой смысл вы вкладываете в понятие «жизненный путь».

Формулировать определение понятия «служение».

Рассказывать, что такое призвание человека.

Характеризовать условия, которые необходимо выполнять, чтобы найти свое призвание.

Тема II. Человек в обществе (12 ч)

Взаимосвязь природы и

общества. Единство мира,

общество, природа, экологические преступления,

экологическое право, экология

1

Личностные результаты по теме II

Учиться воспринимать мир в его единстве.

Беречь природную окружающую среду.

Понимать, что такое общество, сферы жизни общества, их

особенности и значение, а также важность духовной сферы

общества.

Понимать роль науки для развития общества. Осознавать

значение образования в современном мире для каждого

человека и для процветания всей страны.

Иметь представление о мировых религиях, понимать значение религиозных норм в развитии общечеловеческой морали. Развивать толерантность и веротерпимость. Укреплять

единство разных культур.

Понимать, что такое гражданское общество, его основные

признаки, важность его построения в России.

Иметь представление об истории развития общества, его современном состоянии и структуре для понимания современного этапа развития своей страны и ее будущего.

Формировать убежденность в важности семьи для общества

и каждого человека, воспитывать в себе уважение к семейным ценностям.

Воспитывать в себе качества, необходимые для работы в коллективе, избегать межличностных конфликтов и учиться

разрешать их мирным путем.

Понимать суть глобальных проблем, стоящих перед человечеством, необходимость их разрешения, осознавать ответственность живущих сегодня перед грядущими поколениями

Обосновывать собственное мнение о взаимодействии природы и общества, о единстве мира.

Приводить конкретные примеры экологических преступлений, предусмотренных УК РФ.

Объяснять, чем каждый человек может помочь природе, что сделали вы сами для сохранения природы

своего родного края.

Сравнивать отношение к природным богатствам в середине

XX в. и сейчас. Аргументировать свое мнение.

Обосновывать ваше отношение к деятельности движения

«зеленых»

Формулировать определение понятия «природа».

Характеризовать понятие «общество».

Показывать взаимосвязь природы и общества, единство мира.

Рассказывать, что такое экология, чем занимается эта наука. Характеризовать экологическое право.

Основные сферы жизни

общества: экономическая,

социальная, политическая, духовная

1

Систематизировать информацию в виде схемы «Основные

сферы жизни общества».

Приводить конкретные примеры, иллюстрирующие экономическую сферу.

Показывать на конкретных примерах развитие социальной

сферы в нашей стране, от чего она зависит.

Формулировать собственное определение понятия «политическая сфера».

Приводить конкретные примеры, свидетельствующие

о взаимосвязи сфер жизни общества, как они влияют друг

на друга. Например, экономическая и социальная;

политическая и духовная

Характеризовать сферы жизни общества.

Объяснять особенности экономической сферы жизни общества.

Характеризовать социальную сферу жизни общества.

Формулировать определение понятия «политика», описывать, что относится к политической сфере.

Показывать взаимосвязь сфер жизни общества.

Духовная сфера жизни

общества. Наука, религия

1

Обосновывать собственное мнение, почему так велико значение духовной сферы общества и на что она влияет.

Рассказывать, используя свои знания по всеобщей истории,

как развивалась наука Древнего мира, Средних веков и Нового времени, какое значение она имела, как влияла на развитие человечества.

Оценивать современное состояние науки в нашей стране, сравнивать с развитием за рубежом. Аргументировать свой ответ.

Приводить конкретные примеры религиозных норм, оценивать их значение для общества.

Объяснять, что относится к духовной сфере жизни общества.

Характеризовать понятие «форма общественного сознания» и классифицировать его основные формы.

Формулировать определение понятия «наука».

Рассказывать о системе наук, о функции науки в обществе.

Характеризовать понятие «религия», ее функции в обществе, значение религиозных норм.

Классифицировать исторические формы развития религии,

а также мировые религии и рассказывать о них.

Образование. Карьера,

конкурентоспособность,

непрерывность образования, самообразование, рынок труда

1

Обосновывать собственное мнение о значении образования

в информационном обществе.

Характеризовать на конкретных примерах современную политику России в области образования.

Рассказывать, как вы занимаетесь самообразованием, какие

цели ставите перед собой.

Обосновывать собственное мнение, почему необходимо непрерывное образование. Иллюстрировать это примерами из жизни.

Приводить конкретные примеры новых профессий, какой из

них вы бы хотели заниматься в будущем.

Аргументировать свою точку зрения по поводу планирования карьеры. Что нужно сделать, чтобы реализовать свои  планы, и что делаете вы для этого

Характеризовать образование, его роль и функции в обществе.Объяснять значение самообразования в развитии личности.

Описывать систему образования в нашей стране.

Характеризовать рынок труда и конкурентоспособность.

Сравнивать понятия «карьера» и «карьеризм».

Гражданское общество.

Самоорганизация.

1

Приводить конкретные примеры проявления качеств, которые необходимы людям в гражданском обществе.Обосновывать собственное мнение о том, что не общество служит государству, а государство обществу.

Аргументировать свою точку зрения, является ли современное российское общество по-настоящему гражданским.

Исследовать конкретную ситуацию участия граждан в выборах в нашей стране и за рубежом как проявление ими своей гражданской позиции. Делать собственные выводы

Формулировать определение понятия «гражданское общество», что является его основой.

Объяснять, что такое самоорганизация.

Перечислять и характеризовать основные признаки гражданского общества.

Описывать качества, которыми должны обладать люди, чтобы общество стало гражданским.

Исторические типы

общества: доиндустриальное, индустриальное, информационное, постиндустриальное

1

Приводить примеры из истории Древнего мира и Средневековья признаков доиндустриального общества.

Иллюстрировать конкретными примерами, почему СССР

относился к индустриальному типу общества.

Определять, к какому типу общества относится современная

Россия. Аргументировать свой ответ.

Обосновывать собственное мнение о роли и значении информации в становлении постиндустриального общества.Использовать ресурсы Интернета и приводить конкретные

примеры глобализации в постиндустриальном обществе.

Рассказывать о функциях СМИ в обществе, оценивать

их роль

Классифицировать общества на три типа на основании развития индустрии.

Характеризовать доиндустриальное (традиционное) общество.

Описывать основные черты индустриального общества.

Перечислять и характеризовать основные признаки постиндустриального общества.

Объяснять, какое общество считается информационным.

Человек в группе. Группа, лидер в группе, малая

социальная группа, межличностные конфликты,

межличностные отношения, социальная психология

1

Приводить конкретные примеры больших и малыхсоциальных групп.

Анализировать конкретную ситуацию совместной работы

учеников в группе.

Рассказывать, как распределяются роли людей в группе на примере вашего класса.

Приводить конкретные примеры лидерства в группах (в вашем классе, во дворе).

Оценивать себя: есть ли у вас качества лидера, нужно ли вам

их развивать.

Приводить конкретные примеры межличностных конфликтов в вашем классе, школе; анализировать их, делать выводы и предлагать пути разрешения этих конфликтов.

Давать определение понятия «группа».

Характеризовать и сравнивать большие и малые социальные

группы.

Объяснять, что такое межличностные отношения, как они складываются.

Рассказывать, почему возникают межличностные конфликты и как их разрешать.

Описывать, что такое социальные группы с отрицательной направленностью.

Характеризовать социальную психологию, чем занимается эта наука.

Человек в семье. Семья,

семейные ценности, семейные конфликты, государственная поддержка семьи

1

Использовать дополнительные источники информации,

в том числе Интернет, и рассказывать о возникновении

семьи, как это объясняют Библия и ученые.

Приводить примеры из жизни и литературы хороших отношений в семье. Рассказывать, какие взаимоотношения сложились в вашей семье.

Описывать семейные ценности, существующие в вашей

семье.

Анализировать конкретную ситуацию, которая привела

к возникновению семейного конфликта, ее причины и

предлагать пути разрешения.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни государственную поддержку семьи

Характеризовать понятие «семья», ее роль в обществе.

Объяснять, почему возникают семейные конфликты.

Описывать меры государственной поддержки семьи.

Родители и дети. Защита прав детей в семье, почитание родителей, родительская любовь

1

Рассказывать библейскую легенду о блудном сыне и анализировать картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Удалось ли автору, по вашему мнению, выразить смысл

легенды и с помощью каких средств?

Приводить конкретные примеры родительской любви и заботы, а также проявления великодушия.

Оценивать свою помощь родителям; корректировать

собственное поведение.

Анализировать статьи из Семейного кодекса РФ, приводить

конкретные примеры их применения в жизни.

Объяснять, что такое почитание родителей.

Описывать, как и в чем проявляется родительская любовь.

Характеризовать меры защиты прав детей в семье.

Называть закон, нормы которого защищают права детей.

Отношения в обществе.

Структура общества. Социальный статус и социальная роль. Общественные

отношения и их виды. Социальные конфликты.

Межнациональные конфликты

1

Систематизировать информацию в виде схемы «Основные

социальные институты».

Приводить конкретные примеры и сравнивать малые и большие группы общества, выявлять их отличия и общее.

Описывать социальные роли, которые вы исполняете

в жизни сейчас и будете исполнять в будущем.Анализировать конкретную ситуацию возникновения социального конфликта, его причины и предлагать пути разрешения.

Рассказывать на конкретных примерах о межнациональных

конфликтах на территории бывшего СССР.

Характеризовать структуру общества.

Определять социальный статус и социальную роль человека.

Классифицировать виды общественных отношений и их участников.

Объяснять, что такое социальные конфликты.

Описывать их причины и меры урегулирования.

Характеризовать межнациональные конфликты, их причины и пути разрешения.

Глобальные проблемы

человечества: борьба с болезнями, демографическая, продовольственная,

экологическая, преодоление отсталости, сохранение

мира.

1

Систематизировать информацию в виде схемы «Отличительные признаки глобальных проблем».

Приводить конкретные примеры экологических катастроф,

характеризовать их опасность для человечества.

Обосновывать собственное мнение, почему проблема отсталости стран «третьего мира» приобрела глобальный характер; рассказывать о путях ее разрешения.Использовать и анализировать информацию из разных источников о негативных результатах деятельности человека,

формулировать свои выводы.

Анализировать проблему миграции в России и странах

Европы, делать собственные прогнозы развития ситуации.

Характеризовать глобальные проблемы человечества, их отличительные признаки, пути разрешения.

Объяснять, в чем заключается экологическая проблема, какие возникли экологические угрозы.

Характеризовать демографическую проблему, аспекты ее проявления.

Описывать глобальную проблему отсталости стран «третьего мира», методы ее преодоления.

Рассказывать о борьбе с неизлечимыми болезнями, СПИДом и наркоманией.

К миру без войн.

Укрепление и сохранение

мира. Борьба с терроризмом. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

Обосновывать собственное мнение, почему сохранение мира

является глобальной проблемой человечества.

Приводить конкретные примеры военных конфликтов из истории XX в. и современности.

Иллюстрировать конкретными примерами защиту прав

жертв международных вооруженных конфликтов, использовать для ответа ресурсы Интернета.

Использовать информацию из различных источников и приводить конкретные примеры народной дипломатии

Характеризовать глобальную проблему человечества — сохранение мира и борьба с терроризмом.

Объяснять, почему возникают военные конфликты между странами и народами.

Описывать меры по укреплению мира.

Формулировать определение понятия «международное гуманитарное право».

Называть документы, в которых содержатся нормы международного гуманитарного права, защищающие жертв вооруженных конфликтов.

Тема III. Человек. Право. Государство (14 ч)

Что такое гражданин?

Гражданственность, гражданство

1

Личностные результаты по теме III

Формировать чувство гражданственности, учиться быть

гражданином своей страны.

Понимать роль права в жизни общества. Знать и соблюдать

основные правовые нормы.

Иметь представление о системе российского права, чем занимаются регулятивные и процессуальные отрасли права.

Понимать, что такое правовое государство, уважать

и соблюдать его принципы.

Знать основы конституционного строя России,

поддерживать его в жизни.

Понимать структуру государственной власти в России, основные функции ее органов.

Знать права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ.

Знать и использовать в жизни свои гражданские, политические, социальные и культурные права по Конституции РФ.

Понимать, кто и как защищает права человека в России

и на международном уровне.

Воспитывать в себе правовую культуру и повышать

ее уровень

Рассказывать о возникновении понятия «гражданин», использовать свои знания по истории России.

Сравнивать понятия «гражданин» и «человек», выявлять их

отличия и сходства, приводить конкретные примеры проявления в жизни.

Анализировать конкретные ситуации получения российского гражданства, в том числе и на собственном примере.

Рассказывать и иллюстрировать конкретными примерами,

как менялось наполнение понятия «гражданин» в разные

исторические периоды.

Приводить конкретные примеры приобретения или лишения гражданства при изменении границ государства.

Работать с официальными документами и делать собственные выводы

Характеризовать понятие «гражданин».

Объяснять смысл понятия «гражданственность», приводить

его составляющие.

Формулировать определение понятия «гражданство», называть документы, его регламентирующие.Классифицировать основания приобретения гражданства.

Что такое право? Понятие «право», нормы права,

закон, источники права

1

Иллюстрировать примерами значение употребления понятия «право».

Работать с информацией, представленной в схеме «Нормы

права».

Использовать свои знания по всеобщей истории и рассказывать об обычае как самом древнем виде источников права.Приводить примеры его применения в юридической практике.

Использовать информацию из разных источников и рассказывать о юридическом прецеденте.

Классифицировать по юридической силе российские нормативно-правовые акты.

Обосновывать собственное мнение, зачем людям нужно

знать нормы права. Рассказывать, приходилось ли вам использовать свои знания на практике.

Формулировать определение понятия «право», его значение.

Характеризовать понятие «нормы права» и их признаки.

Определять понятие «закон», показывать, как связаны право и закон.

Называть и характеризовать виды источников права.

Система и отрасли права. Институт права

1

Работать с информацией, представленной в виде схем:

«Строение права по вертикали», «Система отраслей российского права», «Гражданское право».

Приводить конкретные примеры отраслей права, институтов права, норм права.

Классифицировать регулятивные и охранительные отрасли

российского права в табличной форме, кратко характеризовать их.

Обосновывать свое мнение, почему норма права является низовой клеточкой права, иллюстрировать ответ примерами.

Систематизировать информацию в виде схемы «Отрасли процессуального права»

Характеризовать систему права.

Объяснять строение права по вертикали.

Формулировать определение понятия «отрасль права».

Давать характеристику понятия «институт права».

Объяснять строение права по горизонтали, характеризовать систему отраслей российского права.

Что такое государство?

Верховенство закона, признаки и функции государства

1

Сравнивать основные теоретические подходы к определению сущности государства.

Комментировать функции государства на конкретных примерах.

Обосновывать собственное мнение, может ли современное

общество обойтись без государства.

Иллюстрировать конкретными примерами социальное назначение государства

Формулировать определение понятия «государство».

Классифицировать признаки государства наосновные и дополнительные, давать их краткую характеристику.

Определять понятие «публичная власть».

Формулировать определение понятия «суверенитет».

Классифицировать функции государства на внутренние и внешние.

Правовое государство.

Верховенство закона,

признаки правового

государства

1

Обосновывать собственное мнение, почему теория правового

государства, идея которого возникла еще в Античности, воплотилась только в XX в.

Использовать свои знания по истории Нового времени и ин?

формацию из разных источников, рассказывать об основных

документах США, Англии и Франции о правовом государстве.

Иллюстрировать на конкретных примерах действие принципа правового государства «верховенство закона».

Обосновывать собственное мнение, можно ли Россию сегодня

считать правовым государством.

Приводить конкретные примеры из жизни взаимной ответственности государства и личности.

Рассказывать, как вы понимаете собственную ответственность перед государством

Рассказывать о возникновении идеи правового государства.

Характеризовать правовое государство.

Классифицировать признаки правового государства и характеризовать их.

Объяснять, что означает верховенство закона.

Объяснять, почему норма о правовом государстве зафиксирована в Основном Законе нашей страны.

Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя

России

1

Обосновывать собственное мнение, почему Конституция РФ

называется Основным Законом страны.Работать с информацией в виде схемы «Элементы конституционного строя РФ».

Использовать и анализировать статьи Конституции РФ для

подтверждения того, что Россия является федеративным государством.

Систематизировать информацию в виде схемы «Конституционные обязанности граждан».

Обосновывать собственное мнение, почему Россия считается

светским государством.

Использовать информацию из разных источников, сравнивать Конституцию РФ 1993 г. с Конституцией СССР 1978 г.

Формулировать определение понятия «конституция».

Давать характеристику конституционного права.

Рассказывать об основных особенностях Конституции РФ.

Раскрывать структуру Конституции РФ, выделять ее основные части.

Характеризовать основы конституционного строя России.

Объяснять смысл понятия «конституционализм».

Органы государственной власти. Разделение

властей, три ветви власти,

Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ. Суды. Местное самоуправление.

1

Использовать статьи Конституции РФ и рассказывать о полномочиях Президента РФ, его статусе.

Работать с информацией, систематизированной в схематичной форме в параграфе. Анализировать статьи Конституции

РФ, представлять структуру российского парламента и характеризовать его функции.

Систематизировать информацию о судебной власти РФ в табличной форме, давая характеристику функций судов.Использовать информацию из различных источников, в том числе Интернета, и рассказывать о деятельности и функциях Прокуратуры РФ.

Приводить конкретные примеры органов местного самоуправления в вашем городе, поселке и рассказывать об их деятельности.

Объяснять, в чем состоит суть разделения властей.

Называть ветви государственной власти РФ и характеризовать их функции.

Характеризовать законодательную власть РФ, кто ее осуществляет.

Описывать состав и функции исполнительной власти РФ.

Объяснять, что такое местное самоуправление.

Государственные символы России: Государственный герб, Государственный гимн и Государственный флаг.

1

Приводить конкретные примеры гербов зарубежных стран.

Приводить конкретные примеры гербов вашего города, области, рассказывать об истории их создания.

Приводить конкретные примеры государственных гимнов

зарубежных стран.

Рассказывать о чувствах, которые вы испытываете, слушаягимн нашей страны, например когда его исполняют на международных соревнованиях.

Постараться исполнить коллективно на уроке гимн России.

Обосновывать собственное мнение: нравственно ли помещать изображение флага и герба на куртках, майках, кепках. Воспитывает ли это чувство патриотизма?

Рассказывать, что такое государственные символы, какую роль они призваны играть.

Рассказывать о Государственном гербе РФ, его истории, что на нем изображено.

Рассказывать о Государственном гимне РФ, его истории.

Описывать Государственный флаг РФ, рассказывать о его истории.

Права человека. Декларация, конвенция. Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, конституционный статус человека

1

Рассказывать на конкретных примерах о деятельности ООН.

Формулировать собственное определение понятия «конституционный статус человека», показывать на примерах,

из чего он складывается.

Приводить конкретные примеры конституционных прав

и конституционных свобод человека.

Обосновывать собственное мнение, какие права являются

самыми важными и почему.

Анализировать статьи Всеобщей декларации прав человека

и выделять положения, которые отражены в российском праве.

Рассказывать о роли ООН в выработке международных документов о правах человека.

Называть и характеризовать договоры, которые входят в Международный билль о правах.

Классифицировать международные договоры на основные группы, сравнивать их по силе действия.

Объяснять значение Всеобщей декларации прав человека.

Классифицировать права человека на группы.

Гражданские и политические права и свободы.

Право на свободу совести и

вероисповедания, свобода

мысли и слова, право участвовать в управлении делами государства

1

Приводить конкретные примеры гражданских прав, проанализировав статьи Конституции РФ.

Обосновывать собственное мнение, почему гражданские права так важны для человека.

Анализировать конкретную ситуацию реализации права

на жизнь.

Приводить конкретные политические права человека

по Конституции РФ.

Обосновывать собственное мнение, возможна ли демократия

без права граждан участвовать в управлении делами государства.

Рассказывать, какими правами по Конституции РФ пользуетесь лично вы.

Объяснять, в чем состоят особенности гражданских прав.

Классифицировать основные гражданские права.

Характеризовать политические права, что их отличает от других конституционных прав.Сравнивать гражданские и политические права человека.

Экономические, социальные и культурные права. Право на образование, на свободу творчества, на труд и отдых

1

Приводить конкретные примеры реализации в жизни экономических прав граждан в России.

Рассказывать, какими социальными правами пользуетесь

вы и ваши близкие в жизни.

Обосновывать собственное мнение, почему молодежи сложно реализовать свое право на труд в условиях рыночной экономики, приводить конкретные примеры из жизни.

Аргументировать, как право на образование создает вам условия для всестороннего развития личности и построения

карьеры в будущем.

Рассказывать, как вы пользуетесь своими культурными

правами и исполняете обязанности по сохранению культурного наследия нашей страны

Объяснять, какие права и почему относятся к правам первого и второго поколения.

Характеризовать экономические права граждан

в России.

Характеризовать социальные права граждан по Конституции РФ.

Перечислять культурные права граждан по Конституции РФ.

Защита прав человека.

Защита прав человека

в военное время, Комитет

(Совет) по правам человека, «Международная амнистия», международное

гуманитарное право, Международный суд по правам

человека, нарушение прав

человека, Уполномоченный по правам человека

при Президенте РФ

1

Приводить конкретные примеры наиболее опасных сегодня

нарушений прав человека, при этом использовать информацию из Интернета, СМИ.Иллюстрировать конкретными примерами деятельность

международных правозащитных организаций, например

Международного суда по правам человека.

Анализировать конкретные ситуации из жизни и показывать, кто и как защищает права человека в России.

Работать с документом. Анализировать статьи 45—53 Конституции РФ и аргументировать свое мнение об обеспечении

гарантий прав и свобод человека в России.

Объяснять, какие нарушения прав человека признаны наиболее опасными.

Рассказывать, какую роль в защите прав человека играет ООН.

Определять, что такое международное гуманитарное право.

Рассказывать о международных правозащитных организациях, их целях и функциях.

Рассказывать о защите прав человека в России. Объяснять, какие гарантии прав и свобод человека содержатся в Конституции РФ.

Правоохранительные

органы. Адвокат, адвокатура, полиция, нотариус, прокурор, прокуратура, суд, судья

1

Рассказывать на конкретных примерах о деятельности

адвокатов.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кино?

фильмов работу прокуратуры, прокуроров.

Обосновывать собственное мнение, почему правовое положение судей в России строго оговорено в Конституции РФ.

Приводить конкретные примеры работы полиции, в том числе ГИБДД.Систематизировать информацию о функциях нотариуса

в схематичной форме.

Объяснять, в чем состоят функции адвоката.

Характеризовать полномочия прокурора.

Представлять функции прокуратуры.

Рассказывать о правовом положении и деятельности судей.

Характеризовать функции полиции, ее подразделений.

Описывать обязанности, возложенные на нотариусов.

Правовая культура общества и человека, правовой нигилизм и правовой цинизм, правосознание

1

Показывать на конкретных примерах проявление правовой

культуры общества.

Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, кино?

фильмов проявление правовой культуры человека.

Систематизировать информацию в виде схемы «Элементы

правовой культуры».

Анализировать конкретную ситуацию из жизни проявления

правового нигилизма или правового цинизма.

Обосновывать собственное мнение, можно ли и каким образом изжить недостатки современной правовой культуры

общества.

Рассказывать, что вы лично делаете, чтобы овладеть право?

вой культурой. Объяснять, в чем вы видите необходимость

этого для вас.

Объяснять, как право связано с культурой.

Характеризовать правовую культуру общества, что она включает.

Формулировать, в чем выражается правовая культура человека.

Определять понятие «правосознание».

Характеризовать правовой нигилизм и правовой цинизм.

Рассказывать, как можно обрести правовую культуру.

Повторение и обобщение курса

1

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Умение обобщать факты.

Выполняют контрольные тестовые задания

Систематизировать материал по изученному курсу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...