Рабочая программа по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию к УМК А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к планированию | 38.06 КБ |
календарно-тематическое планирование | 53.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа МБОУ СОШ № 6 по обществознанию разработана на основе:
- авторской программы курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5—9 КЛАССЫ» А.Ф. Никитина и Никитиной Т.И.
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были в внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для VI-XI классов)
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Обществознание), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для VI-XI классов);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа от 08 06 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»
- Письма МОиН РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Дрофа» (А. Ф. НИКИТИН, Т. И. НИКИТИНА), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной и средней общеобразовательной школы.
Курс «Обществознание» для основной и средней общеобразовательной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.
Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Последовательность материала курса в данной рабочей программе по обществознанию определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5—9 классов.
Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап — 5—7 классы, второй этап — 8—9 классы.
Курс «Обществознание» для 5—7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—9 и далее 10—11 классов.
Общая логика распределения в нем учебного материала— линейно-концентрическая.
Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов,— антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах.
Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и далее в средней школе и, во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации— в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:
- учебно-познавательной
- коммуникативной
- исследовательской
- информационной
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества
- проблемное обучение
- технология развития критического мышления
- компьютерные (ИКТ) технологии обучения
- проектные и деятельностные технологии
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования направлена на:
- реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Формирование универсальных учебных действий
- Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно- общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально- исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Метапредметные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание программы учебного курса
5 класс (34 часа)
Тема I. О человеке (18ч)
Как первобытный человек стал разумным? Жизнь и занятия первобытных людей. Как древний человек познавал мир. Роль труда в развитии человека. Человек умелый. Человек разумный. Развитие способностей человека. Творчество первобытных людей.
Человек – часть природы и член общества. Значение общества для воспитания и развития человека. Роль природы в жизни человека, ее влияние. Общественные, или социальные, отношения. Влияние коллектива на развитие человека. Основные занятия человека: труд, учение, общение, игра. Их характеристика.
Что такое «Я»? Второе «Я» - alter ego. Внешние признаки человека. Внутренний мир человека, качества, его характеризующие. Психика человека: наука, ее изучающая, - психология.
Как человек познает самого себя? Умение оценивать себя — важное внутреннее качество человека. Вопросы, на которые каждый должен ответить для самооценки: «Во что я верю? Что я знаю и что умею делать? Что я делаю, как я веду себя? Кем хочу быть?» Портрет своего «Я». Зачем нужно его составлять? Знания, умения, поступки.
Возрастные периоды жизни человека. «Сказка о потерянном времени»— пример того, как нельзя тратить время зря в любом возрасте. Возраст человека. Возрастные периоды: детский, подростковый (отроческий), юношеский, молодость, зрелость, преклонный и старческий возраст. Характеристика и особенности каждого возрастного периода.
Здоровье человека. Как его беречь? Виноват ли человек в своих болезнях? Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Умение управлять своим телом и психологическим состоянием, регулировать свое настроение. Для чего нужно самовнушение? Что такое здоровье? Чем оно характеризуется?
Вредные привычки. Курение. Употребление спиртного (алкоголизм). Токсикомания. Наркомания. В чем их опасность? Влияние вредных привычек на здоровье и жизнь человека. Это путь к страшным болезням: раку, СПИДу и др. Безопасность жизни человека. Как бороться с вредными привычками?
Вера и неверие. Что такое вера? Во что верит человек? Вера в Бога, вера в науку, вера в человека, вера в себя. Почему и как вера помогает человеку выжить в трудную минуту? Почему без веры человек несчастен? Внутренние запреты человека.
Добро и зло. Что такое добро? Почему люди помнят и ценят добро, добрые дела? Добрые и злые поступки. В чем выражаются добрые поступки? Почему добрым людям живется легче, чем злым? «Спешите делать добро!»
Что значит быть честным? Качества, характеризующие честного человека. Совесть. Почему говорят: «Поступить по совести»? Нравственные нормы— общие правила поведения людей в обществе. Кодекс чести. Нужен ли он каждому человеку?
Что такое долг? Обязанности человека. Защита Отечества — священный долг гражданина. Долг родителей перед детьми и долг детей перед родителями. Обязанности учеников в школе. Долг человека перед страной, своей семьей и друзьями. Чувство ответственности— одно из главных качеств в человеке. Как и кто его воспитывает? Обязанности гражданина по Конституции РФ: платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. Почему так важно их выполнять?
Что значит быть порядочным человеком? От какого слова произошло слово «порядочный»? Составляющие этого понятия. Порядочность. О каких качествах человека она говорит? Почему на порядочного человека можно положиться во всем?
Милосердие. Его проявления в жизни. Из чего сложилось это слово? Что означает слово «гуманный»? Каких людей считают гуманными и за какие поступки? Сочувствие, сопереживание, сострадание — качества, проявляемые милосердным человеком. Это самые высокие качества человека. Почему они начинаются с приставки «со»? Милосердие—свидетельство высокой нравственности человека.
Как стать добрым человеком? Характеристика понятия «добрый человек». Добрые поступки человека. Условия, которые необходимы, чтобы стать добрым человеком. Просто ли их выполнять? Почему надо совершать добрые поступки? Необходимость давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Тема II. Общение и окружение человека (10 ч)
Может ли человек жить в одиночестве? Что такое одиночество? Внешнее и внутреннее одиночество. Для чего человек должен общаться? Как общение влияет на развитие__ ребенка? Что такое гармония в обществе? Ее составляющие. Почему согласие и взаимопонимание помогают людям?
Общение— большое умение. Что такое общение? С кем и для чего мы общаемся? Стили общения: дружеское, семейное, деловое. Их характеристика и признаки. Конфликты, их роль в общении. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Кого называют конфликтными людьми? Способность прощать— одно из важных качеств человека.
Человек и его семья. Что такое семья? Какие семьи были раньше? Семейные конфликты. Причины их возникновения и пути разрешения. Почему надо беречь семью? Семейные ценности. Семейные обычаи и традиции. Как и для чего их надо сохранять?
Мама— самый дорогой человек. Чувство любви матери к своему ребенку. Любовь детей к матери и забота о ней. В чем проявляется помощь маме? Родители. Роль женщины в семье. Социальные роли. Какие социальные и гендерные роли будут исполнять в будущем мальчики и девочки? Как они должны готовиться к этому?
Школа. Роль школы в жизни каждого человека. Чему учит школа? Что дает человеку школа? Образование. Зачем нужно учиться? Почему образование необходимо сегодня всем? Школа— одна из ступеней в системе российского образования.
Что такое общество? Характеристика общества и его системы. Сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная, духовная. Их отличия и взаимосвязь. Важность и значение духовной сферы для развития общества.
Каковы правила жизни в обществе? Для чего нужны правила поведения? Нравственные нормы. Их роль и значение в обществе. Библейские заповеди. Почему люди идут на убийство, крадут, лгут? Обычаи. Какие мы знаем обычаи? Как они складывались? Почему их соблюдают? Законы. Для чего они нужны? Кто следит за их соблюдением? Как законы гарантируют права человека? Какие права имеет человек в Российской Федерации и в каком документе они закреплены?
Тема III. Наша Родина — Россия — Российская Федерация (6 ч)
Малая и большая Родина. Что такое малая родина? Почему человек всегда помнит свои родные края? Большая Родина, Отчизна— вся страна. Что связывает человека с Родиной? Россия— колыбель многих народов. Трудная судьба России. Почему люди любят свою Отчизну?__
Мы живем в России. Как называется наша страна? Что писали о России поэты и писатели? Чем богата Россия? Народ — самое главное богатство России. Российская Федерация — многонациональное государство. Характеристика и признаки многонационального государства. Народы, проживающие в нашей стране. Россияне. Единство и равноправие наций — важные условия существования и развития многонационального государства. Что нужно делать, чтобы Россия стала процветающей державой?
Символы России: герб и флаг. Что такое эмблемы? Для чего они использовались? Государственные символы. Что к ним относится? Зачем они нужны? Герб государственный. Флаг государственный. Что они собой представляют? История государственного герба и флага в России. Государственный герб и флаг Российской Федерации, их описание. Когда и почему были приняты Федеральные законы о Государственном гербе РФ и Государственном флаге РФ? Красное знамя победителей в Великой Отечественной войне.
Символы России: гимн. Значение слова «гимн». Наиболее известные гимны. Что воплощено в словах и музыке гимна страны? История гимнов нашей страны. Когда, кем был написан первый гимн в России? Советский гимн. Когда был создан Государственный гимн Российской Федерации? Авторы его слов и музыки. Почему при создании Государственного гимна РФ воспользовались музыкой Гимна СССР? В каких случаях исполняется гимн страны? Почему гимн является государственным символом?
Тематическое планирование
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем освоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Программа курса «Обществознание» рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в 5-9 классах.
5класс – 34 часа
5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
уроки | практические работы | |||||
1 | Тема I. О человеке | 18 | 15 | 3 | - | |
2 | Тема II. Общение и окружение человека | 10 | 9 | 1 | - | |
3 | Тема III. Наша Родина — Россия — Российская Федерация | 6 | 5 | 1 | - | |
Итого | 34 | 29 | 5 |
*В 5 классе авторская программа «Обществознание» Никитина А.Ф., Никитиной Т.И. рассчитана на 35 часов, рабочая программа составлена на 34 часа, за счет сокращения часов, отведенных на повторение и обобщение материала. Отведенные автором 4 часов резервного времени были добавлены к темам «О человеке» (1 час), «Общение и окружение человека» (2 часа), «Наша Родина – Россия – Российская Федерация» (1 час).
Контрольно-измерительные материалы
Формами контроля реализации целей, задач и содержания рабочей программы по обществознанию являются:
- разноуровневые задания
- фронтальный и индивидуальный опрос
- тестирование
- тематические словарные диктанты по соответствующим темам курса
- анализ текста обществоведческих документов
- практические работы по составлению сравнительных и тематических таблиц
- тематические эссе
- тематические и итоговые контрольные работы
- схемы, доклады и сообщения и иные творческие работы учащихся
- самопроверка
- взаимопроверка.
При оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования также учитывается сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Планируемый результат | Виды деятельности и формы контроля | Направление творческой исследовательской проектной деятельности учащихся | Базовые понятия | |
Содержание | УУД | |||||
Тема I. О человеке (17 ч) | ||||||
Личностные результаты по теме I
| ||||||
Как первобытный человек стал разумным? | Как первобытный человек стал разумным? Труд, способность, творчество | Предметные результаты Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. Метапредметные результаты Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам. Устный опрос | Заполнение схемы «Эволюция человека» | Труд Способности творчество | |
Человек — часть природы и общества | Человек— часть природы и член общества. Природа, общественные отношения, общество, учение, игра | Предметные результаты Характеризовать понятие «природа». Описывать человека как часть природы. Описывать человеческие качества. Выделять биологические качества (физические потребности) человека. Формулировать понятие «общественные отношения», их значение для развития человека. Классифицировать и характеризовать основные виды занятий человека. Обосновывать огромное значение общения для развития ребенка. Оценивать роль учения в жизни человека. Показывать игру как один из методов развития ребенка. Метапредметные результаты Использовать свои знания курса «Окружающий мир» для иллюстрации природной среды, ее влияния на человека. Приводить примеры биологических и природных качеств человека. Показывать на примерах основные виды занятий человека. Систематизировать пройденный материал о занятиях человека в табличной форме. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между занятиями человека и его развитием. Оценивать свои результаты в учении, делать выводы. Участвовать в подготовке и проведении игры по сказке Р. Киплинга «Книга джунглей» | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. Участие в подготовке и проведении игры по сказке Р. Киплинга « Книга джунглей» | Заполнение схемы «Качества человека» | Природа Общественные отношения Учение Общение Игра | |
Что такой «Я»? «Второе Я» | Что такое «Я»? Внешние качества человека. Внутренний мир человека, качества, его характеризующие. Психика человека. Психология | Предметные результаты Характеризовать внутренний мир человека. Описывать внешние качества человека, показывать, как они связаны с внутренним миром. Выделять внутренние качества человека. Формулировать определение науки, изучающей духовную организацию человека, его психику, — психологии. Объяснять, почему каждый человек должен уметь оценивать себя и других людей. Метапредметные результаты Приводить примеры внешних качеств человека. Исследовать и оценивать ситуации, показывающие проявление внутренних качеств человека. Находить информацию в разных источниках, приводить и сравнивать примеры, свидетельствующие о внутренних качествах человека. Оценивать собственные внутренние качества, поступки, знания, умения и возможности. Корректировать свое поведение, сравнивать свои поступки с поступками других людей. Анализировать тексты и делать собственные выводы. Систематизировать пройденный материал в табличной форме | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Умение заполнять таблицу. | Составление таблицы «Качества внутреннего мира» по тексту параграфа | Внутренний мир Альтер - эго | |
Как человек познает самого себя? | Как человек познает самого себя? Знания, умения, поступки | Предметные результаты Характеризовать необходимость и важность познания человеком самого себя. Объяснять, как человек может познавать себя. Называть вопросы, на которые человек должен дать себе ответ, чтобы познать свое «Я». Обосновывать, почему правильная оценка себя — это важное условие успеха и самореализации в жизни. Метапредметные результаты Описывать портрет своего «Я». Оценивать собственные качества, умения, поступки и дела, сравнивать их с другими людьми. Делать для себя выводы. Приводить примеры из жизни или находить информацию в разных источниках о результатах познания человеком самого себя, самооценки. Исследовать конкретные ситуации, когда самооценка человека и мнение окружающих о нем расходятся | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Портрет своего «Я» | Знания Умения Поступки | |
Возрастные периоды жизни человека | Возрастные периоды жизни человека. Возраст человека | Предметные результаты Объяснять понятие «возрастные периоды». Называть и характеризовать основные периоды жизни человека, сравнивать основные особенности разных возрастных периодов. Объяснять, почему подростковый возраст считается опасным. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах деятельность людей разных возрастных периодов. Анализировать информацию, систематизированную в параграфе в табличной форме. Находить информацию в различных источниках, в том числе в Интернете, для проведения статистических исследований и сравнения данных, например о продолжительности жизни в России и других странах. Оценивать свое поведение с точки зрения особенностей подросткового возраста | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Работа с текстом «Как Маша стала большой» | Возраст человека Возрастные периоды | |
Практикум 1 | Становление человека. От человека «умелого» к современному человеку | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Написание эссе на заданную тему Решение познавательных задач | Ролевая игра | ||
Здоровье человека | Здоровье человека. Понятие здоровья. Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Самовнушение | Предметные результаты Характеризовать смысл понятия «здоровье». Называть основные слагаемые здоровья человека. Объяснять, почему человек должен беречь свое здоровье. Раскрывать значение здорового образа жизни. Характеризовать его составляющие. Объяснять, почему человек должен мотивировать себя вести здоровый образ жизни. Характеризовать самовнушение как прием управления самим собой. Метапредметные результаты Приводить примеры здорового образа жизни. Оценивать свое отношение к собственному здоровью, корректировать свое поведение. Анализировать конкретные ситуации, в которых вы проявили свое умение или неумение управлять собственными эмоциями. Рассказывать, как и когда вы пользуетесь приемом самовнушения, каковы результаты этого. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между здоровьем человека и чувством гармонии его с окружающей средой; между настроением человека и его здоровьем | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Заполнение схемы «Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека» | Здоровье Здоровый образ жизни | |
Вредные привычки | Вредные привычки. Курение, употребление спиртных напитков, токсикомания, наркомания. Как бороться с вредными привычками? | Предметные результаты Характеризовать вредные привычки. Называть их виды. Описывать особенности их вредного влияния на человека, какие страшные болезни они вызывают. Объяснять, от чего зависит безопасность жизни человека. Рассказывать о методах борьбы с вредными привычками. Формировать негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. Метапредметные результаты Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления вредных привычек, их последствий, а также негативного отношения к ним в обществе. Формулировать собственное отношение к вредным привычкам. Корректировать собственное поведение для обеспечения безопасности своей жизни, своих близких и друзей. Находить и использовать информацию из Интернета для анализа роста числа наркоманов (или заболевших СПИДом) в нашей стране и за рубежом | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Работа с дополнительной информацией. | Составление рассказа по рисункам | Привычка Вредные привычки | |
Вера и неверие | Вера и неверие. Что такое вера? Во что верит человек: в Бога, в науку, в человека, в себя | Предметные результаты Характеризовать понятие «вера». Описывать, во что верит человек. Объяснять, почему вера помогает человеку в сложных ситуациях. Сравнивать отношение к жизни человека верующего и неверующего, в чем преимущества первого. Метапредметные результаты Приводить примеры из жизни, литературы, кинофильмов, как вера помогает жить человеку. Объяснять, почему вы верите или не верите в Бога, что это дает вам, в чем помогает. Формулировать собственную точку зрения на веру человека в себя, аргументировать свои выводы. Иллюстрировать конкретными примерами, как вера в вас ваших родителей или друзей помогла вам преодолеть трудности | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. | Работа с текстом Л. Пантелеева «Две лягушки» | Вера Неверие | |
Добро и зло | Добро и зло. Понятие добра. Добрые и злые поступки. Качества доброго человека | Предметные результаты Характеризовать добро и зло как нравственные категории. Классифицировать и сравнивать добрые и злые поступки людей. Объяснять, что отличает добрые дела. Описывать качества доброго человека. Формулировать, почему надо воспитывать в себе доброе отношение к людям. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах добрые и злые дела, поступки, описывать их последствия. Оценивать собственные поступки для корректировки своего поведения. Исследовать ситуации, когда люди (или вы) совершали добрые (или злые) поступки, делать собственные выводы. Рассказывать о своих добрых делах, которые вы сделали или собираетесь сделать, сравнивать их с делами одноклассников | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Поступки человека» | Добро Зло | |
Что значит быть честным? | Что значит быть честным? Совесть. Нравственные нормы. Кодекс чести, что он включает | Предметные результаты Уметь объяснять понятие «совесть». Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Рассказывать об основных нравственных нормах. Объяснять смысл понятия «кодекс чести»; описывать, что он включает. Характеризовать его значение в формировании поведения человека. Сравнивать честные и нечестные поступки людей. Метапредметные результаты Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм. Составить свой кодекс чести, которому вы будете следовать. Приводить конкретные примеры из своей жизни честных поступков. Анализировать конкретные ситуации, когда человек совершает нечестные поступки, выявлять причины этого и делать собственные выводы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Чтение и обсуждение в группах текса произведений Составление таблицы по итогам урока | Совесть Нравственные нормы Кодекс чести | |
Практикум 2 | Нравственное и физическое здоровье человека | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Ролевая игра | ||
Что такое долг? | Что такое долг? Обязанность. Защита Отечества. Долг родителей перед детьми и детей перед родителями. Обязанности учеников в школе | Предметные результаты Объяснять смысл понятия «долг». Называть, в каком документе содержатся основные обязанности граждан Российской Федерации. Характеризовать обязанности граждан по Конституции РФ. Объяснять, почему защита Отечества является священным долгом гражданина. Рассказывать, в чем состоит долг родителей перед детьми, а также долг детей перед их родителями. Описывать обязанности учеников в школе. Перечислять, какими качествами обладает человек слова. Описывать, что такое чувство ответственности и как оно воспитывается. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах, как люди выполняют свои конституционные обязанности. Анализировать на конкретном примере, как выполняются обязанности родителей в вашей семье. Оценивать собственное поведение: выполняете ли вы свои обязанности, есть ли у вас чувство долга, держите ли данное вами слово. Описывать собственные обязанности в школе и дома. Исследовать конкретные ситуации, когда человек не выполняет свои обязанности или долг, выявлять причины этого и делать собственные выводы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление рассказа по рисункам учебника | Долг Обязанность Защита Отечества | |
Что значит быть порядочным человеком? | Что значит быть порядочным человеком? Порядочность, порядочный человек, честность | Предметные результаты Характеризовать порядочность как одно из качеств высоконравственного человека. Называть качества, свойственные порядочному человеку. Формулировать, что значит быть порядочным человеком. Объяснять, как связаны порядочность и мораль. Метапредметные результаты Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, литературы, кинофильмов проявление человеком порядочности. Оценивать себя с точки зрения наличия у вас качеств порядочного человека. Корректировать свое поведение. Использовать элементы причинно - следственного анализа для выявления влияния морали на формирование порядочности | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Избушка и дворец» Л.Н. Толстого | Порядочность Порядочный человек Честность | |
Милосердие. | Милосердие. Гуманный человек, сострадание, сочувствие, сопереживание | Предметные результаты Объяснять, что означает слово «милосердие». Характеризовать качества гуманного человека. Давать характеристику составляющих понятия «милосердие»: сочувствие, сопереживание, сострадание. Объяснять, что это лучшие качества человека. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры проявления людьми милосердия в жизни. Оценивать и корректировать собственное поведение: проявляете ли вы милосердие, помогаете ли людям в беде. Использовать элементы причинно - следственного анализа для выявления связи между моральными устоями человека и проявлением им милосердия, стремлением прийти на помощь в трудную минуту | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Кусок хлеба» С. Виноградова Составление таблицы по итогам урока | Гуманный Милосердие Сострадание Сочувствие | |
Как стать добрым человеком? | Как стать добрым человеком? Добрые поступки. Доброта, гуманность, сострадание | Предметные результаты Формулировать качества, характеризующие доброго человека. Описывать условия, необходимые для того, чтобы стать добрым человеком. Объяснять, почему их надо выполнять. Объяснять, почему надо давать нравственные оценки своим и чужим поступкам. Метапредметные результаты Приводить примеры добрых поступков в повседневной жизни. Формулировать собственное мнение, почему так важно совершать добрые поступки в жизни. Давать нравственную оценку своим поступкам, сравнивать ее с мнением других людей. Выявлять положительных героев, на которых вы хотели бы быть похожи, и объяснять почему | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Качества доброго человека» | Добрый человек Жестокий человек Добрые поступки | |
Практикум 3 | Доброта, гуманность, милосердие – основные принципы жизнедеятельности человеческого общества | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Ролевая игра «Суд чести» Решение проблемных и тестовых заданий | ||
О человеке (повторительно – обобщающий) | Основные положения, понятия и термины учебного курса | Уметь применять изученный материал на практике | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | |||
Тема II. Общение и окружение человека (8 ч) | ||||||
Личностные результаты по теме II Воспитывать в себе активную позицию в общественной жизни класса, школы и затем страны. Формировать заинтересованность к учебе, своим успехам в образовании, овладении профессией, чтобы получить достойную работу в будущем, реализовать себя и работать на благо своей семьи и процветание страны. Научиться жить в обществе, коллективе, семье; создавать и поддерживать хорошую атмосферу в классе и дома; достойно вести себя при возникновении конфликтов; находить выходы из трудных ситуаций; не унывать и не теряться. Продолжать семейные традиции. Готовить себя к выполнению главной социальной роли — роли родителей. Соблюдать правила поведения в обществе, не нарушать нравственные нормы и законы | ||||||
Может ли человек жить в одиночестве? | Может ли человек жить в одиночестве? Взаимопонимание, гармония. Одиночество | Предметные результаты Объяснять, почему человек не может жить в одиночестве, почему людям необходимо общение. Характеризовать одиночество. Описывать и сравнивать внешнее и внутреннее одиночество. Объяснять смысл понятия «гармония», почему она необходима в обществе и из чего складывается. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах, как одиночество влияет на характер и жизнь человека. Проанализировать и проиллюстрировать примерами влияние общения на развитие ребенка. Оценивать собственное участие в создании атмосферы гармонии в обществе (в своем классе, школе, семье). Формулировать собственные выводы, прочитав «Маленького принца» А. де Сент - Экзюпери | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. | Составление рассказа по рисункам учебника | Взаимопонимание Гармония Одиночество | |
Общение — большое умение | Общение— большое умение. Стили общения— деловое, дружеское, семейное. Межличностный конфликт | Предметные результаты Характеризовать понятие «общение». Описывать стили общения: деловое, дружеское, семейное. Сравнивать особенности, цели и средства разных стилей общения. Объяснять смысл понятия «конфликт». Характеризовать межличностные конфликты, причины их возникновения и пути разрешения. Метапредметные результаты Иллюстрировать на конкретных примерах разные стили общения. Исследовать ситуации возникновения и развития межличностных конфликтов в своем классе, семье, во дворе. Оценивать собственное умение общаться с людьми в разных ситуациях в школе и дома, чтобы корректировать свое поведение. Оценивать свое поведение в межличностных конфликтах (если они были), сравнивать с поведением других участников конфликта, делать собственные выводы и искать пути разрешения конфликта | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Пришли навестить больную» В. Сухомлинского Анализ рисунков в учебнике | Общение Стили общения- деловой, семейный, дружеский Межличностный конфликт | |
Человек и его семья | Человек и его семья. Понятие «семья». Семейные конфликты, семейные ценности, обычаи и традиции | Предметные результаты Характеризовать понятие «семья». Описывать совместный труд членов семьи. Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье, оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Дедушка и внучек» К. Ушинского и «Брат и младшая сестра» Э. Шима Заполнение схемы «Качества семьи» и таблицы «Семейные ценности и традиции» | Семья Семейные ценности Семейные конфликты Семейные обычаи и традиции | |
Мама — самый дорогой человек | Мама — самый дорогой человек. Родители, социальная роль. Гендерные роли | Предметные результаты Характеризовать и сравнивать роли женщины и мужчины в семье. Описывать и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек, объяснять, почему они должны готовиться с детства к выполнению своих гендерных ролей. Объяснять смысл понятия «социальная роль». Раскрывать основное предназначение родителей, их главные обязанности. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах из жизни, литературы и кинофильмов проявление любви матери к своему ребенку. Рассказывать, как вы помогаете своей маме, в чем проявляется ваша любовь к ней, оценивать, достаточна ли ваша забота о ней. Исследовать конкретные ситуации проявления гендерных ролей в вашей семье. Систематизировать в табличной форме и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Детство» Л. Толстого Составление таблицы «Характеристика поведения» | Родители Социальная роль | |
Школа. | Школа, образование, учеба, умение, карьера | Предметные результаты Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование. Метапредметные результаты Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно - следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление таблицы «Система образования РФ» | Образование Школа | |
Что такое общество? | Что такое общество? Понятие «общество»; политическая, экономическая, общественная и культурная сферы жизни общества | Предметные результаты Формулировать определение понятия «общество» и характеризовать его. Выделять и описывать основные признаки общества. Классифицировать и характеризовать сферы жизни общества. Сравнивать между собой особенности различных сфер жизни общества. Показывать их взаимосвязь и взаимовлияние. Метапредметные результаты Использовать информацию из дополнительных источников и Интернета для формулирования собственного определения понятия «общество». Иллюстрировать на конкретных примерах явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества. Систематизировать пройденный материал о сферах жизни общества в табличной форме. Использовать элементы причинно -следственного анализа для выявления взаимосвязи сфер общества между собой, например экономической и политической. Оценивать свое участие в общественной жизни школы | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление таблицы «Сферы общества» | Общество Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная | |
Каковы правила жизни в обществе? | Каковы правила жизни в обществе? Нравственные нормы, обычай, закон, права человека | Предметные результаты Объяснять, для чего нужны правила жизни в обществе. Характеризовать нравственные нормы. Рассказывать о библейских заповедях, их значении для человечества. Раскрывать влияние обычаев на формирование норм поведения людей в различных ситуациях. Формулировать определение понятия «закон», характеризовать его отличие от других норм. Объяснять, почему законы гарантируют соблюдение прав человека. Рассказывать об основных правах и свободах человека, называть Основной Закон РФ, где они закреплены,— Конституцию РФ. Метапредметные результаты Иллюстрировать на конкретных примерах нарушение или соблюдение людьми нравственных норм. Оценивать и корректировать собственное поведение с позиции нравственных норм. Систематизировать в табличной форме особенности (общие и отличия) законов и обычаев. Исследовать конкретные ситуации нарушения прав человека | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Как лучше жить?» Л. Толстого | Нравственные нормы Обычай Закон Права человека | |
Практикум 4 | Человек, его общение и окружение | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Работа с текстом «Две компании» Л. Жуховицкого | ||
Общение и окружение человека ( повторительно – обобщающий) | Основные положения, понятия и термины учебного курса | Уметь применять изученный материал на практике | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Выполнение заданий к главе учебника | ||
Тема III. Наша Родина — Россия — Российская Федерация (5 ч) | ||||||
Личностные результаты по теме III Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. Формировать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания. Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | ||||||
Малая и большая Родина | Малая и большая Родина. Страна, Отчизна, любовь к Родине. | Предметные результаты Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Метапредметные результаты Приводить примеры описаний малой родины. Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно,— членах своей семьи | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Эссе о малой Родине | Малая Родина Родина | |
Мы живем в России. | Мы живем в России. Россия, Российская Федерация, россияне, многонациональное государство | Предметные результаты Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. Метапредметные результаты Иллюстрировать примерами из литературы отношение к России русских писателей, поэтов. Использовать дополнительные источники для подготовки сообщения, какие народы проживают в вашем городе, области, республике. Формулировать свое мнение по поводу проявления и воспитания у молодежи толерантности, терпимости к гражданам России другой национальности для сохранения единства народа в стране. Использовать информацию из Интернета для раскрытия основных признаков многонационального государства, привести примеры таких стран | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста «Наше Отечество» К. Ушинского | Россия Российская Федерация Россияне Многонациональное государство | |
Символы России герб и флаг | Символы России: герб и флаг. Государственные символы. Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ | Предметные результаты Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. Метапредметные результаты Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Работа с текстом «О национальном флаге России» Н. Соболева Составление презентации о государственных символах страны | Государственные символы Государственный герб Государственный флаг | |
Символы России: гимн | Символы России: Государственный гимн РФ. Гимн | Предметные результаты Объяснять смысл слова «гимн». Рассказывать о гимнах разных стран. Характеризовать значение и роль государственного гимна для страны. Рассказывать об истории государственных гимнов в России, о создании Государственного гимна РФ, его авторах. Объяснять, в каких случаях исполняется Государственный гимн РФ. Метапредметные результаты Иллюстрировать примерами ситуации исполнения Государственного гимна РФ. Использовать информацию из дополнительных источников, в том числе Интернета, для подготовки сообщения (реферата), презентации о государственном гимне Франции. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ |
Работа с текстом гимна РФ Анализ рисунков учебника | Государственный гимн | |
Практикум 5 | Наша Родина - Россия | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать собственное мнение. Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде — текст, таблицы, схемы— и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. Работать с текстами | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Выполнение заданий к 3 главе | ||
Наша Родина – Россия – Российская Федерация ( повторительно – обобщающий) | Основные положения, понятия и термины учебного курса | Уметь применять изученный материал на практике | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ |
Работа с тестами | ||
Итоговый урок | Основные положения, понятия и термины учебного курса | Уметь применять изученный материал на практике | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...