Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на УМК Никитина А.Ф., включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к планированию | 57.87 КБ |
календарно-тематическое планирование | 52.18 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для основной и средней общеобразовательной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.
Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Последовательность материала курса в данной рабочей программе по обществознанию определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5—9 классов.
Рабочая программа МБОУ СОШ № 6 по обществознанию разработана на основе
- авторской программы курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 5—9 КЛАССЫ» А.Ф. Никитина и Никитиной Т.И.
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004), c изменениями, которые были в внесены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. N1994 и от 01 февраля 2012 г. N74 (для VI-XI классов)
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (История. Обществознание), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесенными приказом от 31 января 2012 года №69 (для VI-XI классов);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа от 08 06 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253»
- Письма МОиН РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап — 5—7 классы, второй этап — 8—9 классы. Курс «Обществознание» для 5—7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—9 и далее 10—11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала— линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов,— антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и далее в средней школе и, во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
В 6 классе авторская программа «Обществознание» Никитина А.Ф., Никитиной Т.И. рассчитана на 35 часов, рабочая программа составлена на 34 часа, за счет сокращения часов, отведенных на повторение и обобщение материала. Отведенные автором 4 часов резервного времени были добавлены к темам «Гражданин и закон» (2 час), «Государство и власть» (2 часа), добавлен один час на итоговое повторение и обобщение.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации— в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Дрофа» (А. Ф. НИКИТИН, Т. И. НИКИТИНА), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной и средней общеобразовательной школы.
Достижение указанных выше целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:
- учебно-познавательной
- коммуникативной
- исследовательской
- информационной
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества
- проблемное обучение
- технология развития критического мышления
- компьютерные (ИКТ) технологии обучения
- проектные и деятельностные технологии
- Требования к уровню подготовки учащихся.
6 класс
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- Ценностные ориентиры, основанный на идеалах патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
- Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся и возможных перспектив;
- Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- Овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
- Использование элементов причинно-следственного анализа;
- Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- Перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- Объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственно поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- Относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической терапии, политологии, культурологи,, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- Умения находить нужную информацию в различных источниках: адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку взглядам, подхода, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
трудовой
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации;
- Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргуме6нтировать собственную точку зрения;
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- Учебно-тематический план
6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
уроки | практические работы | |||||
1 | Тема I. Человек в обществе | 11 | 9 | 2 | ||
2 | Тема II. Гражданин и закон | 15 | 13 | 2 | ||
3 | Тема III. Государство и власть | 6 | 5 | 1 | ||
4 | Резервное время | 2 | ||||
Итого: | 34 | 29 | 5 |
- Содержание программы учебного курса.
- Обязательный минимум содержания программ основной общеобразовательной школы (6-9 классы)
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Формальные и неформальные группы. Социальный статус.
Социальная мобильность. Социальная ответственность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз. Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Сфера политики и социального управления. Политико- правовая сфера. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее
развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфлик-
тов. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
− получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
− решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
− формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
− наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
− оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
− участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
− конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
− совместная деятельность в ученических социальных проектах
в школе, микрорайоне, населенном пункте.
- Обязательный минимум содержания программ средней общеобразовательной школы (10-11 классы)
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в Российской Феде-
рации. Избирательная кампания в Российской Федерации.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное
судопроизводство. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
− работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
− критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
− решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
− анализ современных общественных явлений и событий;
− освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
− применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
− аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
− написание творческих работ по социальным дисциплинам.
- Содержание учебного курса
6 КЛАСС (34 ч)
Тема I. Человек в обществе (11 ч)
Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке? Общественные науки. Парадокс Сократа. Человек, его поведение в коллективе, обществе, государстве. Какие вопросы изучают общественные науки? Необходимость знания истории, особенностей жизни общества, государства.
Что такое человек? Теории происхождения человека. Сильные и слабые стороны человека. Человек как существо общественное и биологическое. Человеческое достоинство, его качества.
Два человеческих «Я»: первое — то, что видят люди, второе — что человек сам о себе думает. «Внешние» признаки и «внутренние» качества человека. Внутренний мир человека. Человек как «дробь»: первое «Я» — в числителе, второе «Я» — в знаменателе.
Почему люди улыбаются друг другу? Материальная и духовная культура. Культура общения. Стремление понять друг друга. Эмоциональные состояния при общении. Почему в благополучных цивилизованных странах все друг другу улыбаются? Доброжелательность. Терпимость, толерантность.
Что такое равнодушие и как помочь ближнему? Чем можно обидеть человека? Равнодушие к чужим бедам. Поглощенность своими интересами. Бестактность, грубость. Ложное покровительство. Благотворительность.
Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине? Он и она. Женщина и мужчина — две половинки «единого» человека. Семья. Роль и предназначение женщины в семье. Брак.
Разве это плохо, что мы разные? Разнообразие народов и культур. Понятие «народ». Межнациональное общение. «Свои» и «чужие». Взаимное обогащение народов в процессе общения. Культура. Россия — многонациональная страна. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями? Правила, которые необходимы в многонациональном государстве.
Обычаи и традиции. Национальные традиции. Особенности характера народа и его традиции. Традиции почтительного отношения к старшим, забота о детях, женщинах, слабых и больных. Почему надо беречь национальные традиции и национальную культуру?
Нужно ли нам физическое совершенство? Здоровье человека. Забота о здоровье и физическом развитии. Культ физического совершенства в Древней Греции и Древнем Риме. Олимпийские игры. Богатыри на Руси. Роль физкультуры и спорта в совершенствовании человека. Здоровый образ жизни. Что такое физическое совершенство?
Тема II. Гражданин и закон (15 ч)
Что такое гражданин? Человек и гражданин. Чем гражданин отличается от просто человека? Гражданин и государство. Участие в управлении страной. Гражданственность.
Гражданин мира. Космополит. Ностальгия по родине.
Что такое гражданство? Документы, подтверждающие гражданство. В чем выражается связь человека с государством? Гражданство и права человека по Конституции РФ. Двойное гражданство. Основания получения гражданства. Должно ли гражданство разделять людей? Нарушение прав человека.
Мораль и право. Моральные и правовые оценки. Моральный выбор. Моральные и правовые нормы. Соотношение моральных и правовых норм. Сферы действия морали и права. Сходство и различия между правовыми и моральными нормами.
Что такое закон? Обычай — предшественник закона. Первые законы в истории человечества. Суть регулирования законами различных отношений между людьми. Право. Нормативно-правовой акт.
Что такое правовая культура и правосознание? Понятие «культура». Правовая культура в широком и узком смысле, ее структура. Законопослушное (правомерное) поведение. Правозащитники. Политическая культура. Правосознание, его виды.
Право на каждый день. Гражданское право в повседневной жизни. Рыночная экономика. Основные участники рынка. Предпринимательство. Договор. Гражданское право.
Как закон регулирует отношения в семье? Семейное право. Семейный кодекс РФ. Брак. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Обязанности родителей перед своими детьми. Лишение родительских прав. Права ребенка. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство.
Поведение в общественном месте. Правила поведения в общественном месте. Аморальное поведение. Административное право. Административное правонарушение и административное наказание.
Права потребителей. Кто такой потребитель? Закон «О защите прав потребителей». Как работает этот Закон? Комитет защиты прав потребителей. Сферы действия Закона.
Почему законы нарушают? Преступление. Уголовное преступление. Внешние причины преступного поведения. Внутренние причины преступного поведения.
Тема III. Государство и власть (8 ч)
Наше государство — Российская Федерация (Россия). Понятие «федерация». Унитарное государство. Россия — федеративное государство. Виды государств по форме правления. Наша страна — государство с республиканской формой правления. История становления государственного строя в России. Россия — демократическое, правовое государство.
Какие бывают государства? Монархия, ее виды: абсолютная и парламентарная. Республика. Типы республик: парламентская, президентская, смешанная. Парламент.
Президент Российской Федерации. Его полномочия и обязанности по Конституции РФ. Как выбирают Президента России? Избирательное право. Президенты России.
Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь? Государственная власть в Российской Федерации: три ветви власти. Законодательная власть — Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Как избираются депутаты Государственной Думы? Исполнительная власть. Правительство РФ. Состав Правительства России. Кто его возглавляет? Судебная власть. Главные суды России.
Местная власть. Малая родина. Местное самоуправление. Местные органы власти. Различные формы местной власти. Советы, думы, муниципалитеты, администрации. Мэр. Как формируется местная власть? История местного самоуправления в России. Земства.
Резервное время — 1 ч.
- Средства контроля.
Формами контроля реализации целей, задач и содержания рабочей программы по обществознанию являются:
- разноуровневые задания
- фронтальный и индивидуальный опрос
- тестирование
- тематические словарные диктанты по соответствующим темам курса
- анализ текста обществоведческих документов
- практические работы по составлению сравнительных и тематических таблиц
- тематические эссе
- тематические и итоговые контрольные работы
- схемы, доклады и сообщения и иные творческие работы учащихся
- самопроверка
- взаимопроверка.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
- Учебно-методические средства обучения
Основная литература
Используемый УМК
6 класс
- Программа курса «Обществознание». 5-9 классы/. Никитина Т.И. 2-е изд.. – М.: «Дрофа», 2012.- 24 с.
- Никитин А.Ф. Обществознание. 5 кл.: учебник/ Никитин А.Ф, Т.И. Никитина. 4 изд. стереотип. М.: Дрофа, 2015.-173, (3) с.: ил.
- Методическое пособие к линии учебников «Обществознание. 5—9 классы» авторов А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной.. – М.: «Дрофа», 2012.- 167 с.
- Рабочая тетрадь по обществознанию.6 класс. Федорова С.А. – М.: Дрофа, 2015 г.
Дополнительная литература
- Обществознание в таблицах и схемах/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина.-М.:Эксмо, 2012.-368 с.- (Наглядно и доступно)
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс.
- Трудовой кодекс.
- Т.П. Бегенеева Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:10 класс. – М.: ВАКО, 2009.- 288 с.
- Т.П. Бегенеева Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:11 класс. – М.: ВАКО, 2009.- 288 с.
- Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд.: -11–е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС,2010.-240 с.
- Мухаев Р.Т. Правоведение.-2-е изд, перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-415 с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы).-4-е изд.-М.: МЦЭБО-ВИТА-ПРЕСС, 2009-128 с.: ил.
- Винокуров Е.Ф Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике:Пособие для учащихся старших классов.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2001. -112 с.
Информационно-компьютерная поддержка
- Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко, А. И. Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс, 2013
- Учебное электронное издание по курсу «Обществознание» 8-11 кл.- М.: ООО «Марис», 2004.
- 1С:Школа.Экономика и Право, 9-11 классы –М.: ООО Дрофа, 2004, по заказу Минобразования РФ
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
- Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru/blogs/6335
- Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ и ГИА http://soc.reshuege.ru/
- Официальный сайт ФИПИ http://new.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
- Ю.А. Давыдова . Обществознание. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ. http://free.megacampus.ru/xbookM0003/index.html
- Интернет-ресурсы.
Презентации.
http://ppt.3dn.ru
http://www.powerpoint-ppt.ru
http://www.history.lact.ru
http://mirppt.ucoz.ru
http://prezentacia.ucoz.ru/load/obshh
http://www.temple-of-science.ru
http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7
http://arhiva.net.ru/
http://powerpoint.net.ru/presents/obzestvo/page/3
http://www.proshkolu.ru/user/KLW/file/567379
http://allppt.ucoz.ru/load/prezentacii_power_point/obshhestvoznanie/29-2-2
http://www.openclass.ru/node/25795
http://for5.ru/
http://psihologschool.ucoz.ru/load/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/1–1-0-623
http://mir-prezentaciy.narod.ru
http://festival.1september.ru
- Информационно-аналитические сайты по обществознанию.
http://www.mshr-ngo.ru
http://be.economicus.ru
http://www.seprava.ru
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/39.doc
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37208/11_1_s.pdf
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf
http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_primer_01.htm
Оборудование и приборы*
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Планируемый результат | Виды деятельности и формы контроля | Направление творческой исследовательской проектной деятельности учащихся | Базовые понятия | |
Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика | |||||
Тема I. Человек в обществе. Личностные результаты по теме 1 Понимать и осознавать роль человека в обществе, коллективе. Воспитывать в себе личность, чувство собственного достоинства, заботиться о своем внутреннем мире. Уважать других людей, их мнения и чувства. Воспитывать чувство толерантности, доброжелательности и терпимости. Учиться быть неравнодушным человеком, помогать людям. Признавать и уважать равноправие народов, проживающих в нашей стране, а также единство разнообразных национальных культур. Понимать важность семьи для человека, семейных традиций и ценностей. Уважать и беречь народные традиции и обычаи. Беречь свое здоровье, самому вести и пропагандировать здоровый образ жизни, избавляться от вредных привычек, заниматься физкультурой и спортом. | ||||||
Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке? | Общественные науки. Парадокс Сократа. Человек, его поведение в коллективе, обществе, государстве. Какие вопросы изучают общественные науки? Необходимость знания истории, особенностей жизни общества, государства. | Предметные результаты Объяснять, какие вопросы и проблемы изучают общественные науки. Называть общественные науки и рассказывать, чем они занимаются. Формулировать понятие «общество». Раскрывать причины, объясняющие, зачем людям нужны знания об обществе и человеке. Характеризовать понятие «власть». Метапредметные результаты Приводить философские проблемы, волновавшие Сократа и его учеников, аргументировать их актуальность сегодня. Использовать дополнительную информацию из разных источников, в том числе интернета, приводить и сравнивать различные определения понятия «общество». Приводить конкретные примеры успешной совместной работы учеников в вашем классе. Сравнивать объекты изучения общественных и точных наук, например истории и математики. Рассказывать о коллективе на примере класса, в котором вы учитесь. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам. Устный опрос | Составление таблицы «Социальные науки» | Общественные науки. Философия. Коллектив, общество, государство. Власть | |
Что такое человек? | Сильные и слабые стороны человека. Человек как существо общественное и биологическое. Человеческое достоинство, его качества. | Предметные результаты Описывать и сравнивать, как объясняют происхождение человека разные теории. Рассказывать о происхождении человека согласно Ветхому Завету. Характеризовать понятия «человек», «личность». Классифицировать качества человека на сильные и слабые, выделять из них самые важные. Обосновывать, почему человек является общественным существом. Раскрывать смысл понятия «человеческое достоинство». Метапредметные результаты Обосновывать собственное мнение, какая из теорий происхождения человека вам кажется наиболее вероятной и почему. Использовать различные источники информации и формулировать понятие «человек». Приводить примеры признаков отличия человека от животного. Выделять собственные сильные и слабые качества, определять наиболее значимые для вас. Приводить примеры из жизни, литературы, кинофильмов достойного поведения человека в разных ситуациях. | Определять цели, проблемы в деятельности, ее планирование; выдвигать версии; выбирать средства достижения цели; работать по плану; излагать свое мнение и его аргументировать; представлять информацию в разных формах | Составление таблицы «Качества человека» Работа с текстом В.В. Вересаева | Человек, личность, достоинство | |
Два человеческих «Я» | Два человеческих «Я»: первое — то, что видят люди, второе — что человек сам о себе думает. «Внешние» признаки и «внутренние» качества человека. Внутренний мир человека. Человек как «дробь»: первое «Я» — в числителе, второе «Я» — в знаменателе. | Предметные результаты Формулировать понятие «внутренний мир человека». Описывать «внешние» и «внутренние» признаки человека. Характеризовать, из чего складывается человеческое «Я». Давать оценку поведения человека. Метапредметные результаты Приводить примеры конкретных ситуаций из жизни, в которых люди судят о человеке по определенным признакам. Давать собственное определение понятия «внутренний мир человека», используя словари и ресурсы Интернета. Оценивать собственное поведение в конкретных ситуациях и делать выводы для себя. Характеризовать самого себя, представив оценку вас как человека в виде дроби, согласно мысли Л.Н.Толстого. корректировать свое поведение. | Систематизировать информацию; выделять главное; формулировать определение понятий | Отработка навыков написания эссе по цитате Ф. Шермана | Внутренний мир человека | |
Почему люди улыбаются друг другу? | Материальная и духовная культура. Культура общения. Стремление понять друг друга. Эмоциональные состояния при общении. Почему в благополучных цивилизованных странах все друг другу улыбаются? Доброжелательность. Терпимость, толерантность. | Предметные результаты Характеризовать материальную и духовную культуру. Объяснять, почему люди должны быть доброжелательными друг к другу, в чем это проявляется. Аргументировать, почему следует воспитывать в себе терпимость и уважение к чужому мнению. Характеризовать понятие «толерантность» и почему она так важна в многонациональной стране. Рассказывать, как складываются привычки и какие бывают привычки. Метапредметные результаты Приводить примеры из литературы и кинофильмов, как друг к другу относились жители русской деревни. Оценивать собственное поведение с точки зрения проявления терпимости и уважения к чужому мнению. Корректировать свое поведение. Анализировать свои привычки; выявлять, каких привычек – хороших или плохих – у вас больше. Систематизировать выводы о своих привычках в виде таблицы. Оценивать себя: какие качества вам надо развивать. Приводить и анализировать конкретные ситуации проявления людьми толерантности в жизни. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Составление таблицы «Привычки человека» Работа с цитатами урока | Доброжелательность, терпимость, толерантность | |
Что такое равнодушие и как помочь ближнему? | Чем можно обидеть человека? Равнодушие к чужим бедам. Поглощенность своими интересами. Бестактность, грубость. Ложное покровительство. Благотворительность. | Предметные результаты Описывать, что такое равнодушие и почему оно ранит человека. Объяснять, в чем проявляется забота о человеке. Характеризовать понятие»благотворительность». Сравнивать поведение людей равнодушных и неравнодушных. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры проявления благотворительности в жизни. Рассказывать, как вы лично заботитесь о своих близких. Анализировать и сравнивать поведение разных людей в конкретных ситуациях: были ли они равнодушными или оказали помощь людям в беде. Как бы вы сами поступили и почему? Приводить примеры проявления равнодушия к вам или вами к другим людям. Делать выводы и корректировать свое поведение. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. | Работа с учебным текстом Р. Эберхардта по плану | Благотворительность | |
Практикум 1 по теме «Человек в обществе». | Метапредметные результаты Обосновывать и аргументировать собственное мнение. Учиться вести дискуссию. Работать совместно в группе. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Составлять план. Работать с информацией в табличной форме. Систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстом. Выполнять творческое задание, писать эссе. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Написание эссе на заданную тему Решение познавательных задач | ||||
Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине? Семья, брак. | Он и она. Женщина и мужчина — две половинки «единого» человека. Семья. Роль и предназначение женщины в семье. Брак. | Предметные результаты Характеризовать роль женщины в обществе, ее предназначение. Объяснять понятие семья, почему мужчина и женщина создают семью. Давать объяснения разному гендерному поведению мальчиков и девочек. Приводить определение понятия «брак». Перечислять функции семьи. Метапредметные результаты Приводить примеры того, как мужчины должны относиться к женщинам. Рассказывать , какую вы бы хотели создать семью в будущем. Анализировать конкретные ситуации, когда проявляются различия в гендерном поведении мальчиков и девочек. Систематизировать информацию в виде таблицы «Роли в семье: мужчина и женщина» | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление таблицы «Роли в семье» | Семья, брак | |
Разве это плохо, что мы разные? | Разнообразие народов и культур. Понятие «народ». Межнациональное общение. «Свои» и «чужие». Взаимное обогащение народов в процессе общения. Культура. Россия — многонациональная страна. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями? Правила, которые необходимы в многонациональном государстве. | Предметные результаты Давать определение понятия «народ». Рассказывать о национальных культурах, их многообразии, значении, почему народы их сохраняют и берегут. Называть правила, о которых надо помнить, живя в многонациональной стране и почему. Перечислять и характеризовать направления международного сотрудничества государств. Формулировать определение понятия «культура». Метапредметные результаты Рассказывать содержания легенды о вавилонском столпотворении, используя свои знания по истории Древнего мира. Обосновывать собственное мнение: обогащает или объединяет Россию то, что в ней живут предстваители более ста национальностей. Показывать на конкретных примерах из современной жизни и ситории проявления толерантности к людям разных национальностей. Приводить и анализировать конкретные ситуации сотрудничества разных народов. Рассказывать о сохранении национальной культуры в вашем крае, какое вы принимаете в этом участие. Показывать на конкретных примерах национальные различия народов, проживающих в нашей стране. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ цитаты Н.А. Добролюбова | Народ, культура | |
Обычаи и традиции. Привычка. | Национальные традиции. Особенности характера народа и его традиции. Традиции почтительного отношения к старшим, забота о детях, женщинах, слабых и больных. Почему надо беречь национальные традиции и национальную культуру? | Предметные результаты Характеризовать обычаи, их роль в жизни людей. Объяснять, что такое традиции, как они складываются, почему их сохраняют. Рассказывать об известных традициях и обычаях, существующих в наше время. Сравнивать обычаи и традиции, объяснять, чем они отличаются от привычек. Характеризовать и сравнивать различное отношение народов к обычаям на Западе и Востоке. Метапредметные результаты Рассказывать о традициях, существующих в вашей семье. Описывать на конкретных примерах сохранившиеся до наших дней обычаи славянских народов Приводить конкретные примеры обычаев народов Востока. Показывать на конкретных примерах, как сегодня складываются новые традиции. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ цитаты Э. Росси по плану | Обычаи Традиции Привычка | |
Нужно ли физическое совершенство? | Здоровье человека. Забота о здоровье и физическом развитии. Культ физического совершенства в Древней Греции и Древнем Риме. Олимпийские игры. Богатыри на Руси. Роль физкультуры и спорта в совершенствовании человека. Здоровый образ жизни. Что такое физическое совершенство? | Предметные результаты Характеризовать, что такое здоровье. Объяснять, из чего складывается физическое совершенство. Характеризовать понятия «физкультура» и «спорт». Объяснять, почему люди должны заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни. Описывать олимпийские виды спорта, используя свои знания по истории Древнего мира. Показывать, как вредные привычки влияют на здоровье человека и его близких. Метапредметные результаты Оценивать ваше отношение к собственному здоровью, делать выводы и корректировать свое поведение. Рассказывать, как вы занимаетесь физкультурой или спортом, какие виды спорта вам больше нравятся и почему. Приводить примеры людей, ведущих здоровый образ жизни, которым вы хотели бы подражать. Иллюстрировать на конкретных примерах влияние вредных привычек на здоровье человека, их негативные последствия. Систематизировать информацию в виде схем «Физическое совершенство», «Факторы, влияющие на здоровье человека» | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ схемы «Физическое совершенство» | Здоровье, физкультура, спорт | |
Практикум 2 по теме «Человек в обществе» | Метапредметные результаты Обосновывать и аргументировать собственное мнение. Учиться вести дискуссию. Работать совместно в группе. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Составлять план. Работать с информацией в табличной форме. Систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстом. Выполнять творческое задание, писать эссе. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Написание эссе на заданную тему Решение познавательных задач | Работа с тестами | |||
Тема II. Гражданин и закон. Личностные результаты по теме II. Понимать , что значит быть гражданином, в чем проявляется гражданственность. Осознавать себя гражданином своей Родины. Понимать и уважать мораль и моральные нормы общества. Знать и всегда соблюдать законы, не нарушать правовые нормы. Воспитывать в себе правовую и политическую культуру, учиться быть активным членом общества. Научиться защищать свои права в обществе, в семье, но при это соблюдать права других людей, в том числе своих близких в семье. Уметь вести себя в общественном месте. | ||||||
Что такое гражданин? | Человек и гражданин. Чем гражданин отличается от просто человека? Гражданин и государство. Участие в управлении страной. Гражданственность. | Предметные результаты Характеризовать понятие «гражданин», качества, которые его отличают. Объяснять, чем различаются понятия «гражданин» и «человек». Определять понятие «гражданственность». Показывать, как связаны гражданственность и патриотизм. Метапредметные результаты Объяснять, что, по – вашему, значит быть хорошим гражданином. Обосновывать свой ответ. Приводить конкретные примеры, когда люди проявляли себя гражданами в широком смысле слова – политически активными, правозащитниками. Иллюстрировать примерами из СМИ проявления гражданственности, давать им собственную оценку. Анализировать конкретные ситуации и оценивать участие граждан в выборах как проявление их гражданственности, своей политически активной помощи. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Работа с учебным текстом С. Смайла | Гражданственность Гражданин | |
Гражданин мира. | Гражданин мира. Космополит. Ностальгия по родине. | Предметные результаты Объяснять смысл понятия «космополит», кто такой гражданин мира. Сравнивать понятия «гражданин мира» и «гражданин.» Рассказывать, что такое ностальгия, в чем она проявляется. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры людей, кого считали гражданином мира. Иллюстрировать проявления ностальгии конкретными примерами из жизни, литературы, кинофильмов. Рассказывать о ситуациях, когда вы сами испытывали тоску по Родине, своему дому. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Сравнительный анализ понятий «космополит» и «гражданин» | Космополит Ностальгия | |
Что такое гражданство? | Документы, подтверждающие гражданство. В чем выражается связь человека с государством? Гражданство и права человека по Конституции РФ. Двойное гражданство. Основания получения гражданства. Должно ли гражданство разделять людей? Нарушение прав человека. | Предметные результаты Характеризовать понятие "гражданство". Объяснять, что входит в это понятие. перечислять документы, подтверждающие гражданство человека. Формулировать, что такое права человека, зачем они нужны. Приводить некоторые из них. Называть закон, в котором приведены права человека в РФ. Рассказывать, как получают российское гражданство. Объяснить, что означает двойное гражданство. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры прав человека и их реализации в жизни. Называть документ, подтверждающий ваше российское гражданство. Рассказывать, по какому основанию вы получили российское гражданство. Иллюстрировать примерами из жизни и анализировать конкретную ситуацию нарушения прав человека. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Гражданин: его права и обязанности» | Права человека | |
Мораль и право. | Моральные и правовые оценки. Моральный выбор. Моральные и правовые нормы. Соотношение моральных и правовых норм. Сферы действия морали и права. Сходство и различия между правовыми и моральными нормами. | Предметные результаты Объяснять, что такое мораль, ее значение в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Давать определение понятия "право". Сравнивать моральные и правовые нормы, показывать, в чем состоят отличия и как они связаны. Объяснять, что такое моральный выбор. Метапредметные результаты Оценивать собственное поведение с точки зрения морали. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения действий киногеря Деточкина. Приводить конкретные примеры из жизни и литературы морального выбора человека. анализировать конкретную жизненную ситуацию с точки зрения морали и права. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Написание эссе по цитате В.Гюго | правовые и моральные нормы. | |
Что такое закон? | Обычай — предшественник закона. Первые законы в истории человечества. Суть регулирования законами различных отношений между людьми. Право. Нормативно-правовой акт. | Предметные результаты Характеризовать понятие "закон". Систематизировать признаки закона. Объяснять, чем законы отличаются от обычаев. Рассказывать, когда и где появились первые законы. Сравнивать понятия "закон" и "право", в чем их сходство и различия. Давать определение понятия "нормативно-правовой акт". Метапредметные результаты Приводить примеры конкретных российских законов, которые вы знаете. Использовать свои знания по истории Древнего мира и рассказывать, как возникло право, как оно связано с государством. Проанализировать на конкретной ситуации, как нормы права отражают моральные устои общества. Рассказывать, как вы лично соблюдаете законы. Работать с информацией в виде схемы "Закон". | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ китайской сказки «Совесть» | Закон Нормативно - правовой акт. | |
Практикум 3 по теме «Гражданин и закон». | Метапредметные результаты Обосновывать и аргументировать собственное мнение. Учиться вести дискуссию. Работать совместно в группе. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Составлять план. Работать с информацией в табличной форме. Систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстом. Выполнять творческое задание, писать эссе. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Написание эссе на заданную тему Решение познавательных задач | Работа с тестами | |||
Что такое правовая культура и правосознание? | Понятие «культура». Правовая культура в широком и узком смысле, ее структура. Законопослушное (правомерное) поведение. Правозащитники. Политическая культура. Правосознание, его виды. | Предметные результаты Характеризовать понятие "культура". Объяснять, что такое правовая культура. Называть элементы правовой культуры. Классифицировать правовую культуру на виды и характеризовать их особенности. Объяснять, что означает законопослушное поведение. Давать определение понятия "политическая культура". Характеризовать правосознание и его виды. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры законопослушного поведения человека и его нарушений. Рассказывать, для чего необходимо овладеть правововй культурой, как конкретно она проявляется в общетсве. Проанализировать конкретную ситуацию, когда человек реализует свою политическую активность. Работать с информацией в виде схем "Праовая культура", "Виды правосознания". | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Правовая культура» | Законопослушное поведение, культура, правовая культура общества и человека, политическая культура | |
Право на каждый день. | Гражданское право в повседневной жизни. Рыночная экономика. Основные участники рынка. Предпринимательство. Договор. Гражданское право. | Предметные результаты Объяснять, какую экономику называют рыночной. Называть основных участников рынка. Характеризовать предпринимательство. Объяснять, какая отрасль российского права регулирует имущественные отношения граждан. Называть основной документ гражданского права в РФ. Давать определение понятия "договор", объяснить, какие бывают договоры. Метапредметные результаты Систематизировать информацию в таблице «Основные участники рынка». Объяснять, каким участником рынка являетесь вы и в каких ситуациях. Приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности. Анализировать конкретную ситуацию, когда человек в повседневной жизни заключает договоры. Обосновывать собственное мнение по поводу приведенной в параграфе мысли Б.Франклина. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ учебного текста древнегреческого писателя Лукиана | Гражданское право, договор, предпринимательство, рыночная экономика, участники рынка | |
Как закон регулирует отношения в семье? | Семейное право. Семейный кодекс РФ. Брак. Условия и порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Обязанности родителей перед своими детьми. Лишение родительских прав. Права ребенка. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. | Предметные результаты Характеризовать понятие «семья». Определять, что такое брак. Перечислять условия вступления в брак. Называть отрасль российского права и обязанности супругов. Рассматривать права и обязанности родителей, а также детей. Объяснять, что такое усыновление, опека. Сравнивать брак фактический, церковный и заключенный по закону. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры прав и обязанностей ребенка в семье, в том числе в вашей. Анализировать конкретные ситуации нарушения родительских прав ребенка в семье и лишение родителей родительских прав. Использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет, и рассказать об опеке и попечительстве. Написать эссе о защите прав ребенка в семье. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ учебного текста о браке по вопросам | Брак, опекун, семейное право, усыновление (удочерение) | |
Поведение в общественном месте. | Поведение в общественном месте. Правила поведения в общественном месте. Аморальное поведение. Административное право. Административное правонарушение и административное наказание. | Предметные результаты Характеризовать аморальное поведение. Объяснять, что регулируют нормы административного права. Характеризовать административное правонарушение, называть его виды. Рассказывать об административных наказаниях. Называть основной документ, регулирующий административные отношения. Метапредметные результаты Анализировать конкретную ситуацию, когда человек вел себя аморально в общественном месте. Приводить примеры из жизни административных правонарушений. Приводить примеры административных наказаний. Систематизировать в таблице информацию из дополнительных источников об административных нарушениях и следующих за них административных наказаниях. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление таблицы «Административное правонарушение и наказание» | Административное право, административное правонарушение и административное наказание | |
Права потребителей. | Кто такой потребитель? Закон «О защите прав потребителей». Как работает этот Закон? Комитет защиты прав потребителей. Сферы действия Закона. | Предметные результаты Объяснить, кто является потребителем. Рассказывать о Законе РФ «О защите прав потребителей». Характеризовать права, которыми Закон наделяет потребителей. Рассказывать, как в нашей стране осуществляется защита прав потребителей. Определять, что такое гарантийный срок и зачем он нужен. Метапредметные результаты Характеризовать себя как потребителя. Приводить конкретные примеры из жизни, как нарушаются права потребителей. Анализировать конкретную информацию, когда вам необходимо защитить свои права потребителя. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ закона РФ «О защите прав потребителей» | Потребитель Права потребителя | |
Почему законы нарушают? | Преступление. Уголовное преступление. Внешние причины преступного поведения. Внутренние причины преступного поведения. | Предметные результаты Давать определение понятия «преступление». Объяснять, что такое уголовное преступление. Характеризовать уголовное право. Называть основной закон уголовного права. Сравнивать уголовные преступления и административные нарушения. Метапредметные результаты Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, литературы пагубного влияния на человека алчности, зависти, жажды денег, которые приводят его к преступлениям. Использовать дополнительные источники информации и классифицировать уголовные преступления на виды. Показывать на конкретном примере, почему подростки совершают преступления, кто и зачем их втягивает в это, делать собственные выводы. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Работа с учебным текстом криминолога А. Сахарова о подростковой преступности | Преступление, уголовное право | |
Практикум 4 по теме «Гражданин и закон». | Метапредметные результаты Обосновывать и аргументировать собственное мнение. Учиться вести дискуссию. Работать совместно в группе. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Составлять план. Работать с информацией в табличной форме. Систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстом. Выполнять творческое задание, писать эссе. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. Написание эссе на заданную тему Решение познавательных задач | Работа с тестами | |||
Тема III. Государство и власть. Личностные результаты Учиться осознавать и нести свою ответственность за будущее своей страны, активно участвовать в политической жизни общества, выбирая в органы власти всех уровней достойных неравнодушных людей. Повышать правовую культуру, освоить знания в области конституционного права РФ. Понимать, что Россия – федеративное государство, учиться уважать все нации, проживающие на ее территории. Знать структуру государственной власти в РФ, функции Президента, парламента, Правительства, местной власти. Знать политическое устройство страны, понимать, что Россия строит демократическое правовое государство, осознавать роль и место в этом процессе. | ||||||
Наше государство – Российская Федерация. | Понятие «федерация». Унитарное государство. Россия — федеративное государство. Виды государств по форме правления. Наша страна — государство с республиканской формой правления. История становления государственного строя в России. Россия — демократическое, правовое государство. | Предметные результаты Приводить официальное название нашего государства, где оно закреплено. Объяснять, какие виды государств выделяются по территориальному. Характеризовать понятие «федерация». Объяснять, что такое унитарное государство. Объяснять, что такое демократическое государство. Метапредметные результаты Анализировать статью 1 Конституции РФ и давать характеристику нашего государства. Работать с информацией в виде схемы «Виды государств». Приводить конкретные примеры унитарных государств. Рассказывать о нашей стране как о федерации. Систематизировать информацию из дополнительных источников и сравнивать в таблице отличительные признаки унитарного государства и федерации. Обосновывать свое мнение, почему Конституция РФ является Основным Законом в нашей стране. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Знакомство с текстом Конституции РФ, определение статуса России как государства | Демократическое государство, правовое государство, унитарное государство, федерация | |
26.- 27. | Какие бывают государства? | Монархия, ее виды: абсолютная и парламентарная. Республика. Типы республик: парламентская, президентская, смешанная. Парламент. | Предметные результаты Характеризовать понятие «монархия», ее признаки. Называть ее виды и давать их характеристику. Объяснять что такое «республика». Называть ее типы и давать их характеристику. Приводить определение понятия «парламент», его название в разных странах. Метапредметные результаты Работать с информацией в виде схем «Монархия», «Республика». Приводить конкретные примеры монархии абсолютной и парламентарной, сравнивать их особенности. Систематизировать информацию из разных источников о типах республик в таблице, сравнивать ее и приводить конкретные примеры. Рассказывать о государствах Древнего Мира и Средневековья, определять тип государства, к которому они относились. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Виды государств» Анализ цитат | Монархия, республика, парламент |
Президент Российской Федерации. | Президент Российской Федерации. Его полномочия и обязанности по Конституции РФ. Как выбирают Президента России? Избирательное право. Президенты России. | Предметные результаты Знать, в каком официальном документе и почему закреплен статус Президента РФ. Объяснять, какое место Президент занимает в системе государственной власти РФ. Называть функции Президента по Конституции РФ. Рассказывать, как и на какой срок избирается Президент РФ, нормами какого права регулируется избирательный процесс. Объяснять, кто может стать Президентом РФ. Метапредметные результаты Называть имена президентов РФ. Рассказывать, как ваши родители, бабушки и дедушки участвуют в выборах. Анализировать статью 80 Конституции РФ и перечислять основные функции Президента РФ. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Составление схемы «Структура государственной власти РФ» | Президент, избирательное право | |
29. | Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь? | Государственная власть в Российской Федерации: три ветви власти. Законодательная власть — Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Как избираются депутаты Государственной Думы? Исполнительная власть. Правительство РФ. Состав Правительства России. Кто его возглавляет? Судебная власть. Главные суды России. | Предметные результаты Характеризовать систему государственной власти в РФ. Объяснять, чем занимается законодательная власть в РФ, какими государственными органами она представлена, как они формируются. Рассказывать, что такое исполнительная власть, какова ее структура. Описывать функции Правительства РФ и министерств. Характеризовать судебную власть и главные суды России. Метапредметные результаты Обосновывать собственное мнение, почему необходимо разделение властей в правовом государстве. Работать с информацией в виде схем «Ветви государственной власти в РФ», «Парламент РФ», «Судебная власть в РФ». Анализировать статью 94 Конституции РФ и формулировать, что входит в функции законодательной власти. Приводить конкретные примеры из жизни, кинофильмов, подтверждающие необходимость и важность введения неприкосновенности судей. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ учебного текста Составление схемы «Законотворчество в РФ» | Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти |
Местная власть. | Местная власть. Малая родина. Местное самоуправление. Местные органы власти. Различные формы местной власти. Советы, думы, муниципалитеты, администрации. Мэр. Как формируется местная власть? История местного самоуправления в России. Земства. | Предметные результаты Формулировать определение понятия «местная власть», почему ее называют местным самоуправлением. Характеризовать функции местной власти. Приводить названия местных органов в разных городах, поселках, селах. Рассказывать, кто возглавляет местную власть, какова роль ее руководителей. Объяснять, как граждане могут участвовать в местном самоуправлении. Рассказывать о местных органах власти в царской России, их роли и значении в жизни страны. Метапредметные результаты Рассказывать о местных органах власти в вашем городе, поселке, районе, как они называются, кто их возглавляет. Приводить конкретные примеры деятельности ваших местных властей. Обосновывать собственное мнение, кого надо выбирать руководителями местных органов власти и почему. Анализировать часть 2 статьи 130 Конституции РФ и определять формы участия граждан в местном самоуправлении, влияние на деятельность его органов. Сделать выводы, что для этого нужно. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Анализ текста Конституции (ст.30) | Местное самоуправление, земства, местные органы власти, мэр | |
Практикум 5 по теме «Государство и власть». | Метапредметные результаты Обосновывать и аргументировать собственное мнение. Учиться вести дискуссию. Работать совместно в группе. Анализировать текст. Делать собственные выводы из прочитанного. Составлять план. Работать с информацией в табличной форме. Систематизировать информацию в виде схемы. Работать с текстом. Выполнять творческое задание, писать эссе. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ Решение познавательных задач | Работа с тестами | |||
| Резервное время (2ч) | Повторение и обобщение материала изученных тем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...