Программа и тематическое планирование работы школьного кружка «Финансовая грамотность»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Программа содержит цели и задачи реализации программы, методы и формы работы кружка,содержане и тематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_finansovaya_gramotnost.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кугесьская средняя общеобразовательная школа №1»
«Просмотрен» «Утверждаю»
Зам. Директора по ВР Директор МБОУ «Кугесьская СОШ №1»
___________ Михайлова Е.В. _____________ Григорьев В.А.
Программа и тематическое планирование работы школьного кружка
«Финансовая грамотность»
на 2017-2018 учебный год.
Разработчик:
Андреева Л.В.,
Учитель истории и обществознания
2017
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/ node/11143.
- Авторская программа «Финансовая грамотность» авторы: Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА Пресс», 2015 г.
Цели и задачи реализации программы «Основы финансовой грамотности»
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Экскурсии.
- Игры.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках
- Интерактивные технологии.
- Индивидуальная работа.
Содержание программы
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Модуль З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
Модуль 5. Собственный бизнес как создать и не потерять
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Итоговый контроль по курсу.
V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | №№ ТЕМЫ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
10 КЛАСС | |||
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 13 ч. | ||
1 | 1.1 | Банковская система. | 1 |
2 | 1.2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов. | 1 |
3-4 | Практикум | 2 | |
5 | 1.3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. | 1 |
6 | Практикум | 1 | |
7 | 1.4 | Кредит: зачем он нужен и где его получить. | 1 |
8 | Практикум | 1 | |
9 | 1.5 | Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. | 1 |
10-11 | Практикум | 2 | |
12 | 1.6 | Ипотека: как решить жилищную проблему | 1 |
13 | Практикум | 1 | |
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 12ч. | ||
14 | 2.1 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают. | 1 |
15 | Практикум | 1 | |
16 | 2.2 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг. | 1 |
17 | Практикум | 1 | |
18 | 2.3 | Граждане на рынке ценных бумаг. | 1 |
19-20 | Практикум | 2 | |
21 | 2.4 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. | 1 |
22 | Практикум | 1 | |
23 | 2.5 | Операции на валютном рынке: риски и возможности. | 1 |
24-25 | Практикум | 2 | |
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 8ч. | ||
26 | 3.1 | Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 |
27 | Практикум | 1 | |
28 | 3.2 | Основы налогообложения граждан. | 1 |
29 | Практикум | 1 | |
30 | 3.3 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет. | 1 |
31-32 | Практикум | 2 | |
33 | 3.5 | Ответственность за неуплату налогов | 1 |
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 10ч | ||
34 | 4.1 | Управление рисками и страхование | 1 |
35 | 4.2. | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 |
36 | 4.3 | Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. | 1 |
37 | Практикум | 1 | |
38 | 4.4 | Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. | 1 |
39 | Практикум | 1 | |
40 | 4.5 | Если нанесен ущерб третьим лицам. | 1 |
41 | 4.5 | Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. | 1 |
42-43 | Практикум | 2 | |
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять | 8ч. | ||
44 | 5.1 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. | 1 |
45 | 5.2 | Пишем бизнес-план. | 1 |
46 | Практикум | 2 | |
47 | 5.3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе. | 1 |
48 | 5.4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса. | 1 |
49 | 5.5 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. | 1 |
50 | Практикум | 1 | |
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5ч. | ||
51 | 6.1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования. | 1 |
52 | 6.2 | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. | 1 |
53 | 6.3 | Виды финансовых пирамид. | 1 |
54 | 6.4 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. | 1 |
55 | 6.5 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат». | 1 |
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 13ч | ||
56 | 7.1 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия. | 1 |
57 | 7.2 | Пенсия и ее виды | 1 |
58 | 7.3 | Размер пенсии и другие доходы | 1 |
59 | 7.4 | Программы пенсионного накопления | 1 |
60 | 7.5 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. | 1 |
61-62 | Практикум | 2 | |
63 | 7.6 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. | 1 |
64 | Практикум | 1 | |
65 | 7.4 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». | 1 |
66-67 | Встреча с представителями Пенсионного фонда РФ | 2 | |
68 | Итоговый контроль по курсу. | 1 | |
ИТОГО | 68 |
Учебно-методическое обеспечение
- А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
- Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
- Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
- А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
- Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
- В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР
фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...
Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР
фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО»
Курс факультатива рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс 34 часа в год....
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" расчитано на 68 часов, 2 часа в неделю.КТП включает теоретические занятия и практикумы....