Социальный конфликт
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Открытый урок по обществознанию в 10 кл по теме "Социальный конфликт" урок-квест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Цели урока:
Образовательные:
углубить знания обучающихся о конфликте;
дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.
Воспитательные:
показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а также создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.
Развивающие:
формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.
Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, на доске термины, презентация к уроку.
Ход урока.
Орг. момент
Здравствуйте!
В начале нашего урока я расскажу вам притчу;
два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. О чём эта притча?
И так мы сегодня мы продолжим работу по теме «Социальное взаимодействие. Социальный конфликт».
Наш урок пройдет не в обычной форме. А в форме игры-квеста
Давайте разделимся на три команды (по 4 чел)
У меня есть помощники –эксперты.
Обратите внимание на парты. На них находятся: маршрутные листы, дополнительный материал к уроку.
Возьмите в руки маршрутный лист, вы видите название станций их 5.
Ваша задача пройти все станции, с максимальным набором очков.
Для получения баллов вам необходимо ответить на вопросы и выполнить задания на каждой станции.
Задача помощника – эксперта проверить правильность выполнения задания и начислить баллы.
Время на прохождение станции-5 минут.
И так приступим к игре.
Станция 1
Помощник объясняет задание на станции1
Запишите стадии конфликта.
Выделите наиболее важную стадию.
Почему вы так считаете? (устно)
Оценка: ответ правильный, стадии записаны по порядку-3 б
ответ правильный, стадии записаны не по порядку-2 б
ответ не полный-1б
Станция 2
Помощник объясняет задание на станции2
Используя раздаточный материал надо;
Основные стратегии взаимодействий в конфликте.
Стратегия и тактика | характеристика и анализ |
Избегание | Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта |
Конкуренция | Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте |
Приспособление | Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до полного удовлетворения и отказа от своих интересов |
Сотрудничество | Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта |
Компромисс | Взаимные уступки, согласие или частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой группы |
Группа №1.
Исследовать линию поведения человека, склонного к сотрудничеству. «Нарисовать» портрет сотрудничающей личности.
Привести пример личности из литературы или истории.
Группа №2.
Исследовать линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта. «Нарисуйте» портрет конфликтогенной личности.
Привести пример личности из литературы или истории
Группа №3.
Исследовать линию поведения человека, склонного к компромиссу. «Нарисуйте» портрет человека склонного к компромиссу.
Привести пример личности из литературы или истории
Станция 3
Помощник объясняет задание на станции3
Просмотрите фрагменты из фильмов и найдите причины конфликта?
С какой проблемой вы столкнулись
Причины конфликтов.
1.Социальное неравенство (неодинаковое положение людей в обществе бедные и богатые)
2.Дефицит благ (материальных, духовных, престижных постов…)
3.Борьба за лучшие позиции (собственность, доходы, права…)
4.Несовпадение ценностей индивида и общества (отклонение от общепринятых норм поведения)
5.Противоположность интересов и эгоизм.
6.Плохая информация, недоразумения.
7.Несовершенство человеческой психики (ненависть, зависть, злоба…)
Станция 4
Помощник объясняет задание на станции4
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить
Решите кроссворд и получите ключевое слово, которое даст ответ на вопрос.
Как можно разрешить конфликта?
Кроссворд №1
«Способы разрешения конфликта»
X | X | X | X | X | X | X | 1м | и | р | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | 2 н | е | р | а | в | е | н | с | т | в | о |
X | X | X | X | X | X | X | 3 д | р | а | к | а | X | X | X | X | X |
4 к | о | м | п | р | о | м | и | с | с | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | 5н | а | б | л | ю | д | а | т | е | л | ь |
X | X | X | X | X | 6 и | н | ц | и | д | е | н | т | X | X | X | X |
X | X | X | X | 7а | р | б | и | т | р | X | X | X | X | X | X | X |
8 г | а | р | м | о | н | и | я | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали
1. Согласие, спокойствие, отсутствие вражды. 2. Причина конфликта по К. Марксу. 3. Столкновение двух или более людей без оружия, либо с применением холодного оружия (ножи, топоры), или предметов, используемых в качестве оружия (камни, куски арматуры, заточки, обрезки труб, кастеты и т. п.), с причинением побоев и (или) вреда здоровью различной степени тяжести. 4. В этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели. 5. Участник конфликта. 6. Действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников. 7. Судья в конфликте. 8. Согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.
По вертикали
1. При ******** в процесс вступает третья сторона-посредник. Цель которой помочь первым двум договориться.
Кроссворд №2
«Способы разрешения конфликта»
1в | о | з | р | а2 | с | т | X | X | X | X | X | X |
X | 3 ю | м | о | р | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | 4 б | о | г | а | т | с | т | в | о |
X | X | X | X | 5 и | н | ц | и | д | е | н | т | X |
X | X | X | X | 6т | а | к | т | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | 7р | и | м | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | 8а | р | б | и | т | р | X | X | X |
9 м | я | т | е | ж | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали
1. Он играет большую роль в конфликтах, по мнению И. Канта. 3. Он помогает избежать конфликт. 4. Порождает зависть и как следствие конфликт. 5. Действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников. 6. Музыкант уверен, что это метрическая единица в музыке. Механик уверен, что это технический термин, относящийся к двигателю. И только педагог с психологом сойдутся во мнении, что это чуткость в отношениях с людьми. 7. Этот город руководствовался правилом «разделяй и властвуй» 8. Судья в конфликте. 9. Бунт недовольных властью.
По вертикали
2. В случае ******* третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. В спорах между детьми ********* часто выступают родители.
Станция 5 (конечная)
На этой станции мы подводим итог.
Напишите формулу конфликта
С+С+П+И=конфликт
Рефлексия
Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Я начинаю, а вы продолжаете фразу
Попробуйте не наступать, а *********.
Не захватить, а ******.
Не кулак показать, а ******** ******.
Не спрятать, а **********.
Не орать, а **********.
Не разорвать, а ********.
Попробуйте не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мероприятия "Психолого-социальные конфликты"
Познакомить учащихся с понятием "конфликт" и методами его разрешения....
Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс
Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс...
Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)
Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)"...
Письменный опрос по теме"Внутренняя политика и социальные конфликты середины и второй половины XVII века"
В опросе представлены различные задания:Соотнесите даты и событияИсправьте не менее 10 ошибок в текстеВставьте в текст пропущенные слова...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...
Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."
Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично....
Практикум по теме "Социальные группы и социальные конфликты: понятие, особенности, виды"
Практикум по теме "Социальные группы и социальные конфликты: понятие, особенности, виды"...