Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)
презентация к уроку на тему
Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sociologiya_obraz.ppt | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт (лат. coflictus - столкновение ). Классификация: ролевые и личностные; межличностные и внутриличностные; кратковременные и затяжные; явные и скрытые; конструктивные и деструктивные; ситуационные и системные;
Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах – противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях).
К числу позитивных последствий конфликтов относят: Разрядку напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом; Стимулирование к изменениям и развитию; Снятие синдрома покорности у подчиненных; Диагностику возможностей оппонентов.
Цель – выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения. Для этого необходимо: разделить весь набор (анкетный список) конфликтов на типы по содержанию разногласий; представить различные социолого-статистические распределения информации, выявляющие закономерности поведения тех или иных групп учащихся в конфликтных ситуациях.
Двенадцать причин (и поводов) конфликтов учащихся с педагогами классифицированы нами в зависимости от вида "агента социального действия" - по трем основаниям: "общество" (социальный заказ на выполнение функций учащегося); "учитель" (отношение к педагогам со стороны учащихся); "ученик" (поведение подростков, обусловленное их личностными особенностями)
12 причин конфликтов с учителями Юноши Девушки 1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося Пропуски занятий, опоздания 19,8 15,7 Мое поведение в школе 18,9 11,3 Моя успеваемость 11,0 8,6 2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности Несправедливо ставят оценки 31,8 29,9 Скучные уроки 22,6 13,4 Мне не нравятся некоторые предметы 15,1 13,4 Непонятно объясняют материал 13,0 13,0 Несовременные взгляды учителей 12,6 7,0 3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей Мой характер 13,6 10,1 Курение и тому подобное 9,5 2,5 Мой внешний вид: прическа, одежда и др. 5,2 6,5 Несправедливость к моим друзьям 12,8 10,6 Конфликтов практически не бывает 37,5 50,3 Таблица 1 Распределение ответов учащихся 11-х классов на вопрос "Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?", %
Успеваемость - причина или следствие конфликтных отношений? Таблица 2 Ответы выпускников о конфликтах с учителями в зависимости от успеваемости, % Причины конфликтов Хорошо и отлично Хорошо и удовлетворительно Удовлетворительно и плохо 1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося Пропуски занятий, опоздания 10,0 18,8 35,1 Мое поведение в школе 9,7 16,2 19,5 Моя успеваемость 2,5 10,3 29,3 2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности Несправедливо ставят оценки 27,8 34,4 22,4 Скучные уроки 12,2 19,3 23,0 Мне не нравятся некоторые предметы 9,3 16,2 20,1 Непонятно объясняют материал 10,7 15,4 13,2 Несовременные взгляды учителей 8,3 10,2 8,0 3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей Мой характер 10,2 10,8 19,5 Курение и тому подобное 2,2 5,5 14,4 Мой внешний вид (прическа, одежда) 4,7 6,2 8,0 Несправедливость к моим друзьям 10,3 11,0 16,7 Конфликтов практически не бывает 58,0 40,2 25,3
Ответы "Да" о вредных привычках "Хорошо" и "отлично" "Хорошо" и "удовлетворительно" "Удовлетворительно" и "плохо" Ты куришь? 9,6 26,6 47,4 Употребляешь ли спиртное? 10,3 16,2 26,3 Пробовал ли наркотики? 7,2 15,7 27,7 Таблица 3 Ответы "Да" на вопросы о вредных привычках в зависимости от уровня успеваемости старшеклассников, %
Исследования стрессовых событий в школьной жизни (по описаниям студентов) выявили, что 95% опрошенных были свидетелями слез учащихся. Причины: грубость учителей; обиды на учителей; несправедливость при выставлении оценок; унижение учащиеся; смена учителей, уход любимых педагогов и т. д.
Таблица 5 "Как ты оцениваешь свои взаимоотношения?" Распределение ответов в зависимости от успеваемости, % Оценка взаимоотношений "Хорошо" и "отлично" "Хорошо" и "удовлетворительно" "Удовлетворительно" и "плохо" С учителями Хорошие 89,4 72,8 39,9 Не совсем хорошие 8,8 21,2 44,5 Плохие 0,3 1,5 6,4 С классным руководителем Хорошие 81,5 74,3 58,4 Не совсем хорошие 12,0 17,9 24,3 Плохие 3,0 3,1 8,7 В своей семье Хорошие 82,2 79,2 73,8 Не совсем хорошие 14,8 16,9 22,7 Плохие 2,5 2,0 2,9 С одноклассниками Хорошие 83,5 83,0 72,7 Не совсем хорошие 13,2 11,8 19,8 Плохие 0,8 1,0 1,7 Со сверстниками вне школы Хорошие 88,5 89,5 92,4 Не совсем хорошие 6,4 5,3 4,7 Плохие 1,2 1,3 0,6
В профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что развитие ребенка происходит через преодоление объективных (не нами и ими созданных) противоречий. Педагогический конфликт не должен вносить дополнительных, субъективно обусловленных трудностей в процесс развития личности. Способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение конфликтов - одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога. Как много это значит для школы, семьи, ребенка и для самого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система управления конфликтами в организации
Контрольные и курсовые купить быстро!Апостиль на дипломэтом случае Mmax=л•Mн, а представляются на кафедру для написания отзыва научным руководителем и Дисциплина: Организация сервиса в пунктах отправл...
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Координационное совещание по вопросу «Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с Законом»
Координационное совещаниепо вопросу «Межведомственное взаимодействие органов и учрежденийсистемы профилактики по работе с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с Законом»...
Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.
Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...
«Диагностика и анализ педагогического конфликта в системе взаимоотношений «учитель-ученик» как субъектов образовательного процесса. Профилактика педагогических конфликтов в образовательной организации»
В данной работе анализируется конфликтая ситуация педагога и учеников, рассматриваются ее причины и последствия, разрабатывается план мероприятий по профилактике педагогических конфликтов в учебном уч...
Система управления конфликтами и их профилактики в образовательном учреждении
В нашей работе управление конфликтами будет рассматриваться на примере работу Службы школьной медиации ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга, которая была создана в 2015 году.Служба м...
Статья "Конфликты в системе "ученик - учитель"
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников....