программа внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
программа внеурочной деятельности 5 класс обществознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Твои прав и обязанности» 5 класс 17ч.
Пояснительная записка
Учебный курс «Твои права и обязанности» направлен на изучение международного и российского законодательства и судебной практики в вопросах правового регулирования прав ребенка и связью этих прав с повседневной жизнью детей. Обучение школьников их правам является важной составляющей гражданского образования. Цивилизованный мир от признания прав человека пришел к признанию прав ребенка как естественной нормы человеческого общежития
Тема курса актуальна, т.к. вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации постоянно выходят на первый план – мы часто слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в школах, в иностранных семьях, усыновивших российских детей.… Почему это происходит? Быть может, причина в незнании этих прав? Но наивно полагать, что получение знаний о правах ребенка автоматически приведет к их полной реализации. Однако без этих знаний, без осознания их ценности, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав ребенка общество не добьется своей цели – защитить ребенка. Курс призван познакомить школьников с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также школьники познакомятся с информацией о том, где они могут получить поддержку и помощь в случае нарушения их прав. Актуальность темы подтверждается вниманием к ней Российского государства (политика в сфере защиты детей приобрела статус приоритетной) и мерами, предпринимаемыми государством в направлении повышения уровня жизни детей и их правовой защищённости.
Курс предлагается для преподавания в основной школе.
Рабочая программа курса конкретизирует содержание предметной темы «Право» образовательного стандарта в курсе обществознания, предлагается 17 учебных часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
В структуру курса входят практикумы. Они содержат комплекс заданий, упражнений, игр, способствующих развитию практических умений и навыков. Практикум позволяет школьникам лучше усвоить, систематизировать и закрепить пройденный материал, приобрести умения и практические навыки, обучиться способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. На эту работу учащихся отводится значительная часть учебного времени. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания.
В ходе реализации курса используются различные формы организации учебного процесса: практическое занятие, решение задач, упражнения, защита проектов учащихся – все это направлено на закрепление теоретических знаний.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
• извлечение социальной информации из разнообразных, в первую очередь, правовых источников и ее осмысление;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации по теме «права ребенка»;
• формулирование собственных оценочных суждений о состоянии дел с правами ребенка в современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
• наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
• оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и жизненной рациональности;
• участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по теме «права ребенка»;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
Цели:
на основе изучения и анализа международных, государственных и региональных документов по правам ребенка создать у школьников теоретическую и практическую основу для отстаивания своих прав в современном обществе.
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политико-правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В достижении поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Познакомить школьников с историей развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;
2. Дать понятие прав ребенка в системе международного права;
3. Изучить законодательное закрепление личных, социальных, политических прав ребенка, а так же прав ребенка в условиях экстремальной ситуации;
4. Рассмотреть вопрос о реализации норм защиты прав ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в этой области и сконструировать пути их решения.
Нормативной основой УМК стали:
• Федеральный компонент государственного стандарта основного и полного (среднего) образования,
• Всеобщая декларация прав человека,
• Декларация прав ребенка,
• Конвенция о правах ребенка, иные международные нормативно-правовые акты,
• Конституция РФ,
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иное федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ,
• практика Европейского суда по правам человека, практика российских судов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
• свое место и роль в системе общественных отношений;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм, гарантирующих защиту прав ребенка;
Уметь:
• характеризовать основные права ребенка, выделяя их существенные признаки;
• анализировать актуальную информацию о правах ребенка, выявляя ее суть и содержание;
Объяснять:
• причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов в области прав ребенка;
• Раскрывать на примерах общественной жизни изученные теоретические положения;
• осуществлять поиск социальной информации из различных источников; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по теме курса; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблемам в области прав ребенка;
• подготовить устное выступление, творческую работу по проблематике в области прав ребенка;
• применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам в области прав ребенка;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• реализации и защиты прав человека и гражданина, прав ребенка, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Содержание программы
Введение
Права человека
Понятие «права человека». Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Ограничение прав человека. Права и обязанности. Личные (гражданские) права. Политические права. Экономические и социальные права. Права человека в России.
Права ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых.
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН.
Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Законы, регулирующие права детей в России: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Права человека в школе. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Основные нарушения прав ребенка в школе. Возможности обеспечения прав человека в деятельности ОУ.
Права ребенка в семье. Семейное законодательство о правах ребенка. Право знать своих родителей. Право на заботу родителей. Право на воспитание своими родителями. Право выражать свое мнение. Право на фамилию, имя, отчество. Имущественные права.
Ребёнок и труд. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет. Правовая охрана труда несовершеннолетних
Защита прав ребенка. Институт Уполномоченного по защите прав ребёнка.
Ребенок и правоохранительные органы: прокуратура, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства.
Международная защита прав детей: Международная организация труда (МОТ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); Фонд ООН по народонаселению; Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Тематическое планирование
№ | Тема | количество часов |
1 | Введение | 1 |
2-3 | Права человека | 2 |
4 | Права ребенка | 1 |
5-6 | Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН. | 2 |
7-9 | Законы, регулирующие права детей в России | 3 |
10 | Права человека в школе | 1 |
11 | Права ребенка в семье | 1 |
12 | Ребёнок и труд | 1 |
13 | Защита прав ребенка | 1 |
14 | Ребенок и правоохранительные органы | 1 |
15 | Международная защита прав детей | 1 |
16-17 | Итоговое повторение. Защита проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...