интегрированный урок Финансовая грамотность
план-конспект урока по обществознанию (7, 8 класс) на тему

Высочина Елена Дмитриевна

Экономическая тематика сложна даже для старшеклассников, уровень развития семиклассников зачастую не позволяет полноценно усвоить и применить знания. Использование ИКТ в данной ситуации неоценимо. Ненавязчиво и естественно, через использование анимации, видео- и аудиофрагментов учитель может добиться желаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok._vysochina_e._d._i_tashenova_o._b.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Обливская  СОШ №1

Интегрированный урок по обществознанию и информатике.

Учитель истории и обществознания Елена Дмитриевна Высочина

и

учитель физики и информатики Ольга Борисовна Ташенова.

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование:мультимедийное для использования презентации, доска, учебник «Обществознание», авт. Л. Боголюбов, М,, «Просвещение», 2013 год.

Основные понятия: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал

Основные термины:деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Обоснование целесообразности использования ИКТ на уроке

1.        Считаю необходимым учитывать особенности класса. В составе обучающихсяв 7 классе (20 человек) из них всего 4человека учатся на«4» и «5 Поэтому подкрепление  процесса обучения информационно-компьютерными материалами позволяет активизировать мыслительные функции, заинтересовать, держать на высоком уровне познавательную мотивацию, вовремя проверять усвоение знаний, стимулировать самоконтроль. Кроме этого, мыслительные процессы многих ребят не отличаются заметной динамикой, поэтому ИКТ позволяют наиболее энергично и естественно активизировать скорость протекания мыслительных операций.

2.        Экономическая тематика сложна даже для старшеклассников, уровень развития семиклассников зачастую не позволяет полноценно усвоить и применить знания. Использование ИКТ в данной ситуации неоценимо. Ненавязчиво и естественно, через использование анимации, видео- и аудиофрагментов учитель может добиться желаемых результатов.

3.        Переход на новые образовательные стандарты предусматривает формирование саморегуляции, активный самоконтроль, самоорганизацию во время урока.  В помощь учителю приходит ИКТ. Всевозможные схемы, таблицы, анимированные фрагменты позволяют сделать процесс самоконтроля естественным и интересным и интересным.

ХОД УРОКА.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

-  Высочина Е. Д. (вступление, видео «Приключение Буратино»)

- Ташенова О. Б.: 

-  А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Ответы детей:

 Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь. 
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Высочина Е. Д.:

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.

- Запишите тему урока: «Деньги их функции. Работа с текстом».  

2. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

- Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске.(Приём “Корзина идей”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства.Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

2. Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

3. Синквейн "Деньги"

- существительное ( Деньги)

- 2 прилагательных (бумажные, электронные)

- 3 глагола (зарабатывать, тратить, беречь)

- словосочетание из 4 слов (на них можно купить товар)

- синоним (монета)

- Ташенова О. Б. (Текст: «Что было деньгами». с.  106, 109 учебника. Создать кластер)

http://festival.1september.ru/articles/594435/img1.gif

- Высочина Е. Д.

3. – Ребята,  а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней казачьей станицы, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь.  Время на выполнение задания – 3 минуты.

(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен.

У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех;

у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль;

 у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло;

у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани.)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

- Ташенова О. Б.

4. - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное.

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь.

 Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а  по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

- Высочина Е. Д.:

5. - Какие виды денег вы знаете?

 ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные;

Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки  (электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.

- Видео о том, как проверяют настоящие ли деньги.

-Ташенова О. Б.:

6. Наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

7. Работа с наличными деньгами.

– У вас на столе лежат российские и других стран  монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Монетный тип– устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс- лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная  стоимость монет, ценных бумаг,  бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты.

- Высочина Е. Д.:

Функции денег

- Деньги имеют свои функции Средство обращения, мера стоимости, Средство накопления, Средство платежа, Мировые деньги.

Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна.  (мера стоимости).

Задание №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

- Ташенова О. Б.:

Задание

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку

Мера стоимости

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей  какому-то мальчишке.

средство платежа

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.

Средство обращения

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево

Средство накопления

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль

мировые деньги

- Ташенова О. Б.:

3. Итог урока.

работа с понятием Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

- Высочина Е. Д.: (рефлексия)

4. Выводы:

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.

- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.

5. Домашнее задание:

Параграф 13 (страница, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 – устно, задания «В классе и дома» №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Кредиты"

Лекция - презентация на тему "Кредиты"  содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....

урок финансовой грамотности

урок  финансовой грамотности учащихся...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

интегрированный урок Финансовая грамотность

Экономическая тематика сложна даже для старшеклассников, уровень развития семиклассников зачастую не позволяет полноценно усвоить и применить знания. Использование ИКТ в данной ситуации неоценимо. Нен...

Материал к уроку -Финансовая грамотность на уроках англ.яз -Семейный бюджет

Материал к уроку по финансовой грамотности на англ.яз...