Конспект урока 7 класс "Виновен - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Костюхина Алена Николаевна

Урок обществознания в 7 классе.

Тем урока: «Виновен – отвечай»

Цель: поговорим о нарушениях, какие бывают нарушения, и наказания существуют за эти нарушения

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinoven_-_otvechay.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 7 классе.

Тем урока: «Виновен – отвечай»

Цель: поговорим о нарушениях, какие бывают нарушения, и наказания существуют за эти нарушения

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Проверка д\з

1.Фронтальный опрос.

-Как называется раздел, который мы сейчас с вами изучаем?

(учимся быть дисциплинированными?). Он является одним из важнейших разделов нашего современного общества. В этом разделе 2 темы.

-С какими основными понятиями мы столкнулись при изучении 1-ой темы в этом разделе?

(законопослушный человек, противозаконное поведение)

-ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ  человек? Какой он?

-соблюдает законы

-уверенно пользуется всеми правами

-честно выполняет свои обязанности

-В каком возрасте человек учится стать законопослушным человеком?

-А если не соблюдать правил? То его поведение против правил.

-То и поведение Какое?   ПРОТИВОЗАКОННОЕ

-Что такое противозаконное поведение?

-запрещено законом

-причиняет вред людям, всему обществу.

2. В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Распределите их. (взаимопроверка)

1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

2.Написание словарного диктанта.

1.Это слово можно заменить словом НРАВСТВЕННОСТЬ. Это представление о добре и зле.  (МОРАЛЬ)

2.Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. (ЗАКОН)

3.Это определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормальной жизни общества. (ДИСЦИПЛИНА)

-Последнее слово в диктанте ДИСЦИПЛИНА (все вешать на доску)

-Назовите виды дисциплин.

1.Общеобязательная (для всех, устанавливает государство)

2.Специальная (только для членов определенной организации)

-воинская

-трудовая

-школьная

3.Внутренняя

4. Внешняя

-Какую дисциплину соблюдать труднее? Приведите аргумент.

3.Изучение н\м.

Если ты нарушил дисциплину – ты ВИНОВЕН,

А  если ты виновен – ОТВЕЧАЙ.

-Какова тема нашего урока? Давайте определим ее вместе.

-На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы?  Что хотели бы узнать?

-Каким бывает наказание?

-От чего зависит наказание?

-С какого возраста наступает ответственность?

Эти вопросы и станут целями нашего урока.

В древнем Риме утверждали: ЗАКОН УЧИТ ЖИТЬ ЧЕСТНО.

И сегодня в наших законах записано, что за нарушение следует наказание и оно должно быть справедливым.

-Как же добиться справедливости?

Ведь не может быть одинаковым наказание за безбилетный проезд в транспорте и для вора, ограбившего квартиру. Грабеж несомненно является более вредным для общества, чем безбилетный проезд. Значит наказания будут разные. Юристы так и говорят, что наказание зависит от вреда, который причинил нарушитель.

НАРУШЕНИЯ ДЕЛЯТ НА 2 ГРУППЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРОСТУПКИ

Работа в ПАРАХ с материалом учебника СТР 52. 3,4 абзац. Пользуясь учебником записать в таблицу вместо пропущенных слов понятия и раскрыть их смысл.   Приложение 1

РАССМОТРИМ НЕСКОЛЬКО СИТУАЦИЙ. Приложение 2

ФИЗМИНУТКА.

4.Закрепление н\м.

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Преступление

Проступок

Мелкое хулиганство, оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, нарушение правил дорожного движения, убийство, побои, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, истязание, оскорбление, похищение людей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, хищение оружия, нецензурная брань в общественных местах, кража, вымогательство, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

И все-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

В завершении нашего урока прошу вас поделиться своими впечатлениями и оценить работу на уроке каждого из вас.

Каждый ученик заполняет карточку рефлексии

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

Д\З ПАРАГРАФ 6 ВОПРОСЫ , РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТР23 №4

Приложение 1.

НАРУШЕНИЯ ДЕЛЯТ НА _____ ГРУППЫ

__________________________

Наиболее опасное нарушение

__________ кодекс содержит перечень преступлений

___________________________

Мелкое хулиганство

Кодекс об ________________ правонарушениях содержит

-против _______________ и _____________

(убийство, побои, истязание..)

- _____________________ в общественных местах

-_____________________ приставание к гражданам

-против ______________ и ________________

(похищение, оскорбление, клевета..)

-нарушение ___________________ порядка

и спокойствия граждан

-против _________ и ____________ граждан

(нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда)

-_________________

-______________ безопасность

-экологические правила

-против ______________________

(кража, грабеж, вымогательство..)

-вред ______________________________

-против_______________  безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия, взрывчатки..)

-нарушения ________________  по месту работы, учебы

Наказание –_____________  свободы, исправительно-трудовые работы

Наказание –__________, предупреждение, возмещение ущерба, ___________, увольнение, исключение.

!!! Уголовная ответственность наступает с____ лет, а за особо тяжкие с ____ лет.

Закон – сила регулирующая отношение в обществе, за несоблюдение которого наступают меры государственного принуждения.

Противозаконное поведение – это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред людям и всему обществу.

Наказание зависти от  вреда, причиняемого нарушением. Все правонарушения юристы делят на две группы:

1. Преступление – наиболее опасное общественное  деяние.

Уголовный кодекс РФ содержит перечень преступлений:

  • Против здоровья и жизни (убийство, побои, истязание);
  • Против чести и достоинства человека (похищение, оскорбление, клевета);
  • Против прав и свобод граждан(нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда);
  • Против собственности (кража, грабёж, вымогательство);
  • Против общественно безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия, взрывчатки).

2. Проступки (мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, ущерб имуществу и т.д.)

!!!!Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие, с 14.

Приложение 2.

Рассмотрим несколько ситуаций.Ситуация № 1. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Скорее всего, эти ребята совершили преступление.)Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 2. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

( Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры

НАРУШЕНИЯ ДЕЛЯТ НА _____ ГРУППЫ

__________________________

Наиболее опасное нарушение

__________ кодекс содержит перечень преступлений

___________________________

Мелкое хулиганство

Кодекс об ________________ правонарушениях содержит

-против _______________ и _____________

(убийство, побои, истязание..)

- _____________________ в общественных местах

-_____________________ приставание к гражданам

-против ______________ и ________________

(похищение, оскорбление, клевета..)

-нарушение ___________________ порядка

и спокойствия граждан

-против _________ и ____________ граждан

(нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда)

-_________________

-______________ безопасность

-экологические правила

-против ______________________

(кража, грабеж, вымогательство..)

-вред ______________________________

-против_______________  безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия, взрывчатки..)

-нарушения ________________  по месту работы, учебы

Наказание –_____________  свободы, исправительно-трудовые работы

Наказание –__________, предупреждение, возмещение ущерба, ___________, увольнение, исключение.

!!! Уголовная ответственность наступает с____ лет, а за особо тяжкие с ____ лет.

Закон – сила регулирующая отношение в обществе, за несоблюдение которого наступают меры государственного принуждения.

Противозаконное поведение – это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред людям и всему обществу.

Наказание зависти от  вреда, причиняемого нарушением. Все правонарушения юристы делят на две группы:

1. Преступление – наиболее опасное общественное  деяние.

Уголовный кодекс РФ содержит перечень преступлений:

  • Против здоровья и жизни (убийство, побои, истязание);
  • Против чести и достоинства человека (похищение, оскорбление, клевета);
  • Против прав и свобод граждан(нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда);
  • Против собственности (кража, грабёж, вымогательство);
  • Против общественно безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия, взрывчатки).

2. Проступки (мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, ущерб имуществу и т.д.)

!!!!Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие, с 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме: « Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме:« Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»...

Развернутый план-конспект урока по обществознанию На тему: Виновен - отвечай

Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного...

Конспект урока "Виновен - отвечай"

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока комбинированный с использованием  презентации.  Основные этапы урока: 1. Повторение темы прошлого урока. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового ...

Конспект урока "Виновен-отвечай"

разработка урока изучения нового материала...

Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"

Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:Урок №1Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои п...

Конспект урока с тестом "Виновен - отвечай"

Конспект урока по обществознанию в 7 классе на тему "Виновен - отвечай"...