«Верно, ли…?»
статья по обществознанию (9 класс) на тему
В статье описаны продуктивные технологии, формирующие у учеников умения выполнять тестовые задания типа «Верно, ли…?» ГИА по обществознанию. Она посвящена выработке навыков стратегического поведения в учебной ситуации гипертекстового пространства.Тесты типа «Верно, ли…?» в ОГЭ по обществознанию встречаются под номером 4,6,10,13,16,20 и в ЕГЭ по обществознанию - 4,7,11,13,17 демоверсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 395.51 КБ |
k_state_verno_li.pptx | 153.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова Любовь Петровна,
учитель обществознания
МБОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»,
г. Энгельс Саратовской области
«Верно, ли…?»
Современные тесты ГИА по обществознанию проверяют стандартные знания по предмету. Часто встречающиеся ошибки учеников заставляют говорить о них как о задании, требующим особых навыков выполнении. И дело не только в общем уровне подготовки ребят, а в конструктивных особенностях такого рода заданий. Надо понимать, что тесты не целостный текст, с взаимосвязанными предложениями. Отрывочные фразы нужно уметь увязывать между собой, подтверждать или опровергать их. А дети мыслят смыслами, образами, ценностями. Из контекста знаний они должны вырвать фразы и вписать их тело теста.
Цель статьи: описать продуктивные технологии, формирующие у учеников умения выполнять тестовые задания типа «Верно, ли…?» ГИА по обществознанию, выработать навыки стратегического поведения в учебной ситуации гипертекстового пространства.
Тесты типа «Верно, ли…?» в ОГЭ по обществознанию встречаются под номером 4,6,10,13,16,20 и в ЕГЭ по обществознанию - 4,7,11,13,17 демоверсий.
В основу статьи легли многолетние наблюдения процесса выполнения тестов учениками 9 -11 классов. Предлагаемые приемы выработаны в результате обратной связи «ученик-учитель». Мной обобщены впечатления ребят сразу после выхода с экзамена.
Любой тест можно проанализировать с точки зрения содержания, логики построения и языка. Упущение одного из них дает сбой в подготовке к экзамену.
Рис.1.
Тематическое содержание тестов соответствует кодификатору предмета и раскрывается с помощью учебников из рекомендованного списка. Однако выполнение тестов требует точных, очищенных от излишеств обществоведческих знаний об объектах и субъектах, о функциях и признаках, формах и видах, условиях и средствах, целях и результатах. В этом смысле незаменимы любые сборники схем, таблиц П.А. Баранова, С.В. Шевченко.[1]
Выявляя логическое построение такого типа тестов, учителю придется вспомнить понятие кванторов и особенности логических операций. Здесь возможны два варианта анализа тестов.
1 вариант. Мы определяем к какому типу кванторов относят суждение.
Кванторы общности имеют в своей структуре слова «все», «любой», «каждый». Например,
- Элементами рыночной экономики являются конкуренция и свободное ценообразование. (И)
- Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, являются факторами производства. (И)
- Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией. (Л)
- Любая власть в обществе носит политический характер. (Л)
Чтобы опровергнуть квантор общности, нужен лишь один пример, а подтвердить – значит перебрать все элементы. Для первого и второго выражений мы не находим примера для опровержения, а вот для подтверждений масса. Для третьего выражения есть опровержение. Изменения в обществе - это революция, реформы. А для четвертого опровержение – церковная власть. Поэтому первое и второе выражения верны, а другие два ложные.
Кванторы существования имеют в своей структуре слова «некоторые», «один из…»
- Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности людей. (Л)
- Одна из функций политической системы общества - развитие связей между субъектами политики. (И)
Здесь все наоборот, чтобы подтвердить квантор существования нужен хоть один пример, а опровергнуть – перебрать все элементы. Для первого высказывания уточняем, что критериями стратификация являются доход, образование, престиж, власть, профессия. Это опровержение. Второе выражение истинно, так как интеграция и коммуникация между субъектами политики – это функции политической системы общества.
Для учащихся можно упростить задачу. Если в первом и во втором случае подбирается контраргумент, то высказывание не верно.
2 вариант. Ребятам с математическим складом ума подходит другой вариант. Множеству А принадлежит (равно или следует) несколько элементов Б,С … соединенных союзом и или запятой. Если хотя бы один элемент не подходит множеству А, то высказывание неверно.
Рис. 2
- В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование. (И). Это высказывание истинно, так как доход и образование в качестве критериев социальной дифференциации предложил М. Вебер, а профессию - современные социологи.
- Русские, белорусы, немцы – социальные группы, выделенные по социально-демографическому признаку. (Л). Это высказывание ложное, так как русские, белорусы, немцы – социальные группы, выделенные по этническому признаку.
Множеству Б и только множеству Б может принадлежать элемент А.
|
- Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм. (И)
- Единственный критерий истины - соответствие существующим научным теориям. (Л)
Кроме того, существуют высказывания в узком смысле слова и в широком смысле слова. Например, общество, культура, право. Для правильного понимания необходимо использовать круги Эйлера. Так, в широком смысле, слово общество – это человечество, а узком – социальная группа.
При опросе учащихся после экзамена я часто слышала фразу: «Тесты такие же, как мы решали, но в них что-то не так». При дальнейшем выяснении становилось понятно, что языковое поле теста им не знакомо. Авторы выдерживали научный стиль, логику изложения, но некоторое индивидуальное своеобразие языка имеет место быть. Это создавало психологический дискомфорт. Современные дети читают мало, поэтому воспринимают чужие выражения тяжело. Отсюда возможно два выхода. Во-первых, готовить учеников по всему спектру сборников тестов или, во-вторых, ориентировать на сборники тестов исключительно той группы лиц, которые составляют кимы.
В ходе подготовки к экзамену такого рода задания должны быть правильно сгруппированы. Отработка навыков выполнения их проходит по горизонтальному и вертикальному векторам. Горизонтальный ракурс предполагает подбор тематических тестов согласно кодификатору. Сквозное же решение заданий данного типа эффективно в последние два месяца подготовки к экзамену.
Таким образом, производя многоаспектный анализ тестов, можно уменьшить количество ошибок на экзамене и предложить детям эффективную стратегию выполнения заданий.
.
[1] Например, Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.С. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ Обществознание: М.: Издательство АСТ, 2017
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОГЭ по обществознанию под номером 4,6,10,13,16,20 ЕГЭ по обществознанию - 4,7,11,13,17 демоверсий.
Аспекты анализа теста Содержательный аспект Логический аспект Языковой аспект
Содержательный аспект Это знания о субъектах и объектах, функциях и признаках , формах и видах , условиях и средствах , целях и результатах.
Логический аспект Кванторы общности и существования Логические операции с множествами
Кванторы общности имеют в своей структуре слова «все», «любой», «каждый». Для опровержения квантора общности, нужен лишь один пример, а подтвердить – значит перебрать все элементы. Любая власть в обществе носит политический характер . (Л) О провержение – церковная власть.
Кванторы существования имеют в своей структуре слова «некоторые», «один из …» Для подтверждения квантора существования нужен хоть один пример, а опровергнуть – перебрать все элементы. Одна из функций политической системы общества - развитие связей между субъектами политики. (И ) Верно, так как интеграция и коммуникация между субъектами политики – это функции политической системы общества.
Операции с множествами
Элементами рыночной экономики являются конкуренция и свободное ценообразование. Б А В Є Верно
А = Б и С (Л) А Б и С (Л) А Є Б и С (Л)
Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией. А Б Є Неверно
А = только Б (И) А только С (Л) А Є только Б, а не С (И)
Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм. А Б Є Верно
Понятие в широком смысле слова Понятие в узком смысле слова Круги Эйлера
Человечество Социальная группа Общество в широком смысле слова Общество в узком смысле слова
Языковой аспект готовить учеников по всему спектру сборников тестов ориентировать на сборники тестов исключительно той группы лиц, которые составляют кимы .
Горизонтальный вектор подбор тематических тестов согласно кодификатору Вертикальный вектор Сквозное решение тестов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчизны верные сыны
Сценарий классного часа...
Презентация "Отчизны верные сыны"
Презентация к классному часу - http://depositfiles.com/files/l119fucml...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Ко Дню Победы. «МЫ ПАМЯТИ ЭТОЙ ВЕРНЫ...»
...Мы одной крови с теми, кто победил! Все мы – наследники победителей! Должны помнить и уважать наше прош...
Сценарий концертной программы " Мы этой памяти верны"
Данный сценарий концертной программы является методической разработкой внеклассного мероприятия для детей обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении. Сценарий проводится для учащихся ш...
Презентация - сопровождение к концертной программе "Мы этой памяти верны"
Данная презентация, является дополнением к концертной программе, содержащая факты, фотографии их архива....
Квалификационная работа СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СЛУЖБА» В ПОВЕСТИ Г. Н. ВЛАДИМОВА «ВЕРНЫЙ РУСЛАН»
Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, определены цель, задачи и методы ...