Методы активного обучения: дискуссия на уроках обществознания и права
методическая разработка по обществознанию на тему
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_moyo.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы активного обучения: дискуссия на уроках обществознания и права.
В условиях модернизации российского образования одной из ведущих для современной школы задач выступает проблема формирования у учащихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
- умение работать с различными видами информации;
- способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История и обществознание в этом плане наиболее подвержены изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных: ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории; «Примерная программа качества подготовки выпускников средней школы по истории» Алексашкина Л. Н., Данилов А.А.)(15,25,29)
Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных и интерактивных методов и приемов обучения.
Пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. И все они имеют свои «плюсы» и «минусы».
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (из них).
10.1. «Мозговой штурм».
10.2. «Дерево решений».
10.3. Переговоры и медиация.(18)
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”.
При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Дискуссия как метод интерактивного обучения.
Альтернативный подход к анализу событий и явлений, прогнозирование и моделирование ситуаций будущего могут найти развитие только через приобретение учащимися опыта ведения дискуссий, диалога. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также подробный анализ каждой из них.
Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.
В ходе дискуссии создаются и осваиваются культурные ценности, происходит передача культурного опыта, формируются люди как социальные индивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческими способностями.
Важнейшей средой духовного, общественного и личностного проявления человека, достижения взаимопонимания между людьми является общение, что имеет важное значение в дискуссии. Общение - это единственная возможность для человеческого существа стать человеком, личностью. Общение - это деятельность в культуре, в соответствии с культурными образцами-идеями, ценностями, нормами. Все эти нормативно-ценностные образования призваны организовать человека в мире помочь освоиться в нем, сделать его своим, человеческим миром. Можно выделить два вида общения: внешнее общение, внутреннее общение.
В процессе внешнего общения на уроках-дискуссиях ученики излагают и отстаивают свои мнения, взгляды, в ходе чего между ними достигается взаимопонимание, как говорил древнекитайский философ Конфуций “В спорах рождается истина”.
Внутреннее общение представляет собой взаимодействие человека самим с собой, внутренний диалог со вторым “Я”. Внутреннее общение обеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самосостояния.
Таким образом, следует отметить, что метод дискуссии обеспечивает интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности.
Кроме того, в дискуссии большую роль играет этикет-нормы внешней культуры поведения.
Следовательно, дискуссия помогает вырастить нравственно воспитанную, самоутвержденную личность.
Метод дискуссии способствует развитию мышления, творческого потенциала, формированию у учащихся интереса к предмету, к самому приобретению знаний, умений и навыков; сохранению родного языка, этноса; возрождению национальной культуры, сохранению и передачи исторических традиций и ценностей.
Целью дискуссии могут быть:
- анализ, исследование проблем;
- преобразование и модернизация проблем;
- обучение дискуссии;
- стимуляция творческого потенциала;
- диагностирование проблем;
- принятие конкретных решений.(11,12)
Необходимо отметить, что во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять. В первом случае проявляются качества, присущие диалогу, во втором - спору.
Дискуссия связана с возникновением ответа на поставленный вопрос, поэтому так важно правильно сформулировать и преподнести вопрос.
По логической структуре вопросы можно классифицировать на:
- уточняющие (закрытые)
- восполняющие (открытые).(11, 12)
Закрытые вопросы направлены на выполнение истинности или ложности суждения. (На закрытые вопросы возможны только два варианта ответа: "да" и "нет"). Грамматическими признаками таких вопросов является наличие в предложении частицы "ли", "Правда ли, что:".
Открытые вопросы направлены на выявление новых свойств и качеств интересующих явлений. Грамматическим признаком является наличие вопросительных слов "что", "где", "как" и т.д. на открытые вопросы необходимо давать точные или косвенные ответы, опровергающие или подтверждающие тезис.
Виды открытых вопросов:
1. Простой. Содержит одну мысль, на него дается простой ответ.
2. Сложный. Содержит 2-3 вопроса одновременно, который, как правило, расчленятся на 2-3 подвопроса. Сложный вопрос направлен на развитие анализа, аргументации, итогом решения которого является генерирование новой информации.
3. Вопрос-ситуация. Представляет не вопрос, а конкретную, яркую, уместную ситуацию, разрешение которой и является главной целью дискуссии.
4. Зеркальный вопрос. Отражение мысли "задающего" у отвечающего. Главная задача этого вида вопроса состоит в детализировании информации, интерпретировании ее близко к авторскому замыслу, в желании вызвать продолжение дискуссии.
5. Эстафетный вопрос. Высокопрофессиональные вопросы создают динамичность в дискуссии, вызывают оживление.
13. Согласно классификации в самом общем виде дискуссии на уроках истории и обществознания можно поделить на несколько групп в зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения.
Классификация дискуссионных занятий по системе Коротковой М.В.
1. Структурированная (регламентированная) дискуссия. Она предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения. "Малые группы" в ходе дискуссии изучают подпроблемы как часть проблемы.
2. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Данный тип дискуссии дает возможность взглянуть на поставленную задачу не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. Включение в обсуждение с позиций "очевидцев" и современных экспертов определяет своеобразие данного типа дискуссии. Широчайший диапазон игровых методов и приемов в современной педагогической практике (Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001) позволяет расширить и обогатить структуру дискуссионного урока.
3. Проектная деятельность основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах.
4. "Дебаты" - формализированная дискуссия на заданную тему. (Курицина С.И. Технология проведения дебатов. Лекции. Курсы повышения квалификации). Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
5. Групповые дискуссии представляют огромный спектр различных форм их проведения ("круглый стол", "симпозиум", "семинар" и т.д.)
6. Парные. "Вертушка" позволяет одновременно включить в полемику всех участников с разными парами по общению, которые в ходе урока оттачивают свои тезисы и аргументы и приобретают новые.(20)
Необходимо всегда помнить, что учитель играет огромную роль в организации дискуссионного урока, это:
- установление порядка;
- формулирование проблемы обсуждения;
- пояснение задач;
- суммирование высказываний;
- включение в действие пассивных школьников;
- выявление разногласий.
Учитель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений учитель должен воздерживаться от комментарий, нельзя высказывать свою точку зрения или выражать ее жестами , мимикой или интонацией.
Учащиеся оцениваются по следующим критериям:
-роль в подготовке дискуссии,
- активность в ходе урока, грамотность в изложении тезисов, логичность,
качество освоения материала.
Памятка участнику дискуссии:
- 1.Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
3. Внимательно выслушай оппонента.
4.Сначала найди противоречия в его рассуждениях, потом излагай свои соображения.
5. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
6. Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения.
7. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей.
8. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами.
Следует постепенно приучать детей от ступени к ступни к правилам этикета во время дискуссии:
- если один говорит, остальные слушают;
- хочешь сказать, подними руку;
- не прерывай того, кто говорит;
- критикуй мнений, а не личность его высказывающего;
- не смейся, когда кто-то говорит (исключение – шутка выступающего);
- будь краток и четко выражай свои мысли;
- старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
- реши, что ты хочешь – любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину? Не ошибись в выборе!
16. Сама методика, алгоритм организации и проведения дискуссии может выглядеть следующим образом: (12, 18, 30, 14)
ШАГ 1
Определить тему дискуссии. Перед ее началом надо спросить у учеников, интересная ли им эта тема. Кому она еще может быть интересна? Так определяется значимость темы дискуссии. (Вариант: у учащихся модно спросить, часто ли их мнением по каким-то вопросами интересуются взрослые, учителя, родители, друзья? Легко ли высказывать свою точку зрения? Что они делают, если она не совпадает с точкой зрения других людей: молчат или отстаивают свои взгляды? Трудно ли это сделать?).
Этот этап работы поможет установить психологически комфортную ситуацию, без которой невозможно проведение дискуссии, создать мотивацию учащихся для участия в дискуссии.
ШАГ 2Познакомьте класс с общими правилами этикета речи (лучше это сделать заранее). Можно предложить учащимся самим выработать привила ведения дискуссии (при этом можно использовать метод мозговой атаки), а можно попросить группу учащихся до урока изготовит плакаты соответствующего содержания.
ШАГ 3
Определите круг обсуждаемых вопросов и установите регламент для выступающих. Следите, что бы никто не доминировал в дискуссии, не допускайте, чтобы кто-то выступал часто, а кто-то молчал. Все участники дискуссии должны иметь равные права. Пресекайте личностные высказыванию учащихся в адрес друг друга.
ШАГ 4
Заранее можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов (например, учащихся других классов). Эта группа в конце дискуссии должна подвести ее итоги.
ШАГ 5
После заключения экспертов обязательно уточните, осталась ли точка зрения учащихся по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, по почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?
ШАГ 6
Подведение итогов и оценки работы участников дискуссии. Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Пусть это сделают учащиеся. Спросите их, чем было полезно и интересно проведенное занятие, чему оно их научило. Если ответы будут отрицательными, спросите, как бы они сами провели такое занятие. Используйте советы учащихся при проведении последующих занятий.
Наиболее результативно будут подведены итоги, если рассадить учащихся кругом. Можно из рук в руки говорящим передавать какой-то предмет, например цветок или мягкую игрушку – это снимает стресс и одновременно помогает сконцентрировать внимание. Доброжелательно реагируйте, если кто-то из учащихся не сможет высказать свою точку зрения, не акцентируйте внимание на неудачах выступающих на данном этапе.
Если есть необходимость поставить оценки, можно доверить это иногда группе. Или сказать, что дети могут поставить оценку за степень активности, а учитель оценит компетентность. Для этого заранее учащиеся должны быть ознакомлены с методикой оценки работе в группе. Можно использовать для этого оценочные листы.
В ходе дискуссии, как правило, приходится иметь дело с одними и теми же характерными типами участников обсуждения.(28) Поэтому для учителя важно знать, как с ними обходиться или как их нейтрализовать в дискуссии.
Со спорщиком необходимо сохранять невозмутимость и деловитость, также необходимо предоставлять возможность всем участникам разговора опровергать его мнение.
В трудных и спорных моментах дискуссии преподавателю следует обращаться за помощью и поддержкой к позитивисту, также следует ему предложить и подведение итогов обсуждения.
По отношению к нигилисту учителю всегда следует оставаться хладнокровным и компетентным. Он часто выходит за профессиональные рамки разговора, нетерпелив, несдержан и возбужден. Его выступление следует комментировать, его решения формулировать словами, вкладывая в них свое содержание.
думает, что он знает все лучше всех, всегда требует слова. Его необходимо посадить рядом с ведущим, напоминать ему о том, что другие тоже хотят высказаться. Всезнайке можно предоставить сформулировать промежуточные заключения.
Словоохотливый позволяет себе бестактно прерывать выступающих, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои выпады. Его необходимо почаще тактично останавливать и чаще следить за тем, чтобы он не отводил разговор в сторону от намеченной темы, не переворачивал проблемы "с ног на голову".
В любом коллективе есть также застенчивый, который в дискуссии предпочитает молчать, боясь выглядеть глупо и смешно. С ним необходимо быть предельно деликатным и внимательным. Учителю следует задавать ему легкие вопросы, помогать формулировать мысли, обязательно благодарить его за любой вклад в обсуждение.
В коллективе есть также неприступный, который замкнут и чувствует себя вне темы и времени занятия, так как все это кажется ему недостойным его внимания и умственных усилий. Его надо любым способом заинтересовать и втянуть в дискуссию, спросив о его собственной позиции, мнении. Незаинтересованного вообще не волнуют обсуждаемые проблемы. Поэтому ему нужно в интересной и увлекательной форме задавать вопросы информативного характера и непременно постараться выяснить, сто его лично интересует.
Учащиеся "важная птица" не выносят никакой критики. Они чувствуют и ведут себя как личности, стоящие выше остальных ребят. Учитель должен таких учащихся поставить в равное положение с остальными, поэтому диалог с ним лучше построить по схеме "Да, но..."
В коллективе также есть "почемучки", которые созданы для того, чтобы придумывать и задавать вопросы. Они просто сгорают от желания спрашивать все и вся. Все вопросы, которые относятся к теме обсуждения, преподаватель адресует всем участникам разговора. На вопросы информационного характера нужно отвечать сразу. Если учитель не имеет возможности дать им нужный ответ, то он вынужден признать их правоту. В противном случае они могут просто сорвать все обсуждение.(2, 3, 20)
Мои дискуссии
« Юридическая ответственность несовершеннолетних: моральный аспект»
Тихая дискуссия «Общение»
Использование герменевтического приёма «Тихая дискуссия» на уроках обществознания в 10 классе
Для выявления правильности понимания таких понятий, как «национализм», «национальное самосознание», «межнациональные конфликты», необходимых при изучении данной темы, десятиклассникам был предложен прием «Тихая дискуссия».
Дискуссия – это рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.
С помощью дискуссии можно увидеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, рассмотрено с разных точек зрения. Это помогает обучающимся формулировать свое мнение, способствует умению свободно говорить на общественно важные темы.
Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу весь класс и обеспечивает независимость суждений.
На уроке обществознания школьники разделились на группы по 2-3 человека. Каждая группа должна была изобразить на альбомном листе бумаги свои ассоциации по предложенной теме. Можно использовать отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки.
Главное правило этого приёма – соблюдение тишины.
После того как на бумаге отображено мнение обучающегося, можно посмотреть, что делают другие ребята. Можно давать письменные ответы на вопросы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.
Через 10-12 минут заканчивается «тихий этап» и руководитель группы представляет общую картину.
Каждая группа отразила в своей работе основные понятия темы и связи между ними. Так, представители одной группы показали с помощью рисунков и терминов то, что национализм приводит к межнациональным конфликтам.
Повторяющиеся элементы в групповых работах показывают, что школьники имеют достаточно правильное представление о теме урока (с темой знакомились в 8 классе, также современные средства массовой информации широко освещают проблемы межнациональных отношений в мире). Правильное понимание позволяет говорить на одном языке, понимая друг друга без слов. Создание единого смыслового поля (то есть обладание общими смыслами) сближает участников дискуссии, формирует общую коммуникативную деятельность на уроке.
В ходе такой работы ребята демонстрируют собственные взгляды, своё отношение к происходящему, у них складывается определенный тип поведения, а в конечном итоге формируются убеждения и мировоззрение.
Уместно применять «Тихую дискуссию» перед изучением темы, поскольку данный прием позволяет увидеть первоначальный уровень понимания обучающимися понятий, а их корректировка и закрепление идет позже.
Данный вид работы занимает до 20 минут (работа над образами — символами и представление своего творческого продукта). В оставшееся время урока можно провести работу со словарями, обсудить вопросы темы в устной беседе.
Заключительное слово
Дискуссия позволяет решать целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах.
Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения.
Способствует развитию мотивационно-потребностной, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников.
Воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению оппонента.
Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке, снижает чувство тревожности у учащихся.
Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной стойкости и крепкой гражданской позиции.
Владение подобным методом положительно сказывается и на личности самого учителя.
Оттачивает в учителе навыки владения аудиторией.
Создает партнерский климат психологическую атмосферу в классе.
Развивает свободу мышления, быстроту принятия решения в определенных ситуациях, что направлено против стереотипности в трактовке исторических событий.
Китайская пословица: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».
Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре о...
Игра как метод активного обучения на уроках технологии.
“Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтомувоспитание будущего деятеля происходит,...
Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"
Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»
Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...
Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» Конспект открытого учебного занятия по хореографии по теме «Использование методов активного
Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста»Конспект открытого учебного...