Доклад «Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».
статья по теме

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных и воспитательных технологий.

Технология- это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.

Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

В соответствии со своими функциями ст. вожатый осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности (трудовая, спортивная, художественная и т.д.);

- по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные);

-по времени подготовки (заранее или спонтанно);

-по числу участников (индивидуальные, массовые, групповые);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._kopilka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Использование методов активных коммуникаций (дискуссия, диспут) и других современных технологий в практической деятельности старших вожатых».

СТАРШАЯ ВОЖАТАЯ         Л.М.Лазуткина

МБОУ СОШ с. Берёзовка

-2013 г.-

Изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных и воспитательных технологий.

Технология- это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.

Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

В соответствии со своими функциями ст. вожатый осуществляет отбор форм работы с учащимися. Всё их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности (трудовая, спортивная, художественная и т.д.);

- по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные);

-по времени подготовки (заранее или спонтанно);

-по числу участников (индивидуальные, массовые, групповые);

Технология проведения дискуссий.

Цель  проведения дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры. Этот приём помогает организовать работу по исследованию и анализу изучаемых вопросов.

Дискуссия- это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной, важно сделать в группе детей атмосферу доверия и взаимного уважения. Как используется приём?

1) Следует объяснить классу, что можно достичь общего понимания правил слушания и речи.

2) Познакомить с принципами дискуссии:

- слушать того, кто говорит;

-говорить в одно время может только один человек;

- поднимать руку, если есть желание выступить;

-не прерывать того, кто говорит;

-при несогласии с кем-либо критиковать мнение, а не того, кто его высказывает;

- не смеяться, когда кто-либо говорит;

-поощрить всех принимать участие.

3) Предложить соблюдать эти правила и строго им следовать.

В педагогическом опыте получили распространение приёмы организации обмена мнениями, которые представляют собой свёрнутые или развёрнутые формы дискуссии. К их числу относятся:                                                                                                     - 1 -

1.«Круглый стол»- беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно 3-5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией 9остальной частью класса).

2. Заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно 4-6 человек с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с небольшим сообщением.

3. Форум- обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией (классом)

Цель форума: дать навыки выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении последствий принятых решений.

                                   Этапы проведения форума:

1-й этап- выбор проблемы для обсуждения и определение трёх наиболее распространённых вариантов её решения. Распределение учащихся на три рабочие группы (оптимально- когда, каждая группа работает с одним из трёх вариантов разрешения проблемы подбирая аргументы как «за», так и «против» данного варианта)

2-й этап- подбор необходимого материала. Под руководством педагога определяется круг источников информации, на основе которых будет проходить работа (используются исследования социологических служб, публикации СМИ, Интернет- ресурсов и т. Д.)

3-й этап- систематизация и оформление собранного материала. Организация диспута)

4-й этап- представление результатов работы (проведение самого форума). Именно выяснение того, что сближает разные позиции, и является решающим достижением форума.

5-й этап- подведение итогов. Рефлексия.

4. Симпозиум- более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением. В ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории (класса)

5. Судебное заседание- обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела)

                                   Технология проведения «Судебного заседания»

В структуре воспитательного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента- этапа:

        1). Ориентация. Ведущий представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он даёт характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

                                                                                                                                       - 2 -

        2). Подготовка к проведению. Ведущий излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчёта очков.

        3). Проведение игры как таковой. Ведущий организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчётом очков, характером принимаемых решений, разъясняет неясности).

        4). Обсуждение игры. Ведущий проводит обсуждение, в ходе которого даётся описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятие участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, побуждает детей к анализу проведённой игры.

6..Дебаты -явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников- представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)- и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты». Воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте, которая начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочерёдно от каждой стороны.

                                 Технология проведения «Дебатов»

Различают два вида дебатов: командные и индивидуальные

                             Принципы дебатов:

*проявление уважения к другим участникам;

       *честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрёстных вопросов;

       * проигравших нет.

                                         Участники дебатов:

  1. Команда:

а) защищающая -утверждающая;

б) опровергающая – отрицающая.

  1. Судьи ( решают какая из команд оказалась наиболее убедительной в доказательстве своей позиции).
  2. Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)
  3. Треперы (тьюторы)- учителя, зрители.

Суть дебатов- убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы аппонента.

                                               Основные элементы дебатов:

  1. Тема (формируется в виде утверждения)
  2. Утверждающая сторона (пытается убедить судей в правильности своих позиций)
  3.  Отрицающая сторона (доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна или что имеет недостатки)                                                            - 3 -
  4. Аргументы
  5. Поддержка и доказательства (это свидетельства- цитаты, факты, статистические данные, подтверждающие позицию участников)
  6. Перекрёстные вопросы
  7. Решение судей.

Набор форм работы ст. вожатого с учащимися:

1.«Философский стол» Быть философом- значит отдавать себе отчёт в собственной жизни, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников- это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.

Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьников умений взглянуть на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.

К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», « Свобода и долг», «Цена и ценности», «Человек и природа», «Истина и добро» и т. Д. Но предметом обсуждения может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе. Однако он обсуждается в аспекте философском. Например: «Конфликт с родителями», «За что уважать стариков?»

   Предметом обсуждений «философского стола» может быть и одно конкретное слово. Например: доброта, зло, друг.

2. Метод «ПОПС- формула» ПОПС- формулу полезно использовать при обсуждении сложных  дискуссионных проблем, при выполнении упражнений в которых нужно занять определённую позицию. Этот метод знакомит с простой формой работы, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить своё мнение в чёткой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не откланяться от темы.

ПОПС – формула:

П- позиция. В чём заключается твоя точка зрения ( Я считаю, что…)

О- обоснование. Довод в поддержку твоей позиции (…потому, что…)

П- пример. Факты, иллюстрирующие твой довод (…например,..)

С- следствие. Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции (…поэтому…)

3.. Кейс- стадии

Кейс- стадии (от английского «причина» + «изучение»)

Изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений                                                                                                                      - 4 -

Предполагает описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного (группового) анализа. (почему получилось именно так, а не иначе, могло ли быть по другому?)

4. Деловая игра

Деловая игра- это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ту или иную ситуацию.

    5.Социодрама (сюжетно-ролевая игра)

    6. Творческие задания

    7. Тренинг

    8. «Мозговой штурм»

    9. Метод «Займи позицию» (школа мнений)

   10. Метод «погружения» (погружение в историческую эпоху)

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является создание таких условий, в которых каждый учащийся может обрести своё духовное «я». Это сложный процесс, который требует высокого мастерства. Очень важно, чтобы педагог руководствовался в своей работе следующими положениями:

- организация деятельности коллектива, группы, основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;

- позиция педагога «рядом- и- вместе»;

- педагог выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;

- взаимодействие учащегося и педагога имеет характер диалога;

- содержание деятельности предполагает проблемность, что стимулирует интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной насыщенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование методов активной коммуникации

Материал содержит информацю об использовании методов активной коммуникации в деятельности старшей вожатой....

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Методы активного обучения: дискуссия на уроках обществознания и права

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать соб...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

"Активные методы обучения на уроках истории в 7 классах (на примерах практической деятельности)

В статье рассматриваются современные методы обучения, а именно активные, как методы устранения школьной неупеваемости, а также налаживания коммуникативных навыков, критической мышления и реализации си...