Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_kak_rezultat_biologicheskoy_i_sotsikulturnoy_evolyutsii.pptx | 243.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь.
Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует . Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «человек», «индивид», «личность».
наличие сознания и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ; наличие не только биологических, но и духовных потребностей (стремление к познанию мира, художественное творчество и др.). Отличия человека от животного
Понятие «человек» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду. Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (неповторимыми, оригинальными чертами, качествами). В целях своего развития человек вынужден проявлять активность для удовлетворения разнообразных потребностей, реализации природных задатков и развития способностей.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Физиологические потребности Потребности в безопасности, уверенности в будущем Потребность в принадлежности к социальной группе Потребности в уважении, общественном признании Потребность в самовыражении Классификация потребностей (пирамида) А. Маслоу
Формы, в которых у разных людей проявляются одни и те же потребности, могут быть разными: у каждого человека своё социальное окружение, неповторимые обстоятельства воспитания, жизненные установки и способности. При этом не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере.
Материальные (естественные) потребности связаны с биологической сущностью человека (пища, вода, воздух для дыхания, сон, продолжение рода, одежда, жилище, средства передвижения и связи и др.). Социальные потребности – в общении, труде, общественном признании и др. Духовные потребности - в приобретении новых знаний, художественном творчестве, нравственном поведении, религиозной вере и др. Некоторые учёные выделяют экзистенциальные (в безопасности, комфорте) и престижные (властвовать или подчиняться власти и др.) потребности.
Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности; общественные потребности характеризуют социальную жизнь. Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям. Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности (потребность в алкоголе, табаке, наркотиках и т.д.).
Потребности человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Активность человека по удовлетворению своих потребностей не должна противоречить социальным нормам. ! Потребности лежат в основе возникновения интересов. Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы людей направлены, прежде всего, на материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Мышление – это важнейшая познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность. Мышление , в самом широком смысле, - способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временны'х и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.
Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность понятийным аппаратом языка Язык – определённая знаково-символическая система, в которой сохраняется и передаётся информация.
Операции (приёмы) мышления Анализ Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы Синтез Мысленное объединение отдельных элементов целого Установление сходства или различия объектов Сравнение Обобщение Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов
Операции (приёмы) мышления Абстраги-рование Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях Модели- рование Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них Понятие Мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов
Операции (приёмы) мышления Суждение Форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей Умозак-лючение Форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение
Методы мышления Дедукция (лат. deductio – выведение) Индукция (лат. inductio – наведение) Метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются общие утверждения, а завершением – частные следствия. Метод мышления на основе перехода от частного положения к общему
Мышление связано с речью. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь). Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью. В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.
В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов: формирование смысла речевого высказывания; построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы; физический процесс речевого высказывания. Качества речи Вырази-тельность Содержа- тельность Действенность Понятность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Урок 11 класс по теме "Общие закономерности биологической эволюции"
Тема: Общие закономерности биологической эволюции.Цели: На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюц...
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Материалы к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Человек как результат биологической и социокультурной эволюции"...
Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...
Человек как результат эволюции
Презентация к учебнику Боголюбова 10 класс по теме "Человек как результат эволюции"....
статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би...
В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания ...