Человек как результат эволюции
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)
Презентация к учебнику Боголюбова 10 класс по теме "Человек как результат эволюции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1_chelovek_kak_rezultat_evolyutsii.pptx | 461.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле
Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.
Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад
Факторы антропогенеза
Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество.
Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека – человек есть результат природных изменений
Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса – труд есть главная причина появления человека
Человек – биосоциальное существо « Человек » — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .
Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке Анатомия, физиология Инстинкты Рефлексы Способность к полезному труду Сознание и разум Свобода и ответственность
Отличия человека от животного Мышление и членораздельная речь Сознательная целенаправленная творческая деятельность Преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные блага Изготавливает орудия труда и использует их для производства материальных благ Удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности
Домашнее задание Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «человек»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о такой характеристике человека как индивид; − одно предложение, раскрывающее сущность понятия индивидуальность . Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Биологическая природа человека , инстинктивное поведение , физиологические потребности , физическое развитие , возрастные особенности развития психики .
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Биологическая природа человека , инстинктивное поведение , физиологические потребности , физическое развитие , возрастные особенности развития психики . Пояснение . Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». 1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». 1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых Пояснение. Биологические потребности — потребности без удовлетворения которых невозможно физическое существование человека. Потребности человека в самореализации и общении — потребности другого, высшего порядка, отражающего социальную сущность человека.
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе Пояснение. Свойства человека, имеющие социальную природу — это способность к совместной преобразовательной деятельности, стремление к самореализации и устойчивые взгляды на мир и свое место в нем. А умение приспосабливаться к природным условиям и потребность в воде, пище, отдыхе — это свойства человека, имеющие физиологическую природу.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ A) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды B) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий Д) способность оценивать себя и других 1) социальная 2) биологическая Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пояснение . К социальной природе относятся качества, которые вырабатываются у человека в обществе. К биологической природе качества которые заложены в человеке природой. A) способность к продолжению рода — биологическая. Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды — биологическая. B) способность накапливать знания и трудовые навыки — социальная. Г) способность видеть цель своих действий — социальная. Д) способность оценивать себя и других — социальная. Ответ: 22111.
Проверка домашнего задания
1)смысл понятия, например: «человек — биосоциальное существо, обладающее мышлением и членораздельной речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например: — «Индивид является единичным представителем человеческого вида»; — «Индивидуальность представляет собой совокупность уникальных отличительных признаков человека как биологических, так и психических».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. В чём проявляется биологическая природа человека? а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности; в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) роль наследственности в развитии человека; б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями; в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Для ИГЗ
Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц. 2. обоснование ответа, например: - целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата; действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы; 3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например: - животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности - оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции
Урок биологии для 9,11 класса.Материал содержит пояснительную записку, презентацию. С презентацией можно познакомиться по ссылкеhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=348053&d_no=346720&ex...
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Материалы к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Человек как результат биологической и социокультурной эволюции"...
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".
Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока....
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и речь....
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"...
Зачет по биологии "Видообразование как результат эволюции"
Данную тестовую работу можно использовать в виде зачета по пройденной теме....