В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.
учебно-методический материал по биологии
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inne_viktorovne.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.
Стандарт 2004 г. был двухуровневым, включавшим обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, что давало основания называть его стандартом содержания. Стандарты первого поколения 2004 г. были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. В отличие от него, федеральный государственный образовательный стандарт является надпредметным, не содержащим конкретного биологического содержания. Он нацелен на решение таких важнейших задач, как формирование ведущей деятельности обучающихся и универсальных учебных действий (УУД), что отражено в формулировке целей и требований к результатам обучения. Учитывая современную социальную ситуацию, обучение биологии должно быть направлено на отражение вопросов культуры определенной социальной среды, развитие способностей каждой личности адаптироваться в коллективе, разных группах, обществе в целом, создание условий для формирования разнообразных познавательных интересов, эрудиции и общей культуры. На современном этапе важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием — эффекты консолидации общества, снижения рисков социально-психологической напряженности в обществе, проявления уважительного отношения к людям другой культуры на основе толерантности. К сожалению, не все учителя современной школы готовы к реализации требований ФГОС, касающихся формирования метапредметных результатов, универсальных учебных действий. Пока учителю трудно разграничить понятия «универсальное учебное действие» и «предметное действие», определить стадии учебного умения, переводящие его из предметного в универсальное, обеспечить сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, поисковой и творческой деятельности. Есть ещё ряд технических трудностей: загруженность учителя, недостаточна материально-техническая база школы, нехватка кабинетов для внеклассной занятости и т.д., в тоже время, имеет место, иногда, нежелание педагога работать по новому, понять цели биологического образования.
« В чём выражаются цели биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО?»
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
Курс биологии призван составить в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностными целями:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
Метапредметными целями:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Предметными целями:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы-деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека и других живых объектов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. в сфере физической деятельности;
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Предметом оценки становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Это отличает оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка. Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов либо администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит:
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
– умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка предметных результатов –это оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения и, при специальной целенаправленной работе учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Поэтому объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведется,в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.
Пример: В качестве примера достижений обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов в процессе обучения биологии возьму рабочую тетрадь к учебнику В.В. Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Используя эту тетрадь можно определить цели урока, а также уровень требований к результатам освоения знаний.
Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, устанавливать причинно- следственные связи, преобразовывать информацию и т.д.) и личностных качеств учеников.
Достижению результатов в обучении способствуют УМК по биологии, правильно созданная рабочая программа педагога.
Таблица. Сравнительная характеристика 3 учебников биологии.
Название учебника авторы | Наличие текстового компонента | Наличие вне текстового компонента | Примечание | ||||
Основной текст | Дополнительный текст | Пояснительный текст | Иллюстративный аппарат | Аппарат усвоения знаний | Аппарат ориентировки | ||
УМК под редакцией Н.И. Сонина | Преимуществом данного учебника является то, что каждый параграф содержит краткий материал по теме, в доступной для каждого ребенка форме. | В конце каждого параграфа имеется ссылка на источник дополнительного материала, размещенного на прилагаемом к учебнику мультимедийном диске или ссылку в Интернет. | Однако, самым главным достижением в развитии учащихся является сформированность системного мышления и единой биологической картины мира, что при работе по другим УМК достаточно проблематично достичь. | Оформление учебника (схемы, фотографии, иллюстрации) позволяют расширить круг практической деятельности на уроках. | Каждый параграф заканчивается выводами по теме, вопросами для проверки знаний, которые выходят за рамки изложенного текста. Учебники из комплекта автора Н. И. Сонина содержат большое количество терминов. | Учебник содержит большое количество разнообразных заданий, которые могут быть использованы учителем или на уроках, или как компонент домашнего задания. Каждый раздел заканчивается обобщением материала и систематикой основных понятий темы, что очень удобно для проведения обобщающего урока. | |
УМК «Биология» , 6-9 класс | Данные учебники биологии соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. | Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются вопросы и задания: «Проверь себя» репродуктивного и творческого характера. | В конце каждой темы существует перечень основных рассматриваемых понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий. | Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний и умений. Предложены лабораторные и практические работы. | Данный учебно-методический комплект под редакцией И.Н. Пономаревой помогает готовить учащихся к единому государственному экзамену, обеспечивает повторение и закрепление учебного материала, отработку тестовых заданий и вопросов творческого характера (группа С); именно такие задания имеются в рабочих тетрадях и в конце каждого параграфа учебников. | Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую | |
учебники, разработанные под редакцией В. В. Пасечника: | Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника. | Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета. | В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. | В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам. В учебнике много красочных иллюстраций, активизирующих мышление детей. Рисунки, схемы к ним позволяют хорошо усваивать знания. | Учебник не в полной мере готовит учащихся к сдаче ГИА в 9 классе. | В учебнике легко можно найти по оглавлению необходимую главу. В начале каждой главы есть информация о том, что будет говориться в этой теме и что необходимо выучить. Удобно, что термины и название животных выделены курсивом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС. Разработки учебных ситуаций..
Разработки учебных ситуаций для использования на уроках русского языка....
Дорожная карта "Повышение качества математического образования выпускников основной школы"
Данная Дорожная карта позволяет определить пошаговые действия администрации школы и учителей математики по повышению качества математического образования выпускников основной школы и предупреждение не...
Цели биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ООО.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном....
Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС
Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...
Применение дистанционных образовательных технологий в основной школе в условиях реализации ФГОС из опыта МБОУ «Школа №87»
Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс в рамках ФГОС предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работа...
статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би...