Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему
Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obshch_nasledstvennost_5_klass.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию. Класс: 5 класс
Разработала: Лазарева Людмила Владимировна учитель истории и обществознания МКОУ Тутурская СОШ.
Тема: Практикум по теме «Наследственность».
Тип урока: Применение знаний и умений (защита мини-проектов).
Цель урока: Расширить представления, обучающихся о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее. Создать условия для обобщения и закрепления полученных результатов работы класса, отдельных учащихся.
Методы: практический, контроля.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Планируемые результаты | ||||||||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек, дедушек; создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | ||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Действия учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||
I Мотивация к учебной деятель-ности Орг. Момент Актуализация знаний Определение темы урока | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. - Доброе утро, ребята! Я надеюсь, мы с вами плодотворно поработаем на уроке. Вы, наверное, по своему опыту знаете, чтобы пройти определенное испытание нужно сначала размяться. В качестве разминки я предлагаю выполнить небольшое задание. (Учитель делит класс на две группы, раздает конверты с карточками, предлагает собрать слово). - Вы знаете, что обозначает слово «Наследственность»? - Что человек наследует от своих предков? Я предлагаю проверить ваши знания и поработать в парах. (Каждому ученику в паре выдается карточка с заданиями.) - Как вы думаете, какие качества вы унаследовали от своих родителей? - Прежде чем, вы сможете ответить на данный вопрос, предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? - Сегодня на уроке будем учиться оценивать ваши творческие работы. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать (Приветствуют учителя) (Обучающиеся делятся на две группы. Собирают слово «Наследственность») (Ответы обучающихся) (Ответы детей) Учащиеся выполняют задания на карточках. После выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка) Дети поднимают руки, готовы отвечать. Обучающиеся предполагают, что тема урока связана с наследственностью. | Фронтальная работа Парная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы | ||
- Но чтобы оценить каждую работу, нужно предложить критерии, по которым будем оценивать работы: - оформление (презентация – фото - 5; Презентация – фото + текст – 4; Презентация – только текст – 3); - информация (Тема раскрыта полностью, полный содержательный ответ – «5» Тема раскрыта, краткий ответ – «4» Тема раскрыта частично – «3» Тема не раскрыта – «2» - устное выступление – (речь) – (полностью рассказал сам – 5; Читал и рассказывал – 4; Только читал – 3); Учитель объясняет, что на столе у каждого обучающегося лежат специальные карточки с критериями, которые нужно будет заполнить по мере того, как будут выступать учащиеся. | Обучающиеся предполагают, по каким критериям будут оценивать выступления Обучающиеся ознакамливаются с карточками | |||||||
Защита проектов Итоги урока Рефлексия | Индивидуальные выступления учащихся с защитой своих проектов по теме: «На кого я похож» Обобщение полученных на уроке сведений | Организует выступление учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями После нескольких выступлений учитель проводит фикультминутку – игру: «Мальчики-девочки» Учитель просит учащихся подвести итоги выступлений одноклассников. Проводит беседу по вопросам: - Трудно ли было справиться с подготовкой и оформлением презентаций? - Кто помогал вам выполнить эту работу? - Что вам больше всего понравилось при подготовке презентаций? Предлагает определить свое эмоциональное состояние при помощи «индикаторов настроения» - солнышки (с надписью «Мне урок понравился, потому что…..); облачки (урок мне не понравился, потому что…..). Нужно продолжить фразу, записать на солнышке или облачке. Учитель предлагает учащимся показать свой выбор и озвучить фразу. | защищают индивидуальные проекты, знакомят с индивидуальными презентациями, оценивают выступления одноклассников, по ходу выступлений заполняют карточки по предложенным критериям. обсуждают выступления своих товарищей, выражают свое эмоциональное состояние. Отвечают на вопросы учителя, Определяются с выбором своего эмоционального состояния, должны продолжить фразу и записать на листочке. | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Личностные: в предложенной ситуации опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, как оценить данное выступление по критериям. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы одноклассников исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения , пытаются её обосновать. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Защита проектов Оценивание учащихся за работу на уроке |
Физкультминутка
Приложение: Игра «Девочки и мальчики»
Необходимо произнести фразу, которую нужно закончить:
«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только ……»
«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …….»
«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только ……»
«Болтали час без передышки в цветастых платьицах ……»
«При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь ……..»
«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они ……»
«Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку …….»
«Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это ……»
Н | А | С | Л | Е | Д | С | Т |
В | Е | Н | Н | О | С | Т | Ь |
Критерии оценивания выступления:
Оформление | (презентация – только фото – «5»; Презентация – фото + текст – «4»; Презентация – только текст – «3»); |
Информация | Тема раскрыта полностью, полный содержательный ответ – «5» Тема раскрыта, краткий ответ – «4» Тема раскрыта частично – «3» Тема не раскрыта – «2» |
Устное выступление - (речь) | (полностью рассказал сам – «5»; Читал и рассказывал – «4»; Только читал – «3»); |
Фамилия выступающего | Оформление | Информация | Устное выступление | Итоговая оценка |
Задания для актуализации знаний по теме «Человек-загадка. Наследственность»
Задание № 1. Укажите верное утверждение:
- Поведение человека определено только биологическими факторами.
- Человек – это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
- Решающее влияние на поведение человека оказывают биологические факторы.
- Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
Задание № 2. Заполните таблицу. Используйте номера ниже приведенных ниже словосочетаний.
Что мы наследуем от родителей | Чему мы должны научиться. | |
Общее у всех людей | Индивидуальное у разных людей | |
- Способность защищаться; 2) способность относиться к другим как к себе; 3) способность делать запасы впрок; 4)способность отличать хорошее от плохого; 5)способность строить жилище; 6) определенный овал лица; 7)способность передвигаться; 8)способность мыслить; 9) выполнять задание по математике по образцу; 10)способность утолить голод.
«Солнышко» для рефлексии «Облачко» для рефлексии
Урок мне не понравился, потому что ……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова
Конспект урока по обществознанию (7 класс)Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства...
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.
Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....
конспект урока в 5 классе по теме "Линейные и столбчатые диаграммы" (ФГОС)
Это второй урок по теме "Линейные и стобчатые диараммы" по учебнику С.А.Козловой и А.Г.Рубина (ФГОС)....
План-конспект урока Биологии. 5 класс тема "Лишайники". В соответствии с требовании ФГОС
Урок разработан для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока в 5 классе по теме "Предложение" (в соответствии с ФГОС)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе, посвящённый Дню народного единства...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...