Конспект урока по обществознанию 7 класс "Виды и формы бизнеса" по УМК Л.Н. Боголюбова
презентация к уроку по обществознанию (7 класс) на тему
Представлена разработка урока со всем необходимым методическим материалом и презентацией. Рассматриваются основные понятия: бизнес, предпринимательство, виды и формы бизнеса. Прилагаются разработки учебных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_formy_biznesa_7_klass.docx | 46.04 КБ |
vidy_i_formy_biznesa.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала Лазарева Людмила Владимировна
учитель истории и обществознания МКОУ Тутурская СОШ
Тема урока: «Виды и формы бизнеса». 7 класс
Тип урока: Открытие новых знаний
Вид урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы обучающихся.
Цель: сформировать целостное представление о предпринимательской деятельности (видах и формах бизнеса) у обучающихся; выяснить, что значит «делать бизнес»; определить роль бизнеса в современном обществе.
Ожидаемые результаты:
На уроке обучающиеся смогут:
а) в области знаний:
1.раскрывать понятия «бизнес», «индивидуальное предприятие», «товарищество», «акционерное общество»;
2.охарактеризовывать виды и формы бизнеса;
3. называть качества, необходимые для бизнесмена;
4. определять роль бизнеса в современном обществе;
б) в области умений и навыков проявить:
1. умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту;
2. умение устно излагать свои мысли;
3. умение работать тестовыми заданиями;
4. умение обобщать и делать выводы.
в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:
1. познавательный интерес к предпринимательской деятельности;
2. стремление к самореализации своих сил;
3. интерес к самостоятельному поиску информации к уроку.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
- бизнес; предпринимательство;
- виды бизнеса (производственный, торговый, торговый, финансовый, страховой, посреднический);
- формы бизнеса (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество);
- акции, ценные бумаги.
План урока.
1.Что такое бизнес?
2. Качества бизнесмена
3. Виды бизнеса.
4.Формы бизнеса.
5. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Ход урока
Орг. Момент: Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:…….(Доброе утро!)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: …… (Добрый день!)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: ……(Здравствуйте!)
Растает ледяная глыба
От слова доброго …. (Спасибо!)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ….. (Прости, пожалуйста!)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: …… (До свидания!)
Всем вам с большой любовью
Желаю …… (Крепкого здоровья!)
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Когда вы были малышами, родители, читали вам известную сказку, персонажем которого была…..Кто? Послушайте и угадайте сами!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар…(Показывает слайд: Муха-Цохотуха)
Эти слова вы, наверное, слышали с самого раннего детства! А теперь-внимание!
Я вам читаю дальше, а вы попробуйте определить, о чем сегодня будет наш урок:
«…И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”. (слайд Кафе «УЮТ»)
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель, Муха та -???» (Учащиеся отвечают: Предприниматель!»)
Организует диалог с учащимися по вопросам:
- Правильно! Муха-Цокотуха стала предпринимателем! Представьте, что вы все бизнесмены. Ответьте: вы будете открывать кафе или у вас будет другое направление?
-Свой бизнес вы будете организовывать один или со товарищами?
- Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Предположения учащихся) Тема урока «Бизнес».
-Какие цели вы ставите для себя на данный урок? Что вы хотели бы узнать на нашем занятии? (Учащиеся записывают в тетрадь, по очереди называют). Учитель фиксирует самые интересные вопросы на доске.
-Как вы предполагаете достичь своих целей (Учащиеся по очереди озвучивают, каким образом они планируют сегодня на уроке достичь своих предполагаемых целей)
- Как вы думаете: важен ли этот учебный материал для вас лично? Может ли он когда-нибудь вам пригодиться (Устная работа, ответы учащихся)
- Что такое бизнес?
Слово «бизнес» знакомо каждому из нас. Для многих россиян он стал основным видом деятельности. Беседа по теме «Что вы знаете о бизнесе?» (Ответы обучающихся)
Обратимся к учебнику на стр.91 или к Словарю на стр. 153. и ответим на следующий вопрос:
- Что такое бизнес? (Бизнес – это экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли). «Бизнес» называем по-другому «предпринимательство».
- Как называется человек, который занимается предпринимательской деятельностью (бизнесмен или предприниматель)
- Предположите, с какой целью человек занимается бизнесом? (Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, любой ли человек имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?
(Ответы обучающихся).
Конституция РФ, статья 34 гласит: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
- Все ли из нас способны стать бизнесменами? - Кто из вас желает стать успешным предпринимателем?
Учебное задание «В бизнесмены я пойду?» (см. Приложение 1)
(Вывод на слайде: проверка по эталону.
(Ответы обучающихся: 1.знание своего дела, 2.смелость, 3.инициативность, 4.готовность идти на риск, 5.стремление создавать новое, 6.самостоятельность, 7.ответственность, 8.расчетливость, 9.работоспособность).
Бизнес имеет притягательную силу не только благодаря возможности получения личной выгоды. В предпринимательстве формируются такие ценные качества личности, как самостоятельность и ответственность, расчетливость, работоспособность, умение соотносить желания с желаниями других людей, цели – со средствами достижения.
Физкультминутка: расслабляющая гимнастика для глаз.
Виды бизнеса. (Работа с УЗ + беседа). Деятельность предпринимателей различаются по своему характеру и содержанию. Я предлагаю вам самостоятельно поработать с учебным заданием. Учебное задание «Бизнес бизнесу рознь». (см. Приложение 2)
- Назовите виды бизнеса, которые вы записали? (Производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический.
Производственный бизнес: создание любого полезного продукта, необходимого потребителям
Торговый бизнес: Предприниматель продаёт готовые товары, приобретенные у других лиц.
Финансовый бизнес: Заключается в купле-продаже денежных средств и ценных бумаг, а так же предоставлении кредитов.
Страховой бизнес: Предполагает страхование имущества и жизни.
Посреднический бизнес: Это продвижение готовой продукции от производителя к покупателю. В качестве примера: работа магазинов, которые являются посредниками между производителями разной продукции и их потребителями.
Проверка задания по эталону. (на слайде)
Вы узнали о видах бизнеса, а сейчас, я предлагаю вам определить к какому виду бизнеса, относятся следующие виды деятельности:
1)Перевозка грузов (посреднический).
2)Предоставление кредитов (финансовый).
3)Закупка партии компьютеров (торговый).
4)Выпуск газет и журналов (производственный).
5)Доставка фруктов в магазин (посреднический).
6)Страхование автотранспортного средства (страховой).
7)Продажа собственно выращенных овощей (производственный).
8) Для покупки или продажи квартиры граждане России всё чаще обращаются в риэлтерские фирмы. Здесь они рассчитывают найти подходящие для себя варианты сделки с недвижимостью. Каждая фирма, работающая в этой сфере, создаёт базу данных на продаваемое жильё и на существующий спрос. Как только покупатель выбрал для себя подходящий вариант, фирма оказывает ему помощь в оформлении документов. После завершения сделки покупатель получает квартиру в собственность, а продавец деньги.
О каком виде бизнеса идёт речь? О посредническом!
Вывод: все виды бизнеса тесно связаны: за производственным следует торговое предпринимательство, оба требуют денежных средств и таким образом связаны с финансовым предпринимательством.
Формы бизнеса. (УЗ + работа с текстом учебника).
Сейчас мы узнаем, какие существуют формы бизнеса.
Учебное задание «Вместе или врозь». (см. Приложение 3) Наиболее распространенными являются следующие формы организации бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищества и акционерное общество.
Проверка выполнения задания по эталону. (см. на слайд)
Индивидуальное предприятие: предприятие, которым владеет и управляет один человек (он единственный хозяин, но вправе нанимать других работников).
Товарищество: добровольное объединение двух или более человек для организации своего дела.
Акционерное общество: предприятие, собственником которого выступают держатели акций.
Как вы думаете, какая(ие) форма(ы) бизнеса наиболее эффективна(ы) для фирмы, занимающейся:
а) строительством метрополитена - (акционерное общество);
б) грузовыми авиаперевозками - (акционерное общество);
в) ремонтом ювелирных изделий – (индивидуальное предприятие);
г) открытие нового кафе – (товарищество или ИП)?
Итак, подведем итоги нашего занятия. Какова же формула работы бизнеса?
Предлагаю сложить формулу бизнеса из карточек. Каждому обучающемуся раздается конверт, в котором разрезанные карточки и Учебное задание «ФОРМУЛА УСПЕХА» (см. Приложение 4)
(Формула бизнеса: вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль).
Учащиеся выполняют учебное задание и делают вывод: бизнес играет существенную роль в жизни современного общества, производя и реализуя товары и услуги. В свою очередь общество оказывает ему поддержку.
Рефлексия
• Что узнали?
• Какие испытывали трудности?
• Интересно ли было вам работать на этом уроке?
- Как вы думаете пригодиться ли данная информация в будущем?
Учитель предлагает обучающимся заполнить карту самооценки (см. Приложение)
Закрепление изученного материала. (Тестовые задания).
Словарь учебного занятия:
Бизнес – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли;
БИЗНЕС – ЭТО:
• Современная форма включения человека в хозяйственную деятельность страны.
• Сложная работа, требующая от участника всей его жизни, упорного, каждодневного труда.
• Способ проявления творческих возможностей, характера, способностей человека.
• Шанс построить свое дело с самого начала, самостоятельно управлять судьбой, принести реальную пользу обществу, стать материально независимым.
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в этом качестве в установленном законом порядке.
Банк – это финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов;
Страхование – страхование имущества и жизни от несчастных случаев, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.
Посредничество - продвижение готовой продукции от производителя к покупателю; подобная фирма выступает в качестве посредника между производителем и потребителем.
Индивидуальное предприятие - предприятие, находящееся в индивидуальной собственности, обеспечивает предпринимателю максимум простоты и гибкости. Наиболее распространённая форма бизнеса. Однако при этом ничто не защищает предпринимателя от персональной ответственности за успех или неудачу. Оно также позволяет владельцу бизнеса осуществлять полный контроль. Ограничен в возможностях увеличения денежных средств. Индивидуальное предприятие – это предприятие, которым владеет и управляет один человек;
Товарищества - добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела. Объединяют: имущество, способности, несут коллективную ответственность за результаты деятельности.
Акционерное общество – предприятие, собственником которого выступают держатели акций (акционеры). По количеству участников и размерам объединённых денежных средств это самое крупное предприятие, самое дорогое и сложное по организации, имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности.
Собственность – это принадлежность экономических благ определенным лицам.
(Приложение )
Карта самооценки деятельности на уроке учащегося _________________________
№ п/п | Вид деятельности | Степень самостоятельности | Оценивание в баллах |
1 | Участие в постановке темы | - активно участвовал – 2 балла - частично участвовал – 1 балл - не участвовал – 0 баллов | |
2 | Участие в постановке учебных вопросов (цель и задачи) | - активно участвовал – 2 балла - частично участвовал – 1 балл - не участвовал – 0 баллов | |
3 | Выполнение учебного задания № 1 | - справился полностью сам – 2 балла - справился частично – 1 балл - не справился – 0 баллов | |
4 | Выполнение учебного задания № 2 | - справился полностью сам – 2 балла - справился частично – 1 балл - не справился – 0 баллов | |
5 | Выполнение учебного задания № 3 | - справился полностью сам – 2 балла - справился частично – 1 балл - не справился – 0 баллов | |
6 | Выполнение учебного задания № 4 | - справился полностью сам – 2 балла - справился частично – 1 балл - не справился – 0 баллов | |
7 | Выполнение тестовых заданий | ||
Итого баллов за учебное задание |
Формы организации бизнеса | Достоинства | Недостатки |
Индивидуальное предприятие – это предприятие, которым владеет и управляет один человек. | Легко создавать и контролировать. Свобода действия. | Не хватает средств для развития бизнеса. Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу. |
Товарищество – это добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела | Участники объединяют свои деньги, способности. Совместная ответственность за результат деятельности. | Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. Возможны разногласия между партнёрами. |
Акционерное общество – это предприятие, собственником которого являются держатели акций. | Можно собрать крупный капитал путём продажи акций. Используется для крупных проектов. Можно нанять профессиональный управляющий персонал. | Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Самое сложное по организации предприятие. |
Виды бизнеса | Характеристика |
Производственный | Изготовление различных экономических продуктов или предоставление услуг, необходимых потребителю. Чтобы организовать эффективный бизнес надо много знать и уметь. Требуется затратить много усилий для достижения успеха. |
Торговый | Основа бизнеса – купля-продажа товаров. Действует правило: купил подешевле – продал подороже. |
Финансовый | Предоставление денег в долг (в кредит) за определенное вознаграждение. Купля-продажа ценных бумаг (акций). |
Страховой | Страхование имущества и жизни от несчастных случаев, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий. Предоставление услуг страхования на страховом рынке. |
Посреднический | Посредник получает прибыль, оказывая услуги по распространению и продвижению готовой продукции от производителя к покупателю; подобная фирма выступает в качестве посредника между производителем и потребителем |
(Приложение 1)
В БИЗНЕСМЕНЫ Я ПОЙДУ. Для того, чтобы Вам начать заниматься бизнесом, нужно обладать определенными личностными качествами.
1.Предположите, какими качествами должен обладать бизнесмен.
2.Запишите их в свою тетрадь.
3.Выразите мнение, обладаете ли вы качествами бизнесмена. Ответ представьте одноклассника в устной форме.
(Приложение 2)
БИЗНЕС БИЗНЕСУ РОЗНЬ. Выбирая бизнес, люди учитывают свои интересы и способности. Соедините линиями виды бизнеса и их характеристики.
Вид бизнеса: | Характеристика |
Производственный | В данном бизнесе фирме получают прибыль, оказывая услуги по распространению и продвижению готовой продукции от производителя к покупателю; выступает в качестве посредника между производителем и потребителем |
Торговый: | Предоставление денег в долг (в кредит) за определенное вознаграждение. Купля-продажа ценных бумаг (акций). |
Финансовый | Основа бизнеса – купля-продажа товаров. Действует правило: купил подешевле – продал подороже. |
Страховой | Изготовление различных экономических продуктов или предоставление услуг, необходимых потребителю. Чтобы организовать эффективный бизнес надо много знать и уметь. Требуется затратить много усилий для достижения успеха. |
Посреднический | Страхование имущества и жизни от несчастных случаев, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий. |
Сделайте вывод о том, с чем связаны такие названия видов бизнеса. Ответ запишите в рабочую тетрадь.
Обсудите с соседом по парте: Какой вид предпринимательства наиболее важен для экономики?
(Приложение 3)
ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ. Разнообразие форм бизнеса зависит от того, работает предприниматель самостоятельно или объединяется с другими бизнесменами, пользуется только своим имуществом или привлекает также имущество других, трудится сам или использует труд наёмных работников. Прочитайте текст учебника на стр. 95, заполните таблицу.
Формы организации бизнеса | Достоинства | Недостатки |
Индивидуальное предприятие – это | ||
Товарищество – это | ||
Акционерное общество – это |
Проанализируйте таблицу, определите какая форма организации бизнеса наиболее удобна для начинающего предпринимателя. Ответ аргументируйте!
(Приложение 4)
ФОРМУЛА УСПЕХА. Теперь вы знаете, что такое бизнес, и каким должен быть бизнесмен. Составьте формулу бизнеса из предложенных карточек, вклеите ее в тетрадь.
Объясните, почему вы построили формулу именно так.
Предположите, что необходимо для успешного бизнеса.
Сделайте вывод о роли предпринимательства (бизнеса) для общества. Ответ запишите в рабочую тетрадь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бизнес. Предпринимательство.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ З НАТЬ И УМЕТЬ Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.
Личные качества бизнесмена 1.знание своего дела, 2.смелость , 3.инициативность , 4.готовность идти на риск, 5.стремление создавать новое , 6.самостоятельность , 7.ответственность , 8.расчетливость , 9.работоспособность
Виды бизнеса. Виды бизнеса Характеристика Производствен-ный Изготовление различных экономических продуктов или предоставление услуг, необходимых потребителю. Чтобы организовать эффективное производство надо много знать и уметь. Требуется затратить много усилий для достижения успеха. Торговый Основа бизнеса – купля-продажа товаров. Действует правило: купил подешевле – продал подороже. Финансовый Предоставление денег в долг (в кредит) за определенное вознаграждение. Купля-продажа ценных бумаг (акций). Страховой Страхование имущества и жизни от несчастных случаев, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий. Предоставление услуг страхования на страховом рынке. Посреднический Посредник получает прибыль, оказывая услуги по распространению и продвижению готовой продукции от производителя к покупателю; подобная фирма выступает в качестве посредника между производителем и потребителем
Формы бизнеса. Формы организации бизнеса Достоинства Недостатки Индивидуальное предприятие – это предприятие, которым владеет и управляет один человек. Легко создавать и контролировать. Свобода действия. Не хватает средств для развития бизнеса. Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу. Товарищество – это добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела Участники объединяют свои деньги, способности. Совместная ответственность за результат деятельности. Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. Возможны разногласия между партнёрами. Акционерное общество – это предприятие, собственником которого являются держатели акций. Можно собрать крупный капитал путём продажи акций. Используется для крупных проектов. Можно нанять профессиональный управляющий персонал. Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Самое сложное по организации предприятие.
Роль предпринимательства Существует «Формула» успешного бизнеса: Формула бизнеса: Вложение денег в дело + Успешная реализация проекта = Возврат вложенных денег + прибыль
Роль предпринимательства Предприниматель: 1) Производит товары и услуги, которые потребляют люди; 2) Создаёт новые рабочие места; 3) Оказывает поддержку, создает условия для развития и успеха нового бизнеса.
Используемая литература и источники: Учебник «Обществознание» 7 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова , Л.Ф.Ивановой . Пособие «Поурочные разработки по обществознанию» к УМК Л.Н. Боголюбова 6-7класс. Автор Е.Н. Сорокина. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie https :// ru.dreamstime.com https:// ru.pngtree.com http:// pricerange.ru https:// www.tripadvisor.ru http://moy-karapuzik.ru/skazka-muxa-cokotuxa / http://urusel.ru/zrenie/zarjadka-dlja-glaz/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова
Конспект урока по обществознанию (7 класс)Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства...
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.
Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС
Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"
Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"...
План конспект урока по обществознанию "Форма государства"
план конспект и презентация урока по обществознанию "Форма государства"...