Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социокультурной адаптации и жизнедеятельности в социуме, обеспечить их общее развитие, воспитание социальной активности, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_aktualnye_voprosyobshchestvoznaniya_11_klass.docx | 61.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического (педагогического, экспертного) совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № ____ | «Утверждаю» Директор МБОУ ДО ___________________/Ф.И.О./ приказ №______от_________20____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
_социально-педагогической направленности
«Актуальные вопросы обществознания»
(продвинутый уровень)
Возраст учащихся: __16-17 ______лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Путинцева Елена Валерьевна,
учитель истории и обществознания
Инжавино, 2017
Информационная карта
общеразвивающей программы дополнительного образования детей
Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Инжавино, Тамбовской области
Название программы: «Актуальные вопросы обществознания»
Фамилия, имя, отчество, должность автора: Путинцева Елена Валерьевна, учитель истории, обществознания
Сведения о программе:
Нормативная база: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;Положение об учреждениях дополнительного образования №504 от 26.06.2012г., Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы, Устав МБОУ «Инжавинская СОШ», Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ, Минобрнауки России 2015 г., Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Область применения: дополнительное образование детей
Направленность: социально-педагогическая
Тип программы: авторская
Вид программы: общеразвивающая
Возраст обучающихся:16-17 лет
Продолжительность освоение программы: 1 год
Рецензенты и авторы отзывов: _________________________________
_______________________________________________________________
Заключение методического совета: Первичная экспертиза и положительное заключение на её утверждение проведены на заседании методического совета МБОУ «ИСОШ» протокол № __ от «__» ______________ 20 г.
Утверждена программа директором приказ № __ от «__» __________ 20
Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социокультурной адаптации и жизнедеятельности в социуме, обеспечить их общее развитие, воспитание социальной активности, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Обществознание занимает особое место в образовательном процессе. Как учебный предмет оно создает у учащихся представление о целостности общества. Способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Формирует осознанное отношение к своему долгу. Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний. Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, предназначена для учащихся 9- 11-х классов, занимающихся по программе социально-экономического профиля. Программа расширяет школьную программу, учитывает возрастные и индивидуальные особенности одаренных детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию. Программа по обществознанию составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений с углублѐнным изучением предметов гуманитарного цикла и в соответствии с образовательными стандартами основного общего образования.
Обществознание — это наука, интегрирующая в себе большое количество дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Она представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
В основе содержания курса «Актуальные вопросы обществознания» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность. Данная программа помогает обучающимся осваивать окружающий мир, понимать законы его развития, социализировать личность.
Содержание программы соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.
Актуальность программы состоит в том, что материалы, изучаемые в курсе, дают представление о функционировании различных общественных институтов, помогут молодому человеку определиться с будущей профессией. Большая часть вопросов, освещаемых в процессе изучения курса, имеют вполне практическое применение в обычной жизни, давая представление школьникам и о функционировании современных экономических систем, и о правовой сфере, включая и вопросы семейного устройства, а также гражданского и административного права, с которыми так или иначе сталкивается в жизни любой человек. Раздел, посвящённый политике, также поможет молодому человеку сориентироваться в непростом устройстве современной политической жизни и поможет разобраться в политическом устройстве России. Актуальность ее состоит в реализации современных требований к личности: патриотичности, толерантности, гражданственности, социальной активности.
Дополнительная образовательная программа по обществознанию рассчитана на учащихся 11 классов, представляет собой вариант расширенной программы курса «Обществознание» средней школы, направленной на углублённое изучение предмета. Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет учителю получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данной программы дополнительного образования.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Новизна, отличительные особенности данной программы
Программа «Актуальные вопросы обществознания» является авторской. Идея разработки данной программы возникла из личного опыта педагога и анализа работы детского коллектива, а также из анализа существующих программ и методических пособий по данному виду деятельности таких известных ученых и методистов, как Л.Н.Боголюбова, А.И.Кравченко, Л.В. Поляков и др.
Новизна, отличительные особенности программы «Актуальные вопросы обществознания» от уже существующих образовательных программ заключаются в следующем.
1.В программе учтены современные законодательные и нормативные акты, регулирующие социально-экономическое развитие страны.
2.В содержании программы более глубоко проработаны вопросы практических занятий, направленные на проявление инициативы и активности детей в обсуждении социально-экономических, политических и духовных проблем. Данный подход мотивирует обучающихся к дальнейшему более глубокому изучению обществознания.
3.В программе представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития социально-экономического, политического мышления личности учащегося в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом решалась проблема адаптации учащихся к сложным условиям современности, что невозможно без деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь.
4.Программа ориентирована на развитие социального творчества школьников, то есть перевод подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Социальное творчество как высшая форма социальной деятельности направлено на преобразование и создание новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет учащемуся условия и среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и завершения его в виде реального осязаемого результата. Она обеспечивает ему приобретение новых и совершенствование имеющихся способностей.
Программа формирует потребность у учащихся иметь глубокие прочные знания, учитывает специфику интересов детей, способствует развитию мышления, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы по обществознанию состоит в том, что она представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Разделы курса составлены в соответствии со структурой единого государственного экзамена. Освоение содержания курса происходит с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, философии, политологии и др.
Практическая значимость программы состоит в том, что её использованием поможет школьникам в успешной сдаче ЕГЭ.
Программа курса поделена на два модуля, каждый из которых может изучаться отдельно. В первом модуле разбираются вопросы, касающиеся непосредственно человека и его места в мире, а также вопросы, связанные с работой более знакомых школьникам экономической, социальной и духовной общественных подсистем. Во втором – работа более сложной для понимания и менее известной школьникам политической подсистемы, включающая в себя такие разделы курса, как «политика» и «право».
Адресат программы
Обучающиеся по программе учащиеся старшего звена образовательного учреждения, занимающиеся второй год по программе социально-экономического профиля. На этом этапе развития учащиеся решают конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. Происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Речь идет об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в ВУЗ. Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с более младшими школьника заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (интернету, книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.
Формы и режим занятий.
Программа реализуется в течение одного года обучения.
Занятия по программе проводятся в по 2 часа в неделю. Полный курс обучения рассчитан на 72 часа. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы.
Формы реализации программы –очная.
состав группы - постоянный;
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – занятия проводятся по 2 часа в неделю (сдвоенные занятия), 68 часов в год..
Формы организации деятельности учащихся на занятии предполагает различные модели, в зависимости от задач, которые ставятся на занятиях.
Выделяются при реализации программы следующие группы форм организации обучения:
По количеству учащихся: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся: лекция, семинар, практикум, научно-практические конференции.
Методика преподавания ориентирована на практикоориентированные виды учебной деятельности, высокий уровень самостоятельной работы старшеклассников.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
При планировании и организации занятий определено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, используются активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рассматриваются на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов уделяется отработке умений учащихся, раскрывается смысл афористичного высказывания и формулируются собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Организована личностно-ориентированная работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксируются продвижение каждого ученика по пути достижения целей программы.
Итоговая оценка выставляется по результатам промежуточного контроля, а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
Важным условием эффективности учебного процесса является использование мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернет-ресурсов.
Особое внимание уделено организации самостоятельной работы старшеклассников.
Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания.
Основные методы обучения.
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий. демонстрационный;
учения: поисковый, репродуктивный, проблемный; метод проекта.
воспитания: убеждение, личный пример.
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Приемы организации деятельности:
Интерактивные-
- Занятие-лекция
- Занятие-Диспут
- Занятие-дискуссия
- Эссе по заданной теме
Активные
- Семинар
- Практическая работа
- Деловая игра
Основная цель программы – создание условий для развития социального творчества старших подростков, их социализации и приобщения к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества.
Основные задачи программы.
Обучающие:
- помочь уяснить, как следует ориентироваться в сложном мире современного общества, понимать изменения, происходящие внутри страны и на мировой арене;
- изучить особенности социальной политики государства, принципы политического устройства и вопросы правового регулирования отношений в обществе;
- способствовать получению детьми опыта самостоятельного общественного действия;
- формировать навыки адаптации в экономической, социальной, политической и правовой сферах общества;
- формировать социально-коммуникативную компетентность обучающихся;
- формировать социально-коммуникативную компетентность обучающихся;
Развивающие:
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
- научить делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам, предлагать собственные пути решения общественных проблем;
- развивать коммуникативные навыки с целью общения и сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
- формировать готовность использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
Воспитательные:
-воспитывать социально активную личность, ответственную за принимаемые решения;
-воспитывать уважение и принятие ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
-воспитывать патриотизм через осознание сопричастности к судьбам Родины.
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- развивать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-способствовать овладению навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- воспитывать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Учебный план
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
Раздел 1 Человек и общество. 16 часов | |||||||
1.1 | Человек и личность | 4 | 2 | 2 | Лекция, дискуссия. | Подготовка сообщения | |
1.2. | Методы и способы восприятия и оценки современного общества | 5 | 3 | 2 | лекция | тестирование | |
1.3 | Актуальные проблемы современного общества | 4 | 2 | 2 | семинар | Ситуационные задачи | |
1.4 | Духовная жизнь общества и культура | 3 | 1 | 2 | дискуссия. лекция | защита творческих работ и проектов | |
Раздел 2. «Общество как сложная динамическая система» 15 часов | |||||||
2.1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей | 4 | 3 | 1 | лекция | ||
2.2 | Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения | 5 | 3 | 2 | лекция | контрольное занятие | |
2.3 | Глобальные проблемы современности | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | защита творческих работ и проектов | |
2.4 | Конфликты в обществе и пути их решения | 3 | 2 | 1 | пактикум | Ситуационные задачи | |
Раздел 3 «Общество и экономика» 19 часов | |||||||
3.1 | Экономика – наука и хозяйство. Экономическая система. Типы экономических систем | 2 | 1 | 1 | лекция | контрольное занятие | |
3.2 | Понятие предпринимательской деятельности и ее участники | 3 | 1 | 2 | практикум | Ситуационные задачи | |
3.3 | Основные показатели уровня жизни общества. Потребительская корзина. Понятие прожиточного минимума | 2 | 1 | 1 | Занятие-дискуссия | Индивидуальные задания | |
3.4 | Рыночная экономика и ее принципы. Рынок и его роль в экономической жизни общества | 4 | 3 | 1 | Лекция, работа с источниками | тестирование | |
3.5 | Бюджет. Бюджетная политика государства | 3 | 2 | 1 | лекция. | контрольное занятие | |
3.6 | Финансово-кредитная политика. Таможенная политика | 3 | 2 | 1 | Работа с источниками | Индивидуальные задания | |
3.7 | Будущее российской экономики | 2 | 1 | 1 | Практическая работа | собеседование | |
Раздел 4.«Политическая сфера общества» 18 часов | |||||||
4.1 | Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы | 2 | 2 | лекция | собеседование | ||
4.2 | Политические режимы . | 4 | 3 | 1 | семинар | тестирование | |
4.3 | Правовое государство, его сущность и основные принципы. | 3 | 2 | 1 | лекция | зачет | |
4.4 | Государственный аппарат. Избирательные системы. | 4 | 2 | 2 | лекция | контрольное занятие | |
4.5 | Политические партии и многопартийность. | 2 | 1 | 1 | практикум | тестирование | |
4.6 | Политическая идеология и политическая деятельность | 3 | 2 | 1 | практикум | зачет | |
Итого | 72 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория:1
Раздел 1 «Человек и общество»
Тема 1.1. Человек и личность.
Теория. О задачах курса и плане работы на учебный год. Правила техники безопасности. Человек, как результат биологической и социальной эволюции.
Личностные характеристики человека: доброта, целеустремленность и т.д. Как формируются личностные качества человека под влиянием окружающей среды. Социализация человека. Как формируется личность человека под влиянием общества.
Практика. Знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с календарем конкурсных мероприятий. Планирование работы объединения на учебный год (работа в группах).
Входная диагностика. Беседа «Я и мое будущее». Беседа «Личностное и коллективное».
Тема 1.2. Методы и способы восприятия и оценки современного общества.
Теория. Основные методы восприятия окружающей среды: наблюдение, сравнение, оценка, анализ.
Практика. Игровое моделирование «Поведение людей в общественных местах».
Тема 1.3. Актуальные проблемы современного общества
Теория. Проблемы современного общества: социальные, экономические, политические.
Практика.
Выявление проблем муниципалитета. Исследование «Как решить проблемы нашего поселка».
Тема 3.4. Духовная жизнь общества и культура.
Теория. Духовная жизнь и ее элементы: мораль, наука, искусство, реклама, право.
Понятие религии, ее возникновение. Происхождение и распространение мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Их основатели, основные источники и содержание вероучения. Важнейшие элементы религии: вера, учение, религиозный культ и религиозные организации. Положение религиозных организаций в современной России. Понятие культуры и культурных ценностей. Общественные организации и их деятельность по сохранности культурного наследия. Многообразие культур. Формы и разновидности культуры. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Практика. Игровое моделирование «Роль средств массовой информации
в формировании духовной жизни общества».
Семинар «Семь чудес света».
Раздел 2.«Общество как сложная динамическая система»
2.1 Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Теория. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Объективные законы общества. Понятие коллективизма. «Ложный» коллективизм. Выдающиеся личности человеческого общества на различных этапах его развития: представители науки, культуры, политики и т.д
Практика. Беседа «Отшельники и их жизненное кредо».
Проект «С кого я хочу брать пример»
2.2. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения.
Теория. Общество, как форма жизнедеятельности людей и сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Социальные институты. Средства массовой информации, реклама и связи с общественностью как социальные институты. Типология обществ.
Практика. Проблемно-деловая игра «Моя оценка современного общества».
2.3 Глобальные проблемы современности.
Теория. Понятие глобальных проблем общества. Какие проблемы характерны для современного общества.
Практика. Практическая работа «Можно ли решить проблему безработицы
2.4 Конфликты в обществе и пути их решения
Теория. Понятие конфликта. Виды конфликтов и их природа.
Практика .Беседа«Конфликты в школе и семье».
Раздел 3 «Общество и экономика»
3.1. Экономика – наука и хозяйство. Экономическая система. Типы экономических систем.
Теория. Общее понятие об экономике. Научные теории развития экономических отношений в обществе. Понятие экономических систем и характеристика их типов. Общие понятия о потребностях общества и возможности их удовлетворения. Ресурсы экономики, их ограниченность. Деятельность общества по решению проблемы ограниченности ресурсов
Практика.
Тема 3.2. Понятие предпринимательской деятельности и ее участники.
Теория. Предпринимательская деятельность, ее признаки и факторы, определяющие направленность предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности и ее участники: производство, торговля, строительство, кредитная сфера и др. Особые требования к отдельным видам предпринимательской деятельности: лицензирование, валютные ограничения и др. Понятие прав и обязанностей участников предпринимательской деятельности, их законодательное закрепление. Практика реализации прав и обязанностей. Ответственность за нарушения в предпринимательской деятельности.
Практика. Игровое моделирование «Как стать предпринимателем». Практическая работа
Встреча с предпринимателями поселка.
Тема. 3.3 Основные показатели уровня жизни общества. Потребительская корзина. Понятие прожиточного минимума.
Теория. Уровень жизни населения. Понятие потребительской корзины и прожиточного минимума. Факторы, определяющие прожиточный минимум.
Практика. Практическая работа «Мои реальные потребности в жизни». Игровое моделирование «Почему в России низкий прожиточный уровень жизни».
Тема 3.4. Рыночная экономика и ее принципы. Рынок и его роль в экономической жизни общества.
Теория. Понятие рыночной экономики. Принципы свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Свойства рыночной экономики: наличие различных форм собственности, свободное ценообразование, невмешательство государства в предпринимательскую деятельность. Развитие мирохозяйственных связей. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Постоянные и переменные затраты. Факторы производства и факторные доходы.
Практика. Дискуссия «Почему невозможно наличие рыночной экономики «в чистом виде»?
Тема 3.5. Бюджет. Бюджетная политика государства
Теория.
Государственный бюджет. Государственный долг. Дефицит. Профицит. Доходы и расходы государственного бюджета. Деятельность государственных органов по подготовке, принятию и реализации бюджета. Фискальная и монетарная политика.
Практика.
Деловая игра «Какие статьи государственного бюджета необходимо увеличенное финансирование?»
Тема 3.6 Финансово-кредитная политика. Таможенная политика.
Теория. Деньги. Инфляция. Налоги. Банковская система. Финансовые институты. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Протекционизм и меркантилизм. Понятие таможенной политики государства. Факторы, определяющие таможенную политику на различных стадиях развития общества. Связь таможенной политики государства с уровнем экономического роста страны. Таможенные пошлины и сборы, правила их установления и регулирования. Понятие контрабанды, ответственность.
Практика. Семинарское занятие «Основа таможенной политики в РФ»
Тема 3.7 Будущее российской экономики.
Практика. Источник роста российской экономики. Глобализация. Роль российской экономики в мировом экономическом пространстве. Тенденции в развитии сотрудничества в рамках международных организаций.
Практика. Диспут «Судьба российской экономики как игрока на международной арене»
Раздел 4.«Политическая сфера общества»
Тема 4.1 Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.
Теория. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Практика. Беседа «Кого можно считать политиком».
Входная диагностика. Тест «Терминологический политический минимум».
Тема.4.2. Политические режимы.
Теория. Понятие о политических режимах. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Практика. Беседа «Диктатура и формы ее проявления».
Тема 4.3. Правовое государство, его сущность и основные принципы.
Теория. Понятие государства. Государство как главный институт политической власти. Функции и типы государства. Гражданское общество и государство. Функции государства.
Практика. Дискуссия «Какие функции государства надо усилить».
Тема.4.4. Государственный аппарат. Избирательные системы.
Теория. Государственный аппарат, его задачи и функции. Органы исполнительной власти. Избирательные системы, их виды и содержание. Пропорциональная и мажоритарные системы.
Практика. Игра «Честные выборы. Голосуй за нашего кандидата!»
Тема 4.5. Политические партиии многопартийность.
Теория. Понятие политических партий, их деятельность на политической арене. Программы политических партий. Виды политических партий. Современные политические системы.
Практика. Дискуссия «Можно ли отказаться от многопартийности в государстве».
Тема.4.6. Политическая идеология и политическая деятельность.
Теория. Политическая элита. Политическое лидерство. Политическое участие. Виды политических идеологий. Понятие политической идеологии.
Основные идейно-политические течения современности. Понятие политической деятельности, ее виды.
Практика. Дискуссия «Зачем обществу политическая идеология».
Практическая работа «Политические деятели России».
Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, поощрение наиболее активных учеников.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание.
Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-
составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.:
Интеллект-Центр, 2015.
2. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова,
О.А. Котова – М.: Астрель, 2016.
3. ЕГЭ-2016. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый
сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л.
Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С.
Королькова – М.: Эксмо, 2016.
Литература для учащихся:
1. Введение в обществознание. Общество-культура-цивилизация. Уч. пособие для 10-11кл. Часть 1. Захарова Е.Н. (1999, 192с.)
2. Введение в политологию. Учеб. пособие для 10-11 классов. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. (2000, 284с.)
3. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части C. Маркин С.А. (2011, 160с.)8. ЕГЭ. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю. (2011, 190с.)
4. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. (2013, 496с.)
5. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". В 2 частях. 10 и 11 классы. Под ред. Боголюбова Л.Н. (2003; 160с., 192с.)
Дополнительная литература:
1. Обществознание в схемах и таблицах. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. (2003, 352с.)
2. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. Баранов П.А. (2012, 190с.)
3. Обществознание. (Учебн. для 10кл. общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2007, 416с.)
4.Обществознание. (Учебник для ССУЗов) Курбатов В.И. (2012, 6-е изд., 512с.)
5.Обществознание. (Учебное пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы) Клименко А.В., Румынина В.В. (2004, 4-е изд., 480с.)
6. Обществознание. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2013, 95с.)
7. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя. Поляков Л.В. и др. (2007, 367с.)
8. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11класс. Методическое пособие. Поляков Л.В., Иоффе А.Н. (2008, 176с.)
9. Обществознание. ЕГЭ. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки к экзамену. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. (2013, 160с.)
10.Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. (2015, 478с.)
11.Обществознание. Полный экспресс-репетитор. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. (2013, 736с.)
12. Обществознание. Понятия и термины. Справочник. Брандт М.Ю. (2014, 128с.)
13. Обществознание. Практикум. 11 кл. (уч. пос. для общеобразоват. учр.: профильный уровень.) Боголюбов Л.Н. и др. (2010, 160с.)
14. Обществознание. Справочник для школьников. (2013, 192с.)
15. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. Боголюбов Л.Н. и др. (2013, 158с.)
16. Обществознание: 10-11кл. Школьный словарь-справочник. Барабанов В.В. (2004, 510с.)
17. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. Ч.1. Певцова Е.А. (2012, 224с.)
18. Сборник задач по праву с решениями. 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. (2012, 288с.)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого
государственного экзамена
2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства
образования и науки РФ
3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических
измерений
4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные
стандарты второго поколения
6. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования " Избранные вопросы математики"
Программа расчитана на 68 часов. Предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразователной школы...
Программа дополнительного образования «Избранные вопросы геометрии» для 9 класса
Рабочая программа дополнительного образования «Избранные вопросы геометрии» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень своих математич...
Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения проводятся во взаимосвязи с Прог...
рабочая программа дополнительных занятий "Сложные вопросы обществознания" для 9 класса
рабочая программа...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...
Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также дет...
Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потреб...