Исследование уровня правовой культуры жителей села Усть-Каменка
творческая работа учащихся по обществознанию (10, 11 класс) по теме
Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках обществознания, права, а также они думаю, будут полезны органам местного самоуправления и образовательной организации.Ведь правовая культура является важнейшей характеристикой гражданского общества и необходимым условием становления правового государства. Успешная модернизация страны невозможна без глубокого уважения населения к закону, готовности активно участвовать в претворении правовых норм в жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_asya_issledovanie_pravovoy_kultury_zhiteley_sela.docx | 48.69 КБ |
prilozhenie_1.docx | 15.2 КБ |
prilozhenie_2.docx | 82.76 КБ |
grafiki.docx | 80.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тогучинского района Новосибирской области
X муниципальная научно-практическая конференция школьников
Секция: обществознание
Анисимова Ася Александровна
(Ф.И.О. автора)
Исследование уровня правовой культуры жителей села
Усть-Каменка
(тема работы)
МКОУ Тогучинского района «Усть-Каменская средняя школа»
11 класс
(ОО,класс)
Руководитель: Кадникова Светлана Юрьевна
Квалификационная категория_-
Стаж работы : 9 лет
Должность: учитель истории и обществознания
2018 год
Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
- Основная часть.
1.1 Понятие правовой культуры………………………….....4
1.2 Структура правовой культуры…………………………5
1.3 Уровни и критерии правовой культуры………………6
1.4. Факторы, влияющие на уровень правовой культы...7
II. Практическая часть.
2.1. Исследование уровня правовой культуры жителей
села Усть-Каменка…………………………………………8
2.2. Результаты анкетирования………………………………9
Заключение ………………………………………………………………12
Литература ……………………………………………………………....14
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Актуальность.
Одним из основных показателей социально-политической зрелости гражданского общества и необходимым условием становления правового государства является высокий уровень правовой культуры граждан. Успешная модернизация страны невозможна без глубокого уважения населения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении правовых норм в повседневную жизнь.
В этом году я впервые буду участвовать в выборах Президента РФ, и мне стало интересно узнать, что об этом думают жители нашего села. Но каково же было мое удивление, когда на вопрос о выборах, многие отвечали, что не пойдут на них и вообще им это неинтересно.
На встрече начальника управления образования Агеенко Татьяны Аркадьевны и главы Усть-Каменского сельского совета Людмилы Геннадьевны Сысоевой с активистами села, на которой я присутствовала, обсуждался вопрос о причинах низкой явки жителей на выборы и сходы. И мне стало интересно разобраться в причинах такого поведения. Познакомившись с теоретическим материалом, выяснила, что одной из причин пассивности может быть низкий уровень правовой культуры. Я решила это проверить.
Цель: исследование уровня правовой культуры жителей села Усть-Каменка.
Объект: жители села с 14 - 60 лет.
Предмет: уровень правовой культуры.
Гипотезы:
- Уровень правовой культуры жителей села низкий.
- Чем выше образование, тем выше уровень правовой культуры.
Методы: анализ теоретической литературы, анкетирование, обработка и анализ данных.
Практическая значимость. Материалы исследовательской работы будут полезны органам местного самоуправления при планирования работы с населением, а также для организации воспитательной работы в образовательном учреждении.
I. Основная часть
1.1 Понятие правовой культуры
Единого подхода к трактовке категории «правовая культура» и ее структурных компонентов не существует, в силу того, что понятие это многогранно. Насчитывается более 250 определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
С.С. Алексеев, связывает этот термин с состоянием законодательства, работой суда, правоохранительных органов.
Л. Фридмэн видит в правовой культуре барометр общественной жизни (3).
Е.В. Аграновская представляет правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, определяющих правовое поведение»
Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают, что правовая культура охватывает все правовые ценности. (4)
Выделяют правовую культуру общества и правовую культуру личности.
Правовая культура общества представляет собой общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. (1)
Правовая культура личности - это свойство, которое характеризуется уважением к праву, достаточным знанием содержания его норм и умением их использовать, а также активным правомерным поведением во всех жизненных ситуациях.
Таким образом, правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения.(1) Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать.
1.2 Структура правовой культуры.
Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права. Ее структура включает:
-культуру правового сознания;
-культуру правового поведения;
-культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов [5]
Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.
Культура правового поведения – наличие правовых ориентаций, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.
Характерные особенности правовой культуры личности:
1) достаточно высокий уровень правосознания;
2) знание действующих законов страны;
3) соблюдение, исполнение или использование этих законов;
4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
5) правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с людьми;
6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. (5)
Таким образом, можно выделить следующие компоненты правовой культуры личности: знания, взгляды и установки, правовая активность, умения и навыки оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать и использовать для достижения поставленных целей законные средства.
- Уровни и критерии правовой культуры.
Существуют различные взгляды на определение уровней правовой культуры. В целом выделяют три: обыденный, профессиональный и доктринальный (теоретический). (7)
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; он ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
Профессиональный - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.
С.И. Нефедов выделяет два этапа формирования правовой культуры: первый - накопление правовых знаний и второй – превращение знаний в убеждения. (6)
А.С. Саламаткин определяет пять уровней: идеальный, высокий, средний, низкий, минимально допустимый (5).
В данной работе мы будем придерживаться критериев оценки, выработанных С.И Нефедовым и М.С Нефедовой: это положительные уровни (критический, допустимый и оптимальный) и отрицательный (недопустимый). (6) (Приложение 1). Уровень правовой культуры определяется сформированностью ее основных компонентов.
1.4. Факторы, влияющие на уровень правовой культуры.
Исследователи выделяют два основных фактора, воздействующих на уровень правовой культуры, как позитивно, так и негативно. (7)
- Влияние средств массовой информации.
Правовая пропаганда и широкое освещение в СМИ положительных результатов работы правоохранительных органов и органов государственной власти повышает степень доверия общества к законности и правопорядку, что положительно сказывается на правовой культуре населения. Но СМИ являются также источником негативной правовой информации о коррумпированности власти, несправедливом правосудии и т.п., что негативно влияет на представления человека о правоотношениях в обществе.
- Прецеденты.
Неукоснительное соблюдение законодательства органами власти всех уровней и их должностными лицами, участие в решении проблем граждан с помощью закона создают положительное впечатление о правоотношениях и способствуют повышению уровня правовой культуры. Однако отношение представителей законодательной, исполнительной, судебной власти к гражданам способно оставить не только позитивное, но и негативное впечатление о законе и работе государственных органов. Так, несоблюдение
законности, справедливости, неотвратимости наказания порождает правовой нигилизм в широких слоях населения.
К внутренним факторам, влияющих на формирование правовой культуры личности еще относят:
- привычку человека действовать правомерно или неправомерно;
- внутреннее убеждение в необходимости реализовывать юридические нормы для получения благ, ценностей и целей.
К внешним факторам следует отнести:
• круг лиц, с которыми индивид общается;
• характер и степень влияния указанных лиц на индивида;
• политическое и экономическое положение субъекта в обществе;
• состояние правопорядка и законности в обществе.
II. Практическая часть.
Исследование уровня правовой культуры жителей села Усть-Каменка
2.1. Цель и методы исследования. Характеристика респондентов
Цель – изучение сформированности правовой культуры у жителей села.
Задачи: составление анкеты; организация диагностики; интерпретация полученных данных; составление рекомендаций.
Критерии, характеризующие уровень правовой культуры, представлены в таблице (С.И Нефедов, М.С Нефедова). (Приложение №1). Показатели сформированности уровней культуры: мотивация, знания, отношение, поведение.
Для изучения развития данных компонентов у жителей села была составлена анкета. (Приложение №2). В анкете 14 вопросов, которые условно распределены по основным показателям:
Мотивация - № 5,8, 13
Знания – № 6, 10, 14
Отношение, ценности – № 7,9, 12, 13
Поведение – № 3,4,11,12
При составлении анкеты и анализе полученных данных наибольшую сложность вызвало определение готовности к правовому поведению, поэтому показатели могут быть недостаточно объективны.
В анкетировании приняли участие жители села от 14 до 60 лет.
Обследовано 70 человек: 14-25 лет -21 чел, 26-40 -30 чел, 41-60 лет – 16 чел; по уровню образования: основное – 15 чел, среднее – 12 чел, специальное – 29 чел, высшее – 14 чел;
На территории села проживает 220 взрослого населения от 14 до 60 лет, однако многие не проживают по месту прописки или уезжают работать в город, это усложнило проведение анкетирования.
2.2. Результаты анкетирования.
Согласно полученным данным, оптимальный (высокий) уровень правовой культуры показало всего 12,5 % жителей. Средний или допустимый
уровень - 31% . Самое большое число респондентов (46%) приходится на граждан, обладающих критическим (низким) уровнем правовых знаний и правовой культуры, еще 21% показали недопустимый уровень или отсутствие правовой культуры так таковой. (Приложение 2, диаграмма 1) Небольшая часть респондентов отказалась отвечать на вопросы, сказав, что они трудные и непонятные. Таким образом, гипотеза о низком уровне правовой культуры жителей села подтвердилась.
По возрастам ответы распределились следующим образом: оптимальный уровень показали граждане возрастной группы от 40 до 60 лет, также среди этой группы больше респондентов с допустимым уровнем (57%). Критический и недопустимый уровень чаще всего демонстрируют граждане от 18 до 25 лет, близко стоят и другие группы (26-40 лет). (Приложение 2, диаграмма 2)
Для подтверждения второй гипотезы, уровни правовой культуры респондентов были распределены по уровням образования. (Приложение 2, диаграмма 3)
Оптимальный уровень только у граждан с высшим образованием, допустимый у большинства со средне-специальным (профессиональным) образованием. Недопустимый уровень чаще встречается у жителей с основным образованием. Критический уровень распределяется почти одинаково по всем возрастным группам и поэтому можно предположить, что, вторая гипотеза подтверждается только частично.
Был сделан анализ основных компонентов правовой культуры (знания, мотивация, отношение, поведение). (Приложение 2, диаграмма 4)
Результаты свидетельствуют о том, что у всех четырех групп снижен уровень правовых знаний. Его можно охарактеризовать как низкий. Недостаточно хорошо граждане знают конституционные права и обязанности, затрудняются определять действия, являющиеся нарушением норм права.
Прямой зависимости от уровня образования не просматривается (хотя показатели у людей с высшим образованием чуть выше, чем у других групп). Хуже других знают конституционные обязанности граждане от 18 до 30 лет. (Приложение 2 диаграмма 5). Но большинство респондентов отмечают, что хорошо знакомы с основными положениями Конституции РФ, а вот 20% указало, что им это неинтересно.
Основным мотивом соблюдения законов у большинства является боязнь наказания, т.е доминируют внешние мотивы. Данная тенденция характерна для всех социально-демографических групп. (Приложение 2, диаграмма 6)
Индикатором уровня правовой культуры является место, связанных с законом, ценностей. Участникам опроса было предложено проранжировать
10 ценностей в порядке их значимости для них. Результаты показывают, что законность, гражданские права и свободы не входят в число приоритетов жителей села, находясь на 8-9 позиции в среднем. На первом месте семья, совесть. личные интересы, деньги, (Приложение 2, диаграмма 7).
Анализ готовности к правовому поведению показывает, что подавляющее большинство респондентов готовы отстаивать свои права, в случае, если они будут нарушены. У возрастной группы от 40 лет преобладает ответ «в зависимости от ситуации».
Большинство граждан отмечают, что иногда совершают мелкие правонарушения, причем молодые люди от 25 до 30 чаще всех нарушают нормы права; а респонденты в возрасте от 40 до 60 лет отмечают, что никогда не совершают правонарушения (75%). (Приложение 2, диаграммы 8.1, 8.2)
На вопрос «Принимаете ли Вы участие в выборах?» (Приложение 2, диаграмма 8.3) 65% опрошенных жителей от 40-60 лет указали, что всегда ходят на выборы и 35 %, если позволяет время.
А вот молодежь в возрасте от 18-30 лет чаще проявляет негативизм по отношению к выборам (40-50%), часть затрудняются ответить на этот вопрос.
Возрастная группа от 18 до 25 лет демонстрирует негативное отношение к деятельности правоохранительных органов, не желали бы принимать участие в охране общественного порядка (считают это унизительным для себя) и не сообщили бы о факте совершения преступления. А вот молодежь с 14-18 лет и более старшее поколение (40 - 60 лет) приняли бы участие в охране общественного порядка и сообщили бы о правонарушении.
Можно сказать, что учащиеся школы и люди старшего поколения занимают более активную гражданскую позицию.
Основным источником получения правовой информации для всех социально-демографических групп является Интернет, на втором месте справочные
системы и специальная литература. (Приложение 2, диаграмма 9)
Таким образом, исследование выявило низкий (критический) уровень правовой культуры жителей села. Это подтверждает гипотезу. Прямая зависимость между уровнем образования и сформированности показателей правовой культуры не просматривается, что подтверждает вторую гипотезу только частично.
На основе результатов анкетирования были составлены рекомендации по повышению правовой культуры (Приложение 3)
Заключение.
Правовая культура личности - это такое ее свойство, которое характеризуется уважением к праву, достаточным знанием содержания его норм и умением их использовать, а также активной правомерным поведением во всех жизненных ситуациях. Правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения.
Основными компонентами правовой культуры личности являются: знания, взгляды и установки, правовая активность, умения и навыки оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать и использовать для достижения поставленных целей законные средства.
Существуют различные взгляды на определение уровней правовой культуры.
Выделяют три положительных уровня (критический, допустимый и оптимальный) и один отрицательный (недопустимый).
Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы общества.
Исследование выявило низкий уровень правовой культуры жителей села, оптимальный уровень встречается только у жителей в возрасте от 40 до 60 лет.
Критический и недопустимый уровень чаще всего демонстрируют граждане от 18 до 40 лет. Это подтверждает нашу гипотезу.
Что касается второй гипотезы, то оптимальный уровень показывают только респонденты с высшим образованием, допустимый большинство со средне-специальным (профессиональным) образованием; недопустимый чаще встречается у жителей с основным образованием. Однако критический уровень характерен почти для всех возрастных групп. Прямая зависимость между уровнем образования и сформированностью показателей правовой культуры не просматривается.
Низкий уровень правовых знаний, признаки разрозненности знаний о нормах права, конституционных обязанностях наблюдается у всех групп.
Мотивами соблюдения законов у жителей села являются внешние мотивы (боязнь наказания за нарушения ). Законность, гражданские права и свободы не входят в число приоритетов жителей села. Большинство граждан отмечают, что иногда совершают мелкие правонарушения, причем молодые люди от 25 до 30 совершают это чаще.
Правовую активность более характерна для старшего поколения жителей, а вот молодежь в возрасте от 18-30 лет чаще проявляет негативизм и по отношению к выборам и правоохранительным органам. Можно сказать, что люди старшего поколения занимают более активную гражданскую позицию.
Основным источником получения правовой информации для всех социально-демографических групп является Интернет.
Формирование правовой культуры должно осуществляться на самом близком уровне к населению - уровне местной власти. Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Важно организовывать проведение бесед, лекций для жителей села, развивать и распространять
услуги по правовому сопровождению и бесплатному юридическому консультированию населения; по возможности использовать социальную рекламу, нацеленную на повышение правовой культуры населения, уважения и интереса к закону и праву.
Существует поговорка, хочешь изменить мир, начти с себя. Если население муниципального образования, и каждый житель примутся за исполнение своих полномочий, это будет шагом к правовому государству.
Литература.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Правовая_культура#Особенности_российской_правовой_культуры
- https://jurkom74.ru/ucheba/pravovaya-kultura-ponyatie-struktura-funktsii
- Алексеев С.С. Проблемы теории государ-ства и права. Т. 1. – Свердловск, 1974.
- 4.Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., «Наука», 1988.
- 5. Саламаткин С.Н. «Правовое воспитание личности». Красноярск, КГПУ, 1990.
- 6. С. И. Нефедов, М. С. Нефедова .Критерии сформированности правовой культуры. Ползуновский вестник, №3., 2006г. стр.224.
- https://studfiles.net/preview/5551703/page:48/
- .http://studbooks.net/1065084/pravo/vvedenie
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Критерии оценки сформированности уровней правовой культуры.
Параметры | Уровни | |||
Недопустимый | Критический | Допустимый | Оптимальный | |
Мотивация | Стремление к нарушению закона | Отсутствия стремления к соблюдению норм права | Стремление к применению правовых норм | Самосовершенствование правовой культуры. Стремление к творческому использованию правовых норм |
Знания | Ошибочные знания о нормах права | Разрозненные знания о нормах права | Знание основных норм права | Система правовых знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности |
Отношение, ценности | Отсутствие стремления к соблюдению правовых норм | Самоконтроль за соблюдением норм права по результату деятельности | Пошаговый самоконтроль за соблюдением правовых норм | Прогностический самоконтроль за соблюдением норм права Уважение к законам |
Поведение | Отсутствие практического опыта применения правовых норм | Владение умениями применения норм права в привычной обстановке | Умение использовать нормы права в непривычных, трудных ситуациях | Владение умениями применениями норм права, в том числе в опасной, экстремаль-ной обстановке, для противодействия на-рушению закона |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8.1
Диаграмма 8.2
Диаграмма 8.3
Диаграмма 9
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Диаграмма1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры
Формы организации деятельности по формированию антикоррупционного мировоззрения в Жемчужинской ОШ....
Первые жители села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Сведения о заселении предгорной зоны староверами...
Презентация к исследовательской работе: "Исследование проблемы йододефицита жителей села Бобровка"
содержит рекомендации по профилактике йододефицита...
Проект «Влияние продуктов сгорания автомобильных двигателей на состояние здоровья жителей села Пестрецы и уровень заболеваемости в Пестречинском районе (на примере экологической ситуации в селе Пестрецы)»
Исследование количества выбросов вредных веществ выхлопных газов автотранспорта на улицах пригородного Пестречинского района с разной интенсивностью движения автомобильного транспорта и изучить ...
Квест-игра по повышению уровня правовой культуры обучающихся «В теме»
Цель: формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ через ознакомление с основными правами и обязанностями человека, в игровой деятельности.Задачи:Дать возможность почувствовать себя гражданам...
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...
Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...