Первые жители села Солоновка Смоленского района Алтайского края
план-конспект занятия по краеведению (8 класс) на тему
Сведения о заселении предгорной зоны староверами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
По воспоминаниям старожилов время основания села 1626 год. | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
По косвенным данным Бийского краеведческого музея появление первых русских в предгорьях Алтая, близ устья речки Солоновочки, относится к первой четверти 17 века. Здесь основалось всего несколько убогих избушек с подслеповатыми оконцами, затянутыми бычьими пузырями, придавленные к земле плоскими крышами из лиственничной коры, построенными без единого гвоздя. Место, где осели новоселы, не принадлежало тогда еще России, а являлось владением ойратов(алтайцев). Кто же такие были новоселы? Это были беглые из России крепостные крестьяне, а также бежавшие из мест заключения каторжные, скрывавшиеся от преследования царской власти. Наличие огромных неосвоенных просторов позволяло им тайно укрываться в глухих местах. Возможно, на переселение толкали трудности проживания во времена смуты 1598-1612 годов. Кроме того, в 1601-1602 годах в России был страшный голод и начались массовые переселения из центральных уездов и Поволжья на Дон, Урал, Сибирь.
До 90-х годов 20 века считалось, что Солоновка основана в 1626 году, но документального доказательства не найдено. Большая часть населения Солоновки была староверами, появились они после церковной реформы 1654 года.
Русская православная старообрядческая церковь- самая древняя из православных церквей и единственная, сохранившая изначальные традиции христианства и благочестия, принятые на Руси от ее крещения в 988 году. Во время царствования Алексея Михайловича(1645-1676гг.), отца Петра 1, была проведена церковная реформа (раскол 1654г.), когда патриарх всея Руси Никон при поддержке царя приступил к исправлению богослужебных книг и церковных обрядов в соответствии с греческой православной традицией. Противники Никона (протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, боярыня Феодосия Морозова и др.) выступили против нововведения. Эта реформа принесла в жертву имперскому строительству исконное Православие. Была проведена насильственная унификация древнерусских церковных обычаев, приведение их в буквальное соответствие с теми обрядами, которые исполнялись тогда в Греции, Украине, Молдавии, тех странах, которые царь Алексей Михайлович желал включать в свою империю. В названных странах весь строй церковной жизни был изменен, слишком долго они находились под османским игом и западным влиянием. А в России все сохранилось в неизменности со времен ее крещения святым князем Владимиром. Реформаторы не понимали этого, они думали так: раз христианство принято Русью от греков, значит, все в церкви должно быть как у них.
Столкновение «никониан» и «староверов» приняло резкие формы. Протопоп Аввакум и его сторонники подверглись жестоким преследованиям. Староверы (старообрядцы) вынуждены были скрываться в глухих местах от преследования царского правительства. С 1668 по 1676 годы – 8 лет длилась осада Соловецкого монастыря на Белом море.
Истории известны факты организации старообрядческих поселений (скитов). Так, по реке Керженец (левый приток Волги, территория Нижегородской области) из беглых староверов возникли керженские скиты. Отсюда пошло название их поселенцев- кержаки. Название реки произошло от мордовского нарицательного «керж», что значит «левый»- левый приток Волги.
Царское правительство не оставляло в покое кержаков, были развернуты страшные гонения на старообрядцев. Так, в 1685 году, в правление царевны Софьи, были изданы «12 статей о раскольниках»- один из самых жестоких законов в российской истории. Там был, например, такой пункт : даже если некоторые «особоопасные» старообрядцы присоединятся к господствующей церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо «казнить смертию без всякого милосердия», причем казнить через сожжение, естественно, от этого зверства люди бежали в леса, за границу. Были и самосожжения. Выбор-то ведь небольшой: или тебя сожгут, или ты сам себя сожжешь. Но только в первом случае перед сожжением могут пытками вырвать отречение от старой веры. Так лучше уж умереть в вере, чем предателем! По смерти-то отвечать перед Богом! Многие и поныне считают это тупым фанатизмом. Но, например, известно, что в 1721 году был указ Синода, которым в каждой российской епархии вводились «епархиальные инквизиторы».
В 1721-1737 годах архиепископ нижегородский Питирим при помощи воинских частей сжег почти все керженские скиты, а раскольников принудительно выселил в Сибирь. К этому времени относится появление в Солоновке переселенцев с берегов Керженца - кержаков из рода Шадринцевых. Черданцевых, Фефеловых, Рехтиных, Поповых, Кошкаровых, Соколовых и др. Местный старожил Фефелов Василий Яковлевич, 1880 года рождения. Передовал слова своего прадеда, прожившего 107 лет, что «антихристово наваждение никонианцев в ту пору свалилось на нас, мучеников. Царевы слуги гнали народишко как скотину за горы Уральские, за Тобол-реку, на восход солнца. И за что терпели- маялись людишки? За стару веру, за стары книги, за двуперстие муку приняли сердешные. Шли покорно, но зловредным никонианцам не покорились. Крепки были в вере».
Но и здесь, на новом месте в Сибири, староверы стремились поселиться в самых глухих местах, чтоб сохранить свою веру от нашествия никониан. В середине 19 века бийский исправник вынужден был сообщить губернатору: «Деревни, примыкающие к горам,- раскольничьи исключительно, и они как бы окарауливают входы в Алтай». Таким же подходящим местом стало уже обжитое ранее каторжанами место на берегах Солоновочки. Почти до конца 17 века, около 50 лет, деревня существовала тайно за Бийской военной линией. Считается, что в 1796 году крестьянами-раскольниками самовольно основано поселение, названное ими Усть-Солоновкой. В воспоминаниях старожилов есть сведения, что первыми здесь останавливались кочевые племена в районе Перекопа и тока Солоновского отделения. В 1610 году на Прилавке горы Толстуха и по Солоновочке было 12-15 дворов.
По рассказам деда Фефелова Анатолия Дияновича (1920 г.р.) и Шадринцевой Матрены Васильевны сначала был заселен Перекоп, жили там «татары». Их дома назывались «фанза» и были построены из больших камней. Их складывали друг на друга, а землю изнутри выкапывали и вытаскивали. С тех пор, наверное, сохранились названия : гора Татарник, по дороге в горы- Коч-Агаш. Фанзы стояли и по левому берегу Солоновочки под Филиновкой. Русские начали селиться от устья Солоновочки вверх по течению до горновской дамбы, а выше были заимки, куда отселяли сыновей с семьями на лето. Постоянные дома появились там позже.
Первые документальные сведения о Солоновке содержатся в рапорте Бийского земского управителя Штермберга в канцелярию Колывано- Воскресенского горного начальства о поселении пришлых крестьян у реки Солоновки от 19 июля 1803 года, в котором он подтверждает, что « на речке Солоновке , состоящей за линией казачьих бекетов подлинно заселилось крестьян 120 душ, у коих домообзаводству, скотоводству, хлебопашеству учинено описание». Селение Солоновка признали незаконным, поэтому всем крестьянам Солоновки было приказано числиться и выполнять повинности за деревню Паутово. На вопрос управителя Штермберга 26 июня 1803 года о заселении крестьяне сказали, что они заселились « в бытность еще прежде бывшего земского управителя Габриэля». В этом же рапорте сообщается, что старшина Чанчиков деревни Верх- Ануйской подавал прошение заседателю Осипову Кузнецкого земского суда, «якобы имеют они стеснение от заселенных крестьян на речке Солоновке как в лесах, так и в рыбных промыслах, и что будто бы сие место им не принадлежащее».
Вспоминая рассказы покойного прадеда Фефелова о необъятных просторах и приволье здешних мест, правнук повествует, что гора Толстуха была вся покрыта сибирской лиственницей. А зверя и птицы непуганой- хоть палкой бей. Каждое лето с гор спускались в степи дикие козы, маралы, сохатые. Косяки козлов и маралов привлекали окрестности Солоновки, потому что здесь на поверхности почвы выступали солонцы, минеральные соли, необходимые для жизни животных.( Солонцы- засоленные почвы, происходят из солончаков при понижении уровня грунтовых вод, по мере вымывания избытка солей из верхнего слоя солончаков создаются условия для развития густой растительности. Солончаки- почвы, насыщенные солями, засоленные почвы, образуются при выветривании( разрушении) горных пород в условиях сухого климата, при котором легко растворимые соли не вымываются или слабо вымываются из почвы. С глубиной количество солей уменьшается. Встречаются пятнами и островами среди зональных почв степей.). Название село Солоновка получило, как утверждают старожилы, по наличию здесь соленых земель. Сел с таким названием несколько в Алтайском крае: в Волчихинском, Новичихинском районах; в 1930-х годах были в Солонешенском, Ребрихинском, Тюменцевском районах, в Усть-Калманском, Поспелихинском (сельсовет 12 лет Октября), Павловском( Черемновский сельсовет), Шипуновском ( Баталовский сельсовет).
18 декабря 1801 года, явясь в канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства ведения Барнаульской волости деревни Чесноковой крестьянин Леонтий Фефелов просил разрешить поселиться в устье речки Солоновки. Вместе с ним на этом месте поселились крестьяне деревни Шелегиной (Петропавловский район), в том числе Григорий Кашкаров.
Население «залинейных» деревень быстро росло. Бийская волость, куда они входили, расширялась на большие расстояния и стала трудно управляемой. Кабинет Его Величества 22 июня 1822 года решил устроить из селений за Бийской линией Алтайскую волость, в которую в числе других вошли Тырышкинское. Сычевское , Солоновское, Точильное. Так закончилось преследование самовольных поселенцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная Книга памяти села Шадрино, Калманского района, Алтайского края.
В данной работе собраны материалы о погибших воинах и ветеранах Великой Отечественной войны села Шадрино. В создании данной работы были использованны: Книга памяти Алтайского края (второй том), личные...
физико-географическое положение села солоновка смоленского района алтайского края
для работ по краеведению...
Памятники археологии окрестностей села солоновка смоленского района алтайского края
размещение и сведения об изучении археологических памятников в окрестностях села солоновка...
Щеки - памятник природы местного значения села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Щеки - урочище на реке Песчаная, часто посещается туристами, нуждается в охране. Описание, размещение, значение, охрана....
Участники Сталинградской битвы села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Материал содержит сведения об участников боёв: воспоминания,фамилии земляков, вернувшихся с войны и погибших под Сталинградом....
Участники защиты Ленинграда и боёв на северо-западе России села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Материал содержит воспоминания фронтовиков, фамилии участников тех событий и погибших в боях под Ленинградом....
Участники боёв под Москвой села Солоновка Смоленского района Алтайского края
Воспоминания фронтовиков, списки участников боёв и погибших под Москвой....