Урок-игра
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Ермолаева Мария Васильевна

Урок- игра: "Судебное разбирательство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра: «Судебное разбирательство».

 

«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

(Солон, 640-559 гг до н.э.)

Цель: знакомство учащихся с российским законодательством и принципами справедливого демократического судопроизводства.

Задачи: образовательные:

  • показать основные функции суда и прокуратуры;
  • развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;
  • определить основные роли участников судебного заседания;

        воспитательные:

  • формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;
  • способствовать развитию чувства ответственности за свои поступки;
  • воспитание уважения к законам, правилам дорожного движения;

     развивающие:

  • сформировать навыки полемики, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

План урока:

1. Судебная система РФ.

2. Функции судебной системы.

3. Предназначение судебных органов государства.

Тип урока: проблемный с элементами  ролевой игры.

Оборудование:

1. Конституция РФ.

2. Правила дорожного движения.

3. Визитные карточки участников судебного разбирательства.

4. Карточки-понятия.

5. Изображение богини правосудия Фемиды.

Участники судебного разбирательства:

1. Судья-Кузнецова Екатерина, Хальзова Екатерина, Мартынова Анастасия.

2. Прокурор-Пискунова Валерия

3. Адвокат- Максименкова Алина

4. Подсудимый – таксист Марычев Александр.

5. Пострадавший –   Двуглазов Егор, 13 лет.

6. Родители пострадавшего – отец (Моисеев Сергей).

7. Свидетели – друг   пострадавшего – Юмаева Ирина  – 14 лет; водителя такси – Забненков Андрей.                          

8. Эксперт - Костькин Юрий

9. Секретарь суда - Рысева Нина

        Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе, расстановка парт, рассаживание учащихся, организация внимания.

2. Вступительное слово учителя.

Знакомство учащихся с целями и задачами урока, с эпиграфом урока

  Народная мудрость гласит: «От сумы да от тюрьмы - не зарекайся». О чем нам говорит она?

  С каждым из нас может произойти несчастье в жизни – мы можем потерять, стать жертвой преступления, а можем оказаться и виновным лицом. Каким образом разрешается такая ситуация?

  Судебная власть – третья ветвь государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. А какого его предназначение? Ответ на этот вопрос позволит нам дать сегодняшний урок.

Вопрос учителя: 

Если совершено преступление или возник спор между гражданами по поводу нанесения тяжких телесных повреждений, то где он будет разбираться?

Предполагаемый ответ учащихся:

Разбирательство будет проходить в суде.

Вопрос учителя:

А что такое суд?

Предполагаемый ответ учащихся:

Место, где споры между сторонами разрешаются цивилизованным путем, т.е. по закону. Это орган государственной власти.

Вопрос учителя:

А какая главная задача суда?

Предполагаемый ответ учащихся:

Вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливое решение.

Слова учителя:

Давайте познакомимся с процессом осуществления судебного разбирательства.

3.  Подготовка к ролевой игре "Судебное разбирательство".

Вопрос учителя:

Предполагаемый ответ учащихся:

Слова учителя:

   Произошла следующая ситуация: в дорожно-транспортном происшествии пострадал 13 летний подросток. Он ехал на велосипеде и был сбит таксистом. Юноша в течение месяца находился на лечении. Кто виноват в этой ситуации?

  Виноват водитель, ему надо было быть внимательным.  

 

Сейчас все мы представим себя в зале судебных заседаний в роли участников судебного процесса, где разбирается уголовное дело. Вам необходимо разобраться в сути дела. Кто виноват и как должен быть наказан виновный?

    На нашем заседании присутствуют судья, адвокат, прокурор, секретарь суда и эксперт, потерпевший и его родители, подсудимый и свидетели.

   Эксперт будет знакомить нас с новыми понятиями урока.

    Основным правилом, которым мы будем пользоваться  - это слова афинского архонта Солона: «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон».

  Как вы понимаете эти слова?

  Что означает изображенная древними греками богиня правосудия Фемида?

Предполагаемый ответ учащихся:

Чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех, а потом вынести решение. Богиня Фемида изображена так, потому что повязка на глазах – это беспристрастие судей, весы – взвесить все за и против, меч – кара, наказание за преступление.

Вопрос учителя эксперту:

Кто решает, виновен человек или невиновен? Что такое правосудие?

Ответ эксперта:

Никто кроме суда не может назвать человека преступником!

Правосудие – защита законных прав и интересов граждан в суде.

4. Ход игры «Судебное разбирательство»:

Секретарь:

Судья:

Судья:

Подсудимый:

Судья:

Судья:

Прокурор:

Судья:

Адвокат:

Пострадавший:

Секретарь:

Судья:

Свидетель обвинения:

Секретарь:

Адвокат:

Свидетель защиты:

Судья:

Прокурор:

Судья:

Адвокат:

Судья:

Подсудимый:

Секретарь:

Секретарь:

 

Судья:

Секретарь:

Суд идет! Прошу всех встать! Председатель суда – Кузнецова Екатерина Дмитриевна.

   

Объявляю заседание открытым. Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний наказывается в соответствии со ст. 307 УК РФ.  

В суд поступил иск от родителей несовершеннолетнего, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.

     Следствием установлено, что обвиняемым является водитель такси – Марычев Александр Владимирович. Он сбил 13 летнего юношу-велосипедиста. Пострадавший уже поправился и находится вместе с родителями в зале суда. Родители требуют наказать водителя-таксиста по всей строгости закона.

Подсудимый, встаньте! Представьтесь, пожалуйста.

Я, Марычев Александр Владимирович, 1994 г. рождения.

Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УПК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми законными способами.

Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.

   

    В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью ФИ  был причинен средней тяжести вред. Это произошло «вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей». Содержание ст.118 УК РФ подтверждает тот факт, что Водитель-таксист – Марычев Александр Владимирович, только недавно получил водительские права, а в качестве водителя работает менее полугода.

Слово предоставляется пострадавшему. Адвокат может задать вопросы юноше.

Скажите, с какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?

Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил по своему микрорайону, а когда научился хорошо ездить, стал выезжать и в другие микрорайоны. Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить, держась одной рукой. А о правилах дорожного движения нам рассказывали в школе на классных часах.

Вызывается свидетель со стороны обвинения.

Представьтесь, пожалуйста. Опишите, как произошло происшествие?

Я друг Двуглазова Егора, меня зовут Юмаева Ирина, мне 14 лет. Это я учила ездить Егора на велосипеде. Мы с ним везде катались, летом на речку, в лес отдыхать. Все всегда было нормально. Но сейчас так много стало машин, что невозможно ездить на велосипеде, ведь они не уступают дорогу велосипедистам, хотя и должны.

Вызывается свидетель со стороны защиты.

Представьтесь, пожалуйста. Опишите, как произошло происшествие?

Я Забненков Андрей Сергеевич, 1992 года рождения. Работаю в том же автопарке, что и подсудимый. В тот день я тоже работал на такси, ехал сзади машины Марычева Александра. Я заметил следующее: велосипедист двигался посередине дороги, а когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне улицы. В это время и произошло столкновение.

У адвоката, прокурора есть еще вопросы к свидетелям? Нет.

Заключительное слово – прокурору.

Водитель  не проявил бдительность. Он не имеет хороших профессиональных навыков, поэтому и совершил преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ. Я требую наказания.

Заключительное слово предоставляется адвокату.

Водитель невиновен. Это можно доказать.

Во-первых, следствие установило, что велосипедист двигался

посередине дороги, а в пункте 24.2 Правил дорожного движения (по тексту) «Велосипедисты…должны двигаться только по правой полосе…возможно правее». Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Все это подтвердили свидетели. А в п. 24.3 ПДД сказано: «Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой…, поворачивать налево…на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении…».

В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в п. 24.1 ПДД говориться: « Управлять велосипедом… при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет».

Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.

Слово предоставляется подсудимому.

Уважаемый суд. Я прошу оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Двуглазова Егора. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло, нет. В результате аварии пострадала и моя машина. Я пытался уйти от столкновения и врезался в дерево.

Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.

Суд удаляется на совещание и возвращается через 2 минуты. В это время в классе идет обсуждение.

Встать, суд идет!

Суд вынес решение – оправдать водителя такси Марычева Александра Владимировича  из-за отсутствия состава преступления.

По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю такси ущерб, причиненный аварией. Марычев Александр  освобождается в зале суда.  

Заседание суда окончено.

5. Беседа с учащимися.

Вопросы учителя классу:

1. Справедливо ли решение суда?

2. А если бы не было суда, и родители бы принесли заявление и медицинское описание травмы чиновнику?

3. Какова роль прокурора в суде? Какова роль адвоката?

4. Для чего нужны свидетельские показатели?

5. Почему никто, кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?

6. Можно ли назвать российский суд гуманным?

7. Что необходимо для того, чтобы суд всегда выносил справедливые решения?

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...