Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 9 класс | 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»
Рассмотрена на заседании МО Согласовано Утверждено:
Протокол № __ от «__»____ 2015г. Заместитель дир. по УВР Директор _______________
Руководитель МО ______________ _____________________ А.А. Мамаев
Рабочая программа
по обществознанию в 9 классе
Разработчик программы: Локтев Алексей Владимирович учитель истории и обществознания
(Ф.И.О. учителя, предмет, категория)
г. Елизово
Камчатский край
2015 -1216 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- знания и представления о нормах российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) согласно учебному плану МБОУ ВСОШ.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) согласно учебному плану МБОУ ЕРВСШ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (ЗУН)
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Политика и социальное управление (11 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (21 час)
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Итоговое повторение (3 часа)
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе | Самостоятельная работа | ||
теория | практика | контроль | ||||
1 | Политика и социальное управление | 11 | 6 | 1 | 1 | 1 |
2 | Право | 21 | 12 | 5 | 1 | 3 |
3 | Итоговое повторение | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 18 | 7 | 3 | 5 |
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
По мере изучения учебного материала идёт углубление и расширение знаний применяются различные формы и виды контроля такие как:
Вводный для актуализации опорных или остаточных знаний по теме.
Текущий для контроля усвоения учебного материала.
Тематический для контроля усвоения учащимися определённого блока тем.
Итоговый для контроля усвоения учебного материала за весь курс обучения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, тема | Кол-во часов | № , параграф | Требования к уроку | контроль | Коррекционная работа | дата | |
план | факт | ||||||
Политика. | 11 | ||||||
1.Политика и власть. | 1 | №1 | Дать определение понятию «политика». Рассмотреть роль политики в жизни общества. Назвать главные особенности политической власти. | Устный опрос. | |||
2.Государство. | 1 | №2 | Сформулировать признаки и формы государства. Выявить причины появления государства. Сравнить разные формы правления. | Опрос. Письменные задания. | |||
3.Демократические политические режимы. | 1 | №3 | Дать определение понятию «демократический политический режим». Изучить основные виды политических режимов. Охарактеризовать развитие демократии в современном обществе. | Опрос. Письменные задания. | |||
4.Недемократические политические режимы. | 1 | №3 | Дать определение понятию «недемократический политический режим». Изучить основные виды политических режимов. Охарактеризовать развитие демократии в современном обществе. | Опрос. Письменные задания. | |||
5.Правовое государство. | 1 | №4 | Сформулировать определение правового государства. Изучить принципы правового государства. Охарактеризовать три ветви власти. Объяснить смысл понятия «право выше власти». | Опрос. Составление схемы. | |||
6.Гражданское общество и государство. | 1 | №5 | Дать определение понятию «гражданское общество». Сформулировать основные признаки гражданского общества. Объяснить различия между государственным управлением и местным самоуправлением. | Опрос. Письменные задания. Работа с документом. | |||
7.Участие граждан в политической жизни. | 1 | №6 | Проанализировать условия при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни. Дать оценку на основе приобретенных знаний принципов конституционного строя. | Опрос. Письменные задания. | |||
8.Избирательная система РФ | 1 | Конспект | Проанализировать избирательную систему РФ. Выявить слабые и сильные стороны избирательной системы РФ. | Опрос. Письменные задания. | |||
9.Политические партии и движения. | 1 | №7 | Дать определение понятиям «политические партии» и «общественные движения». Выявить причины возникновения общественно-политических движений. Проанализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире | Опрос. Письменные задания. | |||
10.Гражданин – человек, имеющий права. | 1 | №1-7 | Сформулировать определение понятия «гражданин». Дать оценку на основе приобретенных знаний о роли гражданина в политической жизни государства. | Опрос. Практические задания. | |||
11.Контрольная работа. | 1 | №1-7 | Обобщить и систематизировать знания, изученные в разделе «Политика». | Тест. | |||
Право. | 21 | ||||||
1.Право, и его роль в жизни общества и государства. | 1 | №8 | Дать определение понятию «право», «закон». Исследовать назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Выявить существенные признаки понятия «право»; Дать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. | Опрос. Письменные задания. | |||
2.Правоотношения и субъекты права. | 1 | №9 | Дать определение понятию «правоотношение», Выяснить, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. Охарактеризовать субъекты правоотношений. | Опрос. Письменные задания. | |||
3.Правонарушения и юридическая ответственность несовершеннолетних. | 1 | №10 | Изучить признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности несовершеннолетних. | Опрос. Работа с документом. Проблемные задания. | |||
4.Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | №10 | Определить виды юридической ответственности. | Опрос. Работа с документом. Проблемные задания. | |||
5.Правоохранительные органы. | 1 | №11 | Изучить функции правоохранительных органов. Проанализировать действия правоохранительных органов в разных ситуациях. | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания. | |||
6.Конституция Российской Федерации. | 1 | №12-13 | Дать характеристику историческим этапам развития конституции в России. Проанализировать основные принципы правового государства. | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания. | |||
7.Основы конституционного строя РФ. | 1 | Изучить вопрос: Почему конституция является законом высшей юридической силы? Исследовать принципы правового государства. | Опрос. Письменные задания. Проблемные задания. | ||||
8.Права и свободы человека и гражданина. | 1 | №14-15 | Изучить особенности юридических норм (прав человека). Охарактеризовать значимость права. Определять значимость защиты прав человека. | Опрос. Письменные задания. Работа с документом. | |||
9.Права и свободы гражданина РФ. | 1 | №14-15 | Определять значимость защиты прав человека в РФ. | Опрос. Письменные задания. Работа с документом | |||
10.Гражданские правоотношения. | 1 | №16 | Исследовать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Объяснить, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних. Охарактеризовать виды гражданско-правовых договоров | Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций. | |||
11.Право на труд. | 1 | №17 | Исследовать права и обязанности, включаемые в трудовой договор. | Опрос. Работа с документом. | |||
12.Трудовые правоотношения. | 1 | №17 | Исследовать права и обязанности, включаемые в трудовой договор. Охарактеризовать трудовые правоотношения. | Опрос. Работа с документом. | |||
13.Семейные правоотношения. Семья | 1 | №18 | Дать объяснение; нужна ли человеку семья, почему семья является приоритетной формой воспитания детей. | Опрос. Письменные задания. | |||
14.Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и ребенка. | 1 | №18 | Изучить условия вступления в брак и препятствия к его заключению. Исследовать права и обязанности родителей и ребенка. Выяснить в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. | Опрос. Работа с документом. | |||
15.Административные правоотношения. | 1 | №19 | Выяснить какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Составить схему «Административное право». | Опрос. Работа с документом и схемой. | |||
16.Уголовно-правовые отношения. | 1 | №20 | Изучить особенности уголовно-правовых отношений. | Опрос. Работа с документом. | |||
17.Преступление и наказание. | 1 | №20 | Определить, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители. | Опрос. Работа с документом. | |||
18.Социальные права. | 1 | №21 | Дать характеристику роли государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей. Дать определение понятию «социальное государство». Изучить основные направления социальной политики РФ. Объяснить, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | |||
19.Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | №22 | Дать характеристику международному гуманитарному праву. Назвать особенности и значение международного гуманитарного права. | Опрос. Работа с документом. | |||
20.Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | №23 | Изучить Конституцию РФ о праве на образование, Закон РФ «Об образовании». Выяснить, что дает образованность человеку. Проанализировать проблемы современного образования. Охарактеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка. | Опрос. Работа с документом. | |||
21.Право в жизни гражданина. | 1 | №8-23 | Обобщить и систематизировать знания, изученные в разделе «Право». | Письменные задания. Творческое задание. | |||
Итоговое повторение. | 3 | ||||||
1.Правовое государство и его граждане. | 1 | Повторить и систематизировать знания, изученные в разделе «Политика». | Опрос. Творческое задание. | ||||
2.Право в жизни человека. | 1 | Повторить и систематизировать знания, изученные в разделе «Право». | Опрос. Письменные задания. | ||||
3.Итоговая контрольная работа. | 1 | №1-23 | Обобщить и систематизировать знания по обществознанию за курс 9 класса | Тест. | |||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы:
- Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / [JI. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
Технические средства обучения:
- Обществознание. 8-11 класс. ЗАО “Новый диск”2004.
- Религиозная энциклопедия. Часть 1. ООО Издательский дом “Союз” 2007.
- Религиозная энциклопедия. Часть 2. ООО Издательский дом “Союз” 2007.
- Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты).
- Компьютер, проектор, интерактивная доска.
- Дидактический материал (раздаточный материал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...