Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Локтев Алексей Владимирович

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

   Рассмотрена на заседании МО                           Согласовано                                                                  Утверждено:

Протокол № __    от  «__»____ 2015г.                Заместитель дир. по УВР                                             Директор _______________

Руководитель МО ______________                     _____________________                                                                       А.А. Мамаев

Рабочая программа

по обществознанию в 7 классе

Разработчик программы:  Локтев Алексей Владимирович учитель истории и обществознания

(Ф.И.О. учителя, предмет, категория)

г. Елизово

Камчатский край

2015 -2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» для 7 класса школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 7 классе - эго второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Цели изучения предмета

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 -развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,

об        обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном Учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Учебный план МБОУ ВСОШ  отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

·сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

·выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (ЗУН)

В результате изучения обществознания ученик должен

знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение (1 час)

Курс обществознания в 7 классе. Как работать с учебником

Эволюция человека (6 часов)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь..

Человек среди людей  (8 часов) 

Межличностные отношения. Чувства – как основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Общение – особый вид деятельности людей. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Человек и закон (8 часов)

Что значит жить по правилам.  Многообразие правил. Социальные нормы и их виды.  Правила этикета. Права и обязанности граждан.  Виды прав. Обязанности.  Закон и его функции. Защита Отечества – священный долг и обязанность гражданина. Регулярная армия и военная служба.

Дисциплина, её виды.

Ответственность перед законом. Противозаконное поведение.  Ответственность несовершеннолетнего.

Правоохранительные органы Российской Федерации.

Человек и экономика  (9 часов)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Производство, распределение, обмен, потребление. Основные участники экономики.

Мастерство работника. Квалификация. Труд и зарплата.

Производство: организация, выручка, прибыль. Разделение труда в производстве.

Виды и формы бизнеса. Производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический. Формы организации бизнеса.

Обмен, торговля, реклама. Понятие стоимости, цены товара.  Торговля и ее формы.  Деньги и их функции.

Экономика семьи, её ресурсы. Семейный бюджет.

Человек и природа (3  часа)

Воздействие человека на природу. Экология – наука взаимодействия человека и природы. Загрязнение окружающей среды человеком.  Бережное отношение к природе  - как способ сохранения жизни на Земле. Экологическая мораль. Природоохранное законодательство.

Итоговое повторение (1 час)

 Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе

Самостоятельная работа

теория

практика

контроль

1

Введение

1

1

2

Эволюция человека

6

4

1

1

2

3

Человек среди людей

8

5

2

1

1

4

Человек и закон

8

6

1

1

1

5

Человек и экономика

9

6

2

1

1

6

Человек и природа

3

2

1

2

7

Итоговое повторение

1

1

Итого

36

24

7

5

7

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

По мере изучения учебного материала идёт углубление и расширение знаний применяются различные формы и виды контроля такие как:

Вводный для актуализации опорных или остаточных знаний по теме.

Текущий для контроля усвоения учебного материала.

Тематический для контроля усвоения учащимися определённого блока тем.

Итоговый для контроля усвоения учебного материала за весь курс обучения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема

Кол–во часов

№ , параграф

Требования к уроку

контроль

Коррекционная работа

Дата  

План

Факт

1.Введение

1

конспект

Познакомить с целями и задачами курса обществознания

Устный опрос

Тема 1. Эволюция человека

6

1.Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.

1

конспект

Познакомить учащихся с понятием общества в широком и узком смыслах

Фронтальный устный опрос

2.Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

1

конспект

Познакомить с основными сферами общественной жизни, выявить их особенности, взаимосвязь между собой

Фронтальный устный опрос

3.Развитие общества.

1

конспект

Выяснить с учащимися закономерности развития общества. Познакомить с понятиями революция, реформы, прогресс, регресс.

Фронтальный устный опрос

4.Биологическое и социальное в человеке.

1

конспект

Выявить с учениками биологическое и социальное в человеке. Ответить на вопрос: что важнее? По мнению ребят

Заполнение таблицы «Биологическое и социальное в человеке»

5.Мышление и речь.

1

конспект

Выяснить с учащимися основные отличия человека от представителей животного мира

Индивидуальный устный опрос

6.Повторительно-обобщающий урок по теме “ Эволюция человека ”

1

Обобщить полученные знания. Контроль

Письменные

задания

Тема 2. Человек среди людей

8

1.Отношения между людьми

1

№1

Выяснить с учащимися, какие отношения называются межличностными. Чувства - основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений

Фронтальный устный опрос

Письменные

задания

2.Добро и зло. Долг и совесть.

1

конспект

Познакомить учащихся с понятиями добра и зла, долга и совести

Фронтальный устный опрос

3.Ты и твои товарищи

1

№2

Выяснить с учащимися, какие бывают группы. Кто может быть лидером. О поощрениях и наказаниях.

С какой группой тебе по пути

Опрос.

Письменные

задания

4.Молодежные субкультуры

1

конспект

Охарактеризовать многообразие молодежных субкультур. Дать оценку поведению представителей молодежных субкультур.

Беседа

5.Зачем люди общаются

1

№3

Познакомить с понятиями. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками. Культура общения

Фронтальный устный опрос

6.Почему нужно быть терпимым

1

№4

Выяснить, как возникает межличностный конфликт. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте. Толерантное отношение к окружающим

Индивидуальный опрос.

Творческое задание

7.Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

1

конспект

Познакомить с понятием деятельности. Выяснить, какие бывают виды деятельности

Опрос. Письменные задания.

8.Повторительно-обобщающий урок по теме “ Человек среди людей ”

1

№1-4

Обобщить полученные знания. Контроль

Письменные

задания

Тема 3. Человек и закон

8

1.Что значит жить по правилам

1

№5

Выяснить с учащимися, что такое социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры

Опрос. Творческое задание «Моделирование конфликтной ситуации»

2.Права и обязанности граждан

1

№6

Объяснить роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка

Заполнение таблицы «Права и обязанности граждан»

3.Почему важно соблюдать законы

1

№7

Познакомить учащихся с понятиями свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. «Закон выше власти». Кто стоит на страже закона

Фронтальный устный опрос

4.Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность.

1

№8

Выяснить, что такое патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина - защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга

Опрос.

Письменные

задания

5.Что такое дисциплина

1

№9

Дать понятия: дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания

Опрос.

Письменные задания

6.Ответственность гражданина

1

№10

Познакомить с видами нормативно-правовых актов. Системой законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности

Тестирование

7.Кто стоит на страже закона

1

№11

Познакомить с понятиями: Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты прав несовершеннолетних

Творческое задание

8.Повторительно-обобщающий урок по теме “ Человек и закон ”

1

№5-11

Обобщить полученные знания. Контроль

Письменные

задания

Тема 4. Человек и экономика

9

Опрос

1.Экономика и общество.

1

№12

Выяснить с учащимися, что такое экономика и ее роль в жизни общества.

Опрос.

Творческое задание

2.Основные участники экономики.

1

Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Взаимосвязь производителей и потребителей

Опрос.

Творческое задание

3.Золотые руки работника

1

№13

Выяснить, что такое производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда

Опрос. Письменные задания.

Творческое задание

4.Производство: затраты, выручка, прибыль

1

№14

Выяснить, что такое издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства

Опрос. Письменные задания.

Творческое задание

5.Виды и формы бизнеса

1

№15

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики

Заполнение таблицы «.Виды и формы бизнеса»

6.Обмен, торговля, реклама

1

№16

Познакомить с понятиями: товары и услуги, обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля - источник богатства страны

Фронтальный устный опрос. Творческое задание

7.Деньги, их функции

1

№17

Выяснить, что такое деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция.

Индивидуальный устный опрос.

8.Экономика семьи

1

№18

Рассмотреть понятие семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве

Творческое задание

9.Повторительно-обобщающий урок по теме “ Человек и экономика

1

№12-18

Обобщить полученные знания. Контроль

Письменные

задания

Тема 5. Человек и природа

3

1.Воздействие человека на природу

1

№19

Выяснить с ребятами, что такое природа. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Способы воздействия человека на природу. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы

Опрос. Письменные задания.

Творческое задание

2.Охранять природу — значит охранять жизнь

1

№20

Выяснить, что значит относиться к природе по-человечески. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль

Творческое задание

3.Закон на страже природы

1

№21

Дать понять учащимся, что природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы

Творческое задание

Изучение Конституции РФ.

Заключение

1

1.Повторительно-обобщающий урок  за курс 7 класса

1

№1-21

Обобщить и систематизировать знания по обществознанию за курс 7 класса

Письменные задания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методическое обеспечение программы:

  1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. JI. Н. Боголюбова, JI. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.
  2. Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты).
  4. Дидактический материал (раздаточный материал).

Технические средства обучения:

  1. Обществознание. 8-11 класс. ЗАО “Новый диск”2004.
  2. Религиозная энциклопедия. Часть 1. ООО Издательский дом “Союз” 2007.
  3. Религиозная энциклопедия. Часть 2. ООО Издательский дом “Союз” 2007.
  4. Компьютер, проектор, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...