Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Милая Анна Куантаевна

Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob-vo_8_kl.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса «Обществознание»

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Критерии оценки

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированностьметапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.



  1. Тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Организационные формы обучения

Фронтальная

Групповая

Парная

индивидуальная

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата

План   факт

Глава I Личность и общество

1

1.1 Введение

Что делает человека человеком

1

 Фронтальная

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.

определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.

Анализировать полученную информацию, делать выводы

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества.

Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

Определять своё отношение к различным качествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснять понятие «самореализация».

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятельности

2

1.2 Человек, общество и природа.

1

Фронтальная

Знать понятия связи человека с природой.

Проследить влияние деятельности человека на окр. среду Экологический кризис, природные ресурсы, природное единство мира, биосфера, ноосфера

Анализировать полученную информацию, делать выводы

3

1.3 Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

1

Фронтальная

Уметь:

– объяснять понятия: общество, государство, страна;

– называть основные сферы жизни общества;

– характеризовать их;

– приводить примеры многообразия и единства мира.

пояснять сущность социального прогресса, включающего

в себя экономический, технический и культурный прогресс;

Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество

Анализировать полученную информацию, делать выводы

4

1.4 Развитие  общества

1

Фронтальная

 Понимать значение терминов  Отличать соц.  Революции от реформ Характеризовать различные общества

Осознавать проблемы человечества

Анализировать полученную информацию, делать выводы

5

1.5 Как стать личностью

1

Фронтальная

Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация  

6

1.6 Контрольная работа

1

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

7  

1.7 Итоговое тестирование

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

Глава II . Сфера духовной культуры

8

2.1 Сфера духовной жизни

1

Фронтальная

Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека

Анализировать полученную информацию, делать выводы

9

2.2 Мораль. Моральный выбор- это ответственность

1

Фронтальная

Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

10

2.3 Долг и совесть

1

Фронтальная

11

2.4 Образование

1

Фронтальная

Знать понятия и термины темы. Уметь анализировать текст, выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества Анализировать полученную информацию, делать выводы

12

2.5 Наука в современном обществе

1

Фронтальная

Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе

Анализировать полученную информацию, делать выводы

13

2.6 Религия как одна из форм культуры

1

Фронтальная

Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии.аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания

Анализировать полученную информацию, делать выводы

14

2.7 Подведение итогов главы

1

Фронтальная

Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями

Анализировать полученную информацию, делать выводы

15

2.8 Итоговое тестирование

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

Глава III  Социальная сфера

16

3.1 Социальная структура общества

1

Фронтальная

Уметь: объяснять и  характеризовать сущность социальной структуры;

– называть основные социальные нормы;

– сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения

Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт.

Анализировать полученную информацию, делать выводы

17

3.2 Социальные статусы и роли

Социальная сфера

1

Фронтальная

Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения;

– выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе.

Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль

Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения.

Анализировать полученную информацию, делать выводы

18

3.3 Нации и межнациональные отношения

1

Фронтальная

Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;  находить в учебной литературе оценочные суждения

о национальных проблемах.

Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Анализировать полученную информацию, делать выводы

19

3.4 Отклоняющееся поведение

1

Фронтальная

Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

20

3.5Итоговое тестирование

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

Глава IV Экономика

21

4.1 Экономика и ее роль в жизни общества

1

Фронтальная

Уметь характеризовать понятия;

– объяснять роль экономики в жизни общества;

– разъяснять структуру экономики.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

Анализировать полученную информацию, делать выводы

22

4.2 Главные вопросы экономики Собственность

Фронтальная

Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем

Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

23

4.3 Рыночная экономика

1

Фронтальная

Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику;

– называть основные функции цены;

– сравнивать

понятия конкуренция, монополия, олигополия.

Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

Анализировать полученную информацию, делать выводы

24

4.4 Производство- основа экономики

1

Фронтальная

Уметь:

– сравнивать понятия: товар

и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда.специализация, товар, услуги

Анализировать полученную информацию, делать выводы

25

4.5 Предпринимательская

1

Фронтальная

Уметь:

– приводить примеры предпринимательской деятельности;

– характеризовать предпринимательскую этику;

– высказывать суждения о

роли малого бизнеса.

Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе

Анализировать полученную информацию, делать выводы

26

4.6 Роль государства в экономике

1

Фронтальная

Уметь:

– называть способы воздействия государства на экономику;

– сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

27

4.7 Распределение доходов

1

Фронтальная

Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

28

4.8 Потребление

1

Фронтальная

Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей

Знать основные понятия и термины темы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

29

4.9 Инфляция и семейная экономика

1

Фронтальная

Уметь характеризовать причины инфляции.Знатьпонятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

Анализировать полученную информацию, делать выводы

30

4.10 Безработица, ее причины и последствия

1

Фронтальная

Уметь:

– называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

– объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

31

4.11 Мировое хозяйство и международная торговля

1

Фронтальная

Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали

Понимать значение  понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы

Анализировать полученную информацию, делать выводы

32

4.12 Подготовка к тестированию

По итогам главы

Контрольной работе

1

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

33

4.13 Тестирование

1

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

34

Контрольная работа

1

Фронтальная

Уметь обобщать и систематизировать информацию

Подведение итогов года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...