Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса «Обществознание»
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированностьметапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
- Тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Организационные формы обучения Фронтальная Групповая Парная индивидуальная | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата План факт | ||||
Глава I Личность и общество | |||||||||
1 | 1.1 Введение Что делает человека человеком | 1 | Фронтальная | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Анализировать полученную информацию, делать выводы Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности | |||||
2 | 1.2 Человек, общество и природа. | 1 | Фронтальная | Знать понятия связи человека с природой. Проследить влияние деятельности человека на окр. среду Экологический кризис, природные ресурсы, природное единство мира, биосфера, ноосфера Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
3 | 1.3 Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. | 1 | Фронтальная | Уметь: – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
4 | 1.4 Развитие общества | 1 | Фронтальная | Понимать значение терминов Отличать соц. Революции от реформ Характеризовать различные общества Осознавать проблемы человечества Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
5 | 1.5 Как стать личностью | 1 | Фронтальная | Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация | |||||
6 | 1.6 Контрольная работа | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||||
7 | 1.7 Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||||
Глава II . Сфера духовной культуры | |||||||||
8 | 2.1 Сфера духовной жизни | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
9 | 2.2 Мораль. Моральный выбор- это ответственность | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
10 | 2.3 Долг и совесть | 1 | Фронтальная | ||||||
11 | 2.4 Образование | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы. Уметь анализировать текст, выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
12 | 2.5 Наука в современном обществе | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
13 | 2.6 Религия как одна из форм культуры | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии.аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
14 | 2.7 Подведение итогов главы | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
15 | 2.8 Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||||
Глава III Социальная сфера | |||||||||
16 | 3.1 Социальная структура общества | 1 | Фронтальная | Уметь: объяснять и характеризовать сущность социальной структуры; – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт. Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
17 | 3.2 Социальные статусы и роли Социальная сфера | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения. Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
18 | 3.3 Нации и межнациональные отношения | 1 | Фронтальная | Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
19 | 3.4 Отклоняющееся поведение | 1 | Фронтальная | Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
20 | 3.5Итоговое тестирование | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | ||||||
Глава IV Экономика | |||||||||
21 | 4.1 Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать понятия; – объяснять роль экономики в жизни общества; – разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
22 | 4.2 Главные вопросы экономики Собственность | Фронтальная | Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | ||||||
23 | 4.3 Рыночная экономика | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику; – называть основные функции цены; – сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
24 | 4.4 Производство- основа экономики | 1 | Фронтальная | Уметь: – сравнивать понятия: товар и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда.специализация, товар, услуги Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
25 | 4.5 Предпринимательская | 1 | Фронтальная | Уметь: – приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о | |||||
роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||||||
26 | 4.6 Роль государства в экономике | 1 | Фронтальная | Уметь: – называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог | |||||
27 | 4.7 Распределение доходов | 1 | Фронтальная | Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
28 | 4.8 Потребление | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
29 | 4.9 Инфляция и семейная экономика | 1 | Фронтальная | Уметь характеризовать причины инфляции.Знатьпонятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
30 | 4.10 Безработица, ее причины и последствия | 1 | Фронтальная | Уметь: – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
31 | 4.11 Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Фронтальная | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали Понимать значение понятий и терминов темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы Анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
32 | 4.12 Подготовка к тестированию По итогам главы Контрольной работе | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||||
33 | 4.13 Тестирование | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||||
34 | Контрольная работа | 1 | Фронтальная | Уметь обобщать и систематизировать информацию | |||||
Подведение итогов года | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...