Ролевая игра по теме "Защита прав потребителей"
элективный курс по обществознанию (7 класс) на тему

Новикова Юлия Андреевна

Ролевая игра расчитана на 7-11 классы, опирется за Закон "О защите прав потребителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Защита прав потребителей

Цель

Научиться отстаивать свои права, выступая в роли потребителей и производителей, путем решения практических задач, при покупке товаров и оказании услуг.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться аргументировать свою точку зрения, решать поставленные задачи, основываясь на правах потребителя

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения во время урока, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: сознательно организовывать свою учебную деятельность.

Познавательные: сформировать у учащихся рациональное потребительское поведение.

Формирование осознанного выбора, наиболее эффективного способа решения задач

Тип урока

Ролевая игра

Основные понятия

Потребитель, производитель, качество, товар, продавец.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Обществознание

Работа в группах

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 23.11.09 № 261-ФЗ).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность ученика

(УУД)

1. Организационный этап

Называет тему урока, ставит цели перед учащимися. Участники конкурса делятся на три команды.

Слова учителя:

- Сегодня мы поговорим о правах потребителей. Каждый из нас на протяжении всей жизни является потребителем. Мы приобретаем товары, услуги – и часто сталкиваемся с обманом, обвесом по причине отсутствия знаний в этой сфере.

Мы в игровой форме познакомимся с законом РФ «О защите прав потребителей», узнаем, что необходимо знать покупателю и продавцу, как вести себя в той или иной ситуации.

Для работы в группах вам понадобится знать основные права потребителя:

- качественный товар;

- достоверная, полная информация о товаре;

- возмещение причиненного ущерба;

- безопасность товара (работы, услуги).

Приветствуют учителя. Делятся на команды, выбирают капитана команды.

Фронтальная.

Словесный

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Мотивационно-целевой

Согласно закону «О защите прав потребителей» в случае приобретения товара с дефектами покупатель имеет право произвести его возврат и потребовать вернуть уплаченные денежные средства. Такое правило распространяется и на случаи возвращения изделий надлежащего качества продавцу в течение 14 дней с момента приобретения. Однако не всегда магазины соглашаются на возврат денег. Поэтому стоит знать, когда их отказ законен, а когда нет.

Следует иметь в виду, что существуют такие категории товаров, за возврат которых невозможно потребовать уплаты денежных средств.  К ним относятся технически сложные изделия, а также вещи длительного использования (окна, двери и так далее), лекарственные и медицинские препараты. Кроме того, если недостатки возникли по вине покупателя, закончился срок годности или гарантии, нарушен товарный вид изделия, деньги вернуть не удастся.

Нередки незаконные случаи отказа в возвращении денег покупателю. Это может быть просто нежелание даже без объяснения причин. Продавец может ссылаться на отсутствие кассового или товарного чека, хотя имеются свидетели вашей покупки. Зачастую в качестве отговорки ссылаются на то, что изделие входит в перечень не подлежащих возврату, хотя на самом деле оно туда не входит. Возможной причиной может быть элементарное отсутствие денег в кассе в настоящий момент, а так же факт приобретения товара по акции.

Если обращение в магазин с требованием возврата денежных средств было произведено в устной форме и получен отказ, следует написать письменную претензию в адрес продавца. Она составляется в двух экземплярах, на одной из которых ставится отметка магазина о принятии. Возможен вариант отправки претензии заказным письмом с уведомлением по почте.

Срок рассмотрения претензии 10 дней. Если за этот срок продавец вам не ответил или ответил отказом, можно обращаться с заявлением в Роспотребнадзор или суд.

Учитель объясняет правила игры.

Ролевая игра проходит в 4 этапа:

1 Этап – Разминка. На этом этапе каждая команда получает карточку с определениями, в которой нужно выбрать понятие, которое подходит по смыслу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл плюс 1 балл команде, сдавшей первой свою карточку).

2 Этап – Права потребителей при приобретении товара. Команды должны представить сценку с явным нарушением прав потребителей. В сценке может участвовать: продавец, потребитель, производитель, ремонтная компания, рекламная компания (сценка оценивается по следующим критериям: доступность – 1 балл, законность – 1 балл, коллективность – 1 балл, оригинальность – 1 балл).

3 Этап – Ситуационные задачи. На мониторе появляется слайд с описанием конкретной ситуации. Команде следует определить какие права потребителя нарушены (отвечают капитаны команд в порядке очереди каждая задача 1 балл. В случае неправильного ответа очередь переходит к следующей команде).

4 Этап – Итоговое тестирование. Каждой команде предлагается ряд тестовых заданий, которые они решают на время (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл плюс 1 балл команде, сдавшей первой свою карточку).

См. приложение.

Учащиеся слушают правила игры.

Смотрят презентацию

Фронтальный.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

3. Деятельностный

«Разминка»

- Учитель раздает командам карточки с определениями, которые помогут вспомнить основные понятия по данной теме. После выполнения учитель считает набранные баллы.

«Права потребителей при приобретении товара»

Команды по очереди показывают сценку, которая иллюстрирует нарушение прав потребителя.

После выступления всех команд, подводятся итоги по предложенным критериям.

«Ситуационные задачи»

На данном этапе учитель выводит на экран ситуационные задачи, которые так или иначе затрагивают права потребителей.

«Итоговое тестирование»

Учитель раздает карточки с тестовыми заданиями. При распределении баллов учитывается правильность ответа и скорость выполнения

- Учащиеся, получив карточку, на время выполняют задание

- Команды распределяют между собой должности, которые они будут исполнять в ходе сценки, придумывают сценарий развития событий.

- Команды внимательно читают задачи. Капитаны команд по очереди отвечает на вопрос.

- Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым показывая уровень знаний по данной теме.

Фронтальная.

Работа в группах

Ролевая игра

Индивидуальная, групповая работа

Регулятивные:

  • организовывать свою учебную деятельность.

Познавательные:

  • используют свои знания и личный опыт;
  • приводят примеры из жизни в доказательство или опровержение сказанного;
  • решение ситуационных задач.

Коммуникативные:

  • умение говорить и слушать других;
  • аргументируют свою точку зрения.

4. Подведение итогов

Учитель суммирует все набранные баллы и объявляет результаты ролевой игры.

Проблемный вопрос: от чего же зависит соблюдение интересов потребителей?

Ученики слушают результаты игры и отвечают на проблемный вопрос.

Работа в группах

Рефлексия

Личностные:

формирование основ потребительских интересов, путем самостоятельного ответа на вопрос.

5. Выставление оценок.

Выставление оценок победившей команде

Получают оценки.

Личностные:

получают моральное удовлетворение от урока.



Предварительный просмотр:

Приложение

«Разминка»

Необходимо к каждому понятию подобрать определение.

1. потребитель

А) Санитарные нормы и правила, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг)

2. производитель

Б) Направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации

3. качество

В) Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары

4. продавец

Г) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю

5. срок годности

Е) Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар или услугу.

6. лицензия

Ж) Совокупность характеристик объекта, определяющих ее класс

7. стандарт

З) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям

8. реклама

И) Период безопасного использования товара.

«Права потребителей при приобретении товара»

  1. Команда: Вы купили в магазине платье, но через 3 дня после стирки при 60 градусах оно село и стало вам мало……
  2. Команда: Вы купили в магазине йогурт, но не посмотрели на срок годности. Придя домой и вскрыв упаковку, вы заметили плесень и неприятный запах…..
  3. Команда: Вы купили в магазине телевизор, когда служба доставки привезла его по указанному адресу, вы обнаружили, что нет проводов, пульта и антенны (они продаются отдельно)…….

«Ситуационные задачи»

  1. Ольга обратилась в элитный парикмахерский салон, чтобы ей сделали укладку с использованием специальных средств фирмы. На следующий день она обнаружила, что её волосы стали обламываться и выпадать, а кожа головы непрерывно чесалась. Когда она обратилась к администратору салона, ей сказали, что это у них первый подобный случай, а так как мастер, выполнявший укладку, имеет высшую категорию и не мог ошибиться, то её состояние, скорее всего объясняется индивидуальной непереносимостью укладочных средств, в чём салон не виноват. Ей предложили провести лечение волос за 30% стоимости этой услуги (3600 руб.). Какие требования и кому может предъявит Ольга?
  2. Покупатель в магазине выбирает консервы (маринованные грибы, огурцы и т. д.). Внимательно смотрит на дату изготовления, срок хранения. Выбрав нужный товар, оплачивает на кассе. Чек не берет. Дома выясняется, что товар испорчен. На следующий день покупатель приходит в магазин с требованием вернуть ему деньги. Но продавец отказывает, ссылаясь на отсутствие чека. Прав ли продавец? Как поступить в данной ситуации покупателю?
  3. Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин. Правомерны ли действия магазина в данной ситуации?
  4. Во время лечения Виктории в платной стоматологической поликлинике врач, проводивший операцию, удалил здоровый зуб вместо больного. Когда ошибка была обнаружена, ей предложили сделать протезирование этого зуба за 50% стоимости работ. Как следует поступить Виктории?
  5. Александр приобрёл в магазине обои в рулонах и нанял мастера для наклейки их на стены. После того как работа была закончена, Александр обнаружил, что полотна разные по фактуре. Может ли Александр предъявить какие - либо претензии? Если да, то какие и кому?
  6. Во время ремонта обуви Алле сделали набойки из дорогого импортного материала стоимостью 350 р. Вместо отечественного за 150р., как было оплачено по квитанции. Ей предложили доплатить 200 р., мотивируя это тем, что поставленные набойки лучшего качества и надёжнее отечественного аналога. Как следует поступить Алле?

«Итоговое тестирование»

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

А) С момента передачи товара потребителю

Б) с момента изготовления товара

В) не устанавливается

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

А) Да

Б) Нет

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

А) 7 дней

Б) 14 дней

В) в течение всего времени, пока не появится подобный товар

4. На какие товары устанавливается срок годности?

А) продукты питания,

Б) медикаменты,

В) товары бытовой химии.

Г) одежда

5. Срок годности — это:
А) период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению;
Б) период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуются обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки;
В) период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя.

6. Обменять товар надлежащего качества потребитель может в течение

А) 10 дней

Б) 14 дней

В) 20 дней

7. Продавец (исполнитель) … без согласия потребителя выполнять дополнительные работы (услуги) за плату

А) вправе

Б) не вправе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Нарушение прав человека"

На примере героев басни показать детям, как в данном случае нарушены права человека по статье 6 Конвенции о правах ребенка....

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...

Ролевая игра "Золушка , или знаешь ли ты свои трудовые права"

Игра которая позволяет сформировать правовое сознание, правовую компетентность, правовую культуру учащихся и родителей....

Урок-игра "Защита прав потребителей"

Урок-игра способствует формированию у учащихся рационального потребительского поведения. На уроке используется презентация, видео, инсценировка...

Игра: "Счастливый случай". "Защита прав потребителя".

Цель: Добиться применения Закона РФ «О защите прав потребителей», привить навыки к самостоятельному оперативному использованию норм,  регулирующих отношения  между производи...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"

Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...

Презентация "Права потребителей. Федеральный закон о защите прав потребителей"

Презентация нацелена на формирование правовой культуры потребителя через знакомство с основными законами РФ.Учащиеся познкомятся с основными правами потребителей, узнают каким образом в повседневной ж...