Подготовка к ОГЭ (человек и общество)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Этот материал даст возможность учащися более тчательно подготовиться к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_chelovek_i_obshchestvo.doc | 73 КБ |
globalnye_problemy.doc | 23 КБ |
osnovnye_komponenty_deyatelnosti.doc | 26.5 КБ |
tipy_obshchestv.doc | 23.5 КБ |
etapy_sotsializatsii.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. Человек и общество
вопросы кодификатора
Общество как форма жизнедеятельности людей
Существует понятие общество в широком и узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Под обществом в узком смысле понимается:
- Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
- Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
- Население страны, государства (российское общество)
- Всё человечество в целом
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное
- Индустриальное
- Постиндустриальное
Более подробно типы обществ в дополнительных материалах.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Информация о глобальных проблемах в дополнительных материалах
Взаимодействие общества и природы
Существует понятие природы в широком и узком смысле.
В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;
в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая | Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Парламент, правительство партии, общественные организации и др. | Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Социальная | Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. | Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. | Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
- анатомия
- физиология
- протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Личность, особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.
Особенности подросткового возраста:
- Психологические изменения
- Физиологические изменения
- Развитие мышления
- Формирование самосознания
- Формирование мировоззрения
- Полярность мнений и поведения
- Чувство взрослости
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.
Структура деятельности включает в себя:
- Объект
- Субъект
- Мотив
- Цель
- Средства
- достижения
- Результат
Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
- Наличие общей цели;
- Совместная деятельность;
- Личное взаимодействие членов группы;
- Длительность существования;
- Добровольный характер
- Определённый эмоциональный фон.
Различают следующие типы малых групп:
- Условные (нет постоянных контактов)
- Реальные (постоянные контакты)
- Естественные (складываются сами по себе)
- Формальные (официальные)
- Неформальные (неофициальные)
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества:
- принципиальность, отзывчивость,
- честность, доброту и др.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
- Неумение контролировать эмоции
- Негативные чувства (зависть, корысть)
- Невоспитанность
- Различные ценностные ориентации
- Возрастные
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
Предварительный просмотр:
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели человеческой цивилизации.
- Климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
- Исчезновение многих видов животных и растений.
- Рост населения Земли.
- Быстрый рост потребления природных ресурсов.
- Международный терроризм.
Предварительный просмотр:
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Результат – это конечный продукт деятельности.
Предварительный просмотр:
Типы обществ
Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.
Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.
Предварительный просмотр:
Этапы социализации
- начальный (воспитание ребёнка в детстве, происходит в семье, детском саду);
- средний (происходит в юности, в процессе обучения в школе);
- завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, специалиста и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация блока вопросов "Человек и общество"- подготовка к ГИА
В презентации представлены некоторые вопросы блока кодификатора ГИА "Человек и общество". Можно использовать при подготовке к ГИА по обществу на консультациях, а так же на уроках по данной теме....
Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Человек и общество
Советы учащимся для подготовки к ЕГЭ.1. Научись правильно заполнять бланки ответов и поправок.2. Внимательно читай всё задание. Невнимательн...
Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА
Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...
тесты для подготовки к ЕГЭ по теме "Человек и общество"
работа состоит из тестов разного уровня, части А, В и С...
Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки
Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки...
Подготовка к итоговому сочинению. Человек и общество
Данная презентация поможет учителю при подготовке учащихся к итоговому сочинению 2017г. Направление "Человек и общество"...
подготовка к ОГЭ по обществознанию. Человек и общество
Данный тест - электронный, может быть использован в качестве домашнего задания или работы на уроко со Smart- доской...