тесты для подготовки к ЕГЭ по теме "Человек и общество"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

работа состоит из тестов разного уровня, части А, В и С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_i_chelovek.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Человек и общество»

1.     Понятие «общество» включает в себя

1) окружающий мир

2) природную среду обитания

3) способы взаимодействия людей

4) отсутствие связи с природой

2. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие                                  3)обособление от природы

                           

2) часть материального мира

                    4) форма объединения людей

3.     К функциям общества относится (-ятся)

1) производство материальных благ и услуг

2) воспроизводство и социализация человека

3) распределение продуктов труда

4) все перечисленные

4.      Какая черта не относится к обществу как системе?

1) статичность развития

2) альтернативность развития

3) незавершённость развития

4) непредсказуемость развития

5.     В понятие «институт общества» не входит

1) школа        3) армия

2) брак        4) дружба

6.  Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация        3) регресс

2) прогресс        4) модернизация

7.

 Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (-ются)

1) регрессивная направленность

2) революционные изменения

3) постепенные процессы

4) скачкообразные перемены

8.| Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

1) модернизация        3) революция

2) эволюция        4) реформа

9. На смену индустриальному обществу приходит обществ    

1) техногенное        3) нетрадиционное

2) информационное        4) аграрное

10.      К признакам традиционного общества относится

1) распределение материальных благ в соответствии с положением
личности в социальной иерархии        

2) преобладание фабричного производства

3) господство частной собственности

4) независимость от природно-климатических условий

11.    К глобальным проблемам современности относится (-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) развитие стран СНГ

4) все перечисленные

12. Определение: «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию

1) человек        .                  3) индивидуальность

2) личность        .     4) индивид

13. Человек в отличие от животного способен

1) проявлять эмоции

2) заботиться о потомстве

3) предварительно обдумывать своё поведение

4) совершать привычные действия

14.    Индивидуальность — это

1) биологические особенности человека

2) специфическое проявление человеческих, социальных, духовных и психологических особенностей

3) индивид в обществе        

4) развитая личность

15.    Какое  из  перечисленных   проявлений   относится   к сфере бессознательного?

1) твёрдое убеждение

2) благородное намерение

3) целенаправленное припоминание

4) творческое озарение

16.    Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное

место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется

1) менталитетом                     3) мышлением

2) миросозерцанием        4) мировоззрением

17.  Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1) механизмом самоконтроля

2) удовлетворением потребностей

3) выдвижением цели        

4) осознанием выбора средств

18.  К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки

2) влечения

3) мотивы

4) эмоции

19.     Познавательная деятельность в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств

2) ориентирована на процесс, а не на результат

3) осуществляется индивидуально

4) направлена на приобретение новых знаний

20.   Вид человеческой деятельности,  который  направлен на достижение практически полезного результата,— это

1) учёба        3) творчество

2) труд        4) игра

21.

   К социальным потребностям человека относится потребность в-

1) отдыхе

2)самосохранении

3) пище и воде

4) общении

22. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется

1) необходимостью        3) свободой

2) достоинство            4) ответственностью

23.  Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество — это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

24.  Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А. Критерием общественного прогресса может быть совершенствование нравственности людей.

Б. Критерием общественного прогресса может быть развитие человеческого разума.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

25.  Верны ли следующие суждения о революциях?

А. Революции представляют собой преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ общества.

Б. Революции всегда являются долговременными. -

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны        

26.Верны ли следующие суждения о регрессе в обществе?

А. Регресс в обществе представляет собой движение вперёд к более совершенному.

Б. Регресс в обществе имеет всегда пространственную и временную характеристику.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о модернизации?

А. Модернизация — революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу.

Б. Модернизация осуществляется путём комплексных реформ, растянутых во времени.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

28.  Верны ли следующие суждения о причинах глобализации

А. К причинам глобализации относится использование новых коммуникационных технологий.

Б. К причинам глобализации относится переход от национальной экономики к мировой.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б             4) оба суждения неверны

29.  Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

А. Понятие «личность» включает в себя понятие «индивидуальность».

Б. Понятие «личность» может не включать в себя понятие «индивид».

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

31.  Верны ли следующие суждения об антропогенезе?

А. Антропогенез — процесс развития человека от первобытности до современности.

Б. Антропогенез — процесс развития человека от момента рождения до смерти.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения об убеждениях?

А. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения.

 Б. Убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

33.  Верны ли следующие суждения о свободе личности?

А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

34.  Эмпирические знания не могут быть получены путём

1) опыта

2) математического моделирования

3) наблюдения

4) эксперимента

35. Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется

1) относительной истиной .  

2) объективной истиной

3) абсолютной истиной

4) объективной идеей

36.      Критерием (-ями) истины является (-ются)

1) соответствие господствующему в обществе учению

2) практика

3) мнение руководства

4) все перечисленные

37.     Определение:   «Культура,   создаваемая   привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура        3) элитарная культура

2) массовая культура        4) национальная культура

38. культуре не относится

1) миф

2) легенда

3) салонная музыка

4) сказка

39.     К массовой культуре не относится

1) поп-музыка        3) сказка

2) сенсационная новость        4) кино

40.  Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется

1) духовной

2) элитарной        

3) массовой

4) народной

41. К науке как системе знаний не относятся

1) слухи

2) теории

3) суждения

4 факты

42.   К ранним формам религиозного отношения к миру не принадлежит

1) тотемизм

2) анимизм

3) фетишизм        

4) табу

43.    Искусство как вид культуры характеризуется

1) соответствием реальности

2) точностью и определённостью

3) творческим характером и образностью

4) творческим характером и понятийным мышлением

44.   Особая форма общественного сознания,  регулирующая действия людей в обществе с помощью норм, называется

1) искусством

2) моралью

3) массовой культурой

4) народной культурой

45. В обществе Б. господствует натуральное сельскозяйственное производство, принадлежность к коллективу определяет образ жизни человека, вся совокупность отношений, сложившихся в данном обществе, освещается религией. К какому типу относится общество Б.?

1) постиндустриальному

2) информационному

3) традиционному   -

4) индустриальному

46. Общество Д. характеризуется открытостью и подвижностью социальных структур, широким применением механизмов и технологий. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Д. является постиндустриальным?

1) широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни

2) превращение промышленных корпораций в центры социальной организации

3) углубление разделения труда, развитие его специализации

4) наличие тесного взаимодействия с другими странами

47. В стране К. новое правительство, пришедшее к власти, ввело всеобщее среднее образование, медицинское страхование, пособия по безработице. Какие реформы были проведены в стране К.?

1) экономические

2) социальные

3) политические

4) законодательные           .

48. В стране Н. в целях изменения социальных институтов и образа жизни людей осуществлялись закупка зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии, приглашение иностранных специалистов, обучение своих работников за рубежом. Какой процесс имел место в стране Н.?

1) революция        3) модернизация

2) регресс        4) стагнация

49. Один человек, характеризуя Вселенную, утверждал: «Земля является центром Вселенной, который неподвижен. Вокруг этого центра вращаются небесные светила. Небо — это иной мир, ни в чём не похожий на «грешную землю». Этот мир вечный, неизменный и совершенный, в нём живут боги». Какой тип мировоззрения иллюстрирует приведённое утверждение?

1) научное        3) .обыденное

2) религиозное     .        4) философское

50. Под руководством главного дирижёра и художественного руководителя Мариинского театра В. А. Гергиева была поставлена оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунгов». Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?

1) духовная                       3) социальная

2) политическая        4) экономическая

51.     Английские матросы говорят:

«Чайка бродит по песку — Моряку  сулит тоску, И пока не влезет в воду — Штормовую жди погоду».

Этот пример иллюстрирует

1) паранаучное знание

2) научное знание

3) житейское знание

4) художественное знание

52 Утверждение:  «Как известно,  человек рождается  со сферическим биополем» является примером

1) научного знания

2) практического знания

3) житейского знания

4) паранаучного знания

53.  Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?

1) восприятие        3) понятие

2) представление        4) суждение

54. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников общеобразовательных учреждений. Им задавали вопрос: «Каков результат вашего обучения в школе?». Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа

% опрошенных

девочки

мальчики

Общий уровень знаний

40

38

Развитие способностей

22

20

Развитие    общекультурного кругозора

30

28

Формирование    способности ориентироваться в жизни

8

14

Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение.

1) Наименьшее число опрошенных указало на то, что результатом обучения в школе стало развитие способностей.

2) Развитие общекультурного кругозора в качестве результата обучения в школе отметило больше мальчиков, чем девочек.

3) Формирование способности ориентироваться в жизни в качестве результата обучения в школе указало меньше девочек, чем мальчиков.

4) Среди опрошенных мальчиков развитие общекультурного кругозора как результат обучения в школе заняло третье место.

55. В стране Л. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую функцию морали вы считаете определяющей в жизни общества?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.

1) Четверть опрошенных видит определяющую функцию морали в жизни общества в мотивации поведения человека.

2) На третьем по популярности месте среди функций морали в жизни общества оказалось обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей.

3) Число опрошенных, которые назвали мотивацию поведения человека в качестве определяющей функции морали в жизни общества, больше, чем тех, кто выбрал утверждение человеческого в человеке.

4) Регулирование поведения человека в обществе в качестве определяющей функции морали отметило столько же опрошенных, сколько указали на утверждение человеческого в человеке и обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей.

 56.        Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

Б. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

57.  Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

58.  Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

59. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура может представлять совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.

Б. Субкультура — это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

60.  Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

 А. Массовая культура является большей частью развлекательной.

доступностью,  легкостью  вос-

Б. Массовая   культура  отличается приятия, упрощённостью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

. 61. Верны ли следующие суждения о духовной деятельности?

А. Духовная деятельность направлена на преобразование объектов природы и общества.

Б. Духовная деятельность включает материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

62.  Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука — это особый вид деятельности.

 Б. Наука — это особая отрасль знаний.

1) верно только А        3) верны -оба суждения

2) верно'только Б        4) оба суждения неверны

63.       Верны ли следующие суждения о паранауке?

А. Паранаука стремится к ясности, однозначности, рецептурное.

Б. Паранаука иногда способствует выдвижению  новых  научных проблем.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) .верно только Б        4) оба суждения неверны

64. Верны ли следующие суждения о сущности гуманитаризации образования?

А. Гуманитаризация образования представляет собой интеграцию образовательных систем.

Б. Гуманитаризация образования представляет собой массовое распространение среднего и высшего образования.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

65.    Верны ли следующие суждения о функциях религии?

А. Религия осуществляет рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Б. Религия служит основой для норм и ценностей, определяющих отношение человека к миру.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

66.   Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство формирует способность человека к эстетическому восприятию мира.

Б. Искусство выражает личностное видение мира.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба суждения неверны

67.   Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль регулирует только отношения, подконтрольные государству.

Б. Мораль опирается на идеи добра и зла.

1) верно только А        3) верны оба суждения

2) верно только Б        4) оба су

   В1.    Запишите слово, пропущенное в схеме.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

биологические (органические, материальные)

духовные (идеальные, познавательные)

 

    В.2| Запишите слово, пропущенное в схеме.

духовные ценности

знания

СТРУКТУРА ...

принципы

\

1

убеждения

идеи

 

    В.3.    Запишите слово, пропущенное в схеме.

социальный- институт со своей структурой и функциями

отрасль духовного производства

особая система знания

    В4.    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за ис-

ключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; анализ; сравнение. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию..

В.5..

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за ис-

ключением одного, связаны с понятием «массовая культура».

Социальная   мифология;   стандартизация;   реклама;   уникальность; развлекательность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию..

 

В 6   Ниже приведён перечень терминов. Все они, за ис-

ключением одного, связаны с понятием «прогресс»,

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию 

В7 Установите соответствие между понятиями, характеризующими человека, и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) конкретный носитель всех социальных и психологических черт

Б) единичный представитель человеческого рода

В) социальная индивидуальность

Г) формируется в процессе социализации

Д) отдельный живой организм, особь


ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА

1) индивид

2) личность

В8.    Установите

соответствие между видами деятельности и её проявлениями

к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) материальная

2) духовная

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

В) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделирования

В9

В.9.Установите соответствие между типами обществ и их

основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

А) высокая социальная мобильность
Б) деспотическое государство
В) неразделённость административной власти
Г) признание демократических прав и свобод личности

        ,
Д) включённость всех в коллектив

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Д) включённость всех в коллектив

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное

2) индустриальное

В. 10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Концепции локальных культур и цивилизаций возникли в тот период, когда перед человечеством встали со всей остротой глобальные проблемы и угрозы. (2) Считается, что проблемы цивилизации должны рассматриваться и решаться на глобальном уровне. (3) С точки зрения исследователей, возникновение глобальных проблем вызвали' новый взлёт интереса к анализу цивилизационной проблематики. (4) По-видимому, ответ на глобальные вызовы может быть найден не в рамках той или иной локальной культуры, а в масштабе всей планеты, усилиями всего человечества.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер        Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Образование обладает непреходящей ценностью и по своей сущности работает на будущее. (2) Думается, что далеко не всегда и во всём устремления, ценностно-целевые аспекты государства и общества в отношении образования совпадают. (3) Государство, на наш взгляд, нередко лишь провозглашает свои образовательные приоритеты. (4) Представляется, что зрелость общества, помимо прочего, можно определить по тому, насколько ему удаётся влиять на определение первоочередных задач в области образования в высших государственных учреждениях.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В. 12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

 (1) Глобализация включает в себя сжатие мира в целом и быстрый рост осознания этого. (2) Необходимо признать, что в последнее врет мя термин «глобализация» приобрёл крайне негативное значение и оттенок во всём мире. (3) По мнению ряда исследователей, это обусловлено негативными процессами, идущими в мире и рассматриваемыми как последствия глобализации. (4) Глобализацию, по-видимому, связывают с тенденциями модернизации, взаимозависимости, интеграции и универсализации.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его ха
рактер.

В. 13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Только в деятельности ________________(1) совершенствуется, становится развитой ________________(2). Ему свойственно оценивать _______________________ (3) своей деятельности и вносить коррективы в постановку ___________(4), выдвижение мотивов и выбор _________(5) деятельности. Нередко в разговоре используют как равнозначные понятия «деятельность» и «___________(6), тогда как между ними есть существенная разница: последнее понятие приобретает нравственное содержание».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

А) личность

Б) поведение

В) индивидуальность

Г) поступок

Д) человек

Е) общение

Ж) результат

3)  средство

И) цель

В.14  Прочитайте  приведённый  ниже, текст,  в котором

пропущен ряд слов.

«Исторический ———————.(1) растянулся на тысячелетия и рас
сматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до
наших дней. Он интегрирован в социальные ____  (2), являю
щиеся неотъемлемой его сущностью: _______ (3) людей (индиви
дов,- социальных групп), продукты человеческой ______
        (4)
(материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи,
концепции). Его основу составляют _______ (5), т. е. те или
иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной
жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, по
литические и культурные связи и _____ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим-, мысленно за-
полняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в
списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
А) отношение        Г) процесс                      Ж) событие
Б) регресс                       Д) опыт      '                   3) деятельность
В) фактор                         Е) действие                     И) структура
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под
каждым номером букву, соответствующую выбранному вами, слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

  В. 15.       Прочитайте приведённый ниже текст, в котором

пропущен ряд слов.        

«Культура в самом широком смысле определяется как
_______ (1) организации и развития человеческой жизнедеятель
ности и её        ___ (2). Это понятие отражает объект, кото
рый включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов че
ловеческой деятельности, общественных форм организации, процес
сов, _________ (3), всё, что уже сделано, делается и даже в
некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура
жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического
________ (4) социальных ________ (5) как своё основание.
В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности
или её основные языки: наука, искусство и _________
 (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном, числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за
полняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в
списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
А) отношение        Г) нравственность        Ж) исследование
Б) смысл             .           Д) организация              3) результат
В) регулирование            Е) способ                        И) институт
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв, перенесите в бланк ответов.

Часть 3 (С)

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4 (человек и общество).

«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях" на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за её пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

Для того, чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причём областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Ещё одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития» (Миголатъев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 81—82.).

 | С1. | Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

 \ С2. | Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

 I СЗ. I Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции.

 I С4. I Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

С. 5 Укажите три отличия человека от животного.

С. 6. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о революции.

С. 7 Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С. 8 Раскройте на трёх примерах вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных  потребностей человека.

С. 9 Раскройте на трёх примерах влияния духовной сферы на развитие общества

С. 10 Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

С. 11 Основоположник современной аэродинамики Н.Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полётами птиц, источником подъёмной силы их полётов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчёты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолётов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных учёным. Сущность какого процесса иллюстрирует приведённый пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С. 12 Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там — яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений»? Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?

С. 13 По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.

С. 14 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как продукт эволюции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С. 15 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С. 16 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности учащихся как части специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.

Обобщение опыта учителя информатики.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение_1–Паспорт проекта презентации ученика.Пиложение_2–Примерная презентация по теме. (Приложение_2_элективные курсы).Приложение_3–Конспект урока ин...

Тесты для подготовки к олимпиадам по теме «Общество как социальная система».

Тесты для подготовки учащихся 10-11 классов к олимпиадам...

Подготовка к итоговому сочинению. Человек и общество

Данная презентация поможет учителю при подготовке учащихся к итоговому сочинению 2017г. Направление "Человек и общество"...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Модуль Общество.

Данный материал содержит лекции по обществознанию для подготовки к ЕГЭ модуль Общество....

Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию: Человек. Общество. Духовная сфера.

Данный материал будет полезен педагогам и учащимся для организации подготовки к ОГЭ по обществознанию. Максимально сжатый конспект позволит за короткий срок повторить ранее изученные темы....

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Развитие общества"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Развитие общества"...

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Гражданское общество и государство"

Материал для подготовки в ОГЭ по разделы: "Гражданское общество и государство"...