Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Человек и общество
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Евтюхина Раиса Павловна

 

Советы учащимся  для подготовки к ЕГЭ.

1.     Научись правильно заполнять бланки ответов и поправок.

2.     Внимательно читай всё задание. Невнимательное небрежное чтение ведёт к неверному ответу.

3.     Старайся ликвидировать пробелы в знаниях  в соответствии с Кодификатором по основным содержательным разделам: человек, общество, экономика, социология, политология, правоведение.

4.     Для выявления пробелов используй тематические тесты.

5.     Используй Глоссарий для запоминания основных обществоведческих понятий.

6.     Задания С части записывай чётким и аккуратным почерком, помечая номер задания: С1, С2, С3 и т.д.

7.     Эссе пиши сначала на черновике, чистовой вариант не оставляет возможности отшлифовать мысль, работать творчески.

8.     Сначала запиши точно  без ошибок и пропусков слов тему эссе, вникни в её суть, выяви проблему, подумай над аргументами «за» или «против». Используй                обществоведческие термины в своих рассуждениях.

9.     При подготовке к ЕГЭ  работай с типовыми заданиями ФИПИ для Единого государственного экзамена.

10.   Участвуй в проведении пробных экзаменов по типу ЕГЭ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура содержания.

Раздел I. Человек и общество.

Раздел II.Экономика.

Раздел Ш. Социальные отношения.

Раздел IV. Политика.

Раздел V. Право.

Раздел I. Человек и общество.

Тема 1. Человек и природа.

Природа - весь мир в его многообразии форм и проявлений (биосфера + ноосфера + космос - широкий смысл).

Природа – биосфера, естественные условия жизни общества, человека(узкий смысл)

  1. Взаимное влияние природы и общества.
  2. Многообразие и единство мира

Тема 2. Человек, индивид, личность.

Человек – биологическое, психологическое, социальное существо.

Индивид – («атом» - греч) один из многих людей.

Индивидуальность – человек, обладающий неповторимыми особенностями, отличающийся творчеством и оригинальностью в действиях.

Личность – человеческое существо с индивидуальными особенностями характера, темперамента, интеллектуальными и волевыми качествами, проявляющихся в общественных отношениях и сознательной деятельности.

  1. Тема 3. Мировоззрение, его виды.

                        Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, его миропонимание.                    

                                            Виды мировоззрений:

  1. Обыденное мировоззрение - житейское мировоззрение, формируется стихийно, опирается на жизненный опыт человека.
  2. Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, других священных книг.
  3. Научное мировоззрение – мировоззрение, опирающееся на достижения науки, обобщённые итоги человеческой деятельности.
  4. Гуманистическое мировоззрение – мировоззрение людей, стремящихся осуществить развитие общества на благо людей по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

 Тема 4. Истина и её критерии.

  1. Познаваем ли мир:

Агностики – сторонники философского учения, отрицающего возможность познания мира человеком (например Д.Юм – английский учёный).

Гносеологи – сторонники учения о возможности познания мира, доказывают несостоятельность учения агностицизма.

Все, кто признаёт познаваемость мира, различают две формы познания: чувственного – через ощущения, восприятия и представления и рационального через понятия, суждения, умозаключения. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Но знания могут оказаться как истинными, так и ложными. 

Истина -  достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее                     действительности, подкреплённое практикой.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин не много. Больше истин относительных, которые ограничены данным конкретным моментом. Чтобы отличить истину от заблуждений, выделяют следующие критерии истины:

- непротиворечивость

- логически стройное знание, согласовано с имеющейся системой взглядов;

- практика - ведущий критерий истины,  включает накопленный опыт, эксперимент, логическую согласованность и практическую полезность;

- теория – обоснование в математических науках, завершающееся теоретическим доказательством.

Особенности научного познания (см в презентации)

Два уровня научного знания (см в презентации)

    Тема 5. Понятие «общество».

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – конкретный этап в историческом развитии народов (феодальное общество, рабовладельческое общество).

Общество – часть материального мира, состоящая из людей с характерными способами взаимодействия (российское общество, китайское общество)

Общество – динамично развивающаяся система.

Общество – коллектив коллективов, всё человечество в целом.     

 

       Тема 6. Типология обществ.

Общества со сходными признаками или критериями составляют типологию обществ.

По наличию письменности: письменные и дописьменные.

По степени социального расслоения : простые(нет богатых и бедных) и сложные(с социальным расслоением).

По способу производства и форме собственности (по общественно-экономическим формациям предложил разделять К.Маркс) :

- первобытное

-рабовладельческое

- феодальное

-  капиталистическое

- коммунистическое (в будущем).

Современная наука использует все признаки и типологии и  разделяет все существовавшие и существующие общества на три типа:  

- доиндустриальное(или традиционное)

- индустриальное

- постиндустриальное  – термин ввели А.Тоффлер и Д.Белл (сегодня называют информационное)

     

   Тема 7. Основные сферы общества.

Экономическая сфера

производство       обмен    распределение       потребление

Политическая сфера

государство            местные                        политические               общественные

                             органы власти                      партии                        объединения                                                      

Социальная сфера

                 социальные                         классы                      нации              организации,

                 слои                                                                                       обеспечивающие благосостояние

Духовная сфера

культура          наука             образование             религия

           

                 

                  Тема 8. Социальные институты общества

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества:

  1. Семья
  2. Производство(завод, фирма)
  3. Школа (образование)
  4. Церковь (религия)
  5. Государство (армия)

Функции социальных институтов:

-  воспроизводство и воспитание детей,

-  производство и распределение жизненных благ,

-  социализация - передача знаний, общественных ценностей, наследия культуры

-  решение духовных проблем,

-  управление , контроль, поддержание законов, порядка, безопасности

Тема 9. Культура. Формы и разновидности культуры.

 Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.

Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Культура формируется на основе отбора, сохранения и развития людьми элементов культуры.

Элементы  культуры:

  1. Знания жизненно необходимы человеку для безопасного существования, удовлетворения своих потребностей и понимания окружающего мира.
  2. Ценности – ядро культуры, высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную деятельность.
  3. Нормы – правила, образец, стандарты поведения людей в виде обычаев, традиций, морали, религии, ритуалов.
  4. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, организует опыт людей, помогает координировать  их действия.

Функции культуры: 

- приспособления к окружающей среде;

- накопления, хранения и передачи культурных ценностей;

- регулирование жизни общества и деятельности человека;

-социализации и адаптации к жизни в человеческом обществе;

- коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие между людьми.

Формы культур:

  1. Народная – национальная культура, создаваемая народом (этносом), передающаяся из уст в уста в виде фольклора, нравов, обычаев.
  2. Массовая -  культура больших масс людей различных национальностей как единое целое, сложившееся в XX веке в связи с размыванием границ. Она имеет коммерческую направленность, ориентируется на массового потребителя, проста,  доступна и развлекательна.
  3. Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг людей, подготовленных к  восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
  4. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.  Субкультура может быть позитивной (профессиональные субкультуры) и негативной (контркультурой - культурой тех групп общества, которые бросают вызов обществу, претендуя на универсальность).

Тема 10. Социальный прогресс.

 Социальный прогресс – поступательное развитие общества от простого к сложному,                от низшего к высшему, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Социальный прогресс

экономический           технический                         культурный

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология.

Процессом противоположным прогрессу, является регресс - отступление общества от завоёванных позиций, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Человечество в целом не регрессировало, хотя его движение могло задерживаться.

Социальный прогресс имеет глобальный характер. Прогресс идёт постепенно - путём реформ или скачками -  путём революций.

         Тема 11. Глобальные проблемы человечества.

Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества на Земле и могут разрешаться на основе международного сотрудничества. Их возникновение связано с интенсивным воздействием человека на окружающую среду в индустриальном обществе. Впервые о глобальных проблемах заговорили члены Римского клуба - международной неправительственной организации учёных мира в 1972г. (доклад «Пределы роста» о конечности размеров нашей планеты и ограниченности её ресурсов).

Сегодня выделяют следующие глобальные проблемы:

  1. Экологические: нарушение газового состава атмосферы, разрушение ионосферы, стратосферного озона, что вызывает парниковый эффект (глобальное потепление) и нарушает равновесие в биосфере.
  2. Загрязнение литосферы (почв и подземных вод) из-за захоронения отходов, проведения ядерных испытаний.
  3. Видовое обеднение животного и растительного мира, сокращение лесов, опустынивание земель.
  4. Загрязнения гидросферы (мирового океана), истощение запасов пресной воды.
  5. Проблемы вооружения и угроза ядерной войны.
  6. Демографические проблемы (на севере планеты снижение народонаселения, на юге – увеличение  и общее  перенаселение планеты - голод).
  7. Истощение полезных ископаемых, источников энергии.
  8. Неравномерное развитие северных (Европа, Северная Америка – «золотой миллиард») и южных стран (Азии и Африки).
  9.  Неизлечимые болезни (СПИД, атипичная пневмония и т.д.).

Словарь терминов.

(Можно к каждому разделу) Раздел I.

Антропология – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволюции человека.

Артефакт --  (от лат. artefaktctum – искусственно сделанное) – предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Биосфера – жизненная оболочка земли.

Воспитание  - процесс приобщения человека  к миру культуры, освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. Воспитание может быть целенаправленным и стихийным, непосредственным (ребёнок-родитель, учитель-ученик) и опосредованным(создание бытовых, политических, семейных условий), а также  путём самовоспитания.

Гениальность – (от лат. genius – дух, духовное в человеке) – высшая степень творческой одарённости, ума, таланта, развития способностей, достижения, признанные всем человечеством.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Гуманизм (от лат.  humanus – человечный, человеческий) – совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, её прав на свободу и справедливость, на благополучие. В узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в её возможности и способности.

Деятельность – присущая человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство материальной и духовной культуры. Деятельность подразделяют на :

- практическую и духовную,

- экономическую, политическую, социальную и др.

- прогрессивную и регрессивную (реакционную),

- законную и незаконную,

-моральную и аморальную.

-коллективную и индивидуальную,

-инновационную, изобретательскую, творческую или рутинную.

Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека. Существует научное и ненаучное знание. Знание – результат познания.

Истина -  достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.

Относительная истина – ограниченное, неполное  знание в каждый данный момент.

 Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, соответствующее реальности (бытию).

Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).

Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида, совокупность мыслей, верований, навыков, способов воспринимать.

Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, возникающая при взаимодействии природы и разумной деятельности общества.

Общение -  социально- психологический процесс взаимодействия двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Различают:

-  неречевое общение( перцептивное – умение чувствовать другого, общение с помощью жестов и мимики)

- речевое: повседневное (бытовое), деловое (служебное), познавательное,  межличностное, ритуальное.

Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения, составляющая условие существования.

Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают  наука и интеллектуальные технологии, где большинство работников заняты в сфере обслуживания: торговле, транспорте, здравоохранении, досуге, образовании и т.д.

Ритуал ( от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные  ценности.

Революция – (от лат.  revolution – поворот, переворот) – коренное изменение в жизни общества, быстро приводящее к смене общественно-политического строя насильственным  методом.

Реформа (от фр. reforme – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.

Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности, посредством самоанализа, самоотчёта и самоконтроля.

Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций обычаев, присущих большой социальной группе.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, городской) - 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству; 2) высший этап в развитии человечества, совокупность достижений народов в материальной, социальной и духовной жизни; 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная цивилизация; 4) глобальная цивилизация планеты.

Тесты

 Раздел I. Человек и общество

I вариант

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом это

а) государство +                                        в) общество

б) страна                                                  г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В пределах одной страны в различные исторические периоды сохраняется один  и тот же тип общества.

Б. Общество исторически возникло раньше государства

а) верно только А

б) верно только Б+

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

3. Здравоохранение,  коммунальное обслуживание, общественное питание относится к

а) экономической сфере

б) политической сфере

в) социальной сфере+

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера -3                                1) религия

б) политическая сфера-2                                   2) политическая партия

в) социальная сфера -4                                      3) банки

г) духовная сфера        -1                                   4) здравоохранение

5. Учёные А.Тоффлер и Д. Белл ввели в научный оборот понятие:

а) общественно-экономическая формация

б) научный коммунизм

в) способ производства

г) постиндустриальное общество+

6. Найдите характерные черты индустриального общества (несколько вариантов ответа)

а) больше развита промышленность, чем сельское хозяйство+

б) информация является одной из основных ценностей и ресурсов

в) преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания

г) натуральное хозяйство

д) машинный труд+

7. Верны ли следующие суждения о прогрессе и регрессе?

А. Прогрессивное развитие общества идёт равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления, а также какие-либо возвратные движения.

Б. Прогресс в одной сфере общества может сопровождаться регрессом в другой сфере.

а) верно только А

б) верно только Б+

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

8. Каждый рождающийся в мире младенец является

а) гениальным                                        в) великой личностью

б) личностью                                          г) индивидом+

9. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности

(несколько вариантов ответа)

а) человек с рождения является личностью

б) личность формируется в течении длительного времени+

в) личностью становятся в процессе социализации+

г) проявляется вне общества

д) выражается в самостоятельных поступках+

10. Основными (базисными) потребностями согласно иерархии потребностей выступают

а) физиологические+                                 в) престижные

б) социальные                                          г) духовные

11. После выхода на пенсию Л. увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример

а) воспитания                                           в) самовоспитания

б) социализации   +                                   г) самоконтроля

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к классификации форм общения в зависимости от характера и содержания информации. Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Речевое общение, повседневное общение, служебное общение, ритуальное общение, межкультурное общение.

13. Эссе .

«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если её сравнивать с человеком. Из людей мудрейший – обезьяна по сравнению с Богом по красоте, по мудрости…»

(Гераклит)

Человек и общество.

II вариант.

1. Группу людей объединившихся для совместной деятельности называют

а) государством                                         в) общество+

б) страной                                                  г) сообщество

2. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Б. Все сферы общества развиваются обособленно и не могут оказывать друг на друга существенного влияния.

а) верно только А+

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны

3. В ходе революции 1917 г. в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния

а) политической сферы на духовную

б) экономической сферы на политическую

в) политической сферы на экономическую+

г) социальной сферы на экономическую

4. Установите соответствие между сферами общества и их компонентами

а) экономическая сфера  2                               1) наука

б) политическая сфера      3                             2) завод

в) социальная сфера      4                                 3) государство

г) духовная сфера 1                                          4) пенсионное обеспечение

5. Карл Маркс разделил историю развития общества на

а) общественно-экономические формации+

б) общества охотников и собирателей

в) простые и сложные

г) традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

6. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса

(несколько вариантов ответа)

а) начало книгопечатания+

б) появление экологических проблем

в) переход от мануфактуры к фабрике+

г) изобретение компьютерных технологий+

д) установление фашистского режима

е)  рост смертности населения

7. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Развитие человеческого общества не может существенно повлиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны+

8. В современных государствах – США, Япония, Франция, Великобритания – существует

а) доиндустриальное общество

б) индустриальное общество+

г) традиционное общество

9.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

а) индивид    2                              1) человек с характерными чертами характера, темперамента,                                                                                                

                                                         интеллекта, результат социализации

б) личность    1                             2) биосоциальное существо, один из многих

в) индивидуальность     3            3) сумма неповторимых черт внешности, характера,                                      

                                                         оригинальность в действиях

10. Побудительной силой обладают только

а) врождённые потребности

б) духовные потребности

в) удовлетворённые потребности

г) неудовлетворённые потребности+

11. Певец Б. целый год усиленно готовился к победе на международном конкурсе вокалисов. Жюри присудило Б. первое место. Это пример удовлетворения

а) физиологических потребностей

б) социальных потребностей

в) престижных потребностей+

г) потребностей в безопасности

12. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «социальная среда». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

Семья, школа, природа, СМИ, район проживания.

13. Эссе .

«Самый непобедимый человек – это тот, которому не страшно быть глупым»  (В.О.Ключевский)

Человек и общество.

III вариант.

1.Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

а) динамичную систему+

б) часть природы

в) весь окружающий человека материальный мир

г) не подверженную изменениям систему.

2. С биологической сущностью человека связана его потребность в

а) престижной профессии

б) творческом самовыражении

в) уважении окружающими

г) сохранении здоровья.+

3.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни  большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения+

г) оба суждения неверны

4. Труд в отличие от общения

а) является видом деятельности

б) может доставлять удовольствие

в) направляется на преобразование объектов окружающей среды+

г) предполагает наличие цели.

5. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

а) подражание как путь овладения умениями+

б) способность абстрактно мыслить

в) общение с помощью членораздельной речи

г) потребность быть в обществе.

6. Субъектом познавательной деятельности является

а) предмет познания

б) познаваемые явления природы

в) научный прибор

г) познающий человек.+

7. Чувственное познание в отличие от рационального

а) фиксирует наглядный образ предмета+

б) формирует суждение о предмете

в) абстрагируется от второстепенных черт

г) раскрывает сущность предмета.

           

           8. Научное познание направлено, в первую очередь, на

а) создание новых материальных ценностей

б) выработку  нравственных норм

в) раскрытие смысла жизни

г) выявление закономерностей развития мира.+

9. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это знание, соответствующее предмету познания.

Б. Истина – это знание, соответствующее идеалам справедливости.

а) верно только А+

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны.

10. Выберите из списка отличительные черты искусства

а) субъективность творчества и его оценки +

б) формирование в процессе деятельности чувства прекрасного +

в) стремление к достоверности результатов и выводов

г) проведение экспериментов

д) обоснованность предположений

е) создание художественных образов. +

11. Установите соответствие между способом проверки результатов познания и его особенностью.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ                                         ОСОБЕННОСТИ

1) эксперимент    в             а) используется не сам изучаемый предмет                                                          

                                              а его упрощенное изображение                      

2) моделирование   а         б) изучаемый объект исследуется в его

                                            естественном состоянии

3)наблюдение    б              в) исследуемый объект изолируется,

                                           подвергается специальному воздействию

12. Найдите в приведенном списке черты, определяющие отличия человека от других живых существ

а) инстинктивное поведение

б) наличие разума +

в) целесообразная активность +

г) социальная оценка поступков и их последствий+

д) постоянное развитие в процессе жизнедеятельности

е) эмоциональные проявления.

13. ЭССЕ.

«Наука – это истина, помноженная на сомнения»

                   (П. Валерии).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»

                       ( И.Шерр).

Презентация Раздела I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку обществознания "Человек и общество"

Тест к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова "Введение в обществознание" параграф 17. Цель - проверить усвоение обучающимися понятий: сферы жизни общества, виды социальных норм, типол...

Обобщающий урок по обществознанию "Человек и общество"

Обобщающий  урок  по  теме "Человек  и общество"...

Рабочая программа курсов дополнительного образования по обществознанию "Человек и общество" 9 класс

.Рабочая программа составлена для занятий с одаренными учащимися в Центре дополнительного образования. Обществознание 9 класс....

Конспект урока по обществознанию "Человек и общество". 11 класс.

Данная разработка поможет учителю систематизировать полученные учениками знания.Подготовиться к сдаче зачета, ЕГЭ....

Тесты по обществознанию. Человек в обществе.

Тесты по обществознанию. Человек в обществе....

Интерактивный тест по обществознанию.Человек и общество.

Интерактивный тест по обществознанию.Человек и общество....