урок обществознания в 8 классе по теме: "Бюджет государства и семьи"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Материал содержит презентацию
Цели урока:
Образовательные (предметные):
· Познакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его составления.
· Разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства.
Развивающие (метапредметные – универсальные):
· Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета.
· Развить умения анализировать конкретные экономические мероприятия по реализации различных социальных программ.
Воспитательные (личностные):
· Способствование формированию эмоционально-ценностного отношения к миру на основе учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_byudzhet.rar | 162.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Бюджет государства и семьи»
Цели урока:
Образовательные (предметные):
- Познакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его составления.
- Разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства.
Развивающие (метапредметные – универсальные):
- Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета.
- Развить умения анализировать конкретные экономические мероприятия по реализации различных социальных программ.
Воспитательные (личностные):
- Способствование формированию эмоционально-ценностного отношения к миру на основе учебного материала.
Ход урока
-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, но прежде, давайте вспомним материал прошлого урока.
Заполните пропуски в вашей табличке
Вспомним, что такое налоги? Куда поступают эти выплаты и для чего, что дальше с ними происходит. Согласны вы с высказыванием «Налоги – есть плата за цивилизованную жизнь» как вы понимаете?
- Изучение нового материала.
Давайте с вами подумаем, почему люди очень часто жалуются на нехватку денег? (предположения учащихся) ( не могут планировать свои расходы)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
Действительно, сегодня мы с вами рассмотрим, как правильно планировать свои расходы и изучим серьезную, но интересную тему: «Бюджет государства и семьи». (1)
Запишите тему урока себе в тетрадь. Ответим на вопрос, почему необходимо планировать бюджет? (2)
И прежде всего, познакомимся с понятием «бюджет». Что же это такое? (предположения учащихся).
Составьте из предложенных слов термин: Бюджет- период, план, доходы, обобщает, и, расходы, за, определенный, который, финансовый, времени. (Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени). (3)
(Молодцы! Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.
В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном бюджете.
- Ребята, из чего состоит бюджет?
- ( бюджет состоит из расходов и доходов) Что такое доходы, расходы? Все полученные средства составляют совокупные доходы. Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Как вы думаете, как составить бюджет? Что для этого нужно?
(4) Составление бюджета обычно включает три основные фазы:
- постановка финансовых целей - здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.
- оценка доходов – суммируем все доходы
- планирование расходов – рассматриваем возможность приобретения всех желаемых покупок, исходя из имеющихся у нас доходов.
(5) Государственный бюджет- это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).
Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет
1) имеет юридическую силу;
- утверждается парламентом;
- правительство организует его исполнение.
(6) Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? ( доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)
(7)По отношению к любому бюджету, будь то бюджет государства, семьи или одного человека, могут возникать три вида бюджета: профицит бюджета, сбалансированный бюджет или дефицит бюджета
- Сбалансированный – когда расходы равны доходам.
- Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.
- Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.
Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?
(8)
Чтобы покрыть дефицит бюджета есть несколько способов С. 102, давайте рассмотрим схему способов решения проблемы дефицита бюджета и назовём негативные последствия.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Как вы думаете, нужен ли такой финансовый план семье, почему? Ваша семья составляет бюджет?
Чем семейный бюджет будет отличаться от государственного?( не нужно утверждать, не имеет юридической силы, составляется на месяц, расходы и доходы другие)
Распределить доходы и расходы семьи ( по одному к доске)
покупка стиральной машины, детское пособие, пенсия, квитанция за коммунальные услуги, покупка детского питания, заработная плата, выписка журнала на почте, проезд в городском транспорте, абонемент в спортзал, продажа старого телевизора, поездка на море, премия родителей.
(9)
Семейный бюджет также может быть профицитным, дефицитным, сбалансированным.
Какие меры принимает семья для решения проблемы дефицита бюджета?
(возможные варианты).
- Сократить расход
- Одалживание денег у знакомых
- Привлечь дополнительные источники и т.д
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (выбрать из предлож.)
1Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4Проси у родителей к каждому празднику новую игрушку.
5Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
6Бережно относись к своим вещам
7Чаще пользуйся услугами такси
8Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше, нужно- трудиться
Давайте вернёмся к нашему вопросу «Почему нужно составлять бюджет?»
Готовимся к ОГЭ (10-12)
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (выбрать из предложенного списка)
1Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4Проси у родителей к каждому празднику новую игрушку.
5Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
6Бережно относись к своим вещам
7Чаще пользуйся услугами такси
8Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (выбрать из предложенного списка)
1Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4Проси у родителей к каждому празднику новую игрушку.
5Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
6Бережно относись к своим вещам
7Чаще пользуйся услугами такси
8Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (выбрать из предложенного списка)
1Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4Проси у родителей к каждому празднику новую игрушку.
5Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
6Бережно относись к своим вещам
7Чаще пользуйся услугами такси
8Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (выбрать из предложенного списка)
1Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
2 Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
3Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
4Проси у родителей к каждому празднику новую игрушку.
5Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
6Бережно относись к своим вещам
7Чаще пользуйся услугами такси
8Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
покупка стиральной машины детское пособие
пенсия
квитанция за коммунальные услуги
покупка детского питания заработная плата
выписка журнала на почте проезд в городском транспорте
прибыль с семейного бизнеса
продажа старого телевизора поездка на море
премия родителей
Бюджет- период план доходы обобщает и расходы за определенный который финансовый времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...
Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»
Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...
конспект урока СБО 8 класс по теме"Бюджет семьи".
Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.Задачи:Образовательные:Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.Познакомить со стат...
Презентация к уроку обществознания 9 класс Семья
Данную презентацию можно использовать при изучении темы Семья в 9 классе по учебнику Боголюбова...
Методическая разработка урока технологии в 8 классе по теме "Бюджет семьи"
Данная разработка предназанчена для проведения урока в 8 классе по теме "Бюджет семьи" и включает в себя конспект урока и презентацию. Содержит элементы ролевой игры....
разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...