рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Гурьянова Галина Борисовна

рабочая программа по обществознанию 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabpr_obshch_7.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

учитель истории и обществознания

Гурьянова Г. Б.

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 7 класс составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ № 11 г. Пензы в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  основного  общего образования на углубленном уровне, авторских программ Кравченко А.И., Певцовой Е.А., Козленко А. П. «Обществознание»; Боголюбова Л. Н. Городецкой Н. И. «Обществознание»

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

 • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

 • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

       Обоснование выбора УМК  

Реализация данной учебной программы осуществляется с помощью учебников  Боголюбова Л. Н.  «Обществознание» - Москва «Просвещение»;  Кравченко А.И., Певцова Е.А -  Москва «Русское слово»

         

          Данный УМК соответствует современному уровню обществоведческих знаний и содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением и обобщением  обществознания за курс 5-6 классов. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями,  тестовые тетради, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами.

Общая характеристика предмета

 «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебным планом МБОУ СОШ №11 г. Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно- правового профиля на изучение учебного предмета «Обществознание в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Предусмотрено углубленное изучение предмета

Ценностные ориентиры содержания курса

Центральной темой в содержании курса по обществознанию  в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными  нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий

 и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

 ценностно-мотивационной

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

 трудовой

 • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 эстетической

 • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 коммуникативной

 • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание программы

Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА (10 часов)

 Тема 1. Переходный возраст

 Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста.

 Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст — отрезок жизни между детством и зрелостью.

 Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

 Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

 Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

 Проблемы подросткового возраста.

 Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей

 Тема 3. Быть взрослым

 Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

 Основное понятие темы: взрослый.

 Тема 4. Физические изменения подростков

 Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

 Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

 

 Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

 Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

 Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

 Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

 Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

 Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший, чувства — высший тип психических реакций.

 Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

 Тема 7. Самооценка подростка

 Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

 Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

 Тема 8. Выдающаяся личность

 Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.

 Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества. Возможность развития и угасания умственной одаренности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.

 Роль поощрения одаренности в ее развитии.

 Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

 Тема 9. Лидер и его качества

 Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение.

 Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.

 Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

 Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ ( 7 часов)

 Тема 10. Социальная среда подростка

 Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.

 Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

 Основное понятие темы: социальная среда.

 Тема 11. Подросток в группе

 Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление.

 Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

 Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

 Тема 12. Межличностные отношения

 Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.

 Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

 Тема 13. «Мы» и «они»

 «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга.

 Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».

 Различия между «своими» и «чужими».

 Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

 Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

 Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.

 «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

 Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

 Тема 15. Социальный портрет молодежи

 Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

 Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Влияние резкого контраста материальной обеспеченности на ценности современной российской молодежи. Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и политическую жизнь. Рост влияния молодежи России как социально-политической силы. Самосознание молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в определенной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.

 Основное понятие темы: молодежь.

 Глава III ПОДРОСТОК И ЗАКОН (5 часов)

 Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

 Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление подростков на две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

 Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.

 Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

 Тема 17. Подросток как гражданин

 Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

 Обязанности граждан Российской Федерации.

 Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

 Тема 18. Подросток и его права

 Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

 Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 Культурные права — права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

 Основное понятие темы: права ребенка.

 Тема 19. Опасный путь преступной жизни

 Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

 Административные нарушения и меры административной ответственности.

 Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

 Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

 Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (7 часов)

 Тема 20. Подросток в обществе риска

 Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной ак¬тивности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

 Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

 Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

 Тема 21. Проблема одиночества

 Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

 Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

 Тема 22. Подростковая культура

 Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

 Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

 Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

 Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

 Тема 23. Образ жизни

 Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры, не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

 Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

 Основное понятие темы: образ жизни.

 Тема 24. Досуг и отдых

 Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

 Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня.

 История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

 Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Различные профили музеев.

 Свободное время у современных россиян. Характерная черта досуга россиян, переход от активного отдыха к пассивному.

 Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

 Тема 25. Спорт

 Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

 Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

 Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

 ГЛАВА V.  ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (6 часов)

 Тема 26—27. Город и село

 Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

 Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов.

 Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды.

 Появление мегаполисов.

 Плюсы и минусы городской жизни.

 Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.

 Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

 Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

 Тема 28—29. Мой дом, мое жилище

 Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

 Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.

 Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения.

 Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства; поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.

 Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

 Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

ГЛАВА VI. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. (15 часов)

Тема 30. Социальные ценности и нормы

Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.

Тема 31. Ответственность

 Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Тема 32. Права, свободы и обязанности граждан

Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей.

Тема 33. Права ребенка

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Тема 34. Закон

Почему важно знать и соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.

Тема 35. Защита Отечества

Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Как готовить себя к исполнению служебного долга.

Тема 36. Дисциплина.

Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Виновен – отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя.

Тема 37. Правосудие.

Кто охраняет закон. На страже закона.

Суд осуществляет правосудие. «Моя милиция меня бережет…»

ГЛАВА VII. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (15 ЧАСОВ)

Тема 38. Экономика и её роль в жизни общества

Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики.

Тема 39 - 40. Производство

Производство и производительность труда. Что и как производить.

 Затраты, выручка, прибыль.

Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.

Каким бывает труд. Почему необходимо в нашит дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.

Тема 41. Заработная плата

Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

Тема 42. Бизнес

Виды и формы бизнеса. Роль бизнеса в экономическом развитии общества.

Тема 43. Обмен. Торговля. Реклама.

Обмен. Торговля. Формы торговли и реклама.

Тема 44. Деньги

Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков

Деньги в прошлом и настоящем. Функции денег. Инфляция.

Тема 45-46. Семейная экономика

Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи.

Личное подсобное хозяйство

Резервное время 5 часов

Календарно – тематическое планирование курса «Обществознание»

Название темы

Кол-во часов

Виды деятельности

Глава 1.

Личность подростка (10 часов)

1.

Переходный возраст

1ч.

Участие в дискуссии

2.

Задачи и трудности подросткового возраста

1ч.

Участие в дискуссии

3.

Быть взрослым

1ч.

Анализ проблемных задач

4.

Физические изменения у подростков

1ч.

Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

5.

Психологический портрет личности: темперамент и характер

1ч.

Участие в дискуссии

6.

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1ч.

Анализ проблемных задач

7.

Самооценка подростка

1ч.

Участие в дискуссии, анкетирование

8.

Выдающаяся личность

1ч.

Сообщения, дискуссия

9.

Лидер и его качества

1ч.

Сообщения, анализ проблемных заданий

10.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Самостоятельная работа

Глава 2.

Подросток в социальной среде (7 часов)

11.

Социальная среда подростка

1ч.

Анализ проблемных заданий, дискуссия

12.

Подросток в группе

1ч.

Работа по выполнению заданий в рабочей тетради, анкетирование

13.

Межличностные отношения

1ч.

Участие в дискуссии, анкетирование

14.

«Мы» и «они».

1ч.

Анализ проблемных заданий

15.

Мир знакомых и незнакомых людей

1ч.

Участие в дискуссии, анкетирование

16.

Социальный портрет молодежи

1ч.

Сообщения, дискуссия

17.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Анализ проблемных заданий

Глава 3.

 Подросток и закон (5 часов)

18.

Юридические границы подросткового возраста

1ч.

Работа с источником

19.

Подросток как гражданин

1ч.

Анализ проблемных заданий

20.

Подросток и его права

1ч.

Работа с источником, текстом учебника

21.

Опасный путь преступной жизни

1ч.

Сообщения, дискуссия

22.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Анализ проблемных заданий

Глава 4.

Образ жизни подростков (7 часов)

23.

Подросток в обществе риска

1ч.

Анализ проблемных заданий, дискуссия

24.

Проблема одиночества

1ч.

Работа с источником. Дискуссия

25.

Подростковая культура

1ч.

Анализ проблемных задач, сообщения

26.

Образ жизни

1ч.

Работа с источником, текстом учебника

27.

Досуг и отдых

1ч.

Сообщения, дискуссия

28.

Спорт.

1ч.

Анализ проблемных заданий. Сообщения

29.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Самостоятельная работа

Глава 5.

Подросток и его жилая среда(6 часов)

30-31.

Город и село

2ч.

Работа с источником, текстом учебника

32-33.

Мой дом, мое жилище

2ч.

Анализ проблемных заданий, работа с источником

34

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Самостоятельная работа

35.

Итоговое обобщение

1ч.

Итоговое обобщение

Глава 6. Человек и закон ( 15 часов)

36-37.

Что значит жить по правилам

2ч.

Работа с источником, дискуссия,

38-39.

Права и обязанности граждан

2ч.

Работа с источником, текстом учебника, анализ проблемных заданий

40-41.

Почему важно соблюдать законы

2ч.

Анализ проблемных заданий, дискуссия

42-43.

Защита Отечества

2ч.

Сообщения, дискуссия

44-45.

Что такое дисциплина

2ч.

Анализ проблемных заданий

46-47.

Виновен – отвечай

2ч.

Работа с источником, дискуссия

48-49.

Кто стоит на страже закона

2ч.

Работа с источником, текстом учебника, анализ проблемных задач

50.

Повторительно - обобщающий урок

1ч.

Самостоятельная работа

Глава 7. Человек и экономика (15 часов)

51-52

Экономика и её основные участники

2ч.

Школьная лекция, работа с источниками

53-54.

Золотые руки работника

2ч.

Работа с источником, текстом учебника, анализ проблемных заданий

55-56.

Производство: затраты, выручка, прибыль

2ч.

Работа с источником, текстом учебника, анализ проблемных заданий

57-58.

Виды и формы бизнеса

2ч.

Сообщения, работа с источником, анализ проблемных заданий

59-60

Обмен, торговля, реклама

2ч.

Сообщения, работа с источником, текстом учебника

61-62.

Деньги, их функции

2ч.

Составление таблицы, работа с текстом учебника

63-64.

Экономика семьи

2ч.

Сообщения, работа с текстом учебника, источниками

65

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Самостоятельная работа, анализ проблемных заданий

66

Итоговое обобщение

1ч.

Итоговое обобщение

67-70.

Резервные уроки

4ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...