рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
учитель истории и обществознания
Гурьянова Г. Б.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 10 класса составлена на основе образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №11 г.Пензы, авторских программ Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, К.Г.Холодковского «Обществознание». М. Просвещение, 2013г., Кашанин А. В. Кашанина В. Г. «Право» М. Просвещение, 2013г. в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Цель курса:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-16 лет), ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений.
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности.
Сформировать умения:
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
полемизировать и отстаивать свои взгляды.
Обоснование выбора УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью учебников «Обществознание»: под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, К.Г.Холодковского для 10 класса общеобразовательных учреждений
Данный УМК соответствует современному уровню обществознания и содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 9 класса «Обществознание»: Кравченко А.И, Певцова Е.А для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,2013 и учебника «Обществознание»: Боголюбов Л.Н. для 9 класса общеобразовательных учреждения – М.: Просвещение, 2013 – и является составной частью завершенной линии учебников по обществознанию для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами по обществознанию, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке в обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Углубление осуществляется за счет введения раздела «Право», увеличения часов на изучение тем «Общество как сложная динамическая система», «Человек как творец и творение культуры», «Человек в системе общественных отношений»
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ СОШ №11 г. Пензы предусмотрено на изучение курса « Обществознание» отводится - 3 часа в неделю, в год 105 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Обществознание»
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся за курс 10 класса должны:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
С учетом авторской программы по обществознанию при составлении рабочей программы были внесены изменения: содержание программы рассчитано на 70 часов в год (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 105ч )
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ (16час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (19 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (26час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (15 часов)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (18час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени 11 часов.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Часы | Виды деятельности |
1-3 | Наука и философия | 3ч | Лекция |
4-6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 3ч | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся |
7-9 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 3ч | Лекция с элементами беседы и практической работы |
10-12 | Из истории русской философской мысли | 3ч | Семинарское занятие |
13-15 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 3ч | Лабораторно-практическое занятие |
16 | Обобщение | 1ч | Тестирование |
17-18 | Происхождение человека и становление общества | 2ч | Лекция с элементами беседы |
19-20 | Сущность человека как проблема философии | 2ч | Лекция |
21-22 | Общество и общественные отношения | 2ч | Лекция с элементами практической работы |
23-24 | Общество как развивающаяся система | 2ч | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся |
25-26 | Типология обществ | 2ч | Семинарское занятие |
27-28 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 2ч | Лекция |
29-30 | Исторический процесс | 2ч | Практическое занятие |
31-32 | Проблема общественного прогресса | 2ч | Работа в группах |
33-34 | Свобода в деятельности человека | 2ч | Лекция с элементами беседы |
35 | Обобщение | 1ч | Защита проектов |
36-37 | Деятельность людей и её многообразие | 2ч | Семинарское занятие |
38=39 | Содержание и формы духовной деятельности | 2ч | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся |
40-41 | Трудовая деятельность | 2ч | Лекция с элементами практической работы |
42-43 | Политическая деятельность | 2ч | Лекция с элементами беседы |
44 | Обобщение | 1ч | Творческая работа |
45-46 | Проблема познаваемости мира | 2ч | Семинарское занятие |
47-48 | Истина и её критерии | 2ч | Лекция с элементами беседы |
49-50 | Многообразие путей познания мира | 2ч | Практическое занятие (работа с учебником) |
51-52 | Научное познание | 2ч | Лекция с элементами беседы |
53-54 | Социальное познание | 2ч | Лекция с элементами беседы |
55-56 | Знание и сознание | 2ч | Практическое занятие (работа с учебником) |
57-58 | Самопознание и развитие личности | 2ч | Анкетирование, работа в группах |
59 | Обобщение | 1ч | Тестирование |
60-61 | Индивид, индивидуальность, личность | 2ч | Лекция |
62-63 | Возраст и становление личности | 2ч | Семинарское занятие |
64-65 | Направленность личности | 2ч | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся |
66-67 | Общение как обмен информацией | 2ч | Практическое занятие |
68-69 | Общение как взаимодействие | 2ч | Работа в группах с источниками и документами |
70-71 | Общение как понимание | 2ч | Работа в группах с источниками и документами |
72-73 | Малые группы | 2ч | Семинарское занятие |
74-75 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 2ч | Лекция с элементами беседы |
76-77 | Групповая дифференциация и лидерство | 2ч | Практическое занятие |
78-79 | Семья как малая группа | 2ч | Семинарское занятие |
80-81 | Антисоциальные и криминальные молодежные группировки | 2ч | Круглый стол |
82-83 | Конфликт в межличностных отношениях | 2ч | Лекция с элементами беседы |
84-85 | Повторительно - обобщающий урок | 2ч | Зачет |
86-91 | Система российского права | 6ч | Лекция, практическое занятие |
92-93 | Гражданство в Российской Федерации | 2ч | Лекция с элементами беседы |
94-97 | Основные конституционные права и обязанности граждан | 4ч | Семинарское занятие |
98-101 | Семейные правоотношения | 4ч | Лекция с элементами беседы |
102-103 | Повторительно - обобщающий урок | 2ч | Зачет |
104-105 | Итоговое обобщение | 2ч | Защита проектов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по обществознанию . 1.2 Стандарт среднего общего образования по обществознанию
1.3. Стандарт среднего общего образования по обществознанию
1.4. Примерная программа основного общего образования по обществознанию. 1.5. Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию. 1.6. Примерная программа среднего общего образования на профильном уровне по обществознанию. 1.7. Авторские рабочие программы по курсам обществознанию. 1.8. Дидактические материалы . Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам . 1.9. Книги для чтения по курсу обществознания 6-9 классы, необходимые для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.
1.10. Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература. 1.11. Учебный словарь по обществознанию
1.12. Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии). 1.13. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы по основным разделам курса. Таблицы, схемы, диаграммы и графики представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. 2.2. Схемы по обществознанию (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов). 2.3. Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов . 2.4. Комплект "Государственные символы Российской Федерации" .
3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
3.1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществознания. 3.2. Электронные библиотеки по курсу обществознания . Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек входят тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы.
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по обществознанию.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО)
5.1. Мультимедиа-проектор . 5.2. Мультимедийный компьютер . 5.3. Интерактивная доска 5.4 Принтер(лазерный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...