Поурочная разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой (8 класс)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Поурочная разработка по теме "Производство - основа экономики" построена в виде технологической карты. В ней спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления. Технологическая карта урока помогает реализации цели - научить учиться, рационально распределять время в течение урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnaya_razrabotka.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочная разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой
(М.: Просвещение, 2016) 8 класс.
Технологическая карта урока
Тема урока | Производство – основа экономики |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Образовательные ресурсы | Учебник § 21, презентация «Факторы производства» https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/01/01/prezentatsiya-po-obshchestvoznaniyu-proizvodstvo-osnova |
План урока | 1. Главный источник экономических благ 2. Товары и услуги 3. Факторы производства 4. Разделение труда и специализация |
Цели и задачи | Познакомить с главными отраслями современной экономики, особенностями услуги как товара; характеризовать роль производства в экономике |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная Метод: частично-поисковый |
Основные понятия и термины | Продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные и личностные УУД |
применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность; описывать роль производства как источника экономических благ; различать товары и услуги как результат производства; описывать факторы производства | 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; 3) познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, готовности к выбору профильного образования, уважительного отношения к трудовой деятельности; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация учебной деятельности | 3 | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Работа в тетради |
II. Актуализация опорных знаний | 10 | Тестовые проверочные задания (Приложение 1) | Проверяет, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал | Выполняют тест | индивидуальная фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проверка выполнения задания |
Беседа по теме «Производство – основа экономики» | Организует диалог с учащимися по вопросам рубрики «Вспомним» с. 175 учебника | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга | Устные ответы | |||
III. Изучение нового материала | 20 | Работа по теме урока: 1. Главный источник экономических благ. | Формулирует задание, осуществляет контроль. 1) Какие ассоциации вызывает у вас слово «производство»? 2) Работая с п. 1 § 21 учебника, определите основные показатели, используемые для характеристики производства. 3) Используя знания по истории, приведите примеры формирования отраслей производства с древних времен до наших дней. 4) Работая с текстом на с. 177 учебника, определите изменения, появляющиеся в профессиональной деятельности людей в связи с возникновением новых видов деятельности. | Выполняют задания: Называют ассоциации, формулируют определение понятия «производство». Читают текст, отвечают на вопросы. | индивидуальнаяфронтальная | Познавательные: формулируют ответы; самостоятельно осуществляют поиск информации; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; | Записи в тетради, устные ответы |
2. Товары и услуги | Проводит беседу по вопросам: 1) В чем вы видите главное назначение экономики? 2) Что такое товар? 3) Попробуйте перечислить предприятия таких отраслей, как коммунальное хозяйство или бытовое обслуживание, услугами которых пользуется практически каждая семья. 4) Изучите и прокомментируйте материал рубрики «Факты» на с. 178 учебника. | Выполняют задания. | фронтальная индивидуальная | Познавательные: собирают и фиксируют информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекая ранее изученный материал при решении познавательных задач; | Устные ответы | ||
3. Факторы производства | Изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с работой по таблице «Факторы производства». (Приложение 2) Показывает и поясняет слайды презентации «Факторы производства». Организует игровую деятельность. Игра «Найди пару». Класс делится на 10 мини-групп. | Приводят примеры. Просматривают презентацию «Факторы производства», делают записи в тетради. Группы получают или карточку с названием одного из факторов производства, или карточку с определением. Задача участников игры – найти свою «пару», т. е. подобрать определение к термину. | групповая | Познавательные: преобразуют текстовую информацию в табличную форму; Коммуникативные: организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками | Записи в тетради, устные ответы | ||
4. Разделение труда и специализация | Формулирует задание, осуществляет контроль. 1) Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 180 учебника, охарактеризуйте представленный в ней процесс производства. 2) Работая в группах, определите преимущества работы с применением разделения труда. 3) Изучив материал рубрики «Документ» на с. 181 учебника, ответьте на вопросы: В чем А. Смит видит преимущества разделения труда? К каким выводам он пришел? 4) Составьте несколько предложений, используя понятия «разделение труда», «специализация». | Отвечают на вопросы | индивидуальная групповая | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания; Коммуникативные: организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками | Устный ответ | ||
IV. Первичное осмысление закрепление | 5 | Выполнение заданий в рабочей тетради: №3, №4 с. 48 – 49 (Приложение 3) | Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради | Выполняют задания в рабочей тетради | индивидуальная | Личностные: проявляют интерес к экономической сфере жизни общества; Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка заданий в рабочей тетради |
V. Рефлексия (подведение итогов урока) | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Проводит беседу: 1) Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 183 учебника. 2) Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника. 3) Творческое задание. Представьте, что ваши друзья решили открыть фотосалон и им необходим совет, как сделать производство услуг эффективным. Составьте перечень советов, позволяющих повысить эффективность данного производства. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | фронтальная индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке; Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 | Прочитать § 21 учебника. Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника. Поработать над проектом «Выгодное производство в нашем регионе» (по желанию) | Объясняет домашнее задание | Проверяют запись дом. задания в дневниках (Сетевой Город. Образования) | индивидуальная |
Приложения
Приложение 1
Тестовые проверочные задания
1. К признакам рынка не относится
1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение
2. Верны ли следующие суждения о рынке?
А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Накануне 1 сентября родители школьников покупают для них школьную одежду, канцелярские принадлежности. Какое экономическое явление проявляется в действиях родителей?
1) спрос 2) предложение 3) конкуренция 4) производство
4. Владельцы обувных магазинов города, желая привлечь покупателей, объявили о снижении цен. Какое экономическое явление проявилось в этих действиях?
1) спрос 2) предложение 3) инфляция 4) производство
5. Отметьте признак, не характерный для рыночной экономики:
1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, предпринимателю гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является государственное регулирование цен
6. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов:
1) кооперация 2) корпорация 3) конкуренция 4) монополия
7. Фирма V выпустила новую модель пылесоса, но на рынке уже в избытке представлены пылесосы с аналогичными функциями от других производителей. Как в этих условиях может измениться первоначально установленная цена на пылесосы фирмы V? Кратко поясните почему.
Ответ: Первоначальная цена может быть снижена, чтобы товар мог быть конкурентоспособным.
Приложение 2
Факторы производства
Фактор | Характеристика |
Земля | Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые) |
Труд | Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг |
Капитал | Средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.) |
Предпринимательские способности | Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства |
Информация | Все знания и сведения необходимые для квалифицированной экономической деятельности |
Всем факторам производства свойственна ограниченность. Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, которые люди хотели бы получить.
Приложение 3
Задание из рабочей тетради №3.
Прочитай текст и выполни задания.
Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея: наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.
Форрест переехал в Англию, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил, что батончик Mars - это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители поверили, новый батончик полюбили, и стали охотно покупать.
Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&M's. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже пришлась по вкусу потребителям.
Ещё одно удачное изобретение Марса - рис быстрого приготовления (торговое название Uncle Ben's).
После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первым придумал и наладил производство продуктов питания для домашних питомцев - кошек и собак.
(По материалам Энциклопедии для школьников)
1) Какой фактор производства стал определяющим в успехе компании Mars?
Аргументируй свой ответ.
2) Какие особенности психологии потребителей были использованы Ф. Марсом?
Задание из рабочей тетради №4.
На предприятии трудятся 30 рабочих, каждый из которых в неделю работает по 40 часов. В неделю предприятие выпускает 800 мужских костюмов. Какова производительность труда на этом предприятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тесты к профильному учебнику по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова
Мной были созданы и подобраны тесты к профильному учебнику по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова помогающие учителю контролировать изучение учебного материала. 4-5 основных вариан...
Итоговое тестирование по теме «Производство – основа экономики»
Данный материал применим в 8 классе....
Практические задания для 11 класса по учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского (для подготовки к ЕГЭ)
Хотелось бы на уроках в 10-11 классах максимально использовать учебник и время для подготовки к ЕГЭ. На вопросы в учебнике в интернете есть ответы и не хотелось, чтобы ученики списывали и сдавал...
Урок обществознания по теме "Производство - основа экономики"
Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ....
Урок обществознания по теме: "Производство - основа экономики" 8 класс
Урок обществознания 8 класс Тема: «Производство – основа экономики». Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышени...
Презентация "Производство - основа экономики". Обществознание. 8 класс
Обществознание. 8 класс. Урок 6. Экономика. Производство - основа экономики. По учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова....
Модульное календарно-тематическое планирование по обществознанию в 6 классе ( учебник: "Обществознание" под редакцией Л.Н.Боголюбова и др. 2013 г.)
Три модуля в планировании могут использоваться при выставлении годовой оценки....