Урок обществознания по теме "Производство - основа экономики"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsov_proizvodstvo.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания с использованием игровых, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий
Учитель Кузнецов А.Н.
Класс: 8.
Тема: Производство – основа экономики.
Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о производстве как основа экономики
Задачи:
1. Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ.
2. Развивать умение анализировать и систематизировать информацию;
3. Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания, карточки-тесты, игра-лото с новыми понятиями (производство, отрасль экономики, товар, услуги, факторы производства, разделение труда, специализация), презентация, компьютер, ноутбук, компьютерные тестовые задания.
Оформление доски: тема урока, домашнее задание.
План урока:
1) Главный источник экономических благ.
2) Товары и услуги.
3) Факторы производства.
4) Разделение труда и специализация.
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания по теме «Рыночная экономика»:
- работа с карточками-заданиями (установить соответствие между понятиями и их определениями)
- работа с карточками-тестами по вариантам
- 2 учащихся выполняют тестовую работу на компьютере и ноутбуке
Изучение нового материала.
Вводная беседа.
- Что такое потребности?
- Как человек может удовлетворить свои потребности?
Часть 1. Главный источник экономических благ (изложение материала учителем)
Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.
Для характеристики производства используют различные показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объем производства), численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др.
Что и сколько необходимо производить? Вы уже знаете, что действующие в мире экономические системы по-разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка.
Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.
Работа по схеме:
ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Производящие материальные блага | Производящие услуги |
Приведите примеры.
- Какие из современных отраслей получат большее развитие?
СЛАЙД – учащиеся проверяют свои схемы.
Часть 2. Товары и услуги.
- Самостоятельное изучение раздела.
- Ответьте на вопросы: Что такое товар? Чем он отличается от продукта труда?
- Как отличить товар от услуги?
Сделать вывод: Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.
ФИЗМИНУТКА: Комплекс упражнений гимнастики глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. |
Часть 3. Факторы производства.
- Давайте вместе определим значение понятия «факторы производства». Вы все любите вкусную булочку. Какие продукты нужны для выпечки?
(мука, молоко, яйцо, сахар, соль, дрожжи. Кроме этого, духовка, электроэнергия, труд человека и т.д.)
Работа по схеме:
СЛАЙД – учащиеся проверяют свои схемы.
Как дать характеристику факторов производства?
ИГРА «Найди пару»
Каждый учащийся получает или карточку с названием одного факторов производства, или каточку с определением. Задача участников игры – найти свою «пару», то есть подобрать определение к термину.
Карточки:
Природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы. |
Так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы. |
Созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. |
Фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела. |
СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.
Учитель: Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства – информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.
СЛАЙД – определение термина «информация».
Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – ресурс, используемый в экономических процессах. Как продукт мыслительной деятельности информация – это, прежде всего, знания, сведения, сообщении, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д. Информация – настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.
Часть 4. Разделение труда и специализация.
Работа с документом «Фрагмент труда А.Смита».
ИГРА-ЛОТО с новыми понятиями
(производство, отрасль экономики, товар, услуги, факторы производства, разделение труда, специализация)
СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.
Закрепление изученного.
Задание 4 из рубрики «В классе и дома»:
Найдите в приведённом списке примеры услуг:
1) Показ спектакля
2) Создание кинофильма
3) Изготовление лекарства
4) Страхование имущества
5) Медицинский осмотр
6) Издание учебной литературы.
СЛАЙД – учащиеся проверяют свои ответы.
Итог урока.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"
Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....
Разработка урока обществознания в 11 классе "Экономика и государство"
Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает целесообразность выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема,...
Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс
В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...
медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"
презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...
Урок обществознания по теме: "Производство - основа экономики" 8 класс
Урок обществознания 8 класс Тема: «Производство – основа экономики». Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышени...
Методическая разработка урока обществознания " Влияние инфляции на экономику семьи"
В ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Необходимо показать учащимся, что инфляция оказывает влияние на бюджет семь...
Технологическая карта урока обществознания в 7 классе. Экономика и ее участники
Цель урока – сформировать у учащихся представление об экономике, о ее роли в жизни людей, продолжить развитие УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными и личностны...