Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию на тему

Рабочая программа по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx99.31 КБ

Предварительный просмотр:

           МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  РО ПУ № 95

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

обществознание  (вкл. Экономику и право)

с. Осиково

2017г.


Рассмотрено на заседании                                                              Утверждено

методического объединения                                           на заседании методического совета

общеобразовательного цикла                                         протокол №_____от_______2017г.

протокол №  __  от ___2017г.                                      Председатель МС ______Н.В. Фоменко

председатель методического объединения                        

______________ Е.Ю. Малеванная

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» разработана на основе требований:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл.экономику и право)», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015).

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОБД. 04 «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания при подготовке квалифицированных рабочих по профессии  23.01.03. – автомеханик.

Организация- разработчик:        ГБ ПОУ  РО ПУ № 95

Разработчики:  

Е.Ю. Малеванная преподаватель обществознания

Е.В. Колосова преподаватель ГБПОУ  РО  ПУ  №95

Н.В. Фоменко  зам директора по УМР  ГБПОУ  РО  ПУ  №95


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛ.ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

Пояснительная записка

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознания(вкл. экономику и право)  предназначена для изучения обществознания  в ГБПОУ РО ПУ № 95 реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее - ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих  по профессии   23.01.03. – автомеханик.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознания (вкл. экономику и право)», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО МинобрнаукиРоссии от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание рабочей программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

 - развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и  духовно-нравственной культуры подростка;

-  углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО  23.01.03. – автомеханик на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Содержание образовательной учебной дисциплины «Обществознание» направлено на формирование четкой гражданской позиции,  социально- правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с  окружающими людьми и социальными группами.   В процессе освоения  обществознания у обучающихся развиваются познавательные интересы интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретении знаний по обществознанию в соответствии с возникающими жизненными  проблемами. Воспитывается чувство патриотизма и социально-экономико- правовой грамотности гражданина.

Изучение обществознания  включая экономику и право в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем рабочей программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы ребят.

В содержании общеобразовательной учебной дисциплины для естественнонаучного профиля профессионально-значимый компонент не выделен, т.к. все его содержание является профильно-ориентированным и носит профессионально значимый характер.

     В процессе  изучения обществознания  у  обучающихся формируются  знаний об обществе  как целостной развивающей системе и взаимодействии его основных сфер и институтов-  владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; формируется  представлений  об основных тенденциях и возможностях перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире, о  методах познания социальных явлений и процессов;  умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать социальную информацию, осуществлять поиск в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

   Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии 23.01.03. – автомеханик.

Технического  профиля профессионального образования представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

 В процессе изучения обществознания важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется  внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.

Профильная направленность общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» по профессии 23.01.03. – автомеханик  заключается в самостоятельной работе обучающихся, различных видов работ:

а) подготовка сообщений, и  рефератов и докладов;

б) составление презентаций;

в) работа с источниками социальной информации;

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины  является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС по  профессии  СПО  23.01.03. – автомеханик.  

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины обществознание изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования   по профессии СПО  технического профиля  «автомеханик» с получением среднего общего образования.  Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями   ФГОС  СПО.

                 Программа  дисциплины обществознание:

   - формирует у  обучающихся   мотивацию к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни;  углубление интереса к изучению социально- экономических и политико - правовых  дисциплин.

    -  совершенствует   умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; совершенствовать у обучающихся формирование целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;.

   - способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской  Федерации.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

   Программа по обществознанию ориентирована на достижение следующих целей:

   - воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

 - развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и  духовно-нравственной культуры подростка;

-  углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины  «Обществознание» (включая экономику и право)   обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформировать  мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места  в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флага, гимна);

-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,  уважающего закон и правопорядок,  обладающего чувством собственного достоинства,  осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие,  гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,  государственных, общенациональных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

- умение  самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;  использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности  с сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность  самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться  в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий   в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых   и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-  владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,  понятийный аппарат обществознания;

предметных:

-   сформированность  знаний об обществе  как целостной развивающей системе и взаимодействии его основных сфер и институтов;

-  владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

-владение умениями выявлять причинно- следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированность  представлений  об основных тенденциях и возможностях перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений  о  методах познания социальных явлений и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска  информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося   - 257  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  -171 часов;

самостоятельных  и практических работ    обучающегося - 86 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

257

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

         171

в том числе:

     практические занятия

16

     контрольная работа  

1

  Контроль по разделу

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

(внеаудиторная самостоятельная работа)

          86

в том числе:

 -подготовка докладов, сообщений, рефератов, конспектов;

- работа с источниками социальной информации;

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях;

- подготовка презентации

- решение задач

- поиск и обработка социальной информации

            55

10

4

8

3

4

Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной   дисциплины      обществознание .

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1.

2.

      3.

          4.

Введение

Содержание учебного материала

2

      2

1. Введение. Обществознание как учебный курс.  Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

  1

2.Диагностическая контрольная работа.

  1

Раздел 1.

Человек и общество.

  19

        2

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

.

Содержание учебного материала

  11

1.Философские представления о социальных качествах человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

    1

2. Человек, индивид, личность.    

1

3.Социальные отношения. Социализация. Цель  и смысл человеческой жизни.    

1

4.Деятельность и мышление. Потребности, способности и интересы.

1

5. Виды деятельности. Человек в учебной и трудовой деятельности.

1

6.Сознание, соотношение бытия и сознания.

1

7. Познание, его виды. Истина.

1

8 Мировоззрение

1

9.Общение. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1

10. Практическая работа №1.   «Мировоззрение. Типы мировоззрения»

1

11. Обобщающий урок по теме  «Природа человека, врожденные и приобретенные качества».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся:

 - подготовка докладов

- поиск и обработка социальной информации

-составление схемы и опорного конспекта по теме.

Темы рефератов:

1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

2.Я и мы: взаимодействие людей в обществе.

8

Тема 1.2. Общество как сложная система

Содержание учебного материала

8

       2

1. Представление об обществе как сложной системе. Подсистемы и элементы общества.

  1

2. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Сферы общества.

1

3. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального  изменения. Понятие общественного прогресса.

1

4.Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

1

5. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

1

6. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Современные войны, их опасность для человечества.  Мировое решение вопроса.

1

7.Практическая работа№2. «Общество и природа»

1

8. Контроль  по  разделу 1«Человек и общество»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с источниками социальной информации

Подготовка сообщений

Темы рефератов:

1.Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающей средой.

2.Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

6

Раздел 2.

Духовная культура человека и общества.

26

       2

Тема 2.1. Духовная культура личности.

Содержание учебного материала

8

1.Понятие о культуре.  Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

1

2.Культура народная, массовая и элитарная.

1

3. Особенности  молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

1

4. Экранная культура- продукт информационного общества

1

5. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

1

6. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1

7.Практическая работа№ 3«Виды культуры».

1

8.Обобщающий урок по теме «Духовная культура личности».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях

2.Подготовка рефератов:

1.Современная массовая культура: достижения или деградация?

2.Современная молодежь: проблемы и перспективы.

2

Тема2.2. Наука и образование в современном мире.

Содержание учебного материала

7

 2

1.Наука. Естественные и социально- гуманитарные науки. Значимость учебного  труда, его особенности.

1

2. Нормы научной этики. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Научное познание.

1

3. Образование как способ передачи знаний и опыта.  Роль образования в жизни современного человека и общества.

1

4.Правовое регулирование образования. Закон РФ об образовании. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

1

5.Практическая работа№4 «Наука в современном мире»

1

6.Практическая работа№5. «Роль образования в жизни  человека и общества.

1

7. Обобщающий урок по теме «Наука и образование в современном мире».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада на тему:

1.«Наука в современном мире:  все ли достижения полезны человеку?»

2.«Кем быть? Проблема выбора профессии» доклад

4

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Содержание учебного материала

11

     2

1.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

1

2. Религия как феномен культуры.  Религия и церковь в современном мире. Свобода совести

1

3. Мировые религии.

1

4. Религиозные объединения в Российской Федерации. Свобода совести.  

1

5. Искусство. Понятие и  виды искусства. 

1

6 Искусство и мораль.

1

7. Искусство и его роль в жизни людей. Структура искусствознания

8. Практическая работа №6. «Мораль».

1

9. Практическая работа №7  «Религия».

1

10.Обобщающий урок по теме « Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры».

1

11.Контроль по разделу «Духовная культура человека и общества».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов:

1.Современные религии.

2.Роль искусства в обществе.

2

Раздел 3.

Социальные отношения.

32

Тема 3.1.

Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

10

    2

1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

1

2. Социальная стратификация.

1

3. Социальное положение человека. Престижность профессиональной деятельности

4. Социальная роль.  Многообразие социальных ролей  в юношеском возрасте.  

1

5. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.  

1

6. Социальный статус и престиж

1

7. Социальная мобильность.

1

8. Практическая работа№8. «Социальная стратификация в современной России

1

9. Самостоятельная работа по теме:  «Социальная роль и стратификация»

1

10. Обобщающее  повторение по теме «Социальная роль и стратификация».

1

 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающегося

 - решение задач на социальные проблемы

Темы рефератов

1.Я и мои социальные роли.

6

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.

Содержание учебного материала

11

     2

1.Социальное поведение.

1

2. Социальный контроль.  Виды социальных норм и санкций. 

1

3.Самоконтроль.

1

4.Девиантное поведение, его формы, проявления.

1

5.Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

1

6. Опасность наркомании и алкоголизма.

1

7.Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

1

8 Социальный конфликт.

1

9. Пути разрешения социальных конфликтов.

1

10. Самостоятельная работа по теме «Социальные нормы и конфликты

1

11. Обобщающее  повторение по теме «Социальные нормы и конфликты».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях

- работа с источниками социальной информации

Темы рефератов или докладов:

1.Современные социальные конфликты.

2.Этносоциальные конфликты в современном мире.

6

Тема 3.3.

Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

11

  2

1. Политическая социализация молодежи.

1

2.Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Р.Ф.

1

3. Этнические общности. Межнациональные отношения,  этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

1

4. Особенности молодежной политики в Российской федерации.

1

5. Семья как малая социальная группа.  

1

6.Семья и брак.  Современная демографическая ситуация в РФ.

1

7. Понятие семейных правоотношений. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

1

8. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

1

9. Практическая работа №9. «Семья в современном обществе»

1

10.Обобщающее повторение по теме «Важнейшие социальные общности и группы».

1

11.Контроль по разделу «Социальные отношения».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с источниками социальной информации

Подготовка доклада на тему:

1.Семья как ячейка общества.

6

Раздел  4

Экономика

35ч

 

Тема 4. 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала

8

2

1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика семьи.    

1

2. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Потребности. Выбор  и альтернативная стоимость.

1

3. Потребности. Выбор  и альтернативная стоимость. 

1

4. Экономические ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов

1

5.Разделение труда, специализация, предпринимательство.

1

6.Практическая работа №10. «Экономика как наука».

1

7. Практическая  работа №11 «Типы экономических систем».

1

8. Обобщающий урок по теме «Экономика и экономическая наука. Экономические системы».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

1.Экономика современного общества

6

Тема 4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

 

Содержание учебного материала

12

  2

1.Деньги.  

1

2. Инфляция: виды,  причины и последствия.

1

3. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

1

4. Рыночная экономика. Рынок, цена, товар.

1

5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия, олигополия.

1

6. Рынок одного товара. Спрос, предложение.

1

7.Роль государства в экономике. Средства государственного регулирования экономики. Государственный бюджет,  государственный долг.

1

8.Основы налоговой политики государства.

1

9. Понятие ВВП и его структура, экономический рост и развитие.

1

10. Экономический рост и развитие, экономические    циклы.

1

11. Обобщающее повторение по теме. «Рынок»

1

12. Самостоятельная работа по теме: «Рынок»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

1.Структура современного рынка товаров и услуг

6

4.3. Рынок труа и безработица

Содержание учебного материала

10

2

1.Экономика потребителя: поведение потребителя, рыночный потребитель.

1

2. Доходы потребителя. Реальный и номинальный.

1

3. Сбережения. Заработная плата. 

1

4. Доходы и расходы семьи.

1

5.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

1

6. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.  Человеческий капитал.

1

7. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

1

8 . Практическая работа№12. «Причины безработицы и трудоустройство».

1

9. Обобщающее  повторение по теме « Рынок труда и безработица»

1

10. Самостоятельна я работа по теме: «Рынок труа и безработица».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

1.Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причины  безработицы в разных странах.

8

Тема 4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Содержание учебного материала

5

   2

1. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли.

1

2. Глобальные экономические проблемы.

1

3. Становление современной рыночной экономики России.

 Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России. Экономическая политика Российской Федерации

1

4.Практическая работа № 13 «Особенности современной экономики России»

1

5. Контроль по разделу  «Экономика».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Повторить термины по теме.

3

Раздел 5.

  Политика

  22

      2

Тема 5.1.

 Политика и власть.  Государство  в политической системе

Содержание учебного материала

10

1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

1

2. Признаки государства. Государственный суверенитет.

1

3. Политические институты. Государство как политический институт.

1

4.. Политическая система. Ее внутренняя структура.  

1

5.Внутренние и внешние функции  государства.  Особенности  функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы.

1

6. Механизм государства. Органы государства.

1

7. Формы государства: форма правления, территориально- государственное устройство. Политический режимы, их типология.  Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

1

8. Гражданское общество и правовое государство. Правовое государство, понятие и признаки.

1

9. Практическая работа№14 «Формы государства».

1

10.Обобщающее повторение по теме: «Политика и власть.  Государство  в политической системе».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

1.Политическая власть: история и современность.

2.Политическая система  современного российского общества.

3.Формы государства:  сравнительна характеристика (два государства на выбор).

   8

     

Тема 5.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала

12

   2

1.Личность и государство. Политический статус личности.

1

2.Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

1

3. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.  

1

4.Роль политического  лидера. Лидеры и ведомые.  Гражданские инициативы.

1

5. Отличительные черты выборов в демократическом  обществе.

1

6. Избирательная  компания в РФ.

1

7. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал- демократия, коммунизм.

1

8. Политические партии и движения, их классификация.

1

9. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации

1

10. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

1

11.Обобщающий урок по теме «Участники политического процесса й».

1

12.Контрольная работа  по теме. «Политика»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка презентаций по теме.

Темы рефератов

1.Формы участи личности в политической жизни.

2.Политические партии современности.

4

Раздел 6.

Право.

35

      2

Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

11

1.Понятие права. Юриспруденция как общественная наука.

1

2.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

1

3.Система права: основные институты, отрасли права.

1

4. Частное и публичное право.  

1

5. Основные формы права.

1

6. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени,   в пространстве и по кругу лиц.

1

7. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Порядок принятия   и вступления в силу законов в РФ.

1

8.Правосознание.  Правоотношение.

1

9. Правоотношения и юридическая ответственность; правовое поведение.

1

10. Юридическая ответственность и ее задачи. Виды противоправных поступков.

1

11.Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка презентаций по теме.

Темы рефератов

1.Формы участи личности

2

Тема 6.2.

Основы конституционального права РФ.

Содержание учебного материала

10

   2

1.Конституционное право,  как отрасль российского права. Основы конституционного  строя РФ.  

1

2.Система государственных органов РФ. Местное самоуправление.

1

3.Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.

1

4.Правоохранительные органы Российской  Федерации. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

1

5. Система международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.  

1

6. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

1

7. Основные конституционные права и обязанности в России. Право граждан участвовать в управлении делами государства.

1

8.Право на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные  нормы. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

1

9. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

  Практическая работа№ 15. « Права и обязанности человека и гражданина».

1

10. Обобщающий урок по теме « Основы конституционального права РФ».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовка презентаций по теме.

Темы рефератов

1.Право и  социальные нормы.

4

Тема 6.3.

Отрасли российского права.

Содержание учебного материала

14

  2

1.Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

1

2.Гражданско - правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

1

3. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля - продажа, мена, наследование, дарение.

1

4.Личные имущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных  и неимущественных  прав.

1

5.Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.  

1

6.Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок и порядок их разрешения.

1

7. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.  

1

8. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность

1

9. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность.  Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. 

1

10. Практическая работа №16 «Трудовое право».

1

11.Контроль по  разделу «. Право».

1

12.Повторение  по курсу «Обществознание»        

1

13.Подготовка  к дифференцированному зачету

1

14.Дифференцированный зачет.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

1.Система права и система законодательства.

2.Развитие прав человека в 20-начале 21 века.

3.Характеристика отраслей российского права (на выбор).

6

Максимальной учебной нагрузки   обучающегося:

всего  учебных часов:

Внеаудиторная самостоятельная работа  обучающихся:  

257  часов

171

86

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

           Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, адаптированные конспекты, тестовый материал, раздаточный материал).

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники: Основные источники:

   1. Боголюбов Л.Н. «Обществознание» учебник 10,11класс , базовый уровень, М. : Просвещение, 2010.- 349 с.

   2.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. ОИЦ «Академия», 2016.

   3.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. ОИЦ «Академия», 2016.

  4. Важенин А.Г. «Обществознание. Контрольные задания». ОИЦ «Академия», 2016.

   5.Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2011.

  6.Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2012.

  7.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.,2014.

Интернет-ресурсы:    

1.        http://www.wikiznanie.ru

2.        http://www.wikipedia.org

3.        http://www.megabook.ru

4.        http://his.1september.ru

5.        http:// historydoc.edu.ru

6.        http://www.warheroes.ru

   

  4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины  обществознание осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержания обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введения

Значение особенностей социальных наук, специфика объекта их изучения.

  1. Человек и общество

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии: общение и взаимодействие, конфликты.

1.2.  Общество как сложная система.

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция»,  «общественный прогресс».

                           2.Духовная культура человека и общества.

1.2. Духовная культура личности и общества.

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

Умение различать культуру  народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия  взаимосвязи различных культур.

Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа  культурным ценностям.

2.2.Наука и образование в современном мире.

Различение естественных и социально- гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученного перед обществом.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.

                                             3.Экономика.

3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

3.2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «государственный бюджет».

3.3. Рынок труда и безработицы.

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.

                                       4.Социальные отношения.

4.1. Социальная роль и стратификация.

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе.

4.2. Социальные нормы и конфликты.

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения.

4.3.Важнейшие социальные общности и группы.

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

                                              5. Политика.

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства. Политического режима.  Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.

5.2.Участники политического процесса.

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика  избирательной компании в Российской Федерации.

                                                      6. Право.

6.1.Правовое регулирование общественных отношений.

Выделение роли права в системе социальных норм.

Умение давать характеристику системе права.

6.2.Основы конституционного права Российской Федерации.

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.

6.3.Отрасли российского права.

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

Разработчики:         

ГБПОУ  РО ПУ №95        преподаватель                  Е.Ю.    Малеванная

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

ГБПОУ   РО ПУ №95        заместитель УМР                  Н.В. Фоменко

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

ГБПОУ  РО ПУ №95     преподаватель                          Колосова Е.В..

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...