Рабочая программа по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx | 99.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО ПУ № 95
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
обществознание (вкл. Экономику и право)
с. Осиково
2017г.
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического объединения на заседании методического совета
общеобразовательного цикла протокол №_____от_______2017г.
протокол № __ от ___2017г. Председатель МС ______Н.В. Фоменко
председатель методического объединения
______________ Е.Ю. Малеванная
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл.экономику и право)», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОБД. 04 «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.03. – автомеханик.
Организация- разработчик: ГБ ПОУ РО ПУ № 95
Разработчики:
Е.Ю. Малеванная преподаватель обществознания
Е.В. Колосова преподаватель ГБПОУ РО ПУ №95
Н.В. Фоменко зам директора по УМР ГБПОУ РО ПУ №95
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 10 |
| 26 |
| 27 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛ.ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознания(вкл. экономику и право) предназначена для изучения обществознания в ГБПОУ РО ПУ № 95 реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее - ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.03. – автомеханик.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознания (вкл. экономику и право)», и в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО МинобрнаукиРоссии от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание рабочей программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО 23.01.03. – автомеханик на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Содержание образовательной учебной дисциплины «Обществознание» направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально- правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. В процессе освоения обществознания у обучающихся развиваются познавательные интересы интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретении знаний по обществознанию в соответствии с возникающими жизненными проблемами. Воспитывается чувство патриотизма и социально-экономико- правовой грамотности гражданина.
Изучение обществознания включая экономику и право в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем рабочей программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы ребят.
В содержании общеобразовательной учебной дисциплины для естественнонаучного профиля профессионально-значимый компонент не выделен, т.к. все его содержание является профильно-ориентированным и носит профессионально значимый характер.
В процессе изучения обществознания у обучающихся формируются знаний об обществе как целостной развивающей системе и взаимодействии его основных сфер и институтов- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; формируется представлений об основных тенденциях и возможностях перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире, о методах познания социальных явлений и процессов; умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать социальную информацию, осуществлять поиск в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии 23.01.03. – автомеханик.
Технического профиля профессионального образования представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения обществознания важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
Профильная направленность общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» по профессии 23.01.03. – автомеханик заключается в самостоятельной работе обучающихся, различных видов работ:
а) подготовка сообщений, и рефератов и докладов;
б) составление презентаций;
в) работа с источниками социальной информации;
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03. – автомеханик.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины обществознание изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования по профессии СПО технического профиля «автомеханик» с получением среднего общего образования. Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины обществознание:
- формирует у обучающихся мотивацию к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни; углубление интереса к изучению социально- экономических и политико - правовых дисциплин.
- совершенствует умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; совершенствовать у обучающихся формирование целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;.
- способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа по обществознанию ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флага, гимна);
-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности с сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающей системе и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
-владение умениями выявлять причинно- следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможностях перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 257 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -171 часов;
самостоятельных и практических работ обучающегося - 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 257 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольная работа | 1 |
Контроль по разделу | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (внеаудиторная самостоятельная работа) | 86 |
в том числе: | |
-подготовка докладов, сообщений, рефератов, конспектов; - работа с источниками социальной информации; - определение алгоритма поведения в социальных ситуациях; - подготовка презентации - решение задач - поиск и обработка социальной информации | 55 10 4 8 3 4 |
Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины обществознание .
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1. | 2. | 3. | 4. |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. | 1 | ||
2.Диагностическая контрольная работа. | 1 | ||
Раздел 1. | Человек и общество. | 19 | 2 |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества . | Содержание учебного материала | 11 | |
1.Философские представления о социальных качествах человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | ||
2. Человек, индивид, личность. | 1 | ||
3.Социальные отношения. Социализация. Цель и смысл человеческой жизни. | 1 | ||
4.Деятельность и мышление. Потребности, способности и интересы. | 1 | ||
5. Виды деятельности. Человек в учебной и трудовой деятельности. | 1 | ||
6.Сознание, соотношение бытия и сознания. | 1 | ||
7. Познание, его виды. Истина. | 1 | ||
8 Мировоззрение | 1 | ||
9.Общение. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 1 | ||
10. Практическая работа №1. «Мировоззрение. Типы мировоззрения» | 1 | ||
11. Обобщающий урок по теме «Природа человека, врожденные и приобретенные качества». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка докладов - поиск и обработка социальной информации -составление схемы и опорного конспекта по теме. Темы рефератов: 1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. 2.Я и мы: взаимодействие людей в обществе. | 8 | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1. Представление об обществе как сложной системе. Подсистемы и элементы общества. | 1 | ||
2. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Сферы общества. | 1 | ||
3. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 1 | ||
4.Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 1 | ||
5. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 1 | ||
6. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Современные войны, их опасность для человечества. Мировое решение вопроса. | 1 | ||
7.Практическая работа№2. «Общество и природа» | 1 | ||
8. Контроль по разделу 1«Человек и общество» | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с источниками социальной информации Подготовка сообщений Темы рефератов: 1.Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающей средой. 2.Проблема познаваемости мира в трудах ученых. | 6 | ||
Раздел 2. | Духовная культура человека и общества. | 26 | 2 |
Тема 2.1. Духовная культура личности. | Содержание учебного материала | 8 | |
1.Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. | 1 | ||
2.Культура народная, массовая и элитарная. | 1 | ||
3. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. | 1 | ||
4. Экранная культура- продукт информационного общества | 1 | ||
5. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 1 | ||
6. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 1 | ||
7.Практическая работа№ 3«Виды культуры». | 1 | ||
8.Обобщающий урок по теме «Духовная культура личности». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 1.Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях 2.Подготовка рефератов: 1.Современная массовая культура: достижения или деградация? 2.Современная молодежь: проблемы и перспективы. | 2 | ||
Тема2.2. Наука и образование в современном мире. | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1.Наука. Естественные и социально- гуманитарные науки. Значимость учебного труда, его особенности. | 1 | ||
2. Нормы научной этики. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Научное познание. | 1 | ||
3. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. | 1 | ||
4.Правовое регулирование образования. Закон РФ об образовании. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. | 1 | ||
5.Практическая работа№4 «Наука в современном мире» | 1 | ||
6.Практическая работа№5. «Роль образования в жизни человека и общества. | 1 | ||
7. Обобщающий урок по теме «Наука и образование в современном мире». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада на тему: 1.«Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?» 2.«Кем быть? Проблема выбора профессии» доклад | 4 | ||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 1 | ||
2. Религия как феномен культуры. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести | 1 | ||
3. Мировые религии. | 1 | ||
4. Религиозные объединения в Российской Федерации. Свобода совести. | 1 | ||
5. Искусство. Понятие и виды искусства. | 1 | ||
6 Искусство и мораль. | 1 | ||
7. Искусство и его роль в жизни людей. Структура искусствознания | |||
8. Практическая работа №6. «Мораль». | 1 | ||
9. Практическая работа №7 «Религия». | 1 | ||
10.Обобщающий урок по теме « Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры». | 1 | ||
11.Контроль по разделу «Духовная культура человека и общества». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов: 1.Современные религии. 2.Роль искусства в обществе. | 2 | ||
Раздел 3. | Социальные отношения. | 32 | |
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. | 1 | ||
2. Социальная стратификация. | 1 | ||
3. Социальное положение человека. Престижность профессиональной деятельности | |||
4. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. | 1 | ||
5. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 1 | ||
6. Социальный статус и престиж | 1 | ||
7. Социальная мобильность. | 1 | ||
8. Практическая работа№8. «Социальная стратификация в современной России | 1 | ||
9. Самостоятельная работа по теме: «Социальная роль и стратификация» | 1 | ||
10. Обобщающее повторение по теме «Социальная роль и стратификация». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающегося - решение задач на социальные проблемы Темы рефератов 1.Я и мои социальные роли. | 6 | ||
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты. | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1.Социальное поведение. | 1 | ||
2. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. | 1 | ||
3.Самоконтроль. | 1 | ||
4.Девиантное поведение, его формы, проявления. | 1 | ||
5.Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 1 | ||
6. Опасность наркомании и алкоголизма. | 1 | ||
7.Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 1 | ||
8 Социальный конфликт. | 1 | ||
9. Пути разрешения социальных конфликтов. | 1 | ||
10. Самостоятельная работа по теме «Социальные нормы и конфликты | 1 | ||
11. Обобщающее повторение по теме «Социальные нормы и конфликты». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: - определение алгоритма поведения в социальных ситуациях - работа с источниками социальной информации Темы рефератов или докладов: 1.Современные социальные конфликты. 2.Этносоциальные конфликты в современном мире. | 6 | ||
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы. | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1. Политическая социализация молодежи. | 1 | ||
2.Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Р.Ф. | 1 | ||
3. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | ||
4. Особенности молодежной политики в Российской федерации. | 1 | ||
5. Семья как малая социальная группа. | 1 | ||
6.Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. | 1 | ||
7. Понятие семейных правоотношений. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. | 1 | ||
8. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 1 | ||
9. Практическая работа №9. «Семья в современном обществе» | 1 | ||
10.Обобщающее повторение по теме «Важнейшие социальные общности и группы». | 1 | ||
11.Контроль по разделу «Социальные отношения». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа обучающихся: 1.Работа с источниками социальной информации Подготовка доклада на тему: 1.Семья как ячейка общества. | 6 | ||
Раздел 4 | Экономика | 35ч |
|
Тема 4. 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика семьи. | 1 | ||
2. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. | 1 | ||
3. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. | 1 | ||
4. Экономические ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов | 1 | ||
5.Разделение труда, специализация, предпринимательство. | 1 | ||
6.Практическая работа №10. «Экономика как наука». | 1 | ||
7. Практическая работа №11 «Типы экономических систем». | 1 | ||
8. Обобщающий урок по теме «Экономика и экономическая наука. Экономические системы». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов 1.Экономика современного общества | 6 | ||
Тема 4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
| Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1.Деньги. | 1 | ||
2. Инфляция: виды, причины и последствия. | 1 | ||
3. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 1 | ||
4. Рыночная экономика. Рынок, цена, товар. | 1 | ||
5. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия, олигополия. | 1 | ||
6. Рынок одного товара. Спрос, предложение. | 1 | ||
7.Роль государства в экономике. Средства государственного регулирования экономики. Государственный бюджет, государственный долг. | 1 | ||
8.Основы налоговой политики государства. | 1 | ||
9. Понятие ВВП и его структура, экономический рост и развитие. | 1 | ||
10. Экономический рост и развитие, экономические циклы. | 1 | ||
11. Обобщающее повторение по теме. «Рынок» | 1 | ||
12. Самостоятельная работа по теме: «Рынок» | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов 1.Структура современного рынка товаров и услуг | 6 | ||
4.3. Рынок труа и безработица | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1.Экономика потребителя: поведение потребителя, рыночный потребитель. | 1 | ||
2. Доходы потребителя. Реальный и номинальный. | 1 | ||
3. Сбережения. Заработная плата. | 1 | ||
4. Доходы и расходы семьи. | 1 | ||
5.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. | 1 | ||
6. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 1 | ||
7. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | 1 | ||
8 . Практическая работа№12. «Причины безработицы и трудоустройство». | 1 | ||
9. Обобщающее повторение по теме « Рынок труда и безработица» | 1 | ||
10. Самостоятельна я работа по теме: «Рынок труа и безработица». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов 1.Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причины безработицы в разных странах. | 8 | ||
Тема 4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. | 1 | ||
2. Глобальные экономические проблемы. | 1 | ||
3. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России. Экономическая политика Российской Федерации | 1 | ||
4.Практическая работа № 13 «Особенности современной экономики России» | 1 | ||
5. Контроль по разделу «Экономика». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 1.Повторить термины по теме. | 3 | ||
Раздел 5. | Политика | 22 | 2 |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. | 1 | ||
2. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 1 | ||
3. Политические институты. Государство как политический институт. | 1 | ||
4.. Политическая система. Ее внутренняя структура. | 1 | ||
5.Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы. | 1 | ||
6. Механизм государства. Органы государства. | 1 | ||
7. Формы государства: форма правления, территориально- государственное устройство. Политический режимы, их типология. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | 1 | ||
8. Гражданское общество и правовое государство. Правовое государство, понятие и признаки. | 1 | ||
9. Практическая работа№14 «Формы государства». | 1 | ||
10.Обобщающее повторение по теме: «Политика и власть. Государство в политической системе». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов 1.Политическая власть: история и современность. 2.Политическая система современного российского общества. 3.Формы государства: сравнительна характеристика (два государства на выбор). | 8 |
| |
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1.Личность и государство. Политический статус личности. | 1 | ||
2.Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. | 1 | ||
3. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | ||
4.Роль политического лидера. Лидеры и ведомые. Гражданские инициативы. | 1 | ||
5. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | 1 | ||
6. Избирательная компания в РФ. | 1 | ||
7. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал- демократия, коммунизм. | 1 | ||
8. Политические партии и движения, их классификация. | 1 | ||
9. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации | 1 | ||
10. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 1 | ||
11.Обобщающий урок по теме «Участники политического процесса й». | 1 | ||
12.Контрольная работа по теме. «Политика» | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка презентаций по теме. Темы рефератов 1.Формы участи личности в политической жизни. 2.Политические партии современности. | 4 | ||
Раздел 6. | Право. | 35 | 2 |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений. | Содержание учебного материала | 11 | |
1.Понятие права. Юриспруденция как общественная наука. | 1 | ||
2.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | 1 | ||
3.Система права: основные институты, отрасли права. | 1 | ||
4. Частное и публичное право. | 1 | ||
5. Основные формы права. | 1 | ||
6. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 | ||
7. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. | 1 | ||
8.Правосознание. Правоотношение. | 1 | ||
9. Правоотношения и юридическая ответственность; правовое поведение. | 1 | ||
10. Юридическая ответственность и ее задачи. Виды противоправных поступков. | 1 | ||
11.Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений. | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка презентаций по теме. Темы рефератов 1.Формы участи личности | 2 | ||
Тема 6.2. Основы конституционального права РФ. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1.Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. | 1 | ||
2.Система государственных органов РФ. Местное самоуправление. | 1 | ||
3.Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. | 1 | ||
4.Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | 1 | ||
5. Система международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | ||
6. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. | 1 | ||
7. Основные конституционные права и обязанности в России. Право граждан участвовать в управлении делами государства. | 1 | ||
8.Право на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. | 1 | ||
9. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Практическая работа№ 15. « Права и обязанности человека и гражданина». | 1 | ||
10. Обобщающий урок по теме « Основы конституционального права РФ». | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка презентаций по теме. Темы рефератов 1.Право и социальные нормы. | 4 | ||
Тема 6.3. Отрасли российского права. | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
1.Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. | 1 | ||
2.Гражданско - правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. | 1 | ||
3. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля - продажа, мена, наследование, дарение. | 1 | ||
4.Личные имущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 1 | ||
5.Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. | 1 | ||
6.Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок и порядок их разрешения. | 1 | ||
7. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | ||
8. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность | 1 | ||
9. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 1 | ||
10. Практическая работа №16 «Трудовое право». | 1 | ||
11.Контроль по разделу «. Право». | 1 | ||
12.Повторение по курсу «Обществознание» | 1 | ||
13.Подготовка к дифференцированному зачету | 1 | ||
14.Дифференцированный зачет. | 1 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов 1.Система права и система законодательства. 2.Развитие прав человека в 20-начале 21 века. 3.Характеристика отраслей российского права (на выбор). | 6 | ||
Максимальной учебной нагрузки обучающегося: всего учебных часов: Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: | 257 часов 171 86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, адаптированные конспекты, тестовый материал, раздаточный материал).
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники: Основные источники:
1. Боголюбов Л.Н. «Обществознание» учебник 10,11класс , базовый уровень, М. : Просвещение, 2010.- 349 с.
2.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. ОИЦ «Академия», 2016.
3.Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. ОИЦ «Академия», 2016.
4. Важенин А.Г. «Обществознание. Контрольные задания». ОИЦ «Академия», 2016.
5.Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2011.
6.Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2012.
7.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.,2014.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.wikiznanie.ru
2. http://www.wikipedia.org
3. http://www.megabook.ru
4. http://his.1september.ru
5. http:// historydoc.edu.ru
6. http://www.warheroes.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины обществознание осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержания обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введения | Значение особенностей социальных наук, специфика объекта их изучения. |
| |
1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества. | Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии: общение и взаимодействие, конфликты. |
1.2. Общество как сложная система. | Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс». |
2.Духовная культура человека и общества. | |
1.2. Духовная культура личности и общества. | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа культурным ценностям. |
2.2.Наука и образование в современном мире. | Различение естественных и социально- гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученного перед обществом. |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. | Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей. |
3.Экономика. | |
3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики. |
3.2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «государственный бюджет». |
3.3. Рынок труда и безработицы. | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли. |
4.Социальные отношения. | |
4.1. Социальная роль и стратификация. | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе. |
4.2. Социальные нормы и конфликты. | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения. |
4.3.Важнейшие социальные общности и группы. | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи). |
5. Политика. | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства. Политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки. |
5.2.Участники политического процесса. | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной компании в Российской Федерации. |
6. Право. | |
6.1.Правовое регулирование общественных отношений. | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права. |
6.2.Основы конституционного права Российской Федерации. | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан. |
6.3.Отрасли российского права. | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права. |
Разработчики:
ГБПОУ РО ПУ №95 преподаватель Е.Ю. Малеванная
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 заместитель УМР Н.В. Фоменко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 преподаватель Колосова Е.В..
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...