Элективный курс: "Подготовка к ОГЭ по обществознаниюя2
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках ОГЭ. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.
Задачи курса:
· повышение предметной компетентности учеников;
· развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
· краткое изложение и повторение курса обществознания;
· формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
· формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
· воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
· знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
· формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
· психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Программа курса состоит из трех разделов:
· Особенности ГИА по обществознанию.
· Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
· Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
· работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
· критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
· анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
· решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
II. Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
· биосоциальную сущность человека
· основные этапы и факторы социализации личности
· место и роль человека в системе общественных отношений
· закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
· основные социальные институты и процессы
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
· особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
· характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
· объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
· сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
· подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
· самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
· оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
· решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий
· ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt.kurs_9_klass.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2015 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2015 году ОГЭ по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ОГЭ по обществознанию.
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках ОГЭ. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Программа курса состоит из трех разделов:
- Особенности ГТА по обществознанию.
- Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
II. Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
III. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (тема урока) | Примечание | Дата проведения |
Раздел 1.Особенности ГИА по обществознанию. – 9 ч. | |||
1 | ГИА как способ объективной оценки качества образования. | Лекция. | |
2 | Особенности ГИА по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ГИА по обществознанию. | Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании) | |
3 | Правила заполнения бланков ЕГЭ. | Урок-практикум. | |
4 | Информационные ресурсы ЕГЭ. | http://www.еgе.edu.ru и др. | |
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 26 ч. | |||
5 | Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям. | Решение заданий с выбором ответа (часть А) | |
6 | Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. | Решение заданий с выбором ответа (часть А) | |
7 | Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) | |
8 | Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) | |
9 | Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) | |
10 | Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. | Решение заданий с кратким ответом (часть В) | |
11 | Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
12 | Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
13 | Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
14 | Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
15 | Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
16 | Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) | |
17 | Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний. | Решение заданий с развернутым ответом (часть С) |
IV. Основное содержание
Раздел 1. Особенности ГИА по обществознанию. – 4 ч.
ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ОГЭ.
Информационные ресурсы ОГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности. – 13 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
V. Формы средства контроля.
Пробное проведение ЕГЭ по обществознанию
VI. Перечень учебно-методических средств обучения
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- ГИА-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.
- ГИА-2015. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
- Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2015.
- ГИА. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ГИА. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2015.
- Отличник ГИА. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2011.
- ГИА-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
- http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"
Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»
Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....
Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс
Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....